Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Описание

Управленческие отношения - это система взаимосвязей между субъектами управления. Когда реализуется управленческое взаимодействие, то между двумя субъектами существует управленческая связь, суть которой состоит в том, что один из них заинтересован в определенного вида функционировании второго и генерирует управленческие команды, задающие желательное для него поведение этого второго субъекта, а второй в силу определенных причин ведет себя соответственно управленческим командам первого.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
1. Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений…………..5
1.1. Сущность и значение управленческих отношений…………………5
1.2. Виды управленческих отношений…………………………………11
2. Зарубежный опыт управления………………………………………………18
Заключение ………………………………………………………………………32
Список литературы ……………

Работа состоит из  1 файл

11295 МПСИ Модернизация управленческих отношений.docx

— 60.96 Кб (Скачать документ)

При этом целеполагающая деятельность выступает как объективный процесс. Необходимые взаимодействия субъектов  управления по осуществлению социальных целей определяют объективный характер управленческих отношений. Возникающие  как производное управленческой деятельности, управленческие отношения в силу объективной обусловленности также независимы от участников управления и являются необходимым фактором организации их деятельности.

Управленческие отношения  есть объективное проявление социальной жизни человека, и в этой связи  они выполняют организующую функцию, обеспечивающую единство и согласованность  действий субъектов управленческих отношений. Таким образом, управленческая деятельность есть и условие возникновения, и объект воздействия управленческих отношений.

 

1.2 Виды управленческих  отношений

 

Не смотря на то, что всякое управленческое отношение связано  с взаимодействием субъектов управленческих отношений, управленческие отношения при этом разделяют на определенные их виды.

Основными из них выделяют следующие:

- отношения централизма и самостоятельности;

- отношения субординации и координации;

- отношения ответственности;

- отношения состязательности.

Отношения централизма и самостоятельности

Функционирование и развитие общественного организма осуществляется как диалектическое единство движения социального целого и его отдельных элементов. Отсюда возникает необходимость выполнения одновременно как общих, так и частных функций в социальном управлении, иерархичности субъектов управленческой деятельности, что порождает соответствующую систему управленческих отношений. Одним из видов таких отношений являются отношения централизма и самостоятельности.

Обе стороны этих отношений  органически присущи деятельности субъектов управления, существуют неразрывно, в диалектическом единстве. Свое конкретное выражение отношения централизма  и самостоятельности находят  в распределении прав и обязанностей между отдельными участниками управленческого  процесса.

Отношения централизма  - это формы связи между вышестоящими и нижестоящими субъектами управленческих отношений по поводу реализации управленческих функций, при которых вышестоящие органы управления имеют права и обязанности определять содержание и направленность деятельности нижестоящих в соответствии с движением к общей цели в пределах единого объекта управления.

При этом положение вышестоящего или нижестоящего субъекта управленческих отношений определяется в зависимости  от выполнения общих или частных  функций управления. Такого рода отношения  существуют, например, между общегосударственным  аппаратом и отраслями, отраслями  и объединениями, предприятиями, предприятием и цехами, их органами управления. Отношении самостоятельности предполагают наличие у субъектов управленческих отношений круга прав и обязанностей, которые дают возможность им определять содержание и направленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя в то же время общих интересов.

Принципом, на базе которого происходит распределение функций, полномочий, прав и обязанностей между  субъектами управления, является сбалансированный приоритет. Он предполагает создание в  сфере взаимодействия субъектов  нескольких зон.

Первая - зона приоритета одного субъекта управления, включающая совокупность функций, решающая роль (права и обязанности) в осуществлении которых принадлежит данному субъекту.

Вторая - зона приоритета другого субъекта управления.

Третья - зона паритета, где оба субъекта равноправны, решения принимаются на основе общего согласия сторон, консенсуса.

В зонах приоритета деятельность каждого из субъектов может развиваться  самостоятельно. Они являются независимыми и полноправными в рамках установленных  полномочий. Исключается вмешательство  в дела друг друга. Зона паритета является зоной, где пересекаются общие и  особые интересы субъектов управления.

Здесь создаются возможности  для отыскания взаимоприемлемых, согласованных решений, что позволяет учесть многообразие интересов на пути совместного достижения поставленной цели. Реализация принципа сбалансированного приоритета особенно важна при организации взаимодействия соподчиненных субъектов управления. Установление зоны юридически и реально гарантированной независимости нижестоящего субъекта дает возможность активно включать его интересы, развивать самодеятельность, сводить до минимума произвольные вмешательство вышестоящего субъекта управления, не допускать бюрократизации.

Конкретная совокупность функций, прав и обязанностей, составляющая содержание зон приоритета и паритета, зависит от особенностей управленческой деятельности, характера выполняемых  задач.

Отношения субординации и  координации

Единство централизма  и самостоятельности в практической деятельности участников управленческого  процесса достигается через установление отношений субординации и координации. В их основе лежит взаимосвязь  отдельных видов деятельности, их положение по отношению друг к  другу при реализации субъектами общей цели управления. Отношения  субординации - это такие отношения между субъектами управленческой деятельности, которые выражают подчинение одного другому в процессе управления единым объектом, В отношениях субординации находит свое конкретное воплощение централизм в управлении. Отношения субординации имеют место как между органами управления, трудовыми коллективами, так и на индивидуальном, персонифицированном уровне - между руководителями и исполнителями.

Субординация, в первую очередь, вызвана необходимостью осуществления  общих интересов, общих целей, их взаимоувязки с особыми интересами посредством определенной соподчиненно. В соответствии с ней вышестоящие субъекты управления, объективно выражающие общий интерес во всем его многообразии, задают цели нижестоящим, которые призваны реализовать их в деятельности с учетом своего индивидуального интереса.

Отношениям субординации присущи соответствующие, обеспечивающие их реализацию организационные формы  управления. Это линейные управленческие структуры, в которых подчиненность  организационных звеньев устанавливается но цепочке снизу вверх, имеет характер однозначной связи, когда каждый нижестоящий субъект управления подчиняется только одному вышестоящему. Такая связь характерна, например, для государственных органов управления.

Для ведения субординационных отношений субъекту управленческой деятельности придаются функции  распорядительства, осуществление  которых основано на использовании, главным образом, прямых, властных методов  управленческого воздействия. Таковыми являются административные методы, суть которых состоит в том, что  на основе приказов и распоряжений взаимодействия людей в системе  управления, устранения стихийности  в деятельности участников управленческого  процесса. Однако, преобладание административных методов, характерное при чрезмерном расширении субординационных связей, ведет к жесткой регламентации  деятельности исполнителей в ущерб  их самостоятельности, недоиспользованию  их творческого потенциала, к снижению действенности социального управления, а в крайних случаях к его  вырождению, неспособности обеспечить общественное развитие.

Отношения ответственности

Одним из важнейших элементов  системы управленческих отношений, обеспечивающих во взаимодействии с  другими ее элементами функционирование и развитие механизма социального  управления, являются отношения ответственности. Ответственность представляет собой  отношения между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения взаимных прав и обязанностей в процессе реализации цели.

Ответственность выступает как форма объективной зависимости между субъектами управленческих отношений в условиях общественного разделения труда. Механизм ответственности органически связан с принципом эквивалентности во взаимодействии между субъектами управления в том случае, если деятельность одного из них причиняет ущерб интересам другого (например, неправильные управленческие решения, некачественно выполненные работы).

Распределение прав и обязанностей лежит в основе отношений централизма  и самостоятельности, субординации и координации. Обеспечивая действие механизма выполнения прав и обязанностей, ответственность является необходимой  основой существования всей структуры  управленческих отношений.

Объективной основой установления отношений ответственности в  социальном управлении являются интересы субъектов управленческой деятельности. Отношения ответственности между  ними реально существуют, если они устанавливаются посредством и взаимодействия особых интересов субъектов управления, когда от выполнения принятых взаимных прав и обязанностей зависит реализация собственных интересов этих субъектов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение прав и обязанностей влечет нанесение ущерба собственным интересам, и наоборот, Права и обязанности субъектов управленческой деятельности определяются потребностями общества, отдельных общностей.

Поэтому отношения ответственности, воздействуя на собственные интересы участников управленческого процесса, создавая их заинтересованность в достижении общей цели, служат важным цементом механизма соединения, гармонизации индивидуальных, коллективных и общественных интересов.

Ответственность формируется  как результат тех внешних  требований, которые предъявляют  друг другу субъекты управленческих отношений - индивиды, социальные группы, коллективы - по выполнению взаимных прав и обязанностей. Эти связи, образующие объективную основу отношений ответственности, устанавливаются путем закрепления соответствующих экономических, правовых и нравственных норм, плановых заданий, системы материального и морального поощрения, санкций, которые воздействуют на субъектов ответственности в целях придания их действиям необходимой направленности. В этом смысле ответственность является важнейшей предпосылкой успешного осуществления социальным управлением своих функций.

Конкретный механизм функционирования отношений ответственности включает отдельные ее виды, формы и методы, характеризующие способы выражения  и выработки определенных управленческих воздействии.

Отношения состязательности

Отношения состязательности представляют собой связи между самостоятельными субъектами управленческой деятельности по поводу нахождения наилучших способов достижения общественно необходимых целей. При отношениях состязательности устанавливается такой характер взаимосвязи между двумя к более индивидами, трудовыми коллективами в процессе общественного разделения труда, при котором получение лучших результатов позволяет более полно реализовать собственный интерес. Такое преимущество может выражаться в повышении спроса на производимый товар, в избрании на руководящую или другую должность при альтернативных выборах и т.п.

Отношения состязательности устанавливаются не автоматически. Их утверждение предполагает наличие  независимо взаимодействующих субъектов, управленческих механизмов, гарантирующих  такую независимость при реализации общественно необходимых целей, общих и особых интересов. В условиях перестройки формирование отношений  состязательности связано с ликвидацией  монополизма отдельных отраслей, предприятий, научных школ, политических групп.

Такой монополизм есть средство осуществления частных интересов  в ущерб общенародным, средство сохранения клановости, элитарности, мафиозности в обществе. Развитие отношений состязательности, при которых окончательным арбитром выступают воля и интересы народа, - необходимое условие преодоления антиобщественных, антидемократических явлений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Зарубежный опыт управления

  В составе зарубежных стран,  достигших значительных результатов, в области системы управления можно выделить Германию.

Главными целями менеджмента  в Германии является получение максимальной прибыли и обеспечение выплаты  акционерам дивидендов. Кроме этого, немецкие менеджеры стремятся:

- обеспечить ведущее место своих компаний на рынке;

- постоянно развивать производство за счет инвестиций;

- активно проводить научно-исследовательские и опытно-промышленные работы;

- решать экологические проблемы;

- осуществлять подготовку и обучение кадров.

Управление предприятиями  организовано таким образом, что  наряду с четкими экономическими отношениями всех уровней существует и жесткая административная подчиненность  нижних уровней управления верхним, строгий спрос за выполнение плана. Усилия менеджеров направлены на обеспечение  выживаемости компаний на рынке за счет создания условий по производству конкурентоспособной продукции. Стилем работы аппарата управления является метод убеждения подчиненных  вышестоящим руководством. Такой  стиль сформировался исходя из соображений, что при этом обеспечивается наибольшая отдача в работе.

В практике работы широко используется проведение регулярных дискуссий по различным проблемам (плану, итогам работы, рынку, перспективам развития, инвестиционным программам и др.). Как  правило, не практикуется издание приказов и других директивных документов. Чаще указания носят форму совета, рекомендации. Однако если рекомендации подчиненными не выполняются, то решается вопрос о соответствии подчиненного занимаемой должности. На предприятиях создаются производственные советы, которые избираются представителями  трудового коллектива. Производственные советы представляют интересы трудящихся перед администрацией предприятия. Без разрешения производственного совета не допускаются сверхурочные работы.

Информация о работе Зарубежный опыт модернизации управленческих отношений