Образ женщины в произведении "Джейн Эйр"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть образы женщин в мировой литературе, исследовать образ Джейн Эйр и проанализировать художественные особенности романа.

Нами были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть эпоху Шарлотты Бронте со всеми ее противоречиями
Изучить основные принципы реализма и романтизма
Выявить особенности создания образа героини нового времени

Работа состоит из  1 файл

Глава I.docx

— 52.00 Кб (Скачать документ)
 

       Введение

       Светлый мир земли, где "краски неярки и звуки нерезки", рождает удивительной красоты людей. Как часто "неяркий" внешне человек заглянет вам в глаза - и душа распахивается, спешит навстречу ему!

         Земля наша подарила феномен  женского характера, ему дивятся во всем мире. Загадка этого удивления не во внешнем совершенстве, а в тайнах "негромкой" души.

         Женский образ - один из самых интересных и таинственных образов мировой литературы. Каждое новое столетие, создает свои новые идеалы слабой половины человечества. Ей посвящены многие произведения известных писателей и авторов, и благодаря им, мы можем представить образ женщины каждой эпохи и понять их мораль и сущность.

       Данная  курсовая работа посвящена изучению творчества английской писательницы XIX века Шарлотты Бронте и ее самому известному роману «Джейн Эйр».

       Актуальность  выбранной темы состоит в том, что на основе данного произведения можно проследить эволюцию развития женского образа в литературе и ее новые черты.

       Цель  нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть образы женщин в мировой литературе, исследовать образ Джейн Эйр и проанализировать художественные особенности романа.

       Нами  были поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть эпоху Шарлотты Бронте со всеми ее противоречиями
  2. Изучить основные принципы реализма и романтизма
  3. Выявить особенности создания образа героини нового времени

       Предмет исследования – женский образ в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр»

         Теоретическое значение – данная  работа вносит вклад в разработку  теоретических аспектов изучения  творчества Шарлотты Бронте.

       Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Первая глава повествует об Англии в эпоху Бронте. Вторая глава посвящена образам женщины в мировой литературе и особенностям создания образа Джейн Эйр. В заключении приведены выводы. Список литературы содержит????источников. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава I

    1. XIX век как культурно историческая эпоха

       XIX век стал веком «перманентной  революции», происходившей во всех  сферах жизни общества. Техническая  цивилизация сменяет в Европе  традиционную рабочую силу. Современные исследователи называют такой процесс модернизацией, включая в него индустриализацию, научно-технический прогресс, урбанизацию, демократизацию политических структур, рост образования и изменение социального статуса женщины.

       Индустриализация  и урбанизация изменили социальную структуру европейских стран: общество все более четко делилось на два  класса - владевшей средствами производства буржуазии и лишенных этих средств, пролетариев, продающих свою рабочую силу. Экономическое и социальное положение рабочего класса было чрезвычайно тяжелым: длительный рабочий день, низкий уровень жизни, колоссальная безработица, широкое использование более дешевого детского и женского труда. В этих условиях естественными стали экономические и политические выступления рабочих, требовавших социальных реформ.

       Социальные  конфликты капитализма были осмысленны политиками и философами, возникли социалистическое и коммунистическое движения. Эти партии имели определенное политическое влияние. Настоящей социальной силой становилось профсоюзное  движение. К концу XIX века проведенные  политические реформы смягчили неблагоприятные  последствия индустриализации, и в большинстве стран государство стало брать на себя борьбу с бедностью.

       В XIX веке были сделаны научные и технические открытия, которые привели к изменению образа жизни людей, к возможности человека сделать больше за более короткий промежуток времени. К концу века были изобретены пароход, телеграф, телефон, газовое и электрическое освещение, фотография и кинематограф.

       Наука от периода собирания фактов перешла  к этапу выявления закономерностей, возникло теоретическое естествознание. В физике был сформулирован закон сохранения и превращения энергии, в биологии - созданы клеточная теория и теория эволюции, в химии - периодическая система, а в геометрии - теория Лобачевского.

       Наука стала не просто формой рационального  знания и новым социальным институтом. Ее претензии на создание собственной  картины мира, заявленные в эпоху  Просвещения в знаменитой «Энциклопедии», подтверждались все новыми и новыми теориями и научными достижениями, внедряемые в производство. Наука становилась производительной силой, а ее роль в обществе все более возрастала. Науку воспринимали, как совершенное знание о природе и человеке. На нее старались походить и философия, и искусство.

       Процесс секуляризации в XIX в. выглядел как  неуклонное снижение доли религиозного и увеличение доли светского начала. Принципы свободы вероисповедания, отделение церкви от государства, отмена церковной цензуры, привели к появлению существенно новой ситуации в общественном сознании. Секуляризация способствовало не только развитию науки, но и росту образования.

       Претерпевала  радикальные и постоянные изменения  художественная жизнь общества. Противоречия европейского развития нашли свое выражение  в искусстве. Особенностью XIX века стало  многообразие художественных направлений.

       Европа  становилась нетрадиционным типом  общества, в котором все больше распространение получало новаторство, где художественные стили не последовательно  сменяли друг друга, а существовали параллельно, дополняя друг друга.

       Вопросы предназначения искусства, его специфики, роли художника стали достоянием не только художественной критики, но и эстетики. Такие крупнейшие философы XIX века, как Кант, Гегель, Шеллинг, Фейербах, философы - иррационалисты - Шопенгауэр, Ницше, - высказали ряд принципиально новых подходов к пониманию художественной жизни.

       Множественность художественных направлений в XIX веке была следствием процесса модернизации. Художественная жизнь общества теперь определялась не только церковным диктатом и модой придворных кругов. Изменение  социальной структуры повлекло за собой  изменения восприятия искусства  в обществе: возникают новые социальные слои состоятельных и образованных людей, способных самостоятельно оценивать  произведения искусства, ориентируясь только на требование вкуса. Именно к XIX веку культурологи относят начало формирования массовой культуры; газеты и журналы, из номера в номер печатавшие длинные  романы с занимательным сюжетом, стали прообразом телевизионных  сериалов в искусстве XX века. 

    1. Права человека и положение  женщины

       В середине XIX века женщины, считавшиеся  на протяжении всей истории существами низшего сорта, начали отвоевывать  все большие юридические права  и возможности. В конце концов, они добились избирательного права, но за этим успехом их ожидала новая борьба.

       В различных культурах и цивилизациях прошлых столетий, женщины занимали самое разное положение. В одних они были не более чем собственностью своих отцов и мужей, а в других пользовались значительной свободой, а их права защищались законом. Но и тогда мужчины обладали гораздо большими правами и возможностями чем женщины, и считали себя выше их.

       Первое  решительное требование уравнять женщин в правах с мужчинами прозвучало только в конце XVIII столетия. Ее началом можно назвать движение женщин Франции, возмущенных специальным декретом, запретившим им участвовать в митингах, собраниях, демонстрациях, вообще посещать публичные места и собираться в группы. Этот декрет противоречил с принципами Великой французской революции, закрепленными в ее основном документе - «Декларации прав человека и гражданина».

       После Революции образ матери-республиканки стал популярным, материнский долг - женская миссия и задача. Вопрос о женщинах-матерях вызвал бурное обсуждение необходимости женского образования и послужил толчком к основанию женских академий, первых учреждений, где молодые девушки могли получить серьезное академическое образование.

       В религиозно-нравственной сфере женщины  добились также немаловажных успехов, продемонстрировав даже возможность контроля над мужчинами!

       Многие  женщины, вместе с мужчинами, боролись за отмену рабства - это была одна из форм борьбы за равноправное в обществе. После формирования женщинами обществ за моральные и религиозные реформы, как например запрещение проституции и против алкогольной дискриминации женщин, многие начали признавать участие женщин и в борьбе за запрещение рабства. Таким образом, были организованы женские отделения организаций по борьбе за отмену рабства, оказывающие поддержку тем обществам, которыми руководили мужчины. Но, несмотря на все ограничения, некоторые женщины добились признания своих прав. Благодаря им за всеми женщинами был признан ряд важных юридических прав, в том числе права на своих малолетних детей и право владеть своим имуществом

       С включением женщин в работу по одному политическому вопросу, мужчинам стало  сложнее удерживать их в стороне  от других проблем. Одна из деятелей движения за отмену рабства писательница Лидия  Мария Чайлд отмечала, что, привлекая женщин к общественной борьбе, мужчины-лидеры реформистских движений превратили семью в живущий организм, и уже невозможно вернуть женщину к роли только лишь домохозяйки. Получив доступ к инструментарию и тактике политических перемен, женщины приступили к поиску путей применения их для улучшения условий их собственной жизни. 

    1. Основные  литературные направления 19 века

       Романтизм в Англии оформился раньше, чем  в других странах Западной Европы, к концу XVIII - первой четверти XIX века. Он сформировался как направление в период острого кризиса феодального строя, в годы Великой французской революции и представляет собой реакцию на такой общественный правопорядок, в котором человек оценивался, прежде всего, по своему титулу, богатству, а не по духовным возможностям. В это время романтическое искусство наиболее полно выявляет свою сущность, формируется как литературное направление.

       Романтики протестуют против унижения человека, борются за возвышение, раскрепощение личности. Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность. Чувствуя себя свободными от приходящей в упадок системы аристократического правления, романтики стремились высказать свои новые взгляды, открытые ими истины. Изменилось их место в обществе. Они нашли своего читателя среди растущего среднего класса, готового эмоционально поддержать и даже преклоняться перед художником - гением и пророком. Сдержанность и смирение были отвергнуты. Им на смену пришли сильные эмоции, часто доходящие до крайностей.

       Положительный герой в романтизме, как правило, возвышается по уровню своего сознания, над окружающим его миром корысти, цель жизни он видит не в том, чтобы сделать карьеру, не в накоплении богатств, а в служении высоким идеалам человечества - гуманности, свободе, братству. Отрицательные романтические персонажи, в противоположность положительным, находятся в гармонии с обществом, их отрицательность и заключается прежде всего в том, что они живут по законам окружающей их буржуазной среды. Следовательно, романтизм - не только устремленность к идеалу и поэтизация всего духовно прекрасного, это в то же время обличение безобразного в его конкретной социально-исторической форме.

       Реализм как ведущее направление утверждается в английской литературе в 30-40-е годы XIX века. Своего расцвета он достигает во второй половине 40-х годов. В истории Англии этот период – время  напряженной социальной и идеологической борьбы.

       Критический реализм – это литературное направление, где человек рассматривается в его связях с социальной средой. Его основой стали непредвзятое восприятие и правдивое отражение реальной действительности. Как и романтизм, реализм критиковал действительность, но при этом он исходил из самой действительности, в ней же и пытался выявить пути приближения к идеалу. Писатель данного направления осуществляет художественный анализ общественных обстоятельств, в которых изображаемый персонаж черпает мотивы и стимулы своего поведения. Здесь художественная правдивость возникает на основе представлений писателя о мире во всей его сложности и противоречивости. А воссозданная личность явлена в диалектике своего психологического развития. Писателя-реалиста в науке называли «доктором социальных наук». Эпитет «критический» означает то, что автор соответствующего произведения сосредоточил свое внимание на негативных сторонах воспроизводимой действительности, которую он соответствующе рассматривает и оценивает.

Информация о работе Образ женщины в произведении "Джейн Эйр"