Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

При чтении произведений школьник должен показать понимание темы и содержания произведения.
При написании курсовой работы использовали следующие методы:
- методический анализ литературы;
- изучение опыта работы;
- наблюдение уроков чтения;

Содержание

Ведение…………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методики развития речи на уроках литературного чтения……………………………………………...……5
1.1. Речь как средство развития…………………….…5
1.2. Работа с текстом для развития связной устной речи…………………………………………………….13
1.3. Виды работы по развитию речи на уроках литературного чтения………………………………...19
Глава 2. Опытно- педагогическая работа по использованию различных заданий для развития речи…………………………………………………….29
2.1. Диагностика уровня знаний о развитии речи…..29
2.2. Анализ уроков литературного чтения с использованием заданий по развитию речи………...31
2.3. Выводы и практические рекомендации………...33
Заключение……………………………………………35
Список литературы……………………………………37
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное автономное образовательное учреждение.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Работа пересказы по иллюстрациям положительно влияет на содержательность и связность пересказов.

Более сложным видом упражнений в связной речи являются пересказы. Такая работа подготавливает к письменным сочинениям.

Также проводится работа по формированию умения четко излагать свои мысли, начиная  с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия; определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на план; составлять выборочный пересказ, творческий пересказ; составлять самостоятельный рассказ по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям.

Этих работ множество. Вывод следующий:  в развитии речи нужна кропотливая работа учащихся и учителей. И такая систематическая  работа по развитию речи обязательно  приведет к успеху.

1.3. Виды работы по развитию речи на уроках

       литературного чтения.

 

Т.Г. Сальникова считала, что развитие речи детей является одной из ведущих задач в современной  начальной школе.Ведь хорошо развитая речь младших школьников оказывает  непосредственное влияние на обучение детей не только языку, но и всем учебным дисциплинам, являясь показателем интеллектуального развития. Трудно стать активным участником общественной жизни, интересным собеседником, не владея речью.

Современная система работы по развитию речи учащихся выделяет в качестве основной задачу формирования умений воспринимать и воспроизводить текст и сознательно создавать собственное высказывание в устной и письменной форме. Для решения данной задачи рекомендуют создавать речевые ситуации, которые максимально приближены к естественным условиям общения. В этом случае повышается речевая активность учащихся, обеспечивается высокая мотивация в обучении.

Т.Г. Сальникова «Методика  обучения чтению» в системе работы над развитием речи использует разные группы приемов и типов речевых  упражнений, включающих словарную работу на уроках чтения, составление плана произведения, обучение устному пересказу, методику обучения иллюстрированию.

Слово- важнейшая единица  языка, носитель значений. Словами и  их сочетаниями обозначаются конкретные предметы и отвлеченные понятия, словами же выражаются и эмоции. Любое речевое высказывание складывается из слов и их сочетаний, выстроенных в определенной последовательности. Чем богаче словарь человека, тем шире у него возможности выбора и более точного и выразительного оформления мысли.

Методика словарной  работы в школе предусматривает четыре основных направления:

- обогащение словаря;

- уточнение словаря;

- активизация словаря;

- устранение нелитературных  слов.

Обогащение словаря  предполагает усвоение новых, ранее  неизвестных учащимся слов, а также  новых значений тех слов, которые уже имелись в их словарном запасе.

Уточнение словаря- это  развитие гибкости словаря, сфера, включающая в себя:

- наполнение содержанием  тех слов, которые усвоены учащимися  не вполне точно, путем включения  их в контекст, сопоставления  близких по значению слов и противопоставления антонимов, сравнения значений и т.п.;

- усвоение лексической  сочетаемости слов, в том числе  во фразеологических единицах;

- усвоение иносказательных  значений слова, многозначности  слов, в том числе значений, обусловленных контекстом;

- усвоение лексической  синонимии и тех оттенков смысловых  значений слов, которые свойственны  отдельным синонимам в синонимической  группе.

Активизация словаря- это  перенесение как можно большего количества слов из пассивного словаря  ребенка в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу, в рассказ.

Устранение нелитературных слов- это перевод из активного  словаря в пассивный диалектных, просторечных, жаргонных слов, которые  дети усвоили под влиянием речевой среды.

Все названные направления  работы над словом постоянно взаимодействуют. Обязательным требованием к методике словарной работы является восприятие слова в контексте.

В уроке чтения не выделяется специального этапа для словарной работы, но с ней неразрывно связаны все виды занятий.

На этапе подготовки к первичному восприятию текста работают лишь с теми немногими словами, незнание которых помешает сознательному  восприятию произведения. При этом слова, которые необходимо объяснить до чтения, учитель включает в свой рассказ или беседу. Остальные новые для детей слова осмысливаются в процессе работы над содержанием. Слово объясняется сразу по прочтении предложения.

Наблюдения над поэтическими выражениями, яркими эпитетами, словами, раскрывающими авторский замысел и идейное содержание, проводятся при повторном чтении на этапе анализа произведения.

Существуют следующие  приемы объяснения и уточнения значения непонятных слов:

1) показ предмета, явления  или действия в естественных  условиях;

2) показ картины, рисунка,  чучела, макета;

3) замена слова описательным  оборотом;

4) подбор синонимов;

5) подбор антонимов;

6) рассказ учителя  о предмете или явлении;

7) полное логическое  определение понятия;

8) экскурсия с целью  наблюдения явления;

9) подведение частного  понятия под общее;

10) расчленение общего  понятия на частные;

11) объяснение слова  через его состав;

12) включение слова  в контекст.

В целях активизации  словаря школьников учитель планирует  такие задания, которые побуждают  детей к использованию необходимых слов в собственной речи. В беседу вводятся такие вопросы, ответы на которые не могут быть сформулированы без употребления новых слов. Но наиболее эффективной формой активизации словаря является пересказ. При подготовке к нему учащиеся отмечают слова и выражения, которые обязательно следует использовать для передачи идеи произведения.

Для более сознательного  и глубокого понимания содержания произведения практикуется составление  плана. План помогает выделить основную мысль, установить последовательность событий, понять взаимосвязь между отдельными частями текста. Работа над планом развивает речь и мышление учащихся, школьники учатся делить текст на законченные в смысловом отношении части, находить основное в каждой части, кратко и четко формулировать главную мысль в виде заглавия части текста или пункта простого плана.

Т.Г. Сальникова выделяет несколько видов работы, подготавливающие детей к составлению плана, проводимые уже в период обучения грамоте. Самый  простой ее вид- установление соответствия заголовков содержанию маленьких текстов. Хорошо, если дети могут дать свой заголовок тексту. При этом учитель объясняет, что значит озаглавить текст или его часть, почему один заголовок удачен, а другой не подходит.

Второй вид работы, подготавливающий детей к составлению плана, - выборочное чтение под руководством учителя. Дети читают те части текста, которые являются ответом на поставленный учителем вопрос. Выборочное чтение учит выделять из рассказа нужные мысли, развивает умение делить рассказ на части.

Обучение умению составлять план строится с учетом постепенного нарастания трудностей и проводится в определенной системе.

В младших классах  работа над планом рассказа или сказки проходит на основе эмоционального восприятия содержания и сам план часто имеет образное выражение. В качестве начального упражнения можно дать несколько иллюстраций к сказке, рассказу в нарушенной последовательности и предложить учащимся расположить их сообразно содержанию. Дав название картинкам, дети отмечают в тексте место каждой из них, получается картинный план. Картинный план дети могут составлять сами на основе творческого воображения. Обсуждение вопроса о количестве картин уже есть деление произведения на части, т.е. анализ; представление содержания каждой картинки и ее озаглавливание- синтез. Можно использовать иллюстрации, имеющиеся в книге. При этом учащиеся рассматривают иллюстрацию и находят в тексте ту часть, к которой она относится, озаглавливают ее.

Затем детей обучают  составлению плана на основе выявления последовательности событий. Такой план называется логическим планом. В 1 классе полезны заголовки плана в форме вопросов. Вопросительная формулировка побуждает ребенка к поискам ответа.

Пересказ- устное изложение  содержания текста. Это вид учебной  работы, средство развития речи учащихся на основе образца. Пересказу нужно обучать систематически от урока к уроку, постоянно помня об учебной цели этого вида работы.

Т.Г. Сальникова в книге  «Методика обучения чтению» описала  главные требования к пересказу:

- в пересказе должна звучать живая речь ученика, а не заученный образец;

- при пересказе ребенок  должен использовать лексику,  обороты речи и некоторые синтаксические  конструкции образца;

- должны быть соблюдены  последовательность событий, причинно- следственные связи, переданы все основные факты и описания;

- в пересказе должны  отражаться чувства ребенка через  выразительность его речи.

Качество пересказа  в первую очередь зависит от того, как прочитан образец. В связи  с этим очень важно то, как звучит произведение при первичном его восприятии учащимися.

В большинстве случаев  пересказ специально подготавливается, для чего используются следующие  приемы:

- предупреждение учащихся  о том, что текст будет пересказываться;

- проведение анализа  содержания, различных языковых упражнений;

- отработка выразительного  чтения;

- расчленение рассказа  на части и составление плана  текста;

- пересказ фрагментов;

- предварительный пересказ, разбор его недостатков.

Подробный пересказ предполагает полное устное изложение художественного текста и служит средством обогащения языка школьников, воспитания у них чувства языка, ознакомления со стилями и жанрами, обучения логике и композиции текста.

Не рекомендуется подробно пересказывать небольшие по объему тексты, так как дети запоминают их наизусть. Начинать обучение пересказу следует с повествовательного текста, где есть ясный сюжет, на затем в пересказы нужно включать также элементы описания и рассуждения.

Обучать пересказу следует  специально. Наблюдения показывают, что  пересказ удается лучше, если текст читается сразу детьми, без предварительного чтения с учителем. На уроке произведение читается школьниками обычно по нескольку раз, но каждое прочтение обязательно должно сопровождаться каким- то новым заданием.

Следует заметить, что  не пересказывают басни и сказки в стихах, а также другие стихотворные произведения.

Краткий пересказ предполагает передачу лишь основного содержания текста, лишенного деталей, подробностей. Степень сжатия может быть различной:

- исключение подробностей, деталей;

- обобщение конкретных, единичных явлений;

- сочетание исключения  деталей и обобщения.

Сжатие формирует у  детей умения вычленять главное; сокращать текст, сохраняя смысл  всего произведения; отбирать в исходном тексте лишь существенное; использовать необходимые языковые средства и создавать новый, собственный, сжатый текст. Если при подробном пересказе учащийся стремится сохранить стилистические особенности текста, то в сжатом виде это не соблюдается.

Элементы краткого пересказа  вводятся уже в 1 классе, когда дети в процессе анализа прочитанного должны выразить содержание какой- то его части кратко, одним предложением. Затем при разборе других рассказов предлагается кратко передать главное содержание 2-3 частей прочитанного рассказа и, наконец, кратко передать смысл всего произведения.

Ступени сжатия текста могут  быть изображены такой схемой:

 

Подробный →  краткий   → план → главная мысль всего

пересказ           пересказ                       текста в одной фразе

 

Возможен и обратный путь: от краткого выражения главной мысли произведения к плану, затем к краткому пересказу и, наконец, к подробному пересказу.

Не следует требовать, чтобы в сжатом пересказе был  развернут каждый пункт плана, так  как это может привести к механической работе, будет сковывать творчество учащихся.

Краткий пересказ- необходимая  ступень развития речи. Однако чрезмерное увлечение сокращениями может привести к сухости языка, отучит детей  от художественных деталей.

Выборочный пересказ предполагает передачу какой- то одной  из частных тем излагаемого текста. Выборка может производиться из разных частей текста, например предлагается пересказать все, что относится к характеристике определенного героя; все, что характеризует картины природы и т.п. Выборочные пересказы начинают проводить во 2 классе. Они служат основой подготовки к сочинениям типа характеристики литературных героев.

Выборочный пересказ может быть:

          - по вопросу или заданию,

          - по иллюстрации.

С названными видами выборочного  пересказа справляются все учащиеся, включая первоклассников. Но значительно большую трудность представляет выборка из разных мест рассказа мыслей по одной из его тематических линий. Рассказы выбираются такие, в которых сравнительно легко выделяются сюжетные линии.

Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому необходимо пользоваться алгоритмом, имеющим форму памятки для учащихся.

  1. Перечитываю про себя произведение, отмечая галочкой текст, относящийся к данному герою ( событию).
  2. Определяю, о чем говорится в каждом отрывке.
  3. Располагаю отрывки по порядку, подумав, как их можно объединить ( ставлю порядковые номера).
  4. Продумываю последовательность своего рассказа, еще раз перечитываю отмеченные отрывки.
  5. Определяю, какое отношение вызывает у меня этот персонаж ( это событие).
  6. Составляю рассказ ( вслух или мысленно).
  7. Проверяю по тексту, не упустил ли что-нибудь важное.
  8. Рассказываю, пользуясь своими пометками или коллективно составленным планом.

Творческий пересказ характеризуется изменениями и дополнениями в

тексте:

- изменение лица рассказчика,

- пересказ от лица  одного из персонажей,

- инсценирование рассказа,

Информация о работе Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения