Философская проблематика романа Б.Пастернака "Доктор Живаго"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 14:52, реферат

Описание

Роман XX века «Доктор Живаго» Бориса Леонидовича Пастернака вызвал огромный резонанс в мире. Великий, считавшийся самым аполитичным, поэт стал политическим символом свободы и борьбы против подавления личности.

Содержание

Введение……………………………………………………3

Философские темы в романе «Доктор Живаго»:
А) Концепция жизни и смерти………………………..5
Б) Преодоление смерти через искусство……………..8
В) Концепция личности, её соотношение
с историей и вселенной……………………………….11

2. Автобиографические мотивы
в романе «Доктор Живаго»…………………………..15

Заключение………………………………………………17

Список Литературы

Работа состоит из  1 файл

ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА Б.ПАСТЕРНАКА_ реферат.doc

— 99.00 Кб (Скачать документ)

“На равной ноге со вселенною…”

Ощущение единства мироздания, представление о связности всего  со всем составляют важную часть мировоззрения  Пастернака. Те же взгляды присущи  его любимым героям — о Живаго автор говорит: “…у него было дворянское чувство равенства со всем живущим” или: “Он чувствовал себя стоящим на равной ноге со вселенною…”.

Соприродность человека и внешнего мира приводят к тому, что одно уподобляется другому, природа  и неодушевлённые предметы перенимают человеческие чувства и настроение. Так, в день похорон Анны Ивановны траур по ушедшей передаётся от людей окружающему пространству: “День был полон недвижной тяжести, день, самой природой как бы созданный для погребения. Погрязневший снег словно просвечивал сквозь наброшенный креп, из-за оград смотрели тёмные, как серебро с чернью, мокрые ёлки и походили на траур”. Голосом умершей матери наполняются для маленького Юры все звуки вокруг него: “Над лужайками слуховой галлюцинацией висел призрак маминого голоса, он звучал Юре в мелодических оборотах птиц и жужжании пчёл”.

Конечно, можно предположить, что переход чувств маленького героя  во внешнее происходит только в его  воображении, что, находясь под впечатлением от случившего, Живаго приписывает окружающему свои собственные мысли и ощущения. И всё же Пастернак вкладывает в эти слова нечто большее. Единство мира и всех вещей в нём делает крайне проницаемыми границы между внутренним и внешним. Предметы и явления чувствуют себя свободно — они могут выходить за пределы своих оболочек и перемещаться в пространстве. Так происходит, например, когда, смотря по сторонам, Живаго видит в окружающем Лару. “«Лара!» — закрыв глаза, полушептал или мысленно обращался он ко всей своей жизни, ко всей божьей земле, ко всему расстилавшемуся перед ним, солнцем озарённому пространству”.

Это разрушение оболочек вещей, переход от одного к другому  оказываются важной чертой поэтики  Пастернака. О сопричастности и даже сращении совершенно разных по своей  природе явлений речь идёт не только в романе «Доктор Живаго», но и в других произведениях поэта. Так, описание смерти Маяковского в «Охранной грамоте» напоминает изображение ухода матери Живаго в романе. Чувство утраты, разлитое в окружающем мире после кончины Маяковского, присуще не только людям, пришедшим оплакивать его, но и той жизни, которая осталась за окном его дома и которую, как пишет Пастернак, напрасно называют безучастной: “За воротами своим чередом шла жизнь, безучастная, как её напрасно называют. Участье асфальтового двора, вечного участника таких драм, осталось позади. <…> На этот раз её [Москвы] движенья были столь явным отрывком из застрелившегося, то есть так сильно напоминали что-то важное из его существа, что я весь задрожал и знаменитый телефонный вызов из «Облака» сам собой прогрохотал во мне, словно громко произнесённый кем-то рядом”.

 

В) Концепция  личности, её соотношение с историей и вселенной.     

Главная тема романа – личность и  история. По мнению Пастернака, это  равновеликие и взаимосвязанные  начала. Писатель исследует разнообразные проявления личности: философское, религиозное, поэтическое и нравственное. Странствия, искания, духовные и физические страдания Юрия Живаго напоминают путь библейского Иисуса Христа.  
    Герои романа сразу же оказываются втянутыми в широкие исторические события. Первая мировая война, три революции, гражданская война – это эксперименты, которые затевались во имя самых чистых, благородных идеалов. Но по отношению к обычной человеческой жизни они искусственны и надуманы. У Пастернака они ассоциируются с играми – повзрослевшие мальчики продолжают играть. Например, Юрий Живаго по-мальчишески восторженно говорит Ларисе о революции: «Вы думаете, какое сейчас время! И мы с Вами живем в эти дни! Ведь только раз в вечность случается такая небывальщина. Подумаете: со всей России сорвало крышу, и мы все народом очутились под открытым небом. И некому за нами подглядывать. Свобода!».  
    Душа Юрия восприимчива к добру, гармонии, красоте, и, вместе с тем, он чутко реагирует на исторические события. Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом - врачеванием не только человеческих тел, но и сердец. Его взгляд силою обстоятельств становится мерой и трагической оценкой обстоятельств. Стихотворения Юрия – это поддержка и подтверждение надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение личности. Духовную свободу и освобождение от мучительных земных противоречий он обретает в чувстве любви к Ларе.  
    Главных героев романа – доктора Живаго и Лару - разделяют расстояния, социальное положение, но им просто суждено встретиться. С этими героями в произведение входит тема любви. Эта любовь судьбоносна, предназначена героям свыше. Это чувство стало выражением настоящей радости, превозмогающей страх смерти.  
    О днях Февральской революции Пастернак пишет следующее: «Каждый день без конца, как грибы, вырастали новые должности. И на все их выбирали. Они замещали посты в городском самоуправлении, служили комиссарами на мелких местах в армии по санитарной части и относились к чередованию этих занятий, как к развлечению на свежем воздухе, как к игре в горелки». Людям в годы революции стало казаться, что они могут отступить от христианских заповедей, они жаждали управлять собственной жизнью. На самом деле, они верят ложным, временным ценностям, находятся во власти преходящих соблазнов.  
    Но игры взрослых людей имеют серьезные последствия. Это доказывает судьба Стрельникова – вестника и активного участника революции. Его идеи и действия губительны. В них отражаются настроения эпохи: пренебрежение к личности человека, потеря значения духовных идеалов во имя умозрительного равенства, искусственного единства. Эти игры несут кровь и смерть все тем же мальчикам, на какой бы стороне они ни сражались. Проекты переделки мира превратились в жестокие эксперименты. В результате образовалась жуткая реальность, которая враждебна не только духовной жизни, но и самому человеческому существованию. Таковы результаты игры с историей.  
    «Игра в людей» противоестественна, - утверждает Борис Пастернак. Она не может заменить нормальную, обычную жизнь. Отдушину доктор Живаго обретает лишь в любви к Ларе. Она дает ему свет, поддерживает, горит, не угасая, как та свеча, которую он видел много лет назад. 
    Большая часть романа наполнена ожиданием любви, изображению ее разных ипостасей, ее философскому осмыслению. Но вот, наконец, герои встречаются глазами, …и больше не могут расстаться ни на минуту. В их словах, поступках нет игры, лжи, насилия. Наоборот, они словно укрылись от темных смутных дней. Только теперь герои начинают жить истинной жизнью. Лишь сейчас они сполна ощущают весь аромат жизни. Их любовь – это свет, тепло, умиротворение. Она являет собой органичное соединение биологического, духовного и вечного. Лишь в любви, в жизни во имя другого они находят утешение и смысл. В этом заключается истинное блаженство и великое предназначение человека.  
    Насильственное вмешательство человека в природу и историю имеет тяжелые последствия. Любовь в романе Пастернака теснейшим образом связана с историей. С одной стороны, автор показывает насилие и смуту, а с другой, простую, но священную жизнь в любви и созидании. Он показывает, что власть идеологической схемы, надуманной системы губит всех, оборачиваясь трагедией и для того, кто ее исповедует и применяет. Подлинные, земные, человеческие заботы людей намного важнее революционных игр. Таким образом, значимость социальной истории снижается, и высокий вечный смысл приобретает жизнь человека, его любовь, его большие деяния и мелкие хлопоты, без которых невозможна жизнь человека.  
    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Автобиографические мотивы в романе «Доктор Живаго».

Образы Блока, Маяковского  и Есенина связались в романе с образом его главного героя. Подобно этим поэтам и подобно  самому Пастернаку Юрий Живаго пишет стихи.

В романе много других моментов, которые позволяют увидеть  сходство между главным героем и  автором. Так, Живаго задумывается о  том, чтобы взяться за художественные переводы — Пастернак на протяжении многих лет зарабатывал преимущественно ими. Наконец, творческие поиски Юрия Живаго созвучны той эволюции, которую переживал сам автор. Поэт всю жизнь стремился к простоте. Он вырабатывал такой стиль, который не исключал бы использования самых простых, житейских оборотов речи. Своё раннее творчество Пастернак не любил и всю жизнь переписывал свои стихи. В том числе из-за их “ненужной манерности”. Так, в очерке «Люди и положения» (1956–1957) он характеризует стиль своей более ранней книги «Охранная грамота» (1930): “К сожалению, книга испорчена ненужной манерностью, общим грехом тех лет”. К простоте стремится в своём творчестве и Живаго. Автор подробно описывает это свойство натуры своего героя, и возможно, по этому описанию мы можем судить не только о Юрии Андреевиче, но и о самом Пастернаке:

“Всю жизнь мечтал он об оригинальности сглаженной и приглушённой, внешне не узнаваемой и скрытой под покровом общеупотребительной и привычной формы, всю жизнь стремился к выработке того сдержанного, непритязательного слога, при котором читатель и слушатель овладевают содержанием, сами не замечая, каким способом они его усваивают. Всю жизнь он заботился о незаметном стиле, не привлекающем ничьего внимания, и приходил в ужас от того, как он ещё далёк от этого идеала”.

Автобиографические мотивы просматриваются и в событиях жизни героя. У Громеко, где вырос герой, как и в доме Пастернаков, устраиваются семейные концерты. Прототипом Лары многие называют Ольгу Ивинскую, возлюбленную поэта.

 

И тем не менее, далеко не всё роднит автора и его героя. И прежде всего — у них разная профессия. Несмотря на склонность к занятиям литературой, несмотря на свою впечатлительность, Юрий Андреевич стал врачом: “…Как ни велика была его тяга к искусству и истории, Юра не затруднялся выбором поприща. Он считал, что искусство не годится в призвание в том же самом смысле, как не может быть профессией прирождённая весёлость или склонность к меланхолии. Он интересовался физикой, естествознанием и находил, что в практической жизни надо заниматься чем-нибудь общеполезным. Вот он и пошёл по медицине”. Автор подчёркивает, что его герой “не затруднялся выбором поприща”, между тем мы помним, как долго и мучительно искал себя сам Пастернак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение:

В заключении хотелось бы подвести итог всему вышесказанному. Роман Пастернака – это не только повествованием об интеллигенции и революции, а также произведение о смерти и бессмертии, вечных загадках бытия, кардинальных проблемах человеческого существования, которые обнажаются на разломах истории.

«Доктор Живаго» –  роман о потере идеала и о попытке обрести его заново, «напоминание о свете и гармонии в условиях мглы и вихря».

 «Доктор Живаго»  можно считать учебником свободы, начиная со стиля и кончая умением личности утвердить свою независимость от тисков истории, причем  Живаго, в своей

независимости не индивидуалист, не отвернулся от людей,  он – доктор, он

лечит людей, он обращен  к людям.

«Доктор Живаго» –  это роман  также и о любви. Сложные взаимоотношения Лары и

Юрия, когда перипетии  революции и войны то соединяли, то разъединяли их,  в чем – то похожи на взаимоотношения Кати и Рощина в трилогии А. Толстого «Хождение по мукам». Но Толстой ставит историю выше любви, а Пастернак поставил историю любви  выше истории, как таковой. И в этом принципиальное различие не только 2-х романов, но и 2-х концепций.

В своем  итоговом  произведении Борис Леонидович постарался высказать отношение по всем волновавшим его вопросам философии, этики, религии, искусства, не обходя и того вопроса, от которого «бегал» не только в творчестве, но и в интервью, не только до «Живаго», но и после него -национального, еврейского.

«Доктор Живаго» –  роман об участи человека в истории.

«Доктор Живаго»- роман  эпохи научной, философской  и  эстетической революции, эпохи религиозных поисков и плюрализации  научного и художественного мышления; эпохи разрушения норм, казавшихся до этого незыблимыми и универсальными, это роман социальных катастроф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список Литературы:

1.Альфонсов В.Н. Поэзия Б. Пастернака: учеб. пособие. Л.: Советский писатель, 1990. – 245 с.

2. Архангельский А.Н. Вакансия поэта. Очерк о Б.Л.Пастернаке // Русские писатели – лауреаты Нобелевской премии. Борис Пастернак.  Москва, 1991. – 39 с.

3.Борисов М.В. Река, распахнутая настежь. К творческой истории романа Б.Пастернака «Доктор Живаго»// Б.Пастернак. Доктор Живаго.  Москва, 1989. – 20 с.

4. Вильмонт Н.Н. О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли: учеб. пособие.  Москва: Советский писатель, 1989. – 234 с.

5. Лихачев Д.С. Борис Леонидович Пастернак // Пастернак Б: Собр. соч. Москва, 1989. – 44 с.

6. Масленникова З.А. Портрет Б.Пастернака: учеб. пособие. Москва, 1990. – 288 с.

7. Пастернак Б. Доктор Живаго. – Любое издание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 




Информация о работе Философская проблематика романа Б.Пастернака "Доктор Живаго"