Тема родины в лирике Есенина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:05, реферат

Описание

Творчество Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом духовной природы его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы.

Содержание

Особенности поэтического мировосприятия
С. Есенина. 2
Своеобразие мироощущения лирического
героя. Человек и природа. 2
Фольклор как основа художественной
картины мира в поэзии С. Есенина. 5
Особенности метафоры в поэзии Есенина. 7
Тема родины в лирике Есенина. 9
Образ Руси в ранней лирике С. Есенина. 8
Родина и революция в поэзии Есенина
1917 - 1919 гг. 13
Отражение в поэзии С. Есенина
1920 – 1923 гг. духовного кризиса. 17
Философское осмысление эпохи и места человека в ней в лирике 1924- 1925 гг. 19
Заключение. 23

Работа состоит из  1 файл

Тема родины в лирике есенина.doc

— 126.50 Кб (Скачать документ)

Содержание: 

С.             

  1. Особенности поэтического мировосприятия

С. Есенина.              2

    1. Своеобразие мироощущения лирического

    героя. Человек  и природа.                             2

    1. Фольклор как основа художественной

    картины мира в поэзии С. Есенина.                              5

    1. Особенности метафоры в поэзии Есенина.      7
  1. Тема родины в лирике Есенина.                                   9
    1. Образ Руси в ранней лирике С. Есенина.         8
    2. Родина и революция в поэзии Есенина

    1917 - 1919 гг.                  13

    1. Отражение в поэзии С. Есенина

    1920 – 1923 гг. духовного  кризиса.                              17

    1. Философское осмысление эпохи и места человека в ней в лирике 1924- 1925 гг.                       19
  1. Заключение.                              23
 
 
 
 

1. Особенности поэтического 

мироощущения  Сергея Есенина. 

       Творчество  Сергея Александровича Есенина было своеобразным дерзновенным порывом  духовной природы  его мировосприятия. Русская стихийность, бушевавшая в нем, объясняется, с одной стороны, свободой натуры, проявляющейся в бунте, разгуле, хулиганстве, с другой — воспринятой с детства народной религиозностью, сказавшейся в использовании религиозной тематики и символики, которые преломляются у поэта через фольклорные формы. Религиозное мироощущение раскрывается у Есенина в устойчивом чувстве покаяния, в мыслях о смерти и погибшей в грехе жизни. Так по-своему Есенин интерпретирует религиозно-философские искания начала века, во многом определившие специфику и содержание литературы 1910-х годов. 

1.1 Своеобразие мироощущения  лирического героя. 

       К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанские поля, где  мужики косили, где  сеяли свой хлеб», были страной его  детства.

       Мир народно - поэтических  образов окружал  его с первых дней жизни: 

              Родился я с песнями  в травном одеяле.

              Зори  меня вешние в радугу свивали.

              Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

              Сутемень  колдовная счастье  мне пророчит.

                                                  (1912) 

       Лирический  герой – это  образ того героя  в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого в нём выражены (3-265).

       Лирический  герой поэта —  современник эпохи  грандиозной ломки человеческих отношений; мир его дум, чувств, страстей сложен и противоречив, характер драматичен.

       Есенин  обладал неповторимым даром глубокого поэтического самораскрытия, даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших, самых интимнейших настроений, которые возникали в его душе.

       В поэзии Есенина нас  покоряет и захватывает  в «песенный плен» удивительная гармония чувства и слова, мысли и образа, единство внешнего рисунка стиха с внутренней эмоциональностью, душевностью. «В стихах моих,— писал поэт в 1924 году,— читатель должен главным образом обращать внимание на лирическое чувствование и ту образность, которая указала пути многим и многим молодым поэтам и беллетристам. Не я выдумал  этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах.

       Он  живет во мне органически  так же, как мои  страсти и чувства. Это моя особенность, и этому у меня можно учиться так же, как я могу учиться чему-нибудь другому у других» (8-120).

       «Лирическим чувствованием» проникнуто все творчество поэта: его раздумья о судьбах родины, стихи о любимой, волнующие рассказы о четвероногих друзьях.

       Подобно шишкинскому лесу или левитановской  осени, нам бесконечно дороги и близки и  «зеленокосая» есенинская березка — самый любимый образ поэта; и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь», и цветы, низко склонившие в весенний вечер к поэту свои головки.

       Все богатство словесной  живописи у Есенина  подчинено единственной цели — дать читателю почувствовать красоту  и животворящую силу природы: 

                    Сыплет  черемуха снегом,

                    Зелень  в цвету и росе.

                    В поле, склоняясь к побегам,

                    Ходят грачи в полосе.

                    Никнут  шелковые травы,

                    Пахнет  смолистой сосной.

                    Ой  вы, луга и дубравы, — 

                    Я одурманен  весной.

                                    (1910) 

       В стихах Есенина природа  живет богатой  поэтической жизнью. Она вся в вечном движении, в бесконечном  развитии и изменении. Подобно человеку, она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. В изображении природы Есенин использует богатый опыт народной поэзии.

       Он  часто прибегает  к приему олицетворения. Черемуха у него «спит  в белой накидке», вербы плачут, тополи шепчут, «туча кружево в роще связала», «пригорюнились девушки-ели», «улыбнулась солнцу сонная земля», «словно белою косынкой подвязалася сосна», «заря окликает другую», «плачет метель, как цыганская скрипка», «и березы в белом плачут по лесам», «клененочек маленький матке зеленое вымя сосет», «тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву». Природа у Есенина многоцветна, многокрасочна.

       Любимые цвета поэта —  синий и голубой. Эти цветовые тона усиливают ощущение необъятности просторов  России («только синь сосет глаза», «солнца струганые дранки загораживают синь», «вечером синим, вечером лунным», «предрассветное, синее, раннее», «синий май, заревая теплынь», «синь, упавшая в реку»); выражают чувство любви и нежности («заметался пожар голубой», «голубая кофта, синие глаза», «парень синеглазый», «разве ты не хочешь, персиянка, увидать далекий синий край?» и т. п.).

       Эпитеты, сравнения, метафоры в лирике Есенина  существуют не сами по себе, ради красоты формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить отношение к миру. «Искусство для меня, — отмечал Есенин в 1924 году, — не затейливость узоров, а самое необходимое слово того языка, которым я хочу себя выразить» (1-1-41). Реальность, конкретность, осязаемость характерны для образного строя поэта. Стремление к овеществлению образа — один из важных моментов своеобразия его стиля. Есенин часто обращается к месяц. Он резвится в поле: «ягненочек кудрявый — месяц гуляет в голубой траве»; радуется скорому приходу зимы: «Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани»; купается в реке: «а месяц будет плыть и плыть, роняя весла по озерам»; как птица, кружит в небе: «посмотри: во мгле сырой месяц, словно желтый ворон... вьется над землей».

       Природа у Есенина —  не застывший пейзажный  фон: она живет, действует, горячо реагирует на судьбы людей, события истории. Она — любимый герой поэта, она неотделима от человека, от его настроения, от его мыслей и чувств.

                    Отговорила  роща золотая 

                    Березовым, веселым языком,

                    И журавли, печально пролетая,

                    Уж  не жалеют больше ни о ком.

…………………………………………

                    Стою  один среди равнины  голой,

                    А журавлей относит ветер  в даль,

                    Я полон  дум о юности веселой,

                    Но  ничего в прошедшем  мне не жаль.

                    Не  жаль мне лет, растраченных напрасно,

                    Не  жаль души сиреневую  цветь.

                    В саду горит костер рябины красной,

                    Но  никого не может он согреть.

                    Не  обгорят рябиновые  кисти,

                    От  желтизны не пропадет трава.

                    Как дерево роняет тихо листья,

                    Так я  роняю грустные слова.

                    И если время, ветром разметая,

                    Сгребет их все в один ненужный ком...

                    Скажите так... что роща золотая

                    Отговорила  милым языком.

                                               (1924) 

       Белинский однажды заметил, что сила гениального  таланта основана на живом, неразрывном единстве человека и поэта. Именно это слияние человека и поэта в лирике Есенина заставляет учащенно биться наши сердца, страдать и радоваться, любить и ревновать, плакать и смеяться с поэтом.

1.2 Фольклор как основа  художественной картины 

мира  в поэзии С. Есенина. 

       Основы  поэтики Есенина  – народные. Фольклор – это искусство, создаваемое народом  и бытующее в широких  народных массах (3-517). Поэзия Сергея Есенина и фольклор имеют очень тесную связь. Есенин сам неоднократно отмечал, что образность его поэзии восходит к народной. «Не я выдумал этот образ, он был и есть основа русского духа и глаза, но я первый развил его и положил основным камнем в своих стихах», - писал поэт в предисловии к собранию сочинений 1924 года (8-120).

       Дед и бабка Есенина  были богомольны, придерживались старых религиозных  обрядов. В их добротной  избе царил «хомутный  запах дёгтя» и  высилась «божница старая», излучавшая лампады кроткий свет», как это описано в стихотворении Есенина «Мой путь» (1-1-392). Они также были знатоками народной песни и религиозного фольклора. Души они не чаяли в малыше, обхаживали его и приобщали к своим духовным интересам.

       «…Я рос, - рассказывал Есенин, - в атмосфере народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. Ещё большее значение имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них». В долгие зимние вечера бабушка рассказывала внуку сказки, пела песни, духовные стихи, унося его воображение в мир старинных преданий и легенд: 

                    Под окнами

                    Костёр  метели белой.

                    Мне девять лет.

                    Лежанка, бабка, кот…

                    И бабка  что-то грустное,

                    Степное пела,

                    Порой зевая

                    И крестя свой рот.

                                                     (1915) 

       Есенин  не только слушал с  интересом, но иногда и сам под впечатлением рассказанного начинал  фантазировать, и  «сочинять». «Толчки  давала бабка. Она  рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад», - писал Есенин (9-20).  

                    Опостылеют  салазки,

                    И садимся  в два рядка

                    Слушать бабушкины сказки

                    Про Ивана-дурака.

Информация о работе Тема родины в лирике Есенина