Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 11:39, курсовая работа

Описание

При чтении произведений школьник должен показать понимание темы и содержания произведения.
При написании курсовой работы использовали следующие методы:
- методический анализ литературы;
- изучение опыта работы;
- наблюдение уроков чтения;

Содержание

Ведение…………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы методики развития речи на уроках литературного чтения……………………………………………...……5
1.1. Речь как средство развития…………………….…5
1.2. Работа с текстом для развития связной устной речи…………………………………………………….13
1.3. Виды работы по развитию речи на уроках литературного чтения………………………………...19
Глава 2. Опытно- педагогическая работа по использованию различных заданий для развития речи…………………………………………………….29
2.1. Диагностика уровня знаний о развитии речи…..29
2.2. Анализ уроков литературного чтения с использованием заданий по развитию речи………...31
2.3. Выводы и практические рекомендации………...33
Заключение……………………………………………35
Список литературы……………………………………37
Приложения……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Государственное автономное образовательное учреждение.doc

— 303.00 Кб (Скачать документ)

Государственное автономное образовательное  учреждение

                                     среднего профессионального образования

                          «Ленинградский социально - педагогический  колледж»

                                                 Краснодарского края

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Развитие связной  речи младших школьников на уроках литературного чтения.

 

 

 

                                Выполнила: Радченко Любовь Алексеевна

                                                        5 курс,  группа «В»

школьного отделения 

                       Научный руководитель:

                                    Поповцева Галина Алексеевна

                      

 

 

 

        2010

 

                              Содержание       

 

Ведение…………………………………………………3

Глава 1. Теоретические  основы методики развития речи на уроках литературного чтения……………………………………………...……5

1.1. Речь как средство развития…………………….…5

1.2. Работа с текстом  для развития связной устной речи…………………………………………………….13

1.3. Виды работы по развитию речи на уроках литературного чтения………………………………...19

Глава 2. Опытно- педагогическая работа по использованию различных  заданий для развития речи…………………………………………………….29

2.1. Диагностика уровня  знаний о развитии речи…..29

2.2. Анализ уроков литературного чтения с использованием заданий по развитию речи………...31

2.3. Выводы и практические рекомендации………...33

Заключение……………………………………………35

Список литературы……………………………………37

Приложения……………………………………………        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Что может быть важнее хорошо развитой речи? Без нее нет подлинных успехов в учении, нет настоящего общения, а значит и коллективного труда.

В настоящее время  огромную важность имеет проблема развития связной речи учащихся. Развитие связной  речи- большая и сложная область методики родного языка. Сложная потому, что отнюдь не прямолинейно соотносится с каким- либо одним лингвистическим курсом, а также со школьными предметами: литературой, русским языком, которые прежде всего, служат задачам развития связной речи учащихся.

По вопросам развития речи имеется  богатая методическая литература. Это  и страстные выступления в  защиту живого слова, его значения в  жизни человека, и аргументация необходимости  развивать у детей два слова, и рекомендации чисто практического  характера, и исследования, посвященные изучению особенностей детской речи.

Методическая разработка проблемы обогащения и активизации  словаря, развития воображения и  речи учащихся встречается в работах  Л.С. Выготского, З.И. Романовской, Н.Н. Светловской, В.А. Левина, Л.А. Мосуговой, М.Р. Львова, Н.Н. Паштовой, В.И. Яковлевой, И.И. Мельникова, О.В. Джежелей.

Развитие речи- процесс  сложный, творческий. Он невозможен без  эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника  каким- то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное- в развитии гибкости, точности, выразительности. Шаблон в развитии речи недопустим, механическое звучание речевых штампов может принести только вред. Однако и стихийность тоже вредна и недопустима: развитие речи- это последовательная, постоянная учебная работа, которую можно планировать на каждый урок и в перспективе.

Проблема развития речи занимает важное место в начальном  образовании. Речь школьников бедна, маловыразительна. Ученикам сложно перевести внутреннюю речь на внешнюю.

Проблема исследования: каковы пути и приемы развития связной устной речи младших школьников. Рассмотрение этой проблемы и составляет цель нашей работы.

Объект исследования: устная речь учащихся начальной школы

Предмет исследования: приемы работы для развития устной связной речи на уроках чтения.

В соответствии с проблемой  и предметом работы поставлены задачи:

- познакомить с теоретическим  освещением данного вопроса; 

          - изучить развитие связной устной  речи при работе с текстом;

          - какие виды работы используют по развитию речи на уроках литературного чтения;

         - познакомиться с практическим  опытом работы учителей по  исследованию эффективных приемов  работы над речью;

         - выявить уровень развития речи  учащихся на уроках чтения;

         - разработать конспекты уроков  чтения, включив различные виды  работы по развитию речи, провести  их апробацию;

         - провести анализ результатов  работы, сделать вывод;

- разработать рекомендации  для учащихся, родителей и учителей.

Важно своевременно формировать  сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способностями самостоятельной  работы с читаемым текстом.

При чтении произведений школьник должен показать понимание  темы и содержания произведения.

При написании курсовой работы использовали следующие методы:

- методический анализ  литературы;

- изучение опыта работы;

- наблюдение уроков  чтения;

- анализ результатов  процессов и продукта деятельности;

-проведение уроков  чтения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические  основы методики развития речи на уроках литературного чтения.

 

 

    1. Речь как средство развития.

 

Человек всю жизнь  совершенствует свою речь, овладевая  богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст – его дошкольный и школьный периоды.

М.Р. Львов в своей книге «Методика  развития речи младших школьников»  писал, что в раннем детстве у  ребенка возникают потребности общения, которые он удовлетворяет посредством простейших средств речи: гуления, лепета, а в возрасте около года появляются первые слова. С самого начала речь возникает как социальное явление, как средство общения. Несколько позднее речь станет также средством познания окружающего мира, планирования действий. Развиваясь, ребенок пользуется все более сложными языковыми единицами. Обогащается словарь, усваивается фразеология, ребенок овладевает закономерностями словообразования, словоизменения и словосочетания, многообразными синтаксическими конструкциями. Эти средства языка он использует для передачи своих все усложняющихся знаний, для общения с окружающими людьми в процессе деятельности.

Первоначально ребенок выражает чувства, побуждения и мысли отдельными словами, лишенными четкого грамматического оформления. Но вскоре, примерно с двухлетнего возраста, он  начинает интуитивно улавливать в языке систему, его закономерности. В его высказываниях появляются различные части речи, употребленные в нужных падежных, временных, родовых и иных формах, конструируются предложения. Не зная правил и не испытывая в них никакой нужды, ребенок безошибочно склоняет, спрягает, связывает слова в словосочетаниях и даже иногда образует совершенно новые слова, придерживаясь законов словообразования. К семилетнему возрасту дети уже в основном владеют важнейшими средствами морфологии и многими формами синтаксиса- в пределах разговорного стиля.

То есть, дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через  восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Развитие речи ребенка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.

Каковы же условия  успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

М.Р. Львов описал все условия  успешного развития речи в книге  «Методика развития речи младших  школьников». Первое условие речевого развития ребенка, как уже было отмечено, - это потребность общения, или коммуникации. Следовательно, в методике развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают у него интерес и желание поделиться чем- то, рассказать о чем- то.

Но общение возможно только с  помощью общепонятных знаков, т.е. слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи, или создать речевую  среду. Это второе условие развития речи ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность его собственной речи. Речевая среда- это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и  познавать мир. Овладение речью  – это способ познания действительности. Богатство, точность, содержательность речи зависят от обогащения сознания ребенка различными представлениями и понятиями, от жизненного опыта школьника, от объема и динамичности его знаний. Иными словами, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает: у него должен быть запас знаний, материала по теме рассказа, тогда он сможет выделить главное, существенное. Материал должен быть значимым. Это также необходимое условие речевого развития учащихся.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства  языка, чем свободнее человек  пользуется ими, тем лучше он познает  сложные связи в природе и  в обществе. Для ребенка хорошая  речь – залог успешного обучения и развития. Кому не известно, что дети с плохо развитой речью нередко оказываются неуспевающими по разным предметам.

В дошкольном возрасте, а отчасти  и в школьном язык усваивается  ребенком стихийно, в общении, в речевой  деятельности. Но этого недостаточно: стихийно усвоенная речь примитивна и не всегда правильна. Некоторые очень важные стороны языка стихийно усвоены быть не могут и поэтому находятся в ведении школы.

Это, во- первых, усвоение литературного  языка, подчиненного норме, умение отличать литературный язык от нелитературного, от просторечия, диалектов, жаргонов. Школа учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах. Это огромный объем материала, многие сотни новых слов и новых значений усвоенных ранее слов, множество таких сочетаний, синтаксических конструкций, которых дети совсем не употребляли в своей устной дошкольной речевой практике. Бывает, что взрослые и даже учителя недопонимают, насколько обширен этот материал, и полагают, будто он может быть усвоен ребенком походя, в повседневном общении со взрослыми и с книгой. Но этого недостаточно: необходима система обогащения и развития речи детей, нужна планомерная работа, четко и определенно дозирующая материал – словарь, синтаксические конструкции, виды речи, умения по составлению связного текста.

Во- вторых, в школе учащиеся овладевают чтением и письмом.

И чтение, и письмо- это речевые  умения и навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии, на навыки построения собственной речи и восприятия речи других людей. Письменная речь всегда строже устной, в ней отчетливо видны все ошибки и недочеты, столь характерные для младших школьников. Письменная речь имеет свои особенности в построении фраз, в отборе лексики, в использовании грамматических форм. Овладевая письменной речью, дети усваивают особенности текстов- повествования, описания, рассуждения, письма, газетной статьи и пр., знакомятся с их стилистическими различиями.

Третья область работы школы по развитию речи- это доведение речевых умений детей до определенного минимума, ниже которого не должен остаться ни один учащийся, это совершенствование речи, повышение ее культуры, всех ее выразительных возможностей. Руководство в этой сложной работе- методика развития речи учащихся.

М.Р. Львов в книге  «Методика развития речи младших  школьников» описал, какой должна быть речь учащихся. Речь должна соответствовать  таким требованиям как:

1.Требование содержательности  речи. Говорить или писать можно  лишь о том, что сам хорошо  знаешь. Лишь тогда рассказ ученика будет хорош, интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания.

 Эту, казалось бы, очевидную истину приходится повторять потому,

что нередко в школе  детям предлагают рассказывать о  том, чего они не знают, к чему они  не готовы. Удивительно ли, что их речь оказывается бедной, расплывчатой? Однако те же дети неплохо рассказывают, накопив необходимый материал в  результате наблюдений.

Содержание для бесед, для рассказов, письменных сочинений  дают книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные  размышления, переживания- вся окружающая ребенка жизнь. Учитель помогает младшим школьникам подготовить накопленный материал, отобрать его в соответствии с ясно выраженной темой. Приучить детей говорить только содержательно- очень важная задача учителя начальных классов.

2.Требование логичности, последовательности, четкости построения  речи.

Хорошее знание того, о чем школьник говорит или пишет, помогает ему не пропустить чего- либо существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного и того же по нескольку раз. Правильная речь предполагает обоснованность выводов, умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание.

Эти первые два требования касаются содержания и структуры  речи; последующие требования относятся  к речевому оформлению устных сообщений  и письменных сочинений.

Информация о работе Развитие связной речи младших школьников на уроках литературного чтения