Философские проблемы сознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:31, контрольная работа

Описание

Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия данной темы: бессознательное, Бытие, идеальное, интенциональность, интуиция, культура, мышление, общество, объект, отражение, познание, рациональность, реальность, рефлексия, сознание, субъект, сущность, ценность, чувственный, явление, язык.

Содержание

Задание первое

Задание второе

Задание третье

Задание четвертое

Задание пятое

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

философия 2 контрольная.doc

— 654.88 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

Тема: «Философские проблемы сознания» 

 

План 

Задание первое

Задание второе

Задание третье

Задание четвертое

Задание пятое

Список использованной литературы 

 

Задание первое 

     Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия данной темы: бессознательное, Бытие, идеальное, интенциональность, интуиция, культура, мышление, общество, объект, отражение, познание, рациональность, реальность, рефлексия, сознание, субъект, сущность, ценность, чувственный, явление, язык.

     БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не представленных в сознании субъекта. В ряде психологических теорий -- особая сфера психического, качественно отличная от сознания. В иррационалистической «философии бессознательного» Э. Гартмана -- универсальная основа бытия. Одно из центральных понятий в психоанализе З. Фрейда и других течениях глубинной психологии; в «аналитической психологии» К. Г. Юнга наряду с личным бессознательным выделяется коллективное бессознательное.

     БЫТИЕ - философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность.) Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

     ИДЕАЛЬНОЕ - 1) способ бытия предмета, отраженного в сознании (в этом смысле идеальное обычно противопоставляется материальному); результат процесса идеализации -- абстрактный объект, который не может быть дан в опыте (напр., «идеальный газ», «точка»).

     2) Нечто совершенное, соответствующее идеалу.

     ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ - от лат. intentio -- намерение) -- понятие в философии, означающее центральное свойство человеческого сознания: быть направленным на некоторый объект.

     ИНТУИЦИЯ - (ср.-век. лат. intuitio, от intueor -- пристально смотрю), постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства; субъективная способность выходить за пределы опыта путем мысленного схватывания («озарения») или обобщения в образной форме непознанных связей, закономерностей.

     КУЛЬТУРА - (лат. cultura -- возделывание, воспитание, почитание), универсум искусственных объектов (идеальных и материальных предметов; объективированных действий и отношений), созданный человечеством в процессе освоения природы и обладающий структурными, функциональными и динамическими закономерностями (общими и специальными). Понятие культура употребляется также для обозначения уровня совершенства того или иного умения, и его внепрагматической ценности. Культура изучается комплексом гуманитарных наук; в первую очередь культурологией, философией культуры, этнографией, культурной антропологией, социологией, психологией, историей.

     МЫШЛЕНИЕ - высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания -- психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

     ОБЩЕСТВО, в широком смысле -- совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей; в узком смысле -- исторически конкретный тип социальной системы, определенная форма социальных отношений (напр., общество, противопоставленное государству, у Гегеля).

     ОБЪЕКТ - (от лат. objectum -- предмет), философская категория, выражающая то, что противостоит субъекту в его предметно-практической и познавательной деятельности. В качестве объекта может выступать и сам субъект.

     ОТРАЖЕНИЕ, в философии -- свойство материи, заключающееся в воспроизведении особенностей отражаемого объекта или процесса. В различных формах отражение присуще телам неорганической природы (напр., след, произведенный воздействием одного предмета на другой), растениям и простейшим организмам (напр., раздражимость), животным и человеку (психическое отражение как свойство высокоорганизованной материи). Высшая, специфическая человеческая форма отражения -- сознание.

     ПОЗНАНИЕ - процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

     РАЦИОНАЛЬНОСТЬ -( от лат. rationalis -- разумный, ratio -- разум), философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Противостоит как иррационализму, так и сенсуализму. Выступив против средневековой схоластики и религиозного догматизма, классический рационализм 17-18 вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Н. Мальбранш, Г. Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка -- бесконечной причинной цепи, пронизывающей весь мир. Научное (т. е. объективное, всеобщее, необходимое) знание, согласно рационализму, достижимо только посредством разума -- одновременно источника знания и критерия его истинности. Рациональность -- один из философских источников идеологии Просвещения.

     РЕАЛЬНОСТЬ - (от позднелат. realis -- действительный), существующее в действительности; различают объективную реальность, т. е. материю, и субъективную реальность, т. е. явления сознания.

     РЕФЛЕКСИЯ - (от позднелат. reflexio -- обращение назад),

     1) размышление, самонаблюдение, самопознание.

     2) В философии -- форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

     СОЗНАНИЕ - в философии, соотнесенность знаний (со-знание), т.е. первичных различий и ориентаций, определяющих многообразные отношения человека к миру, включая отношение к другим и к самому себе, определяемое иерархией первичных различий и ориентаций.

     СУБЪЕКТ - (от лат. subjectus -- лежащий внизу, находящийся в основе), носитель предметно-практической деятельности и познания (индивид или социальная группа), источник активности, направленной на объект.

     СУЩНОСТЬ - то внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех его многообразных свойств и отношений;

     ЦЕННОСТЬ - положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерий и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности.

     ЧУВСТВЕННЫЙ - Осуществляемый при посредстве чувств.

     ЯВЛЕНИЕ - то или иное обнаружение предмета, внешней формы его существования.

     ЯЗЫК - система знаков для обмена информацией.

 

Задание второе. «Философские проблемы познания» (сочинение) 

     Проблема сознания в истории философии.

     Природа и сущность сознания.

     Источники, структура и функции сознания.

     Сознание как высшая форма психического отражения действительности.

     Связь мышления и языка.

     Понятие идеального и основные его концепции в философии. 

1. Проблема сознания в истории философии 

     Психика как отражение действительности в мозгу человека характеризуется разными уровнями.

     Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть “общественный продукт”, сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

     Человеческое сознание включает в себя совокупность знаний об окружающем нас мире. К. Маркс писал: «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него, это - знание». В структуру сознания, таким образом, входят важнейшие познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. К числу этих процессов могут быть отнесены ощущения и восприятия, память, воображение и мышление. С помощью ощущений и восприятий при непосредственном отражении воздействующих на мозг раздражителей в сознании складывается чувственная картина мира, каким он представляется человеку в данный момент.

     Проблема сознания в истории философии всегда привлекала пристальное внимание философов, ибо определение места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей его действительностью предполагает выяснение природы человеческого сознания. Для философии эта проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности сознания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, но все они по существу всегда имеют дело с единой проблемой: анализом сознания как специфически человеческой формы регуляции и управления взаимодействием человека с действительностью. Эта форма характеризуется прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как носителя особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая и управление им.

     Важнейшим философским вопросом всегда был и остается вопрос об отношении сознания человека к его бытию, вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую налагает сознание на человека. Известно, что практически-преобразовательная деятельность как специфическая форма человеческого отношения к миру с необходимостью предполагает в качестве своей предпосылки создание "идеального плана" этой реальной деятельности. Бытие человека в мире всегда связано с сознанием, "пронизано" им, короче говоря, не существует человеческого бытия без сознания, независимого от тех или иных его форм. Другое дело, что реальное бытие человека, его взаимоотношения с окружающей социальной и природной действительностью выступают как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, предпосылкой, "механизмом" вписывания человека в эту целостную систему бытия. В контексте человеческой деятельности как целостной системы сознание является ее необходимым условием, предпосылкой, элементом. Таким образом, если исходить из понимания человеческой реальности как целого, то вторичность человеческого сознания по отношению к человеческому бытию выступает как вторичность элемента по отношению к объемлющей его и включающей его в себя системе. Разрабатываемые сознанием идеальные планы деятельности, его программы и проекты предшествуют деятельности, но их осуществление обнажает новые "незапрограммированные" слои реальности, открывает новую фактуру бытия, которая выходит за пределы исходных установок сознания. В этом смысле бытие человека постоянно выходит за пределы сознания как идеального плана, программы действия, оказывается богаче содержания исходных представлений сознания. Вместе с тем это расширение "бытийного горизонта" осуществляется в деятельности, стимулируемой и направляемой сознанием. Если исходить из органической включенности человека в целостность неживой и живой природы, то сознание выступает как свойство высокоорганизованной материи.

     Отсюда возникает необходимость проследить генетические истоки сознания в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции. Важнейшей предпосылкой такого подхода является анализ типов отношения живых существ к среде, в рамках которых в качестве их "обслуживающих механизмов" возникают соответствующие регуляторы поведения. Развитие последних предполагает формирование телесных органов, благодаря которым осуществляются процессы психики и сознания - нервной системы и ее наиболее высокоорганизованного отдела - головного мозга. Однако определяющим фактором в развитии этих телесных органов является та реальная жизненная функция, на которую работают эти органы. Человек сознает при помощи мозга, но сознание - не функция мозга самого по себе, а функция определенного, специфического типа взаимоотношения общественно развитого человека с миром.

Информация о работе Философские проблемы сознания