Образ женщины в произведении "Джейн Эйр"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 14:47, курсовая работа

Описание

Цель нашей работы заключается в том, чтобы рассмотреть образы женщин в мировой литературе, исследовать образ Джейн Эйр и проанализировать художественные особенности романа.

Нами были поставлены следующие задачи:

Рассмотреть эпоху Шарлотты Бронте со всеми ее противоречиями
Изучить основные принципы реализма и романтизма
Выявить особенности создания образа героини нового времени

Работа состоит из  1 файл

Глава I.docx

— 52.00 Кб (Скачать документ)

       Критический реализм по-новому изображает отношение  человека и окружающей среды. Человеческий характер раскрывается в органической связи с социальными обстоятельствами. Предметом глубокого социального  анализа стал внутренний мир человека, критический реализм потому одновременно становится психологическим. В подготовке этого качества реализма большую  роль сыграл романтизм, стремившийся проникнуть в тайны человеческого «Я».

       В отличие от романтического героя, герой  критического реализма может быть аристократом, каторжником, банкиром, помещиком, мелким чиновником, но он всегда – простой герой в типичных обстоятельствах. Он воплощает реальные черты того или иного социального слоя в обществе. Положительные герои не занимают центрального места, как правило, они второстепенны. Поменялась тематика. Реалисты 19 в. описывали механизм общества, устроенного на денежных интересах. Деньги становятся одним из действующих лиц. 

    1. Шарлотта  Бронте

     В истории развития английской литературы большую роль сыграл реалистический социальный роман ХІХ века. К писателям-реалистам этого периода относятся, в первую очередь, Диккенс, Гаскелл, Элиот, Мередит и сестры Бронте. Среди последних, особый след в литературе оставило творчество Шарлотты Бронте и, в частности, ее роман «Джейн Эйр».

     Шарлотта Бронте родилась в 1816 году в семье сельского священника в Йоркшире. Ее отец, Патрик Бронте, голландец по происхождению, смолоду был простым ткачом. Мечтая овладеть знаниями и стать образованным человеком, он избрал единственный на то время путь получить образование - стал священником.

     Изучив  богословие, он женился и получил  небольшой приход возле Лидса, где  и родились его дети - пять дочерей  и сын. После ранней смерти матери, Шарлотта и трое ее сестер были отданы в бесплатный пансион для дочерей духовенства. Здесь их должны были подготовить к профессии гувернантки.

     Недоедание, грязь, холод, издевательское обращение  персонала разрушали здоровье детей, а вспыхнувшая эпидемия тифа унесла жизнь многих учениц, в том числе  и двух сестер Шарлоты. Воспоминания о пансионе, впоследствии, легли  в основу прообраза Локвудского.

       После смерти двух дочерей,  Патрик Бронте, забрал оставшихся  в живых двух девочек - Шарлотту  и Эмилию, и дальнейшее обучение  они продолжали в хорошем бельгийском  пансионе, преподавая там английский  язык и тем самым, расплачиваясь  за свое обучение.

     Теперь  их было три сестры. К Шарлотте и Эмили, присоединилась подросшая Энн. Талантливые, образованные девушки увлекались литературой, живописью и в 1846 году сестрам удалось издать сборник своих стихотворений. Они выступили под псевдонимом Керрер Белл.

     В 1947 году они послали под этим же псевдонимом лондонским издателям  свои романы. Романы Эмили и Энн  были приняты, а роман Шарлоты  «Учитель» был отвергнут. Но она уже работала над второй своей книгой - «Джейн Эйр», который был принят и в конце 1847 года увидел свет.

     Роман являл собой удивительное сочетание  злободневной общественно-политической актуальности и высокой художественности. Главным художественным открытием  молодой писательницы явилось умение выявить красоту и драматизм  становления человеческого духа в борьбе с социальной «судьбой», причем духа, воплощенного не в традиционном романтическом герое или героини. Идеал человеческой воли, неподвластной  сословной регламентации, был воплощен в образе неимущей труженицы, молодой  гувернантки, больше всего ценящей  свою независимость и человеческое достоинство.

     Бронте  выводила на авансцену  английского романа нового героя, обладающего  новым общественным и личным самосознанием, человека свободолюбивого, отвергающего утеснительную  социальную субординацию, готового на любые  жертвы и на борьбу, если потребуется  отстоять свои жизненные  права.

     Вместе  с тем, с образом  главной героини - Джейн Эйр, Ш. Бронте ввела в современную литературу тему женского равноправия, которое понимается писательницей, как право на приносящий радость труд и на яркую эмоциональную жизнь.

     Этот  роман имел большой  успех и принес Шарлотте Бронте неувядающую  и в наше время  славу. Роман, с момента  появления, вызвал многочисленные и зачастую противоречивые рецензии. Высокую  оценку роман получил  у прогрессивных  писателей и после  перевода на русский  язык, о нем положительно отозвался Н. Чернышевский. В реакционных  литературных кругах роман вызвал негодование, так как был  проникнут ропотом  против комфорта богатых  и лишений бедняков.

     Не  обойден вниманием  роман Шарлотты Бронте и деятелями литературы ХХ века, тем более что творчество писательницы нередко искажалось и фальсифицировалось.

     В 60-е годы наблюдался период особого оживления  интереса к творчеству Ш. Бронте и ее сестер. Широко известны работы Смингтона и Уайза, Шортера, Уинифред Жерен.

     Изучению  творчества Шарлотты Бронте в отечественном литературоведении положил начало Ф.П. Шиллер статьей в сборнике «Из истории реализма ХІХ века», вышедшем в 1934 году под его редакцией, 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Глава II

       2.1. Образ женщины в мировой литературе

       Мировую литературу невозможно представить  без образа женщины. Даже не будучи главным героем произведения, она привносит какой-то особый характер в повествование. С начала мира мужчины восхищались представительницами прекрасной половины человечества, боготворили их и поклонялись им. Уже в мифах Древней Греции мы встречаем нежную красавицу Афродиту, мудрую Афину, коварную Геру. Эти женщины-богини признавались равными мужчинам, их совета слушались, им доверяли судьбы мира, их боялись.

         И в то же время женщина  всегда была окружена тайной, ее поступки приводили в замешательство  и недоумение. Вникнуть в психологию  женщины, понять ее - это то  же самое, что разрешить одну  из древнейших загадок Вселенной.  Писатели всегда отводили женщине особое место в своих произведениях. Каждый, конечно, видел ее по-своему, но для всех она была опорой, надеждой, предметом восхищения. У каждого автора есть идеал женского образа, и даже если идеал не изображен в произведении, он почти всегда подразумевается и все-таки присутствует.

         Женский образ ярче всего проявляется  в любви, ревности, страсти; и,  чтобы ярче выразить идеал  женского образа, автор часто  ставит женщину в условия, когда  она полностью проявляет свои чувства.

       Тема  женской свободы  и равноправия, идеал  полнокровной, яркой, не ущемленной условностями жизни были свойственны творчеству всех Бронте. Критика не раз отмечала, как созвучна современности и тема борьбы за эмоциональное и гражданское равноправие женщины. Именно в творчестве Шарлотты Бронте и ее сестер возникает в английской литературе XIX века образ новой женщины в противовес утверждавшемуся буржуазно-викторианскому идеалу «кроткого ангела», чья роль в жизни - быть только хранительницей домашнего очага.

       Женщина в творчестве Бронте - свободолюбивое, независимое, равное мужчине по интеллекту и силе характера личность. В этом аспекте интересна связь творчества Бронте и с XVIII веком, веком Просвещения, почему, в частности, закономерен вопрос о продолжении Шарлоттой и ее  сестрами традиции Мэри Уолстонкрафт и Мэри Шелли. Но эта же традиция была «передана» сестрами Бронте и современникам. В Англии, например, образ Джейн нашел отклик в поэме Э.-Б. Браунинг «Аврора Ли», героиня которой утверждает ценность и равноправие женщины в мире духовном и в мире чувств. Особенно много подражаний вызвала «Джейн Эйр» в Америке, где в 60-70-е годы «женский роман», то есть роман, написанный женщиной и о женской судьбе, становится очень популярным. Сразу же завоевавший большую известность и признание, роман Бронте становится идеалом, по образу и подобию которого создается множество произведений. Укореняется сама типология образа бедной, но гордой девушки и конфликта, ситуации, «заданной» Шарлоттой Бронте в ее знаменитом романе: героиня оказывается в неблагоприятных обстоятельствах и только благодаря своей  моральной  цельности,  стойкости,  уму  и  характеру преодолевает жизненные невзгоды. Более того - добивается успеха, в том числе и прежде всего - материального.

       Такая, американская, трансформация  темы духовной и нравственной победы Джейн Эйр  была, конечно, данью  типично буржуазному  представлению о  счастье и благополучии. Многие  из  этих американских подражаний «Джейн Эйр» были, по сути дела, тривиальными, мелодраматическими историями на тему «как мне повезло», и не случайно подобная коллизия была высмеяна известным американским писателем Ф. Брет Гартом в одной из серий его пародий на знаменитые произведения XIX века, известной под названием «Романы в сжатом изложении». Отличительная черта этих историй - романтизация успеха, а не романтика труда, как это мы видим в произведениях Шарлотты Бронте.

       Центральный роман  Шарлотты  Бронте,  в  котором  явно  прослеживается проблема эмансипации  – «Джейн Эйр». Он привлек и поразил  читателей  образом главной  героини,  смелой  и  чистой  девушки,  одиноко  ведущей  борьбу  за существование и  за  свое  человеческое  достоинство.  История  этой  борьбы рассказана от первого лица. Это не автобиография  Шарлотты  Бронте:  история Джейн  Эйр  имеет  только   отдельные   точки   соприкосновения   с   жизнью писательницы.

             Недавно был описан  прообраз Джейн  Эйр. Английская  газета «Дейли  Мейл» сообщила, что преподавательница Маргарет  Коннор  занималась  исследованием прообраза главной героини романа  «Джейн  Эйр».  Ее  исследование  позволяет сделать вывод, что прототипом героини явилась действительно существовавшая женщина по имени Френсис Джейн Эйр. Жила она в Фулнеке, близ  города  Лидса, где служила учительницей в школе при церкви. Просматривая церковные записи, М. Коннор  обнаружила  там документальное   свидетельство   любви   молодой учительницы к врачу-хирургу Мэчилу,   практиковавшему   в   расположенном неподалеку городке Падси. Через общих друзей  и знакомых  слухи об  этом романе легко могли достичь семейства Бронте, жившего в том же  округе  Вест Райдине, графство Йоркишр.

       Роман стал важной вехой  в  истории  борьбы  за  женское  равноправие. Разумеется, это  пока  еще  не  политическое  равноправие.  Шарлотта  Бронте отстаивает равенство  женщины с мужчиной в  семье  и  трудовой  деятельности. Ш. Бронте своим  творчеством  близка  французской  писательнице  Жорж  Санд. Знаменитый роман  Ж. Санд «Консуэло» (1824) был любимым романом  Ш. Бронте  и оказал определенное влияние  на создание образа Джейн Эйр. 

     2.2. Художественные особенности романа Шарлоты Бронте «Джейн Эйр»

     Если  говорить о жанре «Джейн Эйр», то в ней сочетаются черты автобиографического  и социально-психологического романа. Сочетаются здесь и реалистический и романтический принципы письма. Все связанное в романе с изображением рождения и развития чувства Джейн к Рочестеру, а так же крушение надежд на осуществление союза героини с любимым, обладает большим эмоциональным потенциалом и выполнено автором под очевидным воздействием романтической поэм Байрона и «готического» романа (вернее, приемов, общих для разных вариантов «готики»).

     Романтика и «готика», с одной стороны, почти  болезненная эротика - с другой, были порождены самой темой и отношением к ней Бронте: описание огромного  чувства Джейн к Рочестеру - напряженного до последнего предела, почти неистового, выбор героя с необыкновенной судьбой, страстного, мрачного и как  может показаться по началу, обреченного.

     Чувство Джейн к Рочестеру проходит через  горнило страшных испытаний, но получает счастливое завершение. Отсюда замена в финале сущего желаемым, а это «wishful thinking» должно было толкнуть Бронте на обращение к романтическим образцам. Она не могла писать историю любви Джейн к Рочестеру, в особенности любовь Рочестера к Джейн, не изменяя реалистическому методу и реалистическим приемам письма.

     Вторая  тема - хотя и неразрывно связанная  с первой - создавалась Бронте - реалистом, той Бронте которая восхищалась Теккереем как непревзойденным мастером реализма и стремилась ему подражать. Реальные люди Англии середины ХІХ века и характеры, типичные для различных слоев общества, - тот широкий «фон», на котором развертывается история романтического чувства главной героини романа.

     Отрывать  в «Джейн Эйр» романтическое от реалистического невозможно: книга воспринимается в ее художественном единстве, и в этом единстве ее сила. Но очень важно разобраться в формировании причудливого сплава двух пафосов, двух очень различных тенденций в книге.

     «Стрельба мимо цели» до сих пор происходит в некоторых англоязычных работах,- отмечает В. Ивашева,- когда объявляя роман реалистическим, закрывают  глаза на разнообразие стилистических ключей, в которых он написан, либо считая его романтическим, не видят в нем силы реалистического пласта. Даже «неправдоподобие», в котором неоднократно упрекали автора, постигается по законом реалистического искусства, не отвергающего воображение. Бронте понимала реализм по-своему и писала на основе своих, уже сложившихся к середине 40-х годов эстетических принципов.

Информация о работе Образ женщины в произведении "Джейн Эйр"