Особенности публицистического стиля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:40, реферат

Описание

Цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.
Задачи:
рассмотреть особенности публицистического стиля.
изучить лексические черты публицистического стиля.
изучить фразеологические черты публицистического стиля.
изучить морфологические и синтаксические особенности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Общая характеристика и основные разновидности………………………
Газетно-публицистический подстиль…….
Лексика и фразеология публицистического стиля………………….
Морфология публицистического стиля………………….
Синтаксис публицистического стиля………………
Заключение………………………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………

Работа состоит из  1 файл

публицистический стиь.doc

— 78.50 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования и науки РФ

ФГАОУ ВПО  «Северо-восточный федеральный университет  имени М.К.Аммосова»

Финансово-экономический  институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Культура речи и ДО»

на тему: «Особенности публицистического стиля» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                  Выполнила: ст. гр. Стр-11 Петрова Наталья

                  Проверила: Печетова Наталья Юрьевна 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

                                    Якутск 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Общая характеристика и основные разновидности………………………
  2. Газетно-публицистический подстиль…….
  3. Лексика и фразеология публицистического стиля………………….
  4. Морфология публицистического стиля………………….
  5. Синтаксис публицистического стиля………………

Заключение………………………………………………………………

Список  использованной литературы………………………………… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

В латинском языке есть глагол publicare – "сделать общим достоянием, открыть для всех" или "объяснить всенародно, обнародовать". С ним и связано по происхождению слово публицистика.

Публицистика, которую  называют летописью современности, так как она во всей полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным проблемам общества - политическим, социальным, бытовым, философским и т. д., близка к художественной литературе. Так же, как и беллетристика, публицистика тематически неисчерпаема, огромен ее жанровый диапазон, велики выразительные ресурсы. Все эти особенности обусловили своеобразие образной системы публицистического стиля.

Цель работы: изучение стилистики публицистических текстов.

Задачи:

  1. рассмотреть особенности публицистического стиля.
  2. изучить лексические черты публицистического стиля.
  3. изучить фразеологические черты публицистического стиля.
  4. изучить морфологические и синтаксические особенности.

Актуальность: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Общая характеристика и основные разновидности.

     Публицистический  (по иной терминологии – идеолого-политический) стиль – функциональная разновидность речи, обслуживающая широкую сферу общественных отношений: общественно-политических, культурных, спортивных и др. Наиболее полно проявляется в газетах и общественно-политических журналах. А также на радио и телевидении, в документальном кино. Публицистика – «общественно-политическая литература на современные актуальные темы».

     Одной из важных особенностей публицистического  стиля является сочетание в его  рамках двух функций языка функции сообщения (информативной) и функции воздействия (воздействующей, или экспрессивной). Говорящий использует этот стиль тогда, когда ему необходимо не только передать какую-то информацию (сообщение), но и произвести на адресата (часто массового) определенное воздействие. Причем автор, передавая факты, выражает свое отношение к ним. Этим и обусловлена яркая эмоционально-экспрессивная окраска публицистического стиля, не характерная ни для научной, ни для официально-деловой речи. Публицистический стиль в целом подчиняется одному конструктивному принципу чередованию "экспрессии и стандартов" (В.Г. Костомаров). Информативная функция неотделима от функции воздействия. Воздействующая функция осуществляется благодаря системе языковых и неязыковых средств. Произведения публицистического стиля передают как сами факты (информативная функция), так и мнение об этих фактах, выраженное средствами, способными оказать воздействие на политическое сознание читателя, слушателя и зрителя (воздействующая функция).

     Общие стилевые черты: актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, эмоциональность, оценочность, четкость, логичность, простота, доступность, конкретность, лаконичность, четко выраженное авторское отношение к проблеме.

      Публицистический стиль, таким образом, характеризуют открытая идеологическая направленность и широкая информативность, даже фактографичность.

      Выделяются  следующие подстили публицистического  стиля: газетно-публицистический (язык газеты), агитационный (воззвания, призывы, листовки, прокламации и т.д.), официальный политико-идеологический (партийные постановления и т.п.), несколько сближающийся с официально-деловым стилем, массово-политический (выступления на собраниях политического характера и т.п.). Нельзя не заметить, что границы между указанными подстилями в науке четко не разграничиваются. Особое положение среди них занимает газетно-публицистический подстиль.

      Другое  деление публицистического стиля  носит жанровый характер. Среди публицистических жанров выделяются следующие: выступление на собрании политического характера, передовая статья, теоретико-политическая статья, идеологическая консультация, международный обзор, корреспонденция, репортаж, фельетон, памфлет, морально-этическая статья, очерк, спортивное обозрение и др. 

2. Газетно-публицистический  подстиль (язык газеты).

     На  газетных полосах публицистический стиль представлен наиболее полно  и широко, во всем разнообразии его  жанров. Ведь и партийные постановления  и призывы, политические доклады  и речи, идеологические консультации и т.п. получают отражение на страницах газеты. Поэтому понятия «язык газеты» и «публицистический стиль» нередко рассматриваются как тождественные или близкие.

      Собственно  газетными следует считать такие  жанры, как передовая, корреспонденция, репортаж, информация, фельетон, международный обзор, спортивное обозрение и др. Однако, несмотря на очевидное разнообразие, можно говорить о функциональном единстве языка газеты, выполняющего, как и публицистический стиль в целом, информативно-воздействующую функцию.

      Важнейшим лингвистическим конструктивным признаком  газетно-публицистического подстиля является такое взаимодействие и  взаимопроникновение выразительных, эмоционально воздействующих речевых  средств и стандартных, широко употребляемых  именно в данном стиле средств языка.

      Широкое привлечение выразительных средств  обусловлено в первую очередь  агитационно-пропагандистской функцией данного подстиля. Выразительность  газетной публицистики отличается от выразительности языка художественной литературы. Присущая газете ориентация на массового и многоликого читателя, безмерная широта и разнообразие тематики, периодичность и однодневность газеты, открытость ее идеологических позиций,- все эти особенности газеты требуют броских, мгновенно воспринимаемых выразительных средств.

      Благодаря сочетанию выразительных и стандартных  средств язык газеты оказывается  в состоянии выполнять свою главную  функцию – функцию идеологически  убеждающей информативности.

      Стилевые  черты:

1)   документализм, проявляющийся в  объективности и проверенной фактологичности изложения, что в терминах стилистики можно определить как подчеркнутую документально-фактологическую точность выражения; документально-фактологическая точность проявляется в терминированности речи, ограниченности метафоризации терминов (кроме общепринятой), широком употреблении профессионализмов;  

2)   сдержанность, официальность, подчеркивающие  значимость фактов, информации; эти  черты реализуются в именном  характере речи, своеобразии фразеологии  (клише) и т. д.; 

3)  известная обобщенность, абстрагированность и понятийность изложения как итог аналитичности и фактографичное (нередко в единстве с образной конкретностью выражения).

      В зависимости от жанра на первое место  выступает то экспрессия, то стандарт. Если основной целью сообщаемой информации является возбуждение определенного отношения к ней, то на первый план выдвигается экспрессия (чаще всего это наблюдается в памфлетах, фельетонах и других жанрах). В жанрах же газетной статьи, хроникальной заметки и т.п., стремящихся к максимуму информативности, преобладают стандарты.

      Стандартными  обычно считают такие языковые средства, которые часто воспроизводятся  в определенной речевой ситуации, или, шире, в определенном функциональном стиле.

      Совсем  иным является сочетание нейтральных и стилистически окрашенных средств в газетно-публицистическом подстиле. Здесь принципиально возможна любая стилистическая окраска, от самой низкой до самой высокой, причем само сочетание носит нарочитый, конфликтный характер – «конфликт экспрессии и стандарта как общий признак газетных текстов» (Костомаров)

      Такой характер стилистической сочетаемости отличает язык публицистики и от языка  художественной литературы, где как  известно, широко используются элементы различной стилистической окраски. В газете речевой контраст «отражает многообразие ее содержания, помогает осуществлению ее главных функций воздействия на читателя и передачи ему информации, обеспечивает надежность связи с аудиторией»

      Различия  в стилистической окраске приобретают  в публицистческом тексте новую, функциональную направленность. «Самое смешение выступает нормой, и получается своеобразный парадокс: нормой становится нарушение нормы».

      Конфликтное соотношение окраски и стандарта, эмоциональности и информативности, являющееся конструктивным признаком публицистического стиля в целом, по-разному проявляется в различных публицистических жанрах.

      Вообще  же газета не может ограничиться объективированным  изложением материала. Задача активного  воздействия на читателя, боевой, наступательный тон порождают газетные жанры, дающие четкую и определенную оценку, часто эмоционально окрашенную, описываемым событиям.

      Взаимодействие  информативных и экспрессивных  языковых средств наиболее отчетливо  проявляется в таком жанре, как  репортаж. Живость достигается преимущественно благодаря разговорной манере описания – и в лексике, и в синтаксисе. В репортаже немало разговорных слов и выражений, например: африканские кулички, тишь и гладь и др. Обобщенно-личные конструкции, наряду с функцией обобщения, создают впечатление естественного разговора автора с читателем.

3. лексика  и фразеология публицистического  стиля.

     Публицистика - наиболее богатая разновидность литературы.

     Весьма  сложен вопрос о таких словах, выражениях, словоформах и конструкциях, которые  употреблялись бы только в публицистике, т.е. о таких средствах языка, которые можно было бы назвать чисто публицистическими. Ученые обращают внимание, что специфически газетные слова, так называемые газетизмы, все же имеются, но их «газетная окраска» оказывается недолговечной. Если же газетизм не умирает, а входит в общее употребление, то теряет специфичную окрашенность. Например: форум (форум животноводов), ас (большой специалист), поиск и др.

     Специфичные для публицистического стиля  слова и выражения могут употребляться и в текстах других стилей, например в разговорно-бытовой речи, отчасти в научных работах, однако там они не обязательны, их концентрация незначительна, в то время как в публицистике – обязательны, а частота их употребления высока.

     Наиболее  специфична для публицистического стиля общественно-политическая лексика и фразеология. Именно с ней связано само формирование публицистического стиля. Она получила весьма широкое употребление и за его пределами, но наиболее активна именно в публицистическом стиле, так что без нее вообще трудно представить себе публицистический стиль.

Информация о работе Особенности публицистического стиля