Юмор и сатира в немецком Просвещении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 16:27, дипломная работа

Описание

Целью нашей дипломной работы является выявление особенностей сатиры и басни в творчестве представителей немецкого Просвещения.
Чтобы достигнуть поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:
дать общую характеристику эпохе Просвещения
рассмотреть широкое культурное движение, известное в истории под названием Просвещения,
исследовать немецкое Просвещение в западноевропейском контексте
выявить особенности Просвещения в Германии
проанализировать работы известных авторов сатириков, выявить сходства и различия
назвать основные черты басни в общем и басен Лессинга и Геллерта в частности

Содержание

Реферат 2
Содержание 3
Введение 4
1 Немецкое Просвещение 6
1.1 Истоки Просвещения 6
1.2 Немецкое Просвещение в западноевропейском контексте 7
1.3 Идейные вдохновители ненецкого Просвещения 10
2 Особенности сатиры эпохи Просвещения в Германии 16
2.1 Сатира в национальной литературе Германии 16
2.2 Просветительские идеалы Виланда в его сатирической прозе 19
3 Роль басни эпохи Просвещения в воспитании общества 34
3.1 Басня как важнейший жанр литературы 34
3.2 Готхольд Эфраим Лессинг – баснописец, просветитель, гуманист 35
3.3 Немецкая басня эпохи Просвещения 39
Заключение 42
Список использованной литературы 45
Приложения……………………………………………………………………………...49

Работа состоит из  1 файл

диплом.doc

— 252.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М. МАШЕРОВА»

 

Факультет филологический

 

Кафедра немецкой филологии

 

 

 

                                                                                      Допущена к защите

                                                                                     «__» ___________ 20__г.

                                                                                      Заведующий кафедрой

                                                                                      ___________Л.В. Гальченко

 

 

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

                             САТИРА И БАСНЯ В НЕМЕЦКОМ  ПРОСВЕЩЕНИИ

 

Специальность 1-21 05 06 «Романо-германская филология»

 

Руткевич Дарья Сергеевна

5 курс 510 группа

Научный руководитель:

Терещенко Светлана Георгиевна,

преподаватель кафедры

немецкой филологии

 

 

Витебск, 2012

 

Реферат

Дипломная работа 50 с., 50 источников, 2 прил.

ПРОСВЕЩЕНИЕ, ГУМАНИЗМ, БЮРГЕРСТВО, ВОСПИТАНИЕ, БАСНЯ, САТИРА, ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЕ ИДЕАЛЫ, МОРАЛЬ.

Объект исследования – сатира и басня в немецком Просвещении.

Предмет исследования – особенности сатиры и басни в творчестве представителей немецкого Просвещения.

Цель работы – выявить особенности сатиры и басни в творчестве представителей немецкого Просвещения.

Методы исследования: описательный и аналитический методы; сравнительно-сопоставительный метод, метод контекстного анализа.

Элементы новизны: доказано, что в баснях и сатире XVIII века заключена острая насмешка над пороками немецкого общества и вера в лучшее будущее Германии.

Теоретическая и практическая значимость: материалы и выводы дипломной работы могут быть использованы в научно-исследовательской и педагогической практике, а именно для таких дисциплин, как страноведенье и история литературы Германии.

 

Содержание

 

Введение

Тема нашей дипломной работы «Сатира и басня в немецком Просвещении». Эпоха Просвещения (нем. Aufklärung) – одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие. Начавшись в Англии, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Расцвет эпохи Просвещения в Германии приходится на XVIII век и связан с плеядой всемирно известных деятелей: И. Г. Гердером, Г. Э. Лессингом, И. В. Гёте и Ф. Шиллером, И. Кантом и многими другими. Закладываются основы национальной литературы и эстетической мысли, формируется особо пристальный интерес к национальной истории, народному художественному опыту, интерес к человеку как продукту исторической и социальной реальности своего времени. Именно поэтому изучение данной эпохи вызвало у нас огромный интерес.

Почему-то говоря об эпохе Просвещения в Германии, многие литературные критики обращаются в первую очередь к великим философам этой эпохи, уделяя мало внимания талантливым драматургам, сатирикам, баснописцам. Однако нельзя недооценивать их роль в воспитании человека, развитии в нем чувства ответственности, справедливости, гуманности. Сатира и басня – неотъемлемые части национальной литературы Германии. Именно с помощью этих жанров такие представители эпохи Просвещения, как Рабенер, Геллерт, Виланд, Лессинг, высмеивали общечеловеческие пороки (жадность, хамство, себялюбие, лицемерие, лукавость) и пытались с помощью своих произведений искоренить их, научить людей чему-то лучшему, светлому, человечному. Особенность жанров сатиры и басни заключается в их простоте, доступности широкому классу читателей. Заметим, что это было крайне важно для литературы Германии данной эпохи, так как духовное и социальное самосознание немецкого бюргерства было крайне низким, и воздействовать на читателя можно было только с помощью элементарных произведений, написанных часто простым языком с использованием разговорной речи, народного грубоватого юмора. Эти явления (сатира и басня) являются малоизученными как для зарубежных, так и для отечественных исследователей. По этой причине мы посвятили им нашу дипломную работу.

Целью нашей дипломной работы является выявление особенностей сатиры и басни в творчестве представителей немецкого Просвещения.

Чтобы достигнуть поставленной цели, нам предстоит решить следующие задачи:

  1. дать общую характеристику эпохе Просвещения
  2. рассмотреть широкое культурное движение, известное в истории под названием Просвещения,
  3. исследовать немецкое Просвещение в западноевропейском контексте
  4. выявить особенности Просвещения в Германии
  5. проанализировать работы известных авторов сатириков, выявить сходства и различия
  6. назвать основные черты басни в общем и басен Лессинга и Геллерта в частности

В первом разделе нашей  дипломной работы должна быть представлена общая характеристика эпохи Просвещения, затем рассмотрим основные черты немецкого Просвещения, попытаемся назвать ярчайших его представителей. Во втором разделе познакомимся с авторами-сатириками, выявим основные черты этого жанра, наиболее детально рассмотрим жизнь и творчество Виланда, проанализируем его роман «История абдеритов» как пример произведений сатирического жанра. Третий раздел посвящен басне как важнейшему жанру литературы и немецким баснописцам Лессингу и Геллерту.

Материалом для наших  исследований послужили работы зарубежных и отечественных авторов в области Просвещения, различные справочники и научные статьи, энциклопедии, словари, электронные источники, а также художественные произведения.

 

1 Немецкое Просвещение

1.1 Истоки Просвещения

Мы не можем говорить о немецком Просвещении отдельно от Просвещения других стран, так как это масштабное явление охватило всю Европу и понять его суть мы способны, лишь изучив его во всем объеме. Следовательно, уместно поговорить об истоках Просвещения. Наиболее подробно их изучил Энгельс, его труд является полезным и по сей день.

В XVIII веке в Европе возникло широкое  культурное движение, известное в истории под названием Просвещения. Оно являлось выражением буржуазной оппозиции против всех проявлений и пережитков феодализма в общественных отношениях, государственном строе и господствующей идеологии, тормозивших развитие капитализма. Просвещение в каждой стране имело свою специфику, определяемую культурными традициями и особенностями социально-политического развития конкретной страны. XVIII столетие сами современники называли веком Просвещения (немецкое Aufklärung), а передовые деятели культуры этого столетия получили название просветителей. Это название возникло вследствие их твердого убеждения во всемогуществе разума и распространяемого им света знаний, разгоняющего тьму невежества, заблуждений и предрассудков. Стоит только «просветить умы» относительно нелепостей религии и несовершенства существующего общественного строя, стоит только показать людям путь к разумной организации жизни, и торжество идеального царства свободы, равенства, всеобщего счастья обеспечено [24, с.27].

В произведениях просветителей  «все прежние формы общества и  государства, все традиционные представления  были признаны неразумными и отброшены, как старый хлам... Теперь впервые взошло солнце, наступило царство разума, и с этих пор суеверие, несправедливость, привилегии и угнетение должны уступить место вечной истине, вечной справедливости, равенству, вытекающему из самой природы, и неотъемлемым правам человека». Энгельс, перу которого принадлежит приведенная характеристика, заканчивает ее указанием на то, что «великие мыслители XVIII века не могли выйти из рамок, которые им ставила их собственная эпоха». Их царство оказалось «всего лишь идеализированным царством буржуазии». С этим высказыванием сложно не согласиться. Однако как ни ограничена позитивная часть работы просветителей, важно то, что ее критическая часть имела огромное прогрессивное значение. Борьба просветителей против феодально-абсолютистского строя, против церкви и других учреждений средневековья расчищала путь революционному перевороту, переходу к более высокой ступени общественной жизни [14, с. 234].

Деятели Просвещения, просветители,  были  идеологами  буржуазии, но буржуазии, выступавшей в то время во главе общества как класс революционный.

Как отмечают различные источники, движение Просвещения проявилось прежде всего в Англии, где революция середины XVII века дала мощный толчок развитию буржуазной идеологии. Классической страной Просвещения стала Франция: на протяжении почти всей второй половины XVIII века французские просветители были властителями дум Европы [23, с.138].

1.2 Немецкое Просвещение в западноевропейском  контексте

Проанализировав истоки Просвещения, мы обратились непосредственно к Просвещению в Германии. Здесь нам очень пригодились работы Сидорченко и немецкоязычный материал Ангера и Гриммингера. Следует отметить, что немецкое Просвещение, не столь самобытное, как английское и гораздо менее влиятельное, чем французское, носило более ограниченный характер. Здесь сказались политическая раздробленность Германии, ее экономическая отсталость и вытекавшая отсюда крайняя слабость буржуазии. Идеологи немецкого бюргерства предпочитали уходить от гнетущей действительности в заоблачные высоты философии, в область чистой теории, в эмоциональный мир музыки. Общественный подъем характерный для всей Европы, особенно во второй половине XVIII века, сказался и в Германии, но нашел здесь себе выражение главным образом в отвлеченных, идеологических формах [10, с.36].

 Необходимо проанализировать те тяжелые условия, в которых оказалась страна на рубеже XVII–XVIII веков. Литература немецкого Просвещения развивалась в условиях, существенно отличных от передовых стран Европы – Англии и Франции. Тридцатилетняя война (1618 - 1648) стала для Германии национальной катастрофой. Потерявшая четыре пятых своего населения, перенесшая глубокую хозяйственную разруху, страна оказалась отброшенной назад и в области культурного развития. Отсутствие единого политического, экономического и культурного центра болезненно сказывалось и в материальной, и в духовной сфере. Замкнутость и изолированность немецких княжеств (в XVIII веке их насчитывалось 360 с многочисленными вкраплениями еще более мелких феодальных владений) закрепляли различия между местными диалектами и тормозили создание единого литературного языка [20, с.118].

Абсолютизм в Германии принял специфическую мелкодержавную форму: усвоив все отрицательные  особенности абсолютной монархии крупного масштаба – произвол и деспотизм, фаворитизм и развращенность двора, бесправие и приниженность подданных, он был не в силах взять на себя централизующую функцию. Даже постепенное возвышение наиболее крупных немецких государств (в первую очередь Пруссии) не могло заложить основы национального и государственного объединения.

Эти обстоятельства наложили особый отпечаток на социальную структуру  немецкого общества, прежде всего на роль и место буржуазии, которая была экономически слабой, политически приниженной. Этим определялся и медленный рост ее духовного и социального самосознания. Недаром чаще она именуется бюргерством, ибо тем самым подчеркивается ее отличие от буржуазии передовых европейских стран.

Немецкое дворянство либо служило в армии, либо группировалось вокруг княжеских дворов, либо проводило жизнь в своих имениях, предаваясь праздности, охоте, примитивным и грубым развлечениям. Круг его духовных интересов был крайне ограничен.

Специфически немецким явлением были вольные имперские  города, формально подчинявшиеся  непосредственно имперской власти, которая в начале XVIII века уже была чисто номинальной. Они не зависели от местных князей, управляла ими патрицианская верхушка бюргерства, и внутри городских стен как бы снимались представления о сословных привилегиях дворянства

Крестьянство изнемогало под бременем непосильных поборов, повинностей и рекрутчины, которая превратилась для многих немецких князей в постоянный источник дохода. Они поставляли наемных солдат для крупных держав, ведущих войны в колониях, и за этот счет содержали свой непомерно пышный двор, сооружали увеселительные замки и т. д. Массовое обнищание крестьян приводило к возникновению стихийного социального протеста: состоявшие из беглых крестьян разбойничьи банды орудовали в лесах и на больших дорогах.

Для политически раздробленной Германии характерна множественность культурных центров, сменявших друг друга или сосуществовавших. Они возникали в княжеских резиденциях, в университетских и вольных имперских городах – своеобразных оазисах духовной культуры. Такими центрами были Лейпциг, Гамбург, Геттинген, пока, наконец, в последней четверти века приоритет не утвердился за Веймаром – резиденцией маленького княжества, в котором сосредоточился весь цвет немецкой литературы - Гете, Шиллер, Виланд, Гердер [20, с.120-128].

Особенно важной для нас информацией является то, что одной из особенностей немецкой культурной атмосферы XVIII века была совершенно очевидная диспропорция между возраставшим (особенно с середины века) интеллектуальным и творческим потенциалом, с одной стороны, и низким уровнем духовных потребностей общества – с другой. Как отмечает Сидорченко, немецкие писатели, происходившие большей частью из малоимущих слоев общества, лишь с трудом могли пробить себе путь к образованию, а, получив его, вынуждены были довольствоваться жалкой участью домашнего учителя или сельского священника. Литературный труд не мог обеспечить даже самого скромного существования; большинство немецких писателей сполна познали горечь нужды и унизительной зависимости от случайных покровителей [10, с.41].

Информация о работе Юмор и сатира в немецком Просвещении