Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Управленческие отношения - это система взаимосвязей между субъектами управления. Когда реализуется управленческое взаимодействие, то между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений…………..5
1.1. Сущность и значение управленческих отношений…………………5
1.2. Виды управленческих отношений…………………………………11
2. Зарубежный опыт управления………………………………………………18
Заключение ………………………………………………………………………32
Список литературы ……………

Работа состоит из  1 файл

11295 МПСИ Модернизация управленческих отношений.docx

— 60.96 Кб (Скачать документ)

Решение о закрытии малорентабельных производств принимаются руководством предприятия только после консультации с производственным советом.

На предприятиях существует система жесткого планирования. Основой является пятилетний план, который ежегодно обновляется. Жесткое планирование не мешает структурным подразделениям быть самостоятельными, но предполагает строгий контроль за их деятельностью со стороны высшего уровня менеджмента. В основу перспективного и оперативного планирования положены разные подходы. Стратегии пятилетки – это политика инвестиций, финансов, прибыли и рентабельности. Оперативное планирование включает годовые, квартальные, месячные и недельные планы, которые содержат показатели по сбыту продукции, программу производства, поставки сырья, оценку экономических результатов. Действует система корректировки оперативных планов. Если она положительная, то руководство предприятия обычно не возражает против такого уточнения плана. Если же отрицательная, то обеспечивается строгий спрос с менеджеров за то, что они не сумели предвидеть сбои в работе и решить проблемы.

В процессе выполнения намеченной планом производственной деятельности количество и ассортимент продукции  могут измениться в зависимости  от спроса. Однако непременно должна быть достигнута запланированная прибыль. Менеджеры несут ответственность  за получение прибыли и имеют  надбавки в зависимости от нее. Если на участке работы, руководимым менеджером, не получена прибыль, то надбавка не выплачивается. При этом критически анализируется  деятельность соответствующих структурных  подразделений, намечаются меры по выправлению  положения. Если эти меры не приводят к увеличению прибыли, то менеджер, ответственный за данный участок работы, заменяется.

Работа с кадрами является одной из главных функций менеджмента  на фирмах ФРГ. Задачи кадровых служб  предприятий кроме подбора кадров включают: обучение персонала, повышение  его квалификации, охрану труда, организацию  оплаты труда, обеспечение старости и другие вопросы социальной политики.

Менеджеры должны организовать повышение квалификации персонала, создавать резерв на руководящие  должности. Менеджеров выбирают в основном из сотрудников самой фирмы. Порой  менеджеров принимают и со стороны, однако стараются при этом исключить  «семейственность», т.е. предоставление льгот родственникам и знакомым при устройстве их на работу. Одним  из главных факторов при подборе  менеджеров является умение работать с людьми.

Для оценки труда работников за прошедший год осуществляется аттестация персонала. С этой целью  разрабатываются так называемые оценочные листы на каждого работника. В них сформулированы вопросы  по двум разделам, характеризующим  квалификацию работника и его  отношение к труду. По каждому  вопросу оценочного листа менеджером выставляется оценка, после чего в  личной беседе с работником оценки обсуждаются. В большинстве случаев  менеджер и работник приходят к общему согласию в оценках, высказывая при  этом друг другу различные претензии. В случае разногласий работник обращается к вышестоящему руководству.

Оценка труда производится по всем категориям работников. При  ежегодной оценке работника производится увеличение (снижение) надбавки к зарплате.

Уровень заработной платы  работников различных категорий  существенно различается. Так, заработная плата менеджера высшего звена  может быть в 15–30 раз выше, чем  рабочего. Это объясняется несопоставимо  большей ответственностью, которую несут руководители за оптимальный выбор стратегии развития и результаты работы предприятия.

Важное место в немецком менеджменте отводится решению  социальных вопросов. Развитие всей социальной инфраструктуры в Германии возложено  на местные власти. Муниципалитеты обязаны обеспечить население, проживающее  на данной местности, всеми необходимыми социальными объектами (детские  сады, школы, поликлиники, больницы и  др.). Их финансирование местные власти осуществляют за счет налогов с прибыли, поступающих от предприятий, находящихся  на данной территории, а также поступлений  из федерального бюджета. Однако в дополнение к этому предприятия активно  участвуют в проведении различных  социальных мероприятий (благоустройство, сохранение памятников старины, помощь бедным, больным и т.д.). Пенсионное обеспечение сотрудников осуществляется в зависимости от трудового стажа. Пенсия определяется в размере 50–80 % от среднего заработка. Максимальная пенсия в размере 80 % устанавливается  при трудовом стаже не менее 25 лет. Предприятия могут устанавливать  дополнительную пенсию в размере 10–20% от установленной государственной  пенсии. Для получения права на доплату к пенсии необходимо проработать  на предприятии не менее 10 лет. В случае сокращения на предприятии возможен досрочный выход на пенсию с ее выплатой за счет предприятия на период до достижения пенсионного возраста.

Основными составными элементами мотивации труда являются:

- относительно высокий уровень зарплаты, который гарантирован законом о тарифных соглашениях, обеспечивающий высокий уровень жизни;

- система ярко выраженной дифференциации в оплате труда в зависимости от образования, должности и стажа работы;

- гарантия рабочего места, повышения квалификации;

- получение права дополнительных выплат к государственной пенсии в зависимости от стажа работы на фирме;

- прямая зависимость пенсии по старости от уровня заработной платы (без ограничения абсолютного размера верхнего предела пенсии);

- социальная защищенность кадровых работников фирмы путем

- выплаты пенсий при увольнении в связи с реорганизацией производства и управления.

Японская система менеджмента  – одна из самых эффективных в  мире. Главное ее достоинство –  умение работать с людьми. Японский менеджмент ориентируется на групповую  форму организации труда. Используется механизм коллективной ответственности, при котором члены группы участвуют  в принятии управленческих решений  и несут равную ответственность  за их реализацию. Информация о делах  фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение (на добровольной основе) работников в  решение технологических и экономических  проблем.

Отсюда сопричастность к результатам работы, тесный контакт  руководства, различных служб и  работников. Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения  и жалобы сотрудников рассматриваются  немедленно. Большое значение на японских фирмах уделяется научно-техническому прогрессу. Действует система управления производительностью и качеством  работы, при которой обязательно  устанавливается виновник брака. На фирмах создаются кружки качества, задача которых – повышение эффективности  и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест. Материально  и морально стимулируется активное участие каждого работника в  деятельности кружков качества. В  результате, по опубликованным данным, количество рационализаторских предложений  в Японии в несколько раз больше, чем в США. Существует правило: каждое принятое рационализаторское предложение  должно быть реализовано.

Заслуживает внимания процесс  управления финансами. Фирмы более  активно используют собственный, а  не акционерный привлеченный капитал. Дивиденды относительно низки, так как свободный остаток прибыли используется в основном на финансирование перспективных научных исследований и разработок. При снижении темпов экономического роста фирмы отказываются от привлеченного капитала, переходят на самофинансирование.

Активную роль в развитии национальной экономики играет государство: разрабатываются общенациональные программы экономического развития; анализируются существующие и перспективные  тенденции в структуре экономики; выявляются приоритетные отрасли хозяйства.

Для перекачки капиталовложений в наиболее важные сферы экономики  применяются налоговые льготы, поощряется ускоренная амортизация основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.

Представляет интерес  система приема на работу и продвижения  по службе. Среди выпускников средних  и высших учебных заведений осуществляется тщательный отбор. Затем организуется торжественный прием на работу с  испытательным сроком. Полный курс подготовки проводится в одном из подразделений фирмы под руководством закрепленного за новичком опытного сотрудника. Тот кто доказал способность работать, принимается на постоянную работу.

Среди сотрудников, состоящих  в штате, наблюдается открытая, гласная  конкуренция за право добиться лучшей должности. В среднем через 5 – 7 лет  при высоких ежегодных показателях  труда сотрудник может стать  менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается не только с результатами работы, но и со стажем и возрастом. При достижении 55 – 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию.

 Особое внимание уделяется  систематической подготовке и  переподготовке кадров, воспитанию  преданных фирме работников. Каждый  работник изучает несколько специальных  курсов по развитию профессиональных  знаний, причем во внерабочее  время. Для повышения квалификации используется практика регулярного (1 раз в 3–4 года) перевода работника на другую должность в другое подразделение фирмы (с учетом мнения работника). Японцы считают, что длительное пребывание работника на одном месте снижает уровень ответственности, приводит к потере интереса к работе.

В качестве примера можно рассмотреть менеджмент фирмы Sony Corporation. Систему организации и управления в фирме можно изложить в следующем виде:

- постановка цели, понятной всем, вплоть до последнего рабочего. Менеджеры фирм считают, что это сплачивает персонал в коллектив единомышленников;

- право младшего по должности не соглашаться с руководителем. Интересы дела имеют в фирме высший приоритет. Ради них следует поступаться не только личными амбициями, но и традициями, например почтительным отношением к старшим;

- сознательный отказ от жестких планов. Менеджер должен действовать по обстановке. Механическая исполнительность, вполне терпимая при рутинных работах, может привести только к провалу;

- антибюрократический стиль руководства. В структуре управления фирмой на определенный период могут быть созданы автономные подразделения, обладающие неограниченной самостоятельностью;

- поручение важных проектов энтузиастам, новаторам. Считается, что такой работник должен ставиться выше общепринятых методов материального и морального поощрения;

- патернализм - воспитание у сотрудников чувства, что они члены одной семьи. На фирме действует система пожизненного найма, есть возможность общения с руководством в неофициальной обстановке. В частности, практикуются совместный отдых, развлечения и др.

Не меньший интерес  представляет и менеджмент концерна Toyota Motor Corporation:

- согласованность принятых решений. Ни один вопрос не решается без обсуждения лицами, непосредственно участвующими в его решении. Большая часть предложений исходит от среднего звена сотрудников. Руководство принимает решения, основываясь на этих предложениях;

- корпоративность (обособленность, узкогрупповой интерес). Сотрудники объединены в группы, в которых руководители постоянно меняются, так как дело становится механическим, если руководитель несменяем.

- работники придают большое значение признанию своих заслуг фирмой. Рекордсмены по числу новых предложений пользуются всеобщим уважением. Работа становится, по существу, любимым занятием (хобби); 90% идей воплощается в жизнь;

-руководство не должно казаться самым важным элементом в производстве. Менеджеры, оставаясь сильными и компетентными, не стремятся доминировать над сотрудниками.

Японские менеджеры в  своей работе придают особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своем народе является приоритетной задачей в деятельности японских компаний. Взгляды японской фирмы Omron Company можно представить следующим образом:

- главная цель компании – это ее развитие;

- рост фирмы ведет к увеличению занятости населения;

- компания получает уважение в местном обществе;

- покупатель получает надежного поставщика;

- поставщик получает хорошего покупателя;

- доходы от покупателя – это источник капиталовложений в раз-питие производства;

- производство товаров станет лучшего качества и по более низким пенам;

- член, прибыли в виде налога пойдет на пользу общества;

- другая часть прибыли пойдет на пользу служащим фирмы в виде увеличения оплаты труда и на дивиденды;

- оставшаяся часть прибыли пойдет на социальные нужды и благотворительность.

Таким образом, на примере  данной фирмы можно убедиться  в возможности разумного сочетания  интересов частного капитала и общества.

Богатейший опыт менеджмента имеет СЩА. Американские менеджеры всегда отличались высокими деловыми качествами. Предельно кратко суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом – индивидуализм.

Во многом это связано  с историей США, которые, в отличие  от большинства крупных стран, были образованы лишь в 1776 г. Иммигранты и их потомки сформировали в американском обществе психологию человека, который, чтобы выжить в новых для себя условиях существования, вынужден был надеяться только на себя. Поэтому неслучайно в деловых вопросах американцы традиционно предпочитали ставить вопросы дела на первый план, порой даже в ущерб нормальным человеческим отношениям. Необходимо подчеркнуть, что этот стиль больше характерен для старшего поколения менеджеров, которые привыкли руководствоваться правилом: «Делай, что тебе сказано, а не то...». Именно старшее поколение менеджеров предпочитает авторитарный (основанный на безусловном подчинении власти руководителя) стиль управления. В данном случае менеджер (у американцев «босс», «шеф») доминирует или подавляет волю, желания, потребности своего подчиненного, сковывает его инициативу.

Информация о работе Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений