Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

78 билет. Сказки Пушкина.

Сказка о золотом  петушке» - последняя из написанных А.С.Пушкиным сказок. Поэт написал её в 1834 году, в период глубоких раздумий над судьбой Отечества.  Золотой петушок появляется, чтобы помочь царю и первое время исправно помогает ему предотвратить нападения врагов. Он стережёт границы царства, и соседи не смеют воевать с Дадоном.     Шамаханская царица появляется стараниями колдуна, играет роль приманки для царя и его сыновей, и как только скопец умирает, она исчезает, будто её и не было.     Петушок в этой сказке играет роль палача. Он - как бомба замедленного действия, активированная в момент дарения его царю и взорвавшаяся, когда Дадон с шамаханской царицей въехал в город. Петушок - такое же творение колдуна, как и девица. На самом деле, он - не во благо царю, а во вред и исполняет последнюю волю скопца, убивая царя.     Золотой петушок вначале расценивается как дорогой подарок, некое средство от беспокойства воинственных соседей. Но это создание из золота не принесло царю ничего хорошего, оправдывая пословицу: «Не всё золото, что блестит».

У Александра Сергеевича Пушкина много сказок, поэм и стихов. Одна из них «Сказка о мёртвой  царевне и о семи богатырях». Сказка повествует о вражде царевны и  царицы. Как и во всех сказках, здесь  добро побеждает зло. Царица олицетворяет зло, а царевна добро. Сказки: О мертвой царевне,О Царе Солтане,О рыбаке и рыбке,О попе и работнике Балде, О золотом петушке

Сказки Пушкина - вершина русской сказки дореволюционной  эпохи. Они оказали огромное влияние  на сказочное творчество русских  писателей и, особенно на развитие детской  литературы.  В «Сказке о мертвой  царевне» пейзаж воскрешает могучую  образность народных заклинаний. Подобно  Ярославне из «Слова о полку Игореве», королевич Елисей обращается к стихиям  природы - к солнцу, месяцу, ветру, находя у них сочувствие и разгадку мучительной  тайны. Эти стихии природы раскрываются читателю и как волшебные существа, наделенные человеческой речью и  сознанием, и в своих реальных формах.

Так, «Сказка  о попе и работнике его Балде» написана вольным сказовым стихом с парными рифмами, который широко применялся в народной драме, райке, скоморошьих прибаутках, в импровизациях балаганных дедов. «Сказка о рыбаке и рыбке» напоминает заунывные фольклорные песни. И не случайно Пушкин предполагал включить эту сказку в цикл «Песен западных славян», созданный поэтом на основе чисто народного стиха. «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне» и «Сказка о золотом петушке» написаны четырехстопным хореем с правильно чередующимися мужскими и женскими окончаниями и с парными рифмами. Но и этот популярный в русской классической поэзии размер получил у Пушкина народное звучание. Могучую изобразительную силу ритма дают в сказках Пушкина и многочисленные рифмы - ассонансы, составные и богатые рифмы. А изумительное мастерство словесной инструментовки стиха часто вызывает у читателя почти физическое ощущение изображаемых событий. В словах поэта о море, которое в последний раз увидел старик, самые звуки «вздулись волны», «воем воют» передают шум бушующего моря, а в ритме, в складе фраз так и чувствуются тяжелые вздымающиеся волны. 

82 билет. Мотивы  семьи и дома  у Пушкина 30е

Мотив Дома, Семьи  и Домашнего очага - это очень  важная тема в духовной биографии  Пушкина. На протяжении всего творчества Пушкин касался данной темы. Мотив Дома, Семьи мы можем встретить в «Цыганах», «Борисе Годунове», «Евгении Онегине», «Маленьких трагедиях», «Повестях Белкина», в «Дубровском» и многих других произведениях.

Важность темы для Пушкина была обусловлена  обстоятельствами его жизни и  творчества. В семье Пушкина воспитание детей, которому родители не придавали  большого значения, было беспорядочным. Наиболее разительной чертой пушкинского  детства следует признать то, как  мало и редко он вспоминал эти  годы в дальнейшем. В жизни дворянского  ребенка Дом – это целый  мир, полный интимной прелести, преданий, сокровенных воспоминаний, нити от которых тянулись на всю дальнейшую жизнь. 
 
 
 

79 билет. Петровская тема у Пушкина.

Образ Петра  в творчестве Пушкина находится  в постоянном движении и развитии. В 1833 г. написана поэма «Медный всадник». В «Полтаве» Пушкин говорил о  Петре Первом: В гражданстве северной державы, В её воинственной судьбе, Лишь ты воздвиг, герой Полтавы, Огромный памятник себе. Теперь поэт увидел перед  собой Медного Всадника – воплощённый  в металле памятник Петру Великому, основателю «военной столицы». Пушкин в «Медном всаднике» поднимает  проблему взаимоотношений государства  и личности. Образ Петра – «вечного работника на троне» - Пушкин продолжал развивать и в «Арапе Петра Великого». Пётр I раскрыт в романе уже с разных сторон: Пётр в его отеческой заботливости об Ибрагиме, Пётр – вечный деятель с покоряющей простотой и непринуждённостью обхождения, Пётр с его негативным отношением к нарождавшейся на западный манер аристократии, пустой и мотовской. Работая над петровской темой, Пушкин использовал различные жанры. В 1826 году он пишет о Петре I в «Стансах». Это стихотворение по стилю напоминает оды 18 века, например: «Петра Великого» Ломоносова и «Вельможу» Державина. Идеалом их была просвещённая монархия, а идеальным героем – Пётр I. 

80 билет. Милосердие у Пушкина 30е годы.

Тема полноценно раскрывается в повести «Капитанская дочка». Именно милосердие лежит в  основе совестливости. И это глубоко  христианский, глубоко русский взгляд на столь важную нравственную категорию, которая, в свою очередь, поддерживает, преображает достоинство человека и его честь. В какой-то момент юный герой повести ощутил жалость, сострадание: человеку холодно, а этого  не должно быть, и нельзя проходить  безразлично мимо нуждающегося в  помощи, потому что это безнравственно и даже кощунственно. Сделав шаг  навстречу «страшному мужику», Петр Андреич поступил, что называется, по совести. Все это и почувствовал Пугачев. Потому так и радуется он подарку. Потому и такое теплое напутствие Гриневу: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель. Век не забуду ваших милостей». Не боясь уронить достоинство атамана в глазах соратников, Пугачев следует именно велению сердца, когда спасает Гринева от смертной казни: «… я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов». Пугачев не может не помиловать Гринева, так как перечеркнуть то внутреннее человеческое единение, которое оба ощутили при первой встрече, значило бы уничтожить в себе самом нечто самое дорогое, самое святое.               Гриневу противопоставлен Швабрин. Отвергнутый Марьей Ивановной, он вступает на путь Каина путь насилия, предательства, мести который ведет его не только к гибели физической, но – что несравнимо хуже – к духовному самоубийству. Швабрин не изнуряет себя вопросами морали, нравственного выбора или проблемами чести. Муки совести ему незнакомы. Собственное «я» для этого человека – единственная ценность.            Счастливый конец «Капитанской дочки» – вовсе не слащавая подачка читателю «романтической повести», а следствие глубочайшей уверенности писателя – гуманиста в том, что человеческая история имеет свой смысл, что падший мир держится все-таки на добре, главными составляющими которого являются совесть и милосердие, достоинство и сострадание.

Продолжение 90 билет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

81 билет. Худ.особен.Медный всадник

Художественная  структура «Медного Всадника» весьма своеобразна, если угодно, даже парадоксальна. В поэме перед нами в сущности всего лишь один герой, а она в высшей степени конфликтна, полна глубокого драматизма. Происходит это потому, что в «Медном Всаднике», произведении хотя и с одним героем, сталкиваются два противоборствующих начала - Евгения и Петра. К моменту возникновения фабульного действия поэмы, в тот бурный вечер 1824 года, которым открывается печальная повесть о страданиях и трагической судьбе бедного Евгения, Петра уже сто лет как нет в живых. Но поэт сумел чисто художественными приемами, не внося в развитие фабулы никакой мистики и вообще ничего фантастического, достигнуть того, что умерший сто лет назад Петр эстетически «присутствует» в поэме, необыкновенно живо в ней ощутим. Если угодно, «Медный Всадник» является парадоксом и в жанровом отношении, сочетая в себе, еще в большей степени, чем «Полтава», лирико-драматическую повесть в стихах с эпопеей, быт с историей, величественное и ужасное с будничным, обыденным. Наконец, парадоксом может показаться поэма и в отношении композиции. В ней словно бы как раз нет ни той целостности, ни той соразмерности частей, которые, как мы многократно убедились, являются характернейшими приемами пушкинских композиций. 

83 билет. Гос-во и личность. Медный всадник

     Памятник в поэме символизирует Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно.     В первой части поэмы повествуется об осеннем Петрограде, в котором молодой человек Евгений, бедный, но трудолюбивый. В один из осенних дней он спешит домой, огорченный своею судьбой трудом доставить и независимость и честь. В то же время он думает о своей возлюбленной Параше, которую не видел уже несколько дней. Придя домой, ложится спать. Ночью начинается страшнейшее наводнение, в городе паника и неразбериха, по улицам плывет все, что можно – товары торговки, мосты, гробы с размытого кладбища. Евгению удается спастись, и он взбирается на мраморного льва и сидит там недвижимый. Его мысли занимает одно – судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.    Вторая часть поэмы повествует нам о том, что было после окончания наводнения. Молодой человек спешит к дому любимой, и что же видит? Петербург был великолепен и прекрасен для людей высшего света, но он часто губил людей, не обличенных властью, людей, не имевших достатка. Так и все реформы Петра были направлены на улучшение жизни знати. Маленького человека они не затрагивали, а то и вовсе могли погубить.     В поэме Евгений встречается с Медным всадником - образом Петра, который за минувшее время претерпел изменения. Из царя-реформатора он превратился в каменного истукана, при виде которого невольно начинаешь испытывать тревогу. И для Евгения эта встреча оказалась плачевной. Ему начинает казаться, что Медный всадник пытается его догнать и уничтожить.    Таким образом, Петр имеет несколько воплощений, но некоторые из них могут сломать и погубить «маленького» человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

84 билет. Стихия в поэме «МедВсад»и«КапДоч»

Функции образов  природной стихии в творчестве А. С. Пушкина разнообразны: эстетическая, философская, символическая, сюжетная. В «Капитанской дочке» и «Медном  всаднике» образ стихии выполняет  прежде всего символическую и  философскую функции. В «Медном  всаднике» Пушкин изображает стихию воды, наводнение, а в «Капитанской дочке» перед нами описание бурана, метели. Обе стихии представляют собой  сложные символы и помогают Пушкину  раскрыть в этих произведениях свою философию. Образ бурана предвещает и символизирует страшные события, бурю гражданской войны, народной смуты. Образ Пугачева сливается с образом бурана. Пугачев выполняет роль лоцмана, который выводит Гринева из бескрайнего «снежного моря». Природная стихия сталкивает Гринева и Пугачева, но народная стихия разъединяет этих героев.

  «Мутное кружение метели» в «Капитанской дочке» символизирует еще и саму жизнь, случайность, непредсказуемость жизни, как в повести «Метель». И в «Метели» и в «Капитанской дочке» стихия все-таки счастливо влияет на судьбу главных героев. Ведь если бы Гринев не встретил Пугачева в ту ночь посреди снежной степи и потом не подарил бы ему заячий тулуп, то неизвестно, как сложилась бы судьба Гринева при встрече с Пугачевым в Белогорской крепости.

  В «Медном всаднике» перед нами бушующая водная стихия. Если в «Капитанской дочке» стихия предстает как «круженье», то в «Медном всаднике» описывается борьба воды с неподвижным каменным городом. Пушкин рисует страшную картину разъяренной водной стихии. В «Медном всаднике» разбушевавшаяся стихия приводит к огромным разрушениям, и в «Капитанской дочке» результаты гражданской войны страшны:

    «Бедствие доходило до крайности… состояние всего обширного края было ужасно». «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» — заключает Пушкин устами Гринева. Итак, образ стихии в повестях Пушкина «Капитанская дочка» и «Медный всадник» помогает читателям понять смысл этих произведений и важные для автора идеи. «Бессмысленный и беспощадный» бунт народа, разъяренная водная стихия — это кара, посланная Богом и правителям, и самому народу за то, что они превратились в тиранов и рабов. Пушкину ненавистны и «барство дикое», и «рабство тощее», о чем он говорит и в своей гражданской лирике, и в поэме и повести. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

85 билет. Сны у Пушкина

Постоянно пополняющийся  арсенал методов литературоведческого анализа позволяет всякий раз  по-новому подходить к интерпретации  многократно прочитанных и, казалось бы, скрупулёзно изученных “хрестоматийных” произведений. “Борис Годунов”(сон Григория), “Евгений Онегин”(сон Татьяны), “Пиковая Дама”(сон Германна), “Капитанская дочка”(сон Гринева).

“Всё тот  же сон! возможно ль? В третий раз! Проклятый  сон!.” — это первые (!) слова, которые  произносит в трагедии “Борис Годунов” Григорий Самозванец. И этот сон  предвещает герою то, что с ним  случится в скором будущем: .Мне снилося, что лестница крутая Меня вела на башню; с высоты Мне виделась Москва, что муравейник; Внизу народ на площади кипел И на меня указывал со смехом, И стыдно мне и страшно становилось — И, падая стремглав, я пробуждался. Характерно то, что пробуждение пушкинских героев происходит в кульминационный момент сновидений. Свои сны герои, как правило, не “досматривают”. Примечательна также эмоциональная наполненность сновидения: “.И стыдно мне и страшно становилось.” Падение в конце сна — тоже эмоция, хотя и видоизменённая и, очевидно, самая сильная, поскольку приводит к пробуждению. Отрицательная эмоциональность сна Григория перекликается с финалом трагедии, когда “кипящий” на площади народ “в ужасе (выделено мной. — М.О.) молчит” и отказывается приветствовать Григория — “Димитрия”, — это своеобразное предвестие “падения”. Иерархичность пространства сновидения (верх–низ), несомненно, связана с боязнью падения на глазах у смеющегося народа.

Интересно сопоставить  сны Григория и Петра Андреевича Гринёва (повесть “Капитанская дочка”): “Мне казалось, буран ещё свирепствовал, и мы ещё блуждали по снежной пустыне. Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. С  беспокойством выпрыгнул я из кибитки и вижу: матушка встречает  меня на крыльце. “Тише, — говорит  она мне, — отец болен, при смерти, и желает с тобой проститься”. Поражённый страхом, я иду за нею  в спальню Что ж? Вместо отца моего  вижу? в постели лежит мужик  с чёрной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении обратился к  матушке: “Что это значит? Это не батюшка. И с какой мне стати  просить благословения у мужика? Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел  бежать. и не мог. Ужас и недоумение овладели мной. И в эту минуту я проснулся.”” Бросается в глаза  явная абсурдность “сюжета” сновидения: отец оказывается настоящим, и, несмотря на тяжёлую болезнь, он весело “поглядывает”, да ещё и вскакивает с постели  и машет топором. Сновидение наполнено  нарастающими эмоциональными переживаниями  героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение. Финал сна Гринёва схож с финалом  сна Григория: пробуждение в момент наивысшего психологического напряжения. Интересно, что переживания героя  отражаются в природных явлениях (“буран ещё свирепствовал”). “Буран”  в контексте повести — весьма многозначительный образ, связанный  не только с чувствами Гринёва, но и с историческими событиями  того времени. 

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"