Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

При чтении произведений школьник должен показать понимание темы и содержания произведения.
При написании курсовой работы использовали следующие методы:
- методический анализ литературы;
- изучение опыта работы;
- наблюдение уроков чтения;

Содержание

Ведение…………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методики развития речи на уроках литературного чтения……………………………………………...……5
1.1. Речь как средство развития…………………….…5
1.2. Работа с текстом для развития связной устной речи…………………………………………………….13
1.3. Виды работы по развитию речи на уроках литературного чтения………………………………...19
Глава 2. Опытно- педагогическая работа по использованию различных заданий для развития речи…………………………………………………….29
2.1. Диагностика уровня знаний о развитии речи…..29
2.2. Анализ уроков литературного чтения с использованием заданий по развитию речи………...31
2.3. Выводы и практические рекомендации………...33
Заключение……………………………………………35
Список литературы……………………………………37
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное автономное образовательное учреждение.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

3. Требование точности  речи- умение говорящего и пишущего не просто передавать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства- такие слова, сочетания, которые передают именно те черты, которые присущи изображаемому предмету. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

4. Выразительность речи- это умение ярко, убедительно,  сжато передать мысль, это способность  воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, построением рассказа. Речь будет воздействовать на читателя и слушателя с нужной  силой только тогда, когда она будет выразительной.

5. Ясность речи- это  ее доступность тем людям, к кому она обращена. Речь всегда имеет адресата. Говорящий или пишущий должен учитывать интеллектуальные возможности, духовные интересы адресата.

6. Произносительность  речи- хорошая дикция, отчетливое  выговаривание звуков, соблюдение  правил орфоэпии- произносительных норм литературного языка, умение говорить выразительно, достаточно громко, владеть интонациями, паузами, логическими ударениями. У младших школьников нередко встречаются дефекты речи, плохое выговаривание отдельных звуков речи – р, л, с, ш, й и некоторых других. Поэтому методика речи тесно связана с логопедией- практикой исправления недочетов произношения.

7. Чистота речи- отсутствие  лишних слов, так называемых слов- паразитов, грубых просторечных  слов и выражений, ненужных  иностранных слов и т.п.

8. Правильность, т.е. соответствие  литературной норме имеет большое  значение для школы. Различают  правильность грамматическую , орфографическую  и пунктуационную для письменной  речи, а для устной- орфоэпическую,  произносительную.

Все эти требования применимы к речи младших школьников. Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса требований. Нельзя допускать чтобы в начальных классах проводилась серьезная работа лишь над отдельными сторонами речи, она должна проводится над всеми.

  Речь- очень широкая  сфера деятельности человека, применение  языка для общения, для передачи  своих мыслей, своих знаний, намерений,  чувств. Речь разнообразна. Это и  разговор друзей, и горячий призыв  оратора, и монолог артиста  на сцене, и ответ ученика в классе, и научный труд, и телеграмма. В разных ситуациях речь выступает в различных формах. Следовательно, и руководство развитием речи не может быть всегда одним и тем же. Необходимо знать особенности каждого вида речи.

Речь бывает внешняя  и внутренняя; внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Выделяют также речь диалогическую и монологическую.

Внутренняя речь- это  речь мысленная, протекающая хотя и  на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений; она отрывочна, лишена четких грамматических форм. Это как бы разговор с самим собой.

Для решения языковых задач школа использует внутреннюю речь. Детей приучают подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, т.е. в уме. В этом случае внутренняя речь становится более полной и четкой. Школьник мысленно составляет предложение, проговаривает его, а затем произносит или записывает.

Детям дается задание  подготовиться к сообщению на предложенную тему, подумать, о чем  следует рассказать, какие слова  употребить, подготовить предложения для этого рассказа. Такая внутренняя, мысленная подготовка повышает качество внешней речи детей, совершенствует речевые умения и навыки.

Большую роль играет внутренняя речь при подготовке к письменному  сочинению, изложению или к записи отдельных предложений. Учащийся составляет предложения и целые фрагменты текста сначала в уме, т.е. на уровне внутренней речи. При таком условии синтез речи осуществляется на несколько слов впереди письма, предупреждаются ошибки в построении речи. Важно чтобы учащийся, начиная писать предложение, в уме подготовил его целиком и знал, как его закончить.

В развитии устной речи такая  подготовка является временной, учебной  мерой. Человек, который умеет свободно выражать мысли, максимально сокращает  ступень внутренней подготовки высказывания.

Что же касается речи письменной то, даже опытные люди, часто и  много пишущие, предварительно обдумывают то, что пишут, не только со стороны  содержания, но и с точки зрения языка.

Внутренняя речь- это  речь для себя, внешняя речь- для  других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими.

Внешняя, звучащая речь бывает диалогическая и монологическая.

Диалог- разговор двух или  нескольких лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в нем много неполных предложений.

В устной речи, а особенно в диалоге используются вспомогательные  средства речи, передающие то, что трудно выразить словами: мимика, жесты, интонация. Отработка всего этого входит в круг задач методики речевого развития учащихся.

В школе применяется  искусственная форма диалога- беседа. Обычно это диалог между учителем и учениками. Здесь употребляются  полные предложения. В процессе беседы дети обучаются правильному построению предложений, высказываний, приобщаются к литературной речи в диалоге.

Монологическая речь- речь одного человека, - рассказ, сообщение, пересказ, выступление на собрании, сочинение.

Монолог в отличие от диалога более произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Монологическая речь всегда организованна. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план, готовит отдельные фрагменты, языковые средства. В монологе необходима отработка внутренних связей, композиции.

В монологической речи обнаруживаются различия видов текста, стилистические особенности. Монолог обращен ко многим людям. Значит, автор должен его составить, чтобы он был понятен любому слушатель или читателю.

Нужно постоянно стремиться создавать такие ситуации, чтобы  школьники чувствовали удовлетворение, радость от своих рассказов, сочинений. Речь для ученика не должна быть всего лишь учебным упражнением, за которое могут поставить оценку: речь должна стать для него средством самовыражения, предметом радости и гордости. Успех в развитии речи придет только тогда, когда у учащихся появятся мотивы для выступлений, когда у них будет потребность говорить и писать.

Монологическая, связная речь нередко выступает в письменном варианте. Письменной речи свойственны те же черты, что и устному монологу, но они более строго выражены. Здесь выше требования к построению предложений, к выбору слов, к логике, к полноте раскрытия темы и т.д.

Письменная речь- это  речь подготовленная, подлежащая проверке, поддающаяся исправлению, совершенствованию. Поэтому овладение письменной речью  особенно полезно для повышения  общей языковой культуры. Письменная речь оказывает в школе все  возрастающее влияние на устную речь учащихся.

В начальных классах  существенное значение имеет речевая  активность детей. Некоторые стесняются говорить, не участвуют в беседах, не отвечают на прямой вопрос учителя, избегают рассказов или рассказывают очень кратко. Это опасное явление, с ним нужно бороться с первых дней пребывания детей в школе. Если учитель уже в 1 классе добьется, чтобы каждый школьник говорил смело, громко, отчетливо, то в дальнейшем развитие речи детей пойдет успешнее.

В современной психологии разработано учение о функциях речи.

М.И. Лисина  говорит  о том, что можно выделить три  основные функции речи. Во-первых, речь наиболее совершенное - емкое, точное и  быстродействующее - средство общения  между людьми. В этом состоит ее межиндивидуальная функция. Во-вторых, речь служит орудием осуществления многих психических функций, поднимая их до уровня ясного осознания и открывая личности возможность произвольно регулировать и контролировать психические процессы. В этом состоит внутрииндивидуальная функция речи. В-третьих, речь представляет отдельному человеку канал связи для получения информации из сокровищницы общечеловеческого социально-исторического опыта. В этом заключается общечеловеческая функция речи. В первом случае речь выступает как устная речь: монологи, диалоги, беседа нескольких лиц; во втором речь протекает во внутреннем плане, в тесном переплетении и единстве с наглядно-образными и моторно-действенными компонентами, в третьем - письменная речь, овеществленная в графических символах и знаках.

Предложенная классификация имеет определенное преимущество, так как отражает ступени реального процесса развития речи. В конце 1-го года жизни маленький ребенок произносит свое первое слово, обращенное к взрослому, а потом на протяжении следующих нескольких лет овладевает способностью использовать вербальные средства при взаимодействии с окружающими людьми, сначала только со взрослыми, а после 2 лет - и с другими детьми.

Появление первых слов сразу  же оказывает внутрииндивидуальный эффект. Даже самые примитивные ранние вербализации детей перестраивают их чувственный опыт, позволяют достичь более высоких и качественно специфических уровней обобщения, что в свою очередь, влияет на дальнейшее развитие речи.

Второй этап составляет эгоцентрическая (монологическая) речь с особым, воображаемым собеседником: в нем представлены и своеобразно переплетены черты собственного я ребенка и черты реального партнера, которого ребенок не подключает прямо к своей вербальной деятельности. И лишь на третьем этапе, к концу дошкольного возраста, речь ребенка может полноценно протекать целиком во внутреннем плане.

Использование письменной речи для приобщения к общечеловеческой копилке информации начинается приблизительно в самом конце дошкольного  детства, а истинное овладение этой функцией завершается далеко за пределами дошкольного возраста.

С полным основанием М.И. Лисина утверждает, что представленная классификация функций речи имеет  реальный генетический смысл и не является чисто формальной.

С.Л. Рубинштейн, говоря о  функциях речи, выделяет:

семантическую (обозначающую) функцию, которая сформировалась в совместной общественной деятельности людей, включающей их реальное, практическое и совершающееся посредством речи идеальное общение;

коммуникативную - функцию общения или сообщения;

эмоциональную функцию, которая принадлежит к генетически первичным ее функциям;

выразительную функцию, которая сама по себе не определяет речи, так как речь не отождествима с любой выразительной реакцией, но благодаря заключенным в ней выразительным моментам, она сплошь и рядом выходит за пределы абстрактной системы значений. При этом подлинный конкретный смысл речи раскрывается через эти выразительные моменты.

Будучи средством выражения, речь является вместе с тем и средством  воздействия. Функция воздействия в человеческой речи одна из первичных, наиболее основных ее функций. Человек говорит для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она средство общения, и эту функцию она выполняет в первую очередь, поскольку она служит средством воздействия.

Следовательно можно  отметить, что речь имеет полифункциональный характер, ей присущие следующие функции:

Коммуникативная функция. Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств.

Функция познания. Усваивая новые слова, ребенок расширяет  свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.

Регулирующая функция. Речь является средством мышления, носителем памяти, информации, носителем сознания. Слово имеет предметную отнесенность и значение – является носителем общения. Речь является средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.

Таким образом, речь в  жизни человека совершенствуется всю  жизнь. Речь необходима для общения с людьми и познания мира, она создает речевую среду, в которой познается богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. М.Р. Львов в книге «Методика развития речи младших школьников» описывает условия успешного развития речи: потребность общения, создание речевой среды, языковой и фактический материал.

Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены  быть не могут и находятся в  ведении школы: усвоение литературного  языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов; овладевание чтением и письмом; доведение речевых умений детей до определенного минимума,ниже которого не должен остаться ни один учащийся.

М.Р. Львов описал какие  требования должны быть предъявлены к речи:  требование содержательности речи; требование логичности; требование точности речи; требование выразительности речи; требование ясности речи; требование произносительности речи; требование чистоты речи; требование правильности речи.

Хорошая речь может быть получена только при соблюдении всего комплекса этих требований.

Речь делится на внешнюю  и внутреннюю; внешняя подразделяется на устную и письменную. Выделяют также  речь диалогическую и монологическую.

Речь выполняет разнообразные  функции. М.И. Лисина выделяла три основные функции речи:

  1. Межиндивидуальная функция.
  2. Внутрииндивидуальная функция.
  3. Общечеловеческая функция.

А С.Л. Рубинштейн выделял  следующие функции:

1. Семантическую (обозначающую) функцию.

2.  Коммуникативную  функцию.

3. Эмоциональную функцию.

4. Выразительную функцию.

Информация о работе Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения