Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

68 билет. Жанр и композиция Евгений Онегин

«Я пишу теперь не роман, а роман в стихах: дьявольская  разница», – так определил жанр «Евгения Онегина» Пушкин в письме Вяземскому. Роман как эпическое  произведение, предполагает отстраненность автора от описываемых событий и  объективность в их оценке; стихотворная же форма усиливает лирическое начало, связанное с личностью создателя. В романе «Евгений Онегин» есть два  художественных пласта, два мира –  мир «эпических» героев (Онегина, Татьяны, Ленского и других персонажей) и мир автора, отраженный в лирических отступлениях. В лирических отступлениях поэт дает широкую картину современной  жизни, расширяя границы художественного  произведения и придавая его сюжету реалистичность и правдоподобие.

Это же дает право  называть «Евгения Онегина» социальным романом, так как в нем Пушкин показывает дворянскую Россию 20-х годов  ХIХ века, сравнивает светских петербургских  людей с простыми помещиками: их нравы, интересы, привычки – и стремится  объяснить различные социальные явления.

Для создания подобного  произведения необходимо было отказаться не только от стандартного содержания, но и изменить саму композицию романа. Так, Пушкин отказывается от некоторых  традиционных элементов, таких как  вступление с обращением к  Музе, развязка конфликта (в этом романе реалистический «открытый финал»: автор покидает героя «в минуту, злую для него», после объяснения с Татьяной перед появлением ее мужа, и неясно, чем завершится эта недвусмысленная сцена), изображение ряда важных с точки зрения развития действия событий (свадьба Татьяны, реакция Ольги на смерть Ленского и др.). Пушкин делает это с целью подчеркнуть правдоподобие рассказанной истории: в реальной жизни нет вступлений и эпилогов, какие-то события остаются нам неизвестными, но мы продолжаем жить дальше, как это делают Онегин, Татьяна и другие герои романа после его завершения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

69 билет. Автор и глав. герой Евгений Онегин

Вся первая глава, казалось бы, рассказывает об Онегине: его детстве, юности, привычках, развлечениях, друзьях. Эпиграф Вяземского к этой главе: "И жить торопится, и чувствовать  спешит" — тоже про Онегина, это  он "жить торопится"...

 Но если  прочесть главу повнимательнее, можно увидеть, что в ней  не один, а два героя- Онегин  и Пушкин. Им не только уделено  почти равное количество строф,  мы узнаем о каждом из них  очень многое, и об авторе почти  столько же, сколько о герое.  Они во многом похожи, недаром  Пушкин сразу скажет об Онегине, "добрый мой приятель' Но много  у них и разного. Поэт находит  самые точные, самые убедительные  слова, чтобы объяснить, как  несчастливо воспитали Евгения:  чувствовать, страдать, радоваться  он не умеет. Зато умеет "лицемерить, казаться, являться"; зато, как многие  светские люди, умеет скучать  и томиться...

   Белинский  назвал роман Пушкина "энциклопедией  русской жизни и в высшей  степени народным произведением". Так оно и есть. И противостояние  автора и главного героя еще  более четко формулирует эту  мысль.  А.С.Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существуют сами по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней.  

70 билет. Специфика финала Евгений Онегин

Этот своеобразный конец «без конца» нетрадиционный для  жанра романа. Незавершенность в  романе судьбы главного его героя,- то, как мы могли только что убедиться, это вполне в духе многих и многих пушкинских финалов; Вместе- с тем. именно’  эта незавершенность дала поэту  возможность наложить последний  и исключительный по своей идейно-художественной весомости и выразительности  штрих на тот образ-тип «лишнего человека», который был впервые  явлением в лице Онегина.  

71 билет. Значение «сна Татьяны» ЕвгенОнегин

   Сон героя,  введенный в повествование, —  излюбленный композиционный прием  А. С. Пушкина. Знаменательный, «пророческий» сон видит Гринев  в «Капитанской дочке». Сон, предвосхищающий  будущие события, посещает и  Татьяну Ларину в романе «Евгений  Онегин».

   Содержание  сна необычно. В этом сне героиня  видит «большого, взъерошенного  медведя», который переводит ее  через поток, а затем начинает  преследовать ее в лесу. Татьяна  пытается убежать от него, но  на пути ее встает множество  препятствий. Татьяна падает в снег и медведь несет её в избушку. Вдруг Татьяна узнает среди них Онегина, который здесь «хозяин». Героиня наблюдает за всем происходящим из сеней, из-за дверей, не осмеливаясь войти в комнату. Любопытствуя, она немного отворяет дверь, и ветер задувает «огонь светильников ночных». Пытаясь понять, в чем дело, Онегин отворяет дверь, и Татьяна предстает «взорам адских привидений». Затем она остается с Онегиным наедине, но уединение это неожиданно нарушают Ольга и Ленский. Онегин в гневе. Мотив сна взят у Жуковского из Светланы и у Грибоедова у Софьи.

   Сон Татьяны  является «вещим». Он предвещает  ей будущее замужество (видеть  во сне медведя, согласно народным  верованиям, предвещает женитьбу  или замужество). Кроме того, медведь  во сне героини является кумом  Онегина, а ее муж, генерал,  действительно приходится Онегину  дальним родственником. Сон этот  предваряет и будущие именины  в доме Лариных. Д. Д. Благой  считал, что «застольные» картины  из сна героини перекликаются  с описанием именин Татьяны.  Далее сон в символической  форме снова рисует будущие  события: ссору Онегина с Ленским,  их поединок, исходом которого  стала смерть юного поэта («...Евгений  Хватает длинный нож И вмиг  повержен Ленский...»). Стоит отметить, что сон героини в романе  — не просто предваряет будущие  события. Этот эпизод смещает  в романе сюжетные акценты:  с отношений Онегина и Татьяны  внимание читателя переключается  на отношения Онегина и Ленского. Сон Татьяны открывает нам  ее внутренний мир, сущность  ее натуры.

Таким образом, сон Татьяны выступает как  средство ее характеристики, как композиционная вставка, как «пророчество», как  отражение потаенных желаний  героини и потоков ее душевной жизни, как отражение ее взгляд. на мир. 

72 билет. Питер и Москва Евгений Онегин

Кратко, но довольно ясно, автор показал крепостную деревню, барскую Москву, светский Санкт-Петербург. Пушкин правдиво изобразил ту среду, в которой живут главные герои  его романа — Татьяна Ларина и  Евгений Онегин. Автор воспроизвёл  атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость  Онегина. Рассматривая героев своего романа на фоне Петербурга и российской деревни, Пушкин, создавая настоящую энциклопедию русской жизни, не мог не привести свою героиню в Москву, и в этом видится закономерность. Пушкин, конечно, не мог миновать такую драгоценную значимость для всей русской жизни, как Москва.    Описание Москвы и любви к ней Пушкина в романе "Евгений Онегин" приходится на седьмую главу. Уместно" вспомнить три эпиграфа к ней. Это стихи поэтов Дмитриева, Баратынского и Грибоедова.  Эпиграф Дмитриева: "Москва, России дочь любима, где равную тебе сыскать?" Эпиграф Баратынского: "Как не любить родной Москвы?" Эпиграф Грибоедова "Гоненье на Москву' что значит видеть свет! Где ж лучше? Где нас нет".  

73 билет. Татьяна в сист.персонажей ЕвгенОнег

Татьяна Ларина – главная героиня романа. Само имя героини, традиционно простонародное, указывает на ее связь с национальными  корнями, с миром провинциальной русской жизни. В обществе, “где воспитаньем немудрено блеснуть”, Татьяна выделяется своими душевными  качествами и оригинальностью. Наделенная “своенравной головой”, Татьяна демонстрирует  неудовлетворенность жизнью в дворянской среде. И уездной барышней, и княгиней, “величавой законодательницей зал”, она тяготится мелочностью и  скудостью интересов окружающих. Пушкин пишет, восхищаясь ее качествами: “Невольно, милые мои, меня стесняет сожаленье. Простите мне, я так люблю  Татьяну милую мою”. Татьяна красива  и внешне, и внутренне, у нее  проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная  душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь, она мечтой стремится  к жизни полевой”. Она имела  возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. В московских и петербургских  салонах, на балах она могла внимательно  пронаблюдать людей, типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм. Татьяна — та решительная русская  женщина, которая могла бы отправиться  за декабристами в Сибирь. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал  проявление независимого женского характера  только в области личных, семейных, светских отношений. 

74 билет. Литература в Евгении Онегине

Сам Евгений  читал Адама Смита и был глубокий эконом. Чтение Адама Смита было в ходу у декабристов, тем самым Пушкин дает прямую ссылку на них.

Владимир Ленский  приезжает в свое имение «из Германии туманной», где он стал поклонником  философа Канта и романтическим  поэтом. Кроме того, речь еще идет о взглядах философов-просветителей, идеях Руссо, Шиллера и Гете, воззрениях европейских романтиков.

Татьяна Ларина, как и её мать, безумно любила читать, потому как была любознательна, и всё своё время проводила за этим занятием. Причём её больше привлекали сентиментальные, душещипательные романы, в которых говорилось о невероятной любви и страдании.

     «Ей  рано нравились романы;

     Они  ей заменяли всё; 

     Она  влюблялася в обманы

     И  Ричардсона и Руссо». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

75 билет. Смерть Ленского в структ. ЕвгенОнег

Ленский сохраняет  верность романтическим идеалам, верит, «что друзья готовы за честь его  принять оковы…», в единственную любовь, которая ему суждена судьбой, а также в благородную идею свободы, которая «когда-нибудь нас  озарит и мир блаженством подарит…». Онегин же разочарован в жизни, скептически  относится к ней, «рано чувства  в нем остыли, ему наскучил света  шум». То, насколько различно отношение  героев к жизни, наглядно проявляется  в сцене, в доме Лариных. Ленский  воспринимает неудачную шутку Онегина, как предательство, оскорбление  и вызывает друга на поединок. Смерть Владимира Ленского закономерна  и символична. Он не мог пережить крушения романтических идеалов. Мечтатель  и романтик, он либо должен был погибнуть, либо смириться с обыденностью жизни. На это указывает и А. С. Пушкин:

    Прошли  бы юношества лета… 

    В  нем пыл души бы охладел. 

    Во  многом он был изленился…

    Онегин  остался жить. Он знает жизнь  и людей, но не находит счастья,  не способен стать полезным. В  этом его трагедия, что было  гениально передано автором романа. Поэт не сообщает читателю, чем  же заканчивается жизнь Онегина,  мы расстаемся с героем в  тот момент, когда он сам еще  не сделал окончательного выбора. 

76 билет. Лир. Пушкина 30х годов

Булгарин устроил  травлю вокруг Пушкина, чьи произведения уже не так скупались. Пушкин добился  разрешения на выпуск творческого журнала  «Современник». Он окончательно ориентирован на реализм. Собирает материал о пугачевском бунте. Философская лирика – «Вновь я посетил», «Пора мой друг пора». Поэт устремился к вечному-поэтическому познанию мира и человека. «Я памятник себе воздвиг»-поэтическое завещание. 

77 билет. Анджело, Пушкин.

Его единственным - на всю жизнь - действительным пристанищем, оплотом было его творчество. В  творчестве все было для него надежно  и высоко: и творческие радости  и муки, и самые тревоги творчества. В 30-е годы, после женитьбы, Пушкин очень много работает.

Среди произведений, написанных Пушкиным в течение второй болдинской осени, есть поэма, не столь  прославленная, как другие его поэмы, но очень важная для Пушкина, сокровенно ему близкая. Это «Анджело». Белинский  относился к этой поэме резко  отрицательно, многие другие критики, а также историки литературы тоже ее не

жаловали. Иначе  относился к ней сам Пушкин. Он говорил о ней Нащокину:  «Наши критики не обратили внимания на эту пьесу и думают, что это одно из слабых моих сочинений, тогда как ничего лучше я не написал».      В Словах героини звучит заповедная авторская мысль. Эта мысль о милосердии и о доброй власти была и в комедии Шекспира (тем комедия и привлекла Пушкина), но там она занимала не столь важное место, как у Пушкина, и звучала отчасти приглушенно. В поэме Пушкина тема власти становится, по существу, единственной и сквозной, а все другие темы и мотивы, которые были у Шекспира, Пушкин в основном отбрасывает.

Тема милосердия нашла в пушкинской поэме не только словесное воплощение. Она воплощена  также и человечески - и образе Дюка. Пушкинский Дюк - это и есть выражение власти, освященной милосердием,- и потому благословенной власти. Дюк в воображении Пушкина «предобрый», он «друг мира, истины., художеств и наук» и «народа отец чадолюбивый». Правда, у него «слабая рука» и «доброте своей он слишком предавался», но это совсем не мешает ему быть не только идеальным человеком, но и властителем. Для Пушкина одно с другим оказывается глубоко и неразрывно связанным.       Поэма «Анджело» завершается торжеством добра и справедливости. Все кончается по законам милосердия - всеобщим прощением. Прощен даже великий грешник, жестокий сердцем Анджело. Все содержание поэмы, а особенно ее финал - как скрытый за художественным вымыслом авторский призыв, как художественно воплощенная политическая программа автора. Ю. М. Лотман писал по этому поводу: «Милость для Пушкина - отнюдь не стремление поставить на деспотизм либеральную заплату. Речь идет об ином: Пушкин мечтает о формах государственной жизни, основанной на подлинно человеческих отношениях». 

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"