Шпаргалка по "Литературе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:47, шпаргалка

Описание

1 билет. Принципы построения волш. сказки
В.Я. Пропп (1895-1970). он объясняет единство сказок у разных народов тем, что в их основе лежат некоторые универсальные представления о мире, которые существовали у всех народов. Обряд инициации (посвящения) заключается в том, что человек, достигший совершеннолетия, должен пройти путь с испытаниями, дополненный особенными процедурами. Сказка появлялась там, где обряд инициации терял свое значение.
Состав сказки:
Герой, невеста, отец невесты, ложный герой, волшебный даритель, дарящий волшебное средство. Пространство изменяется.
Универсальный сюжет волшебной сказки: у каждого героя есть разные функции, и из последовательных действий героев складывается сюжет.

Работа состоит из  1 файл

Шпоры.docx

— 153.50 Кб (Скачать документ)

Домострой. В Сильвестровской версии, «Домострой» состоит из 68 глав, сгруппированных по следующим основным направлениям:

О строении духовном (Как веровати); О строении мирском (Как царя чтити); Об организации семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами); Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном) ;Кулинарная группа; Послание и наказание ото отца к сыну;Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму. Написан живым языком.«Домострой» лишь систематизировал и оформил сложившиеся в то время морально-этические нормы поведения и нравоучительные тексты. 

14 билет. Житие протопопа Аввакума.

Жанровая  особенность: житие автобиографично, написано от лица самого святого.

Стиль: Лингвисты (Потебня, Шахматов и др.) в один голос говорили об исключительном его значении для русского языка; историки литературы (Тихонравов, Венгеров) — об яркости его стиля.

Идеология: отстаивал старообрядческую церковь. Исповедальность тона – еще одна отличительная черта "Жития" Аввакума. Целый ряд фрагментов позволяет говорить об этом тексте как об исповеди, обращенной к своему духовнику – старцу Епифанию. 

15 билет. Сатиры  Антиоха Кантемира.

В 1729 году появляется его первая сатира, «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича. Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения он поучает «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки, как общественные, так и людские. Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: что все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».

Вследствие своей  злободневности, сатиры Антиоха Кантемира  не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны.

В первой сатире автор перечисляет имена и  глупые доводы тех,  кто считает  науки ненужными.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

16 билет. Становление  силлаботонической  поэзии. Тредиаковский  и Ломоносов.

Силлабо-тоническая поэзия-организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. правила силлабо-тонического стихосложения были разработаны Тредиаковским («Новый и краткий способ к сложению стихов Российских» 1735)(лучший размер-хорей, рифмы-женские(предпослед.слог удар,нельзя все писать в силлаботонике) и Ломоносовым («Письмо о правилах российского стихотворства», 1739)(лучший размер-ямб). Именно Ломоносов создал стройную систему русского стихосложения, в частности, установив метр, опираясь на работу Тредиаковского, а также на опыт новоевропейской литературы. В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии; выделялись лишь немногочисленные эксперименты с имитацией народных и античных размеров, например, гекзаметр в переводах "Иллиады" и "Одиссеи" Гнедича, стих "Песен западных славян" Пушкина.

Вас.Кирил.Тредиаковский. Первые песенные сочинения Тредиаковского датируют 1725—1727 годами, то есть временем учёбы в Славяно-греко-латинской академии, однако наиболее интересными произведениями, созданными в этом жанре следует считать русские любовные стихи, зародившиеся под влиянием французских салонных песен в 30-е годы XVIII века, т.е во время учёбы Тредиаковского в Париж.

М.В.Ломоносов.Главный его жанр – оды. «Я знак бессмертия себе воздвигнул». 

17 билет. Ломоносов и классицизм.

Русский классицизм возник в сходных исторических условиях - его предпосылкой было укрепление самодержавной государственности и национальное самоопределение России, начиная с эпохи Петра Первого. Европеизм идеологии петровских реформ нацелил русскую культуру на овладение достижениями европейских культур. Но при этом русский классицизм возник почти на век позже французского - к середине 18 века, когда русский классицизм только начал набирать силу, во Франции он достиг второй стадии своего существования. Так называемый просветительский классицизм - соединение классицистических творческих принципов с предреволюционной идеологией Просвещения. Русский классицизм изначально ставил перед собой просветительские задачи, стремясь воспитать своих читателей и наставить монархов на путь общественного блага. Он приобрел статус ведущего направления в русской литературе, когда Петра уже не было в живых. Русский классицизм отразил и совершенно иной тип конфликта - если во французском классицизме социально-полит начало является только почвой, на которой развивается псих конфликт, то в России все было иначе.

еще одной специфической чертой русского классицизма было то, что ор не опирался на такую богатую и непрерывную традицию национальной литературы.

При Академии наук издается журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащие».

Идеологической  основой литературных направлений  всегда служит широкое общественное движение. Русский классицизм создавало  поколение европейски образованных молодых писателей, родившихся в  эпоху Петровских реформ и сочувствовавших  им

Главное в идеологии  классицизма - государственный пафос. Государство, созданное в первые десятилетия XVIII в., было объявлено высшей ценностью.

В отличие от французского классицизма XVII в. и в  прямом соответствии с эпохой Просвещения  в русском классицизме 30 -50х годов  огромное место отводилось наукам, знанию, просвещению. Страна

Тредиаковский написал трактат под названием  «Новый и краткий способ к сложению российских стихов», в котором обосновал  основные принципы новой, силлабо-тонической системы. Ломоносов в рассуждении  «О пользе книг церьковных в российском языке» провел реформу литературного языка и предложил учение о «трех штилях». 
 
 
 
 
 
 

18 билет. Торжественные  оды Ломоносова.

Жанр хвалебно-торжественной  оды сделался одним из самых популярных в литературе XVIII — начала XIX века. По внутреннему характеру и внешней функции ода была предназначена прежде всего для произнесения — громкого и торжественного чтения вслух, представляя собой своего рода похвальную речь в стихах. Основная задача поэта-одописца заключалась в том, чтобы сделать эту речь возможно более убедительной и пышной. Поэзия, под которой Ломоносов понимал прежде всего словесное мастерство «высокого штиля», являлась в его сознании отраслью риторики,красноречия, отличавшейся от другой ее отрасли — «оратории? — только тем, что она была облечена в стихотворную форму. Сам он оставил нам образцы «обоего красноречия» — не только «поэзии», но и «оратории». Наряду с одами им написано несколько «похвальных речей», которые он произносил на торжественных заседаниях Академии наук — «Похвальное слово императрице Елизавете Петровне», «Похвальное слово Петру Великому» . По тематике они в основном совершенно совпадают с одами: то же восхваление дел Петра и его преемников, те же восторженные гимны наукам. 

19 билет. Ода выбранная из Иова. Ломоносов.

    В ней – дьявол вступил в спор с Богом, говоря, что люди слушаются  Бога только из-за того, что он их вознаграждает. Бог на это сказал: попробуй, возьми кого-нибудь из моих верных слуг и лиши его всего. Дьявол лишил бедного  Иова посевов, скота, жены, детей, дома… Сам Иов сидели в струпьях в грязи и пыли, а Бога восхвалял. Его спросили: «Зачем восхваляешь? Посмотри на себя!». Не решил возроптать на Бога, но когда приятели ушли, случайно спросил: «За что мне это?» Бог пришёл в чрезвычайную ярость.

В конце Ломоносов  обращается к читателю, что тот  должен терпеть и просить Бога о милости. Кроме вступления и  заключения – это просто переписанная Ломоносовым речь из Библии.

          Нельзя не сказать о том,  что в прошлом «Ода, выбранная  из Иова» неоднократно становилась  предметом исследования многих  литературоведов и критиков. В  частности, широко известный советский  литературовед М.Ю. Лотман оценивал  это произведение Ломоносова  как гимн эпохе Просвещения,  а самого поэта как  материалиста, целиком и полностью ориентировавшегося  на культуру Запада [Лотман 1996].

          С первых строк Ломоносовской  оды звучит, как мы видим, мотив  человеческого ропота и недовольства  своей судьбой. Автор голосом  Творца обращается в лице Иова  ко всем  таким людям с целью  полемики с ними.  Очень важно  то, что всё произведение Ломоносова  – это монолог Творца.

          Думается, что выбор данного сюжета  не случаен. Эпоха поэта –   это время Вольтера, Руссо с  их ненавистью к Церкви,  время  секуляризации и всеобщего   отрицания религиозных ценностей,  доминировавших в Европе в  Средневековье. Современники Ломоносова  утратили духовное понимание  событий своей жизни и истории  человечества как актов Промысла  Бога о своем Творении, стали  воспринимать их с недовольством.

          Безусловно, мотив человеческого ропота был не единственной причиной обращения Ломоносова к данному библейскому сюжету. «Ода выбранное из Иова» – это спор автора с современной ему эпохой Просвещения, которая ознаменовала себя богоборчеством, богоотступничеством, отказом людей от религиозных ценностей, уничижением религии.  Вместе с потерей религиозного сознания, человек утратил библейское понимание Истины  и стал предпринимать попытки ее поиска без Бога, что порождало сомнения и мучения разума. В данном контексте «Ода» — не только спор с эпохой, но и ответ, воззвание к человеку Просвещения. Это указание ему на бесконечное величие, мощь и мудрость Творца, и в тоже время его непрестанную заботу о своем творении, это призыв к людям одуматься и признать Бога. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

20 билет. Жанр. сист. классц. «Эпистола о стих»

3 штиля –  высокий, средний, низкий.

Популярные  жанры: комедия (Д. И. Фонвизин), сатира (А. Д. Кантемир), басня (А. П. Сумароков, И. И. Хемницер), ода (Ломоносов, Г. Р. Державин).

К высоким жанрам относились ода, трагедия, эпическая  поэма. Средний – идиллия и элегия. Низкий – комедия, басня, эпиграмма.

Эпистола  о стихотворстве. Пытается просветить своих современников, излагая некоторые сюжеты, описывая библейских и мифических персонажей. Сумароков создаёт утопический проект: поэзии ещё нет вовсе.

          Сумароков характеризует разные  поэтические жанры. Говоря о  разных жанрах (называет их –  «род»), Сумароков формулирует правила:  о чём, как и с какой цел. они написаны

Идиллии – забыть суету. Комедии – издёвкой править нрав. В элегиях -  любовные неудачи (сказано, что нужно обязательно влюбиться).

Описывая жанры, Сумароков описывает их соответствующим  стилем: низким, высоким.

          Ещё одна черта, которая должна  была быть свойственна оде  – пространственный масштаб.  Тогда Сумароков полагал, что  Ломоносов – лучший одослагатель. Поэт выбирает тему. Тема выбирает жанр. Поэт пишет по определённым законам, в том числе, используя соответствующий язык. Жанр, которые пишется вопреки законам – «геройческая поэма». Там, когда пишут о высоком, должны снижать образ, а о низком – возвышать до античного. Чтобы понимать такие тонкости и сарказм, нужен образованный читатель. По мнению Сумарокова, описание древнегреческих Богов – простая аллегория. 

 21 билет. Характерист жанра оды в «Эпистоле»

«Все хвально: драма ли, эклога или ода —

Слагай, к чему тебя влечет твоя природа;»

Сумароков придумал трактовал жанры по-своему: Ещё одна черта, которая должна была быть свойственна оде – пространственный масштаб. Тогда Сумароков полагал, что Ломоносов – лучший одослагатель. Кроме того, позже он осмеял Ломоносова в своих «Вздорных одах».

   Поскольку метафорический язык торжественной оды был одним из наиболее ярких способов выражения высокости жанра, передававшейся в терминологии эпохи понятием «одического парения»; поскольку мотив полета мысли сводил к одной точке одического текста всю картину мироздания в целом, от небес до преисподней, облетаемого поэтической мыслью за одно мгновение, постольку эта жанровая константа торжественной оды породила во вздорных одах Сумарокова иронический перепев наиболее общих одических пространственных штампов.

Самое любопытное, однако, то, что вздорные оды Сумарокова, имеющие в виду дискредитациволью литературной манеры Ломоносова, не только рикошетом зацепляют собственные сумароковские оды, написанные под влиянием ломоносовской модели жанра, но и буквально совпадают в своей смеховой интерпретации жанра со вполне серьезной и положительной характеристикой торжественной оды в «Эпистоле».

Так, один и тот  же жанр предстает у Сумарокова сразу  в двух интерпретациях; низкое и  высокое, смешное и серьезное  оказываются не так уж отдалены одно от другого.

Продолжение 20 билет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Шпаргалка по "Литературе"