Проблематика романа Г. Флобера "Госпожа Бовари"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 22:46, курсовая работа

Описание

Он вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него, т. е., не навязав своих оценок читателю. Вся жизнь и творчество Флобера были противопоставлены миру буржуа, которые живут, по его меткому определению, «зажав сердце между собственной лавчонкой и пищеварением». Взгляды писателя сформировались в 40-вых годах.

Содержание

I. Введение
II. Глава 1: Реализм XIX века и творчество Гюстава Флобера

2.1. Творчество Гюстава Флобера, как новый этап развития реализма в
XIX веке
2.2. Флобер, как художник и исследователь своей эпохи
2.3. Этапы развития творчества Флобера
III. Глава 2: Проблема общества и человека в нем в романе «Госпожа Бовари»
3.1. Специфика сюжета романа
3.2. Образ главной героини романа и его составляющие
3.3. Образ Шарля Бовари
3.4. Проблемы отдельно взятой личности и общества вцелом
IV. Выводы
V. Список использованных источников литературы

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Проблематика романа Г. Флобера « Госпожа Бовари».docx

— 54.72 Кб (Скачать документ)

Содержание

I. Введение

II. Глава 1: Реализм XIX века и творчество Гюстава Флобера

 

2.1. Творчество Гюстава Флобера, как новый этап развития реализма в

XIX веке

2.2. Флобер, как художник и исследователь своей эпохи

2.3. Этапы развития творчества  Флобера

III. Глава 2: Проблема общества и человека в нем в романе «Госпожа Бовари»

3.1. Специфика сюжета романа

3.2. Образ главной героини  романа и его составляющие

3.3. Образ Шарля Бовари

3.4. Проблемы отдельно  взятой личности и общества  вцелом

IV. Выводы

V. Список использованных источников литературы

 

 

 

 

 

 

Введение

Гюстав Флобер - знаменитый французский романист 19 века, глава реалистической школы во Франции. Первоклассный мастер стиля, Флобер создал классические образцы французской прозы.

Он вошёл в литературу как создатель объективного романа, в котором автор, по его словам, должен быть подобен богу – создать свой мир и уйти из него, т. е., не навязав своих оценок читателю.  Вся жизнь и творчество Флобера были противопоставлены миру буржуа,  которые живут, по его меткому определению, «зажав сердце между собственной лавчонкой и пищеварением». Взгляды писателя сформировались в 40-вых годах. В основе их лежит учение Спинозы: его этика, его пантеизм оказываются близки писателю, а также мысль о причинной зависимости всех явлений друг от друга. Фаталистический характер этой зависимости усвоил и Флобер.  Фатализм – это своеобразный  механический детерминизм. Вследствие чего презрение к буржуазному обществу и правительству вообще у Флобера превращается в недоверие ко всякому общественному движению.

Он  психолог и исследователь жизни был глубоко убеждён, что не все мысли и особенно чувства могут быть  выражены словами, не все причины и следствия стоит подвергать тонкому анализу. Писатель считал необходимым использовать так называемую « подсознательную поэтику». Она создавалась целым рядом стилевых решений: возвращением внимания читателя к истокам характера, обыгрыванием ранее названных деталей и сцен, подтекстом.

Наиболее знаменит его роман   "Госпожа Бовари". Этот роман стал новым словом во французском и европейском искусстве.  Это книга о будничной жизни, где сюжет почти невидим. Но одновременно это одна из трагедий,  которые постоянно происходят в обыденной действительности. У романа – многозначительный подзаголовок «провинциальные нравы».  Однако для Флобера «Нет провинций – есть Франция».

В романе, начатом после смерти Бальзака, он развивает его принципы: история главной героини, по имени которой назван роман, даёт возможность увидеть  зависимость её характера от воззрений и обычаев среды, а так же самую среду, имеющую в романе не меньшее значение.

Писатель ставил перед собой труднейшую задачу – «Передавать пошлость точно и в то же время просто». Стремление к полноте картины мира, правдивой и всесторонней его передаче звучит в романе « Мадам Бовари». Принцип безличного, объективного искусства рождён не отсутствием авторской позиции,  но ориентацией на читателя, активно воспринимающего произведение искусства. « …чем больше личного в нашем творчестве, тем оно слабее».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Реализм XIX века и творчество Гюстава Флобера

 

Каждое литературное направление  и творческий метод вызываются к  жизни предпосылками не только социально-политическими, при всем их важном значении, но и эстетическими. Они складываются как в отдельных явлениях литературы прошлого, так и в целых литературных направлениях.

В сущности, во всем мировом литературном процессе достаточно четко и последовательно  прослеживается процесс поступательного  развития и становления реализма. В критическом реализме как в  литературном направлении заложено не только критическое начало (как  это, может быть, и могло бы представиться  в связи с самим термином). Для  большинства реалистов высокий  положительный идеал, положительное  начало были не менее важными, нежели социально-критическая направленность. Суровые обличители современной  общественной системы, они противопоставляли  ей мечту о справедливом социальном устройстве, хотя мечта и была утопической; разоблачаемому социальному злу  противопоставлялся высокий нравственно-этический  идеал. И, пожалуй, одно из самых убедительных тому свидетельств – обширная галерея  ярких положительных героев в  произведениях критических реалистов.

В центре внимания литературы критического реализма – анализ средствами художественного  мировосприятия классовой структуры, социальной сущности, социально-политических противоречий современной общественной системы – капиталистических  отношений. Поэтому основным в специфике  этого литературного направления  и творческого метода, является художественное осмысление действительности, как фактора  социального, а следовательно, и раскрытие социальной детерминированности изображаемых событий и характеров.

Когда же речь идет о реализме античной литературы, о реализме Возрождения, то понятие реализма здесь может  быть истолковано лишь в самом широком значении этого термина. Применительно же к литературе XIX в. реалистическим следует считать только то произведение, которое отображает сущность данного социально-исторического явления, когда персонажи произведения несут в себе типичные, собирательные черты, той или иной социальной прослойки или класса, а условия, в которых они действуют, являются не случайным плодом фантазии писателя, а отражением закономерностей социально-экономической и политической жизни эпохи.

Искусству всякой эпохи на основе эстетических норм своего времени в  соответствующих художественных формах дано было отразить характерные или, как иначе стали говорить, типичные черты современности, присущие персонажам художественных произведений, в тех  условиях, в которых эти персонажи  действовали.

Типизация же у критических реалистов  представляет более высокую степень  этого принципа художественного  познания и отражения действительности, нежели у их предшественников. Она  выражается в сочетании и органической взаимосвязи типичных характеров и  типичных обстоятельств. В богатейшем арсенале средств реалистической типизации  отнюдь не последнее место занимает психологизм, т.е. раскрытие сложного духовного мира – мира мыслей и  чувств персонажа. Но духовный мир героев критических реалистов социально  детерминирован. Такой принцип построения характеров и определил более  глубокую степень историзма у  критических реалистов по сравнению  с романтиками. Однако характеры  у критических реалистов менее  всего походили на социологические  схемы. Не столько внешняя деталь в описании персонажа – портрет, костюм, сколько его психологический  облик воссоздает образ глубоко  индивидуализированный.

Объективное отражение действительности в реалистическом искусстве всегда органически включает в себя и  начало субъективное, выявляющееся, прежде всего в авторской концепции  действительности. Художник, не простой летописец своей эпохи. Он - исследователь ее нравов, ученый-аналитик, политик и поэт. Поэтому вопрос о мировоззрении писателя-реалиста всегда остается важнейшим для историка литературы, изучающего его творчество. Случается, что личные симпатии художника вступают в противоречия с обнаруживаемой им истиной. Специфика и сила реалиста - в умении преодолевать это субъективное во имя высшей для него правды жизни.

Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап - становление и утверждение  реализма как ведущего направления  в литературе (конец 20-х - 40-е годы) - представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е  годы) связан с именем Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

С именем Флобера связан новый этап развития реализма XIX века. Гюстав Флобер – писатель, творчество которого продолжает и развивает реалистические традиции.  Его творчество – связующее звено между реализмом 1-ой половины ХIХ века, с одной стороны, натурализмом и реализмом конца ХХ века (Мопассан), с другой. В нем отразились настроения и тенденции, которые характеризуют социально – политическую и морально – нравственную атмосферу Франции периода 1850 – 1870-х годов и литературу этого периода. Оно дает немало оснований для выводов о новом характере реалистического метода и поэтики, отличавшем литературу второй половины XIX века.

Ранние произведения Флобера, составляющие в общей сложности 3 тома (1835-1849), свидетельствуют о  том, что на раннем этапе своего творчества он был близок романтикам.

Романтическое разочарование  и романтическое отчаяние, которые  окрашивают письма пятнадцатилетнего  Флобера, были рождены не столько  жизненными наблюдениями, сколько увлечением романтизмом (для Франции это было вполне естественно: благодаря Гюго и Санд романтизм там долгие годы воспринимался как влиятельное литературное направление). Позже Флобер напишет Санд: «Мы были красными романтиками, нелепыми в полном смысле слова».

Наряду с подражаниями и переложениями, связанными с великими именами Байрона и Гете, на этом этапе Флобером создаются также  исторические новеллы «Смерть Маргариты  Бургундской», «Чума во Флоренции».

Несколько позже им были написаны повести «Записки безумца» (1838), «Ноябрь» (1842), во многом автобиографические и обращенные к современности. Флобер обращается к популярному романтическому жанру исповедальной прозы. «Записки безумца» – психологическое повествование, лишенное сюжета и посвященное душевным страданиям молодого человека, который  с отвращением смотрит на низкую, пошлую, лишенную поэзии действительность. Повесть «Ноябрь» посвящается романтической любви и тоже пронизана лиризмом и острой печалью за – за несоответствия юношеских идеалов уродливой действительности. Таким образом, в ранних произведениях Флобера создается образ человека, едва начавшего жить, но уже всем пресытившегося, разочаровавшегося в людях, тоскующего по неясному и недосягаемому идеалу.

Личностное начало, связанное  с мироощущением самого автора, определяет характер большинства его ранних произведений, которые проникнуты духом  безнадежного пессимизма и отражают восприятие Флобером современности. В 1845 году писатель начинает работать над  романом «Воспитание чувств», который  открывает одну из центральных тем  в своем творчестве – изображение жизни представителей молодого поколения. Автор сопоставляет в произведении два типа мировосприятия и, соответственно этому, две жизненные позиции, характерные для молодого поколения флоберовских времен. Примечательно, что образ одного из героев открыто связан с бальзаковской традицией («роман воспитания»).

После трехлетней работы писатель заканчивает роман «Воспитание  чувств». С ранним произведением, имевшим  то же название, он связан не сюжетом, а  общей идеей. Это история жизни  молодого человека, приводящая к утрате идеалов и иллюзий юности.

Действие романа происходит в середине XIX века. Кризис империи  уже предвещал ее близкую гибель, и это заставляло задуматься над  переломным моментом истории Франции, последовавшим за революцией 1848 года.

Герой романа Фредерик Моро полон высоких идеалов, он мечтает  о прекрасной и вечной любви. Только для нее стоит добиваться в  жизни всего остального – карьеры, богатства, успеха. Его историю автор  назвал нравственной историей людей  своего поколения, книгой «о любви, о  страсти, но о страсти такой, какою  она может быть в наше время, то есть бездеятельной». Безвременье предопределило и общественную бесполезность героя, отсутствие воли и целеустремленности. Разбросанность интересов. Все попытки  Фредерика посвятить себя какому – либо делу (стать писателем, живописцем, политиком и т.п.) кончаются безрезультатно.

Фредерик похож на Эмму Бовари тем, что все его представления о жизни, все его планы и надежды ничего общего не имеют с реальностью. Это набор мыслей, штампов, которые бытуют в бульварной литературе. Вся жизнь героя наполнена мечтами, реализовать которые он даже не пытается. Фредерик безволен, ленив, мечтателен, но главный его недостаток в том, что он, как и большинство его современников, не умеет рассуждать, мыслить, познавать.

По – своему типичны  для своего времени и другие герои  романа, более эгоистичные и деятельные, чем Фредерик. Так, Делорье – полная противоположность Фредерику. Он способен искренне менять свои взгляды в зависимости от ситуации, применяясь к обстоятельствам, становится то сторонником монархии, то республиканцем, то защитником рабочих, то выразителем интересов буржуа. Без всяких угрызений совести он совершает предательство по отношению к лучшему другу. Но и удачливого Делорье ждет моральный крах. Художник Пеллерен, разменявший свой талант в угоду публике, ругает власти только потому, что его картины взяли на выставку. Банкир Дамбрез и посетители его салона с легкостью принимают любую точку зрения, лишь бы она была безопасной для них. Страстный революционер Сенекаль становится полицейским и стреляет в своих прежних соратников. Среди сверстников Фредерика, стремящихся сделать карьеру, добиваются своей цели угодливый дипломат Мартинон и беспринципный журналист Юссонэ.

«Воспитание чувств» –  совершенно новый тип романа. В  нем нет ярких страстей, бичевания  пороков. Поисков идеала. Флобер изображает монотонную, серую современность. Именно мелочи влияют на Фредерика; они изменяют его настроения, чувства, в конечном счете – саму жизнь. Флобер строит роман из мелких событий и незначительных происшествий. К тому же написано произведения довольно скупо, без внешних лирических монологов, без поэтических описаний. Язык Флобера прост, точен, почти  научен. Непривычное построение и  стиль повествования вызвали  неуспех романа у читателей, которые  посчитали произведение «скучным». В то же время высокую оценку роману дали Жорж Санд, Золя, Мопассан.

Информация о работе Проблематика романа Г. Флобера "Госпожа Бовари"