Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 02:13, реферат

Описание

Всем известно, что в первой четверти двадцатого века появилось множество талантливых писателей и поэтов, (недаром этот период получил название «серебряный век» русской литературы, век возрождения) среди них и Александр Блок, и Николай Гумилев, и Осип Мандельштам, и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и многие другие. Поэзия «серебряного века» совершенно необыкновенна, она пропитана тревожным духом времени революций и перемен.

Содержание

I. Вступление……………………………………………………………………………… с. 3.
II. Основная часть. Тема Родины в лирике М.Цветаевой.
1. Москва юной Марины. «Этот тополь среди акаций, цвета пепла и серебра…»…. с. 5.
2. «Версты». «Ох, Родина–Русь…»…………………………………………………….. с. 15.
3. Эмиграция. «Тоска по Родине!»………………………………………………………с. 22.
4. «Стихи к сыну»………………………………………………………………………...с. 27.
5. Возвращение на родину. «Чужбина, Родина моя!»………………………………….с. 30.
III. Заключение…………………………………………………………………………...с. 32.
IV. Список литературы…………………………………………………………………..с. 35.

Работа состоит из  1 файл

Цветаева.doc

— 137.00 Кб (Скачать документ)

                    Ниве, где баба застится…34

     В стихах памяти Волошина: 

                  В стране, которая –  одна

                  Из  всех звалась Господней… 35 

     Марина  Цветаева всегда восхищалась страной, в которой она родилась, она  знала, что ее родина загадочна и  необычайна, в ней крайности порой  соединяются без всяких переходов  и правил. Что может быть теплее своей земли, вскормившей и вырастившей тебя, как мать, без которой нельзя обойтись, которую нельзя придать?

     Цветаева  в 1934 году пишет с гордостью: 

                      Сегодня – смеюсь!

                      Сегодня – да здравствует

                      Советский Союз!

                      За  вас каждым мускулом

                      Держусь –  и горжусь:

                      Челюскинцы  – русские!36  

     Ширь  и просторы родного края, ветер  «российский, сквозной» – вот, что  впитала в себя Марина. И именно Россию, необъятную и суровую, непреклонную и терпеливую, она завещала своему сыну. 

     4. «Стихи к сыну».

   Важное  значение для понимания поэзии Цветаевой имеет цикл «Стихи к сыну». Идея возвращенства была очень популярна в 30-е годы среди эмигрантов. Казалось, что на родине начинается какая-то новая жизнь, открывающая новые возможности. Успехи строительства в самых разных областях всячески превозносились, зверства системы умалчивались. Тех, кто уехал и был готов уехать, вела любовь к России, вера в нее и – что, может быть, еще важнее – глубокое ощущение своей нежности, неуместности в странах, где им пришлось жить. На какое-то время и Цветаева поддалась этому настроению – не для себя, для сына. Только так можно объяснить возникновение цикла «Стихи к сыну» в январе 1932 года.    

                 Дитя  мое… Мое? Ее –

                 Дитя! То самое былье,

                 Которым порастает быль,

                 Землицу, стершуюся в пыль, –

                 Ужель ребенку в колыбель

                 Нести в трясущихся горстях:

                 «Русь – этот прах, чти  – этот прах!»37

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                В стихах, обращенных к сыну, Цветаева советует не отрываться от родных корней, быть патриотом своей страны. Она не мыслила себя без России, а сын был ее вторым «я». Две важнейшие, выстраданные темы переплетаются в этих предельно искренних и горячих стихах: «отцов», виноватых в собственной беде, и несущих кару за свою вину, и «детей», к вине родителей непричастных. Отнять у которых мечту о новой России со стороны «отцов» было преступлением. Марина Ивановна чувствовала вину перед сыном, лишенным родины. По признанию Цветаевой, она «накачала его Россией» и не ошиблась:

                         Я, что в тебя –  всю Русь

                         Вкачала – как насосом!

                         Бог видит – побожусь! – 

                         Не  будешь ты отбросом

                         Страны  своей.38 

     За  границей Цветаева работала во имя  будущего, она свято верила, что вернется назад, а уж дети – наверняка. Жить вдали от России сложно, ведь читатели ее произведений остались «там», да и душа рвалась на родину. Можно предположить, что она действительно думала тогда о возвращении, что ее обольстили рассказы мужа о Советской России, если бы в том же самом январе 1932 года она не писала: «Ехать в Россию? Там этого же Мура окончательно отобьют, а во благо ли ему – не знаю. И там мне не только заткнут рот непечатанием моих вещей – там мне их писать не дадут».39 Внутренне Цветаева категорически против, она была убеждена, что возвращаться некуда и незачем: 

                      С фонарем обшарьте

                      Весь  подлунный свет.

                      Той страны на карте –

                      Нет, в пространстве – нет.  

                      Выпита  как с блюдца:

                      Донышко блестит!

                      Можно ли вернуться в дом,

                      Который срыт?40

А в  «Стихах к сыну»: 

             Нас родина не позовет!

             Езжай, мой сын, домой  – вперед –

             В свой край, в свой век, в свой час, –  от нас –

             В Россию – вас, в  Россию – масс,

             В наш-час – в  страну! в сей-час  – страну!

             В на-Марс – страну! в без-нас –  страну41!  

У такой  матери не мог родиться космополит. Вернувшись на родину, он ушел на фронт  и погиб 1943 году. Но эту боль Марине Ивановне уже не суждено было пережить.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         

         5. Возвращение на родину. «Чужбина, Родина моя!» 

     Россия строилась, жила своей жизнью. Весь мир смотрел на нее с ужасом или с надеждой. Марина Ивановна поняла, что погибнет, если не вернется, но и возвращаться – тоже смерть. Как всегда ее душу терзали противоречия, однако решение вернуться взяло верх. Если уж суждено погибнуть, так уж лучше на родине. Предчувствия не обманули Марину Ивановну, действительность оказалась на много суровее, чем представлялось издалека.

     В 1937 году, Сергей Эфрон, ради возвращения  в СССР ставший агентом НКВД за границей, оказавшийся замешенным в заказном политическом убийстве, бежит из Франции в Москву. Любовь к Родине, чувство вины переднею, напряженный интерес к сегодняшнему дню Советской России действительно сделали Эфрона чекистом. Летом 1939 года вслед за мужем и дочерью Ариадной возвращается на родину и Цветаева с сыном Георгием (Муром). Первое, что сразило Марину Цветаеву по приезде – это сообщение о том, что ее родная сестра Ася, Анастасия Ивановна, находится в Лагере! В том же году и дочь и муж были арестованы (С.Эфрон расстрелян в 1941 году, Ариадна после 15 лет репрессий была в 1955 году реабилитирована). Сама Цветаева не могла найти ни жилья, ни работы; ее стихи не печатали.

     Пишутся ли стихи в таком состоянии? Цветаева всегда, в любой жизненной ситуации, находила выход в поэзии, ею преодолевала жизнь. Это естественный образ жизни поэта. Но заключительного аккорда в творчестве Цветаевой нет, причиной тому – творческий кризис. А к сентябрю 1941 года относится запись: «Сколько строк миновавших! Ничего не записываю. С этим кончено».42 «С этим кончено» – ведь это приговор своим стихам. Почему Цветаева отказывалась от своих стихов?  Принято считать, что молчание было вызвано тяжелыми обстоятельствами жизни. Рассуждая по-человечески, даже одного из трагических событий ее жизни достаточно было бы, чтобы парализовать творчество. Тем не менее, внешние обстоятельства никогда полностью не объясняют внутреннюю судьбу поэта. Террор пробудил музу Мандельштама, мировая война не помешала, а на оборот, помогла Ахматовой взглянуть на свою жизнь «как с башни», одно объяснение кажется мне похожим на правду: о чем она могла бы писать? Сама Цветаева считала, что ее кризис связан с художественными причинами: «Моя трудность – писала она в 1940 году, – в невозможности моей задачи, например словами (то есть смыслами) сказать стон: а-а-а. Словами (смыслами) сказать звук».43

     Еще раньше в «Крысолове», Цветаева определила поэзию как 

                            Рай – сути,

                            Рай – смысла,

                            Рай – слуха,

                            Рай – звука.44   

В июле 1941 года Цветаева покидает Москву и попадает в лесное Прикамье, Елабугу. Здесь, в маленьком городке под гнетом личных несчастий, в одиночестве в состоянии душевной депрессии, она кончает с собой 31 августа 1941года. 
 
 
 

          III. Заключение. 

     Работая над рефератом, я подробно познакомилась с биографией творчеством Марины Ивановны Цветаевой, но особое впечатление на меня произвели ее стихотворения, посвященные родной земле. Трагически завершился жизненный путь поэта, все своей судьбой утвердившего органическую, неизбежную связь большого искреннего таланта с судьбой родины. Могила ее затерялась. Долго пришлось ожидать и исполнения ее юношеского пророчества, что ее «стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед». Я думаю, что при всей трагичности судьбы Цветаевой, она прожила творчески счастливую жизнь, сумев осуществиться в поэзии. Марину Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем другим. Ее стихи можно безошибочно узнать – по особому распеву, ритмам, интонации. С юношеских лет уже начала сказываться особая цветаевская хватка в обращении со стихотворным словом, стремление к афористической четкости и завершенности. Подкупала также конкретность ее домашней лирики. Марина Цветаева хотела быть разнообразной, она искала в поэзии различные пути. Свойственные поэзии Цветаевой исповедальность, эмоциональная напряженность, энергия чувства определили специфику языка, отмеченного сжатостью мысли, стремительностью развертывания лирического действия. Наиболее яркими чертами самобытной поэтики Цветаевой явились интонационное и ритмическое разнообразие (в т.ч. использование ритмического рисунка частушки; фольклорные истоки наиболее ощутимы в поэмах-сказках «Царь-девица», «Молодец»), стилистические и лексические контрасты (от просторечия и заземленных бытовых реалий до приподнятости высокого стиля и библейской образности), необычный синтаксис (уплотненная ткань стиха изобилует знаком «тире», часто заменяющим опускаемые слова), ломка традиционной метрики (смешение классических стоп одной строки), эксперименты над звуком (в т.ч. постоянное обыгрывание паронимических созвучий, превращающее морфологический уровень языка в поэтически значимый) и д.р.

     Цветаева  – большой поэт, и вклад ее в культуру русского стиха XX века значителен. Наследие Марина Цветаевой велико и трудно обозримо. Среди созданного Цветаевой, кроме лирики – семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, автобиографическая, мемуарная, историко-литературная и фолософско-критическая проза. Ее не впишешь в рамки литературного течения, границы исторического отрезка. Она необычайно своеобразна, трудноохватима и всегда стоит особняком. Одним близка ее ранняя лирика, другим – лирические поэмы, кто-то предпочитает поэмы-сказки с их могучим фольклорным разливом, некоторые станут поклонниками проникнутых современным звучанием трагедий на античные сюжета, кому-то окажется ближе фолософская лирика 20-х годов, иные предпочтут прозу, или литературные письмена, вобравшие в себя неповторимость художественного мироощущения Цветаевой. Однако все ею написанное объединено пронизывающей каждое слово могучей силой духа.

     Вслед за великими поэтами России Марина Ивановна Цветаева пронесла в душе и воспела в лирике большое и святое чувство к родине. Покинув страну из-за мужа – белого офицера, она никогда не считала себя эмигранткой. жила интересами России, восхищалась ее успехами и страдала из-за неудач. Цветаева ни строчки не написала против родины, обернувшейся к ней мачехой, Марина Ивановна винила во всех своих несчастьях себя, страстно мечтала вернуться в Россию. Она прошла через многие трудности и испытания, но никогда не роптала, гордо и терпеливо несла свой крест, оставаясь верной себе, своим принципам и идеалам: 

                     От  неиспытанных утрат  –

                     Иди – куда глаза глядят!

                     Всех  стран – глаза, со всей земли –

                     Глаза – и синие твои

                     Глаза, в которые гляжусь:

                     В глаза, глядящие на Русь.45           

     Итак, бесстрашная и безоглядная правдивость и искренность во всем были всю жизнь ее радостью и горем, ее крыльями, ее волей и пленом, ее небесами и преисподней:  

                  Поэт  – издалека заводит  речь,

                  Поэта – далеко заводит  речь… 46

Информация о работе Тема Родины в творчестве Марины Цветаевой