Публицистический стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 06:19, реферат

Описание

Цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.
Объект исследования: публицистический текст.
Предмет исследования: стилистика публицистического текста.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть особенности публицистического стиля;
2) изучить лексические черты публицистических текстов;
3) изучить грамматические особенности публицистических текстов;
4) рассмотреть возможность использования разностилевых оборотов в публицистических текстах.

Работа состоит из  1 файл

Публицистический стиль.docx

— 50.73 Кб (Скачать документ)

Публицистический стиль

 

За последние пятнадцать лет произошли существеннейшие  изменения в функционировании русского языка, и прежде всего в сфере  массовой коммуникации, предопределенные экстралингвистическими факторами  -глобальными переменами в политической и экономической жизни нашего общества. Эти изменения были зафиксированы исследователями: М.В.Пановым, Г.Я.Солгаником, Шапошниковым В.Н.  и др. В связи с этим, нам представляется необходимым изучение стилистических особенностей современного языка средств массовой информации, а именно, языка публицистики.

Публицистика, которую называют летописью современности, так как  она во всей полноте отражает текущую  историю, обращена к злободневным проблемам  общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Все эти  особенности обусловили своеобразие  образной системы публицистического  стиля.

Итак, цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.

Объект исследования: публицистический текст.

Предмет исследования: стилистика публицистического текста.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1)   рассмотреть особенности публицистического стиля;

2)   изучить лексические черты публицистических текстов;

3)   изучить грамматические особенности публицистических текстов;

4)   рассмотреть возможность использования разностилевых оборотов в публицистических текстах.

Глава 1.   Характеристика публицистического стиля

1.1.    Основные черты стиля

Публицистический стиль  занимает особое место в системе  стилей литературного языка, поскольку  во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она  стремится удовлетворить как  интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский  лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств"[1]. К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

Особенностью публицистического  стиля является широкий охват  лексики литературного языка: от научных и технических терминов до слов обыденной разговорной речи. Иногда публицист выходит за рамки  литературного языка, используя  в своей речи жаргонные слова, этого, однако, следует избегать.

Говоря о публицистическом стиле, необходимо сразу же заметить, что не все тексты, размещаемые в средствах массовой информации принадлежат к публицистическому стилю. Так, например, в "Российской газете" публикуются тексты законов, указов, постановлений, они относятся к официально-деловому стилю. В "Независимой газете" иногда печатаются научные статьи, написанные специалистами, они принадлежат научному стилю. По радио нередко читают романы, повести, рассказы - эти произведения относятся к художественной речи. Всё это характеризует не публицистический стиль, а общественные функции средств массовой коммуникации.

Иначе обстоит дело, когда  журналист в газетной статье рассказывает о научных исследованиях по генетике и при этом употребляет научные  термины, или сообщает о запуске  космического корабля, учениях спасателей, открытии авиасалона и включает в  свою речь технические термины, а  в судебной хронике использует юридическую  лексику. В этих случаях иностилевые элементы (слова и обороты речи) включаются в состав выразительных средств публицистического стиля, входят в язык массовой информации[2]. Именно эти случаи имеются в виду, когда лингвисты рассуждают о взаимодействии разностилевых единиц в рамках газетно-публицистического стиля. Это взаимодействие также является важной чертой публицистического стиля.

Чтобы убедиться в тематической необозримости, широте публицистики, достаточно открыть любой номер какой-либо газеты и просмотреть ее заголовки. Вы получите своеобразный конспект, моментальную фотографию содержания газеты. Газета может писать о политике, о дипломатии, о спорте, об искусстве, общественных движениях, экономике, строительстве  и т. д. Темы трудно газетных публикаций трудно исчерпать, настолько они  разнообразны.

Итак, публицистический стиль, одну из разновидностей которого и  составляет газетная речь (газетный подстиль), оказывается весьма сложным явлением из-за неоднородности его задач и условий общения. Мы будем говорить прежде всего об особенностях газетной речи, поскольку она более исследована в современной стилистике. Термин "публицистический стиль" употреблен сознательно ради сохранения единства терминологии (общепринятых названий функциональных стилей).

Одной из важных функций публицистики (в частности ее газетно-журнальной разновидности) является информационная. Стремление в кратчайший срок сообщить о свежих новостях не могло не найти отражения и в характере коммуникативных задач, и в речевом их воплощении. Однако эта исторически изначальная функция газеты[3] постепенно оттеснялась другой - агитационно-пропагандистской - или иначе - воздействующей. "Чистая" информативность оставалась лишь в некоторых жанрах, да и там благодаря отбору самих фактов и характеру подачи их оказывалась подчиненной главной, а именно агитационно-пропагандистской, функции. В силу этого публицистике, в особенности газетной, была свойственна ярко и непосредственно выраженная функция воздействия, или экспрессивная. Эти две основные функции, как и лингвостилистические особенности, реализующие их, и сегодня не расчленены в газетной речи.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и  хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и  очерк, и фельетон, и рецензия, и  другие жанры.

Богата публицистика и  выразительными ресурсами. Как и  художественная литература, она обладает значительной силой воздействия, использует самые разнообразные тропы, риторические фигуры, многообразные лексические  и грамматические средства.

Другой основной стилевой чертой публицистической речи является наличие стандарта.

Следует учитывать, что газета (отчасти и другие виды публицистики) отличается существенным своеобразием условий языкового творчества: она  создается в кратчайшие сроки, порой  не дающие возможности довести до идеала обработку языкового материала. В то же время она создается  не одним лицом, а множеством корреспондентов, которые готовят свои материалы  часто в отрыве один от другого.

Основной стилистический принцип публицистики В.Г. Костомаров определяет как единство, сопряжение экспрессии и стандарта, составляющее специфику газетной речи. Конечно, в  известном смысле сопряжение экспрессии и стандарта (в тех или иных "дозах") свойственно всякой речи вообще. Однако важно, что именно в  газетной публицистике, в отличие  от других речевых разновидностей, это единство становится стилистическим принципом организации высказывания. В этом главный смысл и, несомненно, ценность концепции В.Г. Костомарова. Между тем, приоритет в этом единстве имеет все же первый компонент.

На стилистику публицистической, прежде всего газетной, речи сильное  влияние оказывает массовый характер коммуникации. Газета - одно из наиболее типичных средств массовой информации и пропаганды. Здесь массовым оказывается  и адресат, и автор. Собственно, газета и конкретный корреспондент выступают  не от имени какого-то одного лица или  узкой группы лиц, но, как правило, выражают позицию миллионов единомышленников. В связи с этим одной из характерных  стилистических черт публицистической, особенно газетной, речи является своеобразная собирательность, находящая свое выражение  в особенностях значений и функционировании языковых единиц. Собирательность как  лингвистический признак газетного  стиля находит воплощение и в  своеобразии категории лица (использование 1-го и 3-го лица в обобщенном значении), и в сравнительно повышенной частотности  местоимений мы, вы, наш, ваш и  в особенностях их употребления.

Другая сторона указанного выше стилеобразующего единства - информационная функция - воплощается в таких  особенностях публицистического стиля, которые связаны с проявлением  интеллектуальности речи. Такими стилевыми  чертами являются:

1)   документализм, проявляющийся в объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;

2)   сдержанность, официальность, подчеркивающие значимость фактов, информации; эти черты реализуются в именном характере речи, своеобразии фразеологии (клише) и т. д.;

3)   известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения). 
Такова сложная стилевая структура газетной речи.

Для газеты характерны также  поиски хлестких и метких оценок, требующих  необычных лексических сочетаний, особенно при полемике: гигантский трест обмана; заподозрили в любви  к свободе. 
Свойственно публицистике и образное употребление слов: метафоры, метонимии, особенно олицетворения. Вот пример метафоры: «И вдруг грохот орудий расколол тишину, забушевала палата лордов»; олицетворения: «Недаром клевета и лицемерие всю жизнь ходят в обнимку»; «Новости спешат, набегая друг на друга». Для публицистической речи характерно метафорическое использование терминологии: атмосфера, климат, пульс (времени), ритм (времени), диалог и т. д.

Экспрессия оценки выражается формами превосходной степени в  элятивном значении: самые решительные (меры), жесточайший (кризис), острейшие (противоречия); отличнейше, строжайше, наивыгоднейше. 
Таковы в общих чертах основные особенности газетного стиля и языковые средства их реализации.

Материалом для создания оценочной газетно-публицистической лексики служит весь словарь литературного языка, хотя некоторые его разряды особенно продуктивны в публицистике.

Воздействующая функция  газетно-публицистического стиля особенно ярко проявляется в синтаксисе. Из разнообразного синтаксического репертуара публицистика отбирает конструкции, обладающие значительным потенциалом воздействия. Именно выразительностью привлекают публицистику конструкции разговорной речи. Они, как правило, сжаты, емки, лаконичны. Другое важное их качество - массовость, демократичность, доступность. На фоне книжного в целом синтаксиса публицистики разговорные конструкции выделяются стилистической новизной.

Характерна для многих публицистических жанров также идущая от разговорной речи рубленая проза: короткие отрывистые предложения, напоминающие живописные мазки, из которых складывается общая картина: 
I. Пальмы, песок, вода. Побережье Цейлона. Стрельчатые листья кокосовых пальм шевелятся, шуршат на ветру. Песок мокр и тяжел от приливной волны. Солнце просушит их в часы отлива. А пока вода - полновластная хозяйка. Деревни льнут к океану. Хижины из пальмовых листьев, бамбука, обмазанного глиной, защищены от солнца листьями кокосовых пальм. 
II. Большой зал. В углу огромный глобус. На стенах карты материков, схемы. На них красными линиями вычерчены будущие витки полета космического корабля. Горят голубые экраны электронных приборов. По ним непрерывно бегут белые линии. У телеэкранов, радиоприемников склонились в деловом напряжении операторы.

Газетно-публицистический стиль характеризуется и своей системой жанров. Каждый жанр - это определенный способ организации речи, определенная речевая форма, в которой главную роль играет образ автора. Что это за категория?

В разговорной речи, в научной, деловой автор текста и говорящий  или пишущий - одно и то же лицо. Например:

− Дайте мне, пожалуйста, зонтик.

Говорящий, произносящий данную фразу, - это и есть автор реплики. Но вот начало стихотворения Александра Кушнера:

Дайте мне, дайте  башмаки пурпурные

с загнутыми носками.

И одеяние, шитое  золотом, с брильянтами

и аметистами;

Сколько можно  ходить в пиджаке,

пробавляться  тусклыми мазками

Повседневной  живописи, с ее красками

водянистыми?

Кому принадлежит это "мне"? Можно ли сказать, что автор, реальная личность поэт Александр Кушнер, просит у кого-то "пурпурные башмаки  и шитое золотом одеяние"? Нет, конечно. Дело обстоит гораздо сложнее. В стихотворении, любом, речь идет от имени лирического героя, образ  которого создает поэт. Поэтому нельзя отождествлять автора стихотворения  и лирического героя. Реальный создатель  произведения и лицо, от имени которого ведется повествование, часто не совпадают. И само это соотношение  очень важно. Оно принципиально  различает, например, художественную литературу и публицистику.

Так, в художественной литературе законом становится именно несовпадение реальной личности писателя и лица, от имени которого ведется рассказ. Писатель как бы специально конструирует образ автора, организующий нередко  сложное полифоническое повествование. Например, в "Повестях Белкина" Пушкина действует автор, издатель, рассказчик, персонажи, о которых он повествует. И образ автора предстает как сложная композиционно-речевая форма. Иначе говоря, возникает сложная структура образа автора.

Но даже и в более  простых случаях, когда повествование  ведется от 1-го лица, от имени героя, этот герой выступает как образ  автора. Писатель изображает то, что  попадает в поле зрения героя, ведущего рассказ, выражает косвенно свое отношение  к нему, к другим персонажам и  т. д. Следовательно, и в этом случае образ автора выступает как организующая литературное произведение категория, форма.

Иное положение в газетно-публицистическом стиле, для которого характерно принципиальное совпадение автора и рассказчика. Это совпадение составляет главное отличие публицистической речи - ее "открытость", документальность, эмоциональность. Публицист прямо и непосредственно обращается к читателю со своими мыслями, чувствами, оценками. И в этом заключается сила и выразительность публицистики.

Информация о работе Публицистический стиль