Публицистический стиль речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:52, доклад

Описание

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика. Публицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.
Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

Работа состоит из  1 файл

ТЕМА 5.docx

— 21.34 Кб (Скачать документ)

ТЕМА 5. ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ РЕЧИ  

      §1. Публицистический стиль речи(общая характеристика)

      В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистикаПублицистика – это особый тип литературных произведений, в которых освещаются, разъясняются актуальные вопросы общественно-политической жизни, поднимаются нравственные проблемы.

      Предмет публицистики – жизнь в обществе, экономика, экология – все, что касается каждого.

      Публицистический  стиль используется в общественно-политической сфере деятельности. Это язык газет, общественно-политических журналов, пропагандистских радио- и телепередач, комментариев к документальным фильмам, язык выступлений на собраниях, митингах, торжествах и т.п.  Основные средства публицистического стиля рассчитаны не только на сообщение, информацию, логическое доказательство, но и на эмоциональное воздействие на слушателя (аудиторию).

      Характерными  особенностями публицистических произведений являются актуальность проблематики, политическая страстность и образность, острота и яркость изложения. Они обусловлены социальным назначением  публицистики, – сообщая факты, формировать общественное мнение, активно воздействовать на разум и чувства человека.

      Публицистический  стиль представлен множеством жанров:

    1. газетные очерк, статья, фельетон, репортаж;

    2. телевизионные аналитическая программа, информационное сообщение, диалог в прямом эфире;

    3. ораторские выступление на митинге, тост, дебаты;

    4. коммуникативные пресс-конференция, встреча "без галстука", телемосты;

    5. рекламные очерк, объявление, плакат, лозунг.  

      §2. Функции публицистического стиля

      Одной из важных особенностей публицистического  стиля является сочетание в его  рамках двух функций языка: функции сообщения (информативной) и функции воздействия (экспрессивной).

      Функция сообщения состоит в том, что авторы текстов публицистики информируют широкий круг читателей, зрителей, слушателей о значимых для общества проблемах. 

      Информационная  функция присуща всем стилям речи. Ее специфика в публицистическом стиле заключается в тематике и характере информации, в ее источниках и адресатах. Так, телевизионные  передачи, газетные и журнальные статьи информируют общество о самых  разнообразных сторонах его жизни: о парламентских дебатах, об экономических программах правительства и партий, о происшествиях и преступлениях, о состоянии окружающей среды, о повседневной жизни граждан.

      Способ  подачи информации в публицистическом стиле также имеет свои отличительные  черты. Информация в публицистических текстах не только описывает факты, но и отражает оценку, мнения, настроения авторов, содержит их комментарии и  размышления. Это отличает ее, например, от официально-деловой информации. Другое отличие в предоставлении информации связано с тем, что  публицист стремится писать избирательно – прежде всего о том, что вызывает интерес у определенных общественных групп, он выделяет только те стороны жизни, которые важны для его потенциальной аудитории.

      Информирование  граждан о положении дел в  общественно значимых сферах сопровождается в публицистических текстах осуществлением второй важнейшей функции этого  стиля – функции воздействия. Цель публициста состоит не только в том, чтобы рассказать о положении дел в обществе, но и в том, чтобы убедить аудиторию в необходимости определенного отношения к излагаемым фактам и в необходимости желаемого поведения. 

      В различных публицистических жанрах одна из двух названных функций может  выступать в качестве ведущей, при  этом важно, чтобы функция воздействия  не вытесняла информационную функцию: пропаганда полезных для общества идей должна опираться на полное и достоверное  информирование аудитории.  

      §3. Языковые признаки публицистического стиля речи  

    Лексические признаки

      1. В публицистическом стиле всегда  присутствуют готовые стандартные формулы (или речевые клише), которые носят не индивидуально-авторский, а социальный характер: горячая поддержка, живой отклик, резкая критика, наведение элементарного порядка и др. В результате многократных повторений эти клише нередко превращаются в надоевшие (стертые) штампы: коренные преобразования, радикальные реформы.

      Речевые образцы отражают характер времени. Многие клише уже устарели, например: акулы империализма, болезнь роста, слуги народа, враг народа. Наоборот, новомодными для официальной прессы конца 90-х гг. стали слова и выражения: элита, борьба элит, элита криминального мира, высшая финансовая элита, раскручивать,  виртуальный, имидж, знаковая фигура, пирог власти, дитя застоя, деревянный рубль, инъекция лжи.

      Многочисленные  примеры речевых клише вошли  в состав так называемой публицистической фразеологии, позволяющей быстро и  точно давать информацию: мирное наступление, сила диктата,  пути прогресса, вопрос безопасности, пакет предложений.

      2. Отношения между отправителем  и адресатом в публицистическом  стиле подобны отношению между  актером и зрителями. "Театральная"  лексика – вторая яркая черта публицистического стиля. Она пронизывает все публицистические тексты: политическое шоуна политической аренезакулисная борьба, роль лидера,драматические события, известный в политике трюк, кошмарный сценарий и др.

      3. Характерной особенностью публицистического  стиля является эмоционально-оценочная  лексика. Эта оценка носит не  индивидуальный, а социальный характер. Например, слова с положительной оценкой: актив, милосердие, помыслы, процветание;  слова с отрицательной оценкой: насаждать, обывательский, саботаж, расизм.

      5. В текстах публицистического  стиля часто присутствует военная  терминология: гвардия, штурм высоты, передний край, линия огня, прямая наводка, стратегия, мобилизация резервов. Но она употребляется, естественно, не в своем прямом значении, а образно (речь в текстах с этими словами может идти, например, об уборке урожая, введении в строй новых объектов производства и т.д.).  

    Морфологические признаки

      К морфологическим признакам публицистического  стиля мы относим частотное употребление тех или иных грамматических форм частей речи. Это:

      1) единственное число имени существительного  в значении множественного: Русский человек всегда отличался выносливостьюПреподаватель всегда знает студента;

      2) родительный падеж имени существительного: время перемен, пакет предложений, реформа цен, выход из кризиса и др.;

      3) императивные формы глагола:  Оставайтесь с нами на первом канале!

      4) настоящее время глагола: в Москве открывается, 3 апреля начинается;

      5) причастия на -омый: ведомый, невесомый, влекомый;

      6) производные предлоги: в области, на пути, на базе, во имя, в свете, в интересах, с учетом.  

    Синтаксические  признаки

      К синтаксическим признакам публицистического  стиля следует отнести часто  повторяющиеся, а также специфические  по характеру типы предложений (синтаксических конструкций). В их числе:

      1) риторические вопросы: Выдержит ли русский человек? Хотят ли русские войны?

      2) восклицательные предложения: Все на выборы!

      3) предложения с измененным обратным  порядком: Воюет армия с природой (ср.: Армия воюет с природой).Исключение составляли предприятия добывающей промышленности (сравни: Предприятия составляли исключение);

      4) заголовки статей, очерков, выполняющие  рекламную функцию: Малые беды большого флота. Зима – сезон горячий.  
 
 

Информация о работе Публицистический стиль речи