Сущность франчайзинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2011 в 09:44, курсовая работа

Описание

Цель данной курсовой работы заключается в том, чтобы раскрыть сущность франчайзинга.
Цель работы обусловила постановку и решение следующих задач:
1. Что же представляет из себя франчайзинг
2. Перспективен ли франчайзинг в России
3. Важную ли роль играет франчайзинг в экономике и может ли он вскоре стать преобладающей формой розничной торговли
4. Дает ли франчайзинг возможность быстрого роста и расширения
5. Показать все преимущества и недостатки франчайзинга

Работа состоит из  1 файл

курсовая теория организации.doc

— 366.50 Кб (Скачать документ)

    3. Деловой франчайзинг называют  «франчайзинг бизнес-формата». При этом способе франчайзор продает лицензию частным лицам или другим компаниям на право открытия магазинов, киосков или целых групп магазинов для продажи покупателям набора продуктов и услуг под именем франчайзора.

    Таким образом, это франчайзинг на вид деятельности, т.е. включение малого предприятия в полный производственно-хозяйственный цикл крупной корпорации. Едва ли не самый популярный вид франчайзинга, при котором ведущая фирма продает лицензию частным фирмам или компаниям на право открытия собственной фирмы по продаже продуктов и услуг под именем франчайзора (например, прокат и бытовое обслуживание, деловые и профессиональные услуги бизнесу и населению, магазины или цепи закусочных, гостиницы). Со стороны крупной корпорации предъявляются равные с ней требования к технологическому процессу, качеству, а также обеспечивается обучение персонала, выбор площадки строительства предприятия, другие услуги (методы обеспечения продаж, ведение оперативной отчетности и т.п.).

    При деловом франчайзинге требуется, чтобы франчайзи оплачивал постоянные взносы, а также производил взносы в рекламный фонд, находящийся в ведении франчайзора. Франчайзор может сдать в аренду франчайзи основные фонды, предложить ему финансирование; он вправе также выступать и в качестве поставщика для своих франчайзи.

    В настоящее время в зависимости  от размеров первоначального капитала франшизы бизнес-формат делят на следующие  основные подгруппы:

    франшиза  рабочее место - рабочая франшиза (Job franchise), где франчайзор создает хорошо подготовленное рабочее место для предпринимателя; основные инвестиции - покупка прилавка-фургона;

    франшиза-предприятие - коммерческая франшиза (Business franchise), требующая более крупных инвестиций в производственное оборудование, наличия рабочих помещений, дополнительного наемного персонала;

    инвестиционная  франшиза (Investment franchise), основная цель которой - возврат первоначальной суммы инвестиций.

    Одной из первых ласточек делового франчайзинга было открытие первого ресторана  быстрого обслуживания мировой франчайзинговой системы МакДональдс. В данный момент здесь можно наблюдать очень активное развитие этой франчайзи, открытие новых закусочных и т.д.

    Следует выделить еще одну компанию, занимающуюся деловым франчайзингом. Это Российско-Венесуэльское предприятие «Росинтер». Под его ведением находится такие рестораны как: Комбис, Ростикс, Патио Пицца, Артистико, Санта Фе, Американ Бар & Гриль. В данный момент они продают франшизы на Ростик'с Патио Пицца.

    Хотя  существует много вариантов классического  франчайзинга, три из них наиболее часто используются. Это: региональный франчайзинг; суб-франчайзинг; развивающийся франчайзинг.6 В каждом из этих случаев франчайзи получает все преимущества, которые обычно связаны с франчайзингом: использование торговой марки и логотипа франчайзора, системы его бизнеса, первоначальное обучение, выбор места, поддержка и т. д. Основные отличия их друг от друга заключаются в следующих характеристиках:

    1) продолжительность отношений франчайзора  и франчайзи, 

    2) к кому франчайзи может обращаться за поддержкой,

    3) кому он платит установленные  взносы.

    Корпоративный франчайзинг - современная форма  организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий  с использованием наемных менеджеров.

    Конверсионный франчайзинг - способ расширения франшизной сети, при котором действующее  самостоятельно предприятие переходит  на работу по договору франчайзинга и  присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизополучателя.7

    Виды  франчайзинговых систем

      Франчайзинговые системы могут  объединять:

    1) производителя с производителем;

    2) производителя с оптовым торговцем;

    3) производителя с розничным торговцем;

    4) оптового торговца с оптовым торговцем;

    5) оптового торговца с розничным торговцем;

    6) розничного торговца с розничным торговцем;

    7) предприятие обслуживания с предприятием обслуживания.

    Рассмотрим  франчайзинговые системы, соединяющие  производителя с производителем. Предположим, фирма по производству химических веществ патентует новый способ производства аммиака. Поскольку данный процесс снижает стоимость производства аммиака, допустим, на 20%, другие химические фирмы могут выразить желание применять его.

    Лицензия  дала бы им право использования нового технологического процесса в обмен на комиссионное вознаграждение, которое называется роялти. В данном случае лицензиар фактически является франшизером; лицензиат является франчайзи. При системе франчайзинга, связывающей производителя с производителем, франчайзи остаются относительно автономными. Такие франчайзи располагают почти полной свободой действия. Политика и процедуры могут быть их собственной разработки; даже цеха и оборудование могут быть их собственной конструкции.

    Другая франшизная система соединяет производителя и розничного торговца. Лучшим примером является система, соединяющая производителей автомобилей и розничных автомобильных дилеров. Еще одним примером являются станции автообслуживания, которые предоставляют места для парковки и продают горюче-смазочные материалы, поставляемые по контракту нефтеперерабатывающими компаниями типа "Тексако". Франшизные системы, соединяющие производителя с оптовым торговцем, оптового торговца с оптовым торговцем и оптового торговца с розничным торговцем, действуют аналогичным образом.

    Розничные и обслуживающие франшизные системы  типа "Кентукки фрайд чикен" и "Кволити инн." заметно отличаются от систем франшизных соглашений между  производителем и оптовым торговцем, потому что франчайзи фактически является здесь продолжением франшизера. В подобных системах каждый франчайзи напоминает торговую точку компании с единственным исключением: франшизер вкладывает для создания этой торговой точки деньги франчайзи, а не собственные средства.8 
 

    1.3. Преимущества и недостатки франчайзинга 

    Наиболее  сложным элементом сотрудничества франчайзера и франчайзи является психологическое взаимодействие. Франчайзер должен помнить, что франчайзи - это не его наемный работник, а предприниматель, обладающий полной юридической и экономической самостоятельностью. В то же время франчайзи должен запомнить, что после вступления во франчайзинговую систему его решения должны строго подчиняться договору франчайзинга, так как любое его действие влияет не только на его собственное финансовое положение, но и на все франшизированные предприятия (предприятия франчайзера и других франчайзи).

    Достижение  психологического взаимодействия между  франчайзером и франчайзи -- уже 50% удачи  франчайзинговой системы.

    Преимущества  для франчайзера

    1. Франчайзер (правообладатель) получает  уникальную возможность расширять  сеть своих предприятий и продвигать  собственный бренд без прямых  затрат на создание предприятия.  Размер экономии денежных средств  равен размеру первоначальных  инвестиций франчайзи на создание предприятия заданного бизнес-формата, который различается, в зависимости от отрасли функционирования.

    2. Привлечение франчайзи и передача  им своих технологий позволяют  франчайзерам осуществлять региональную  экспансию. Предприятие, обладающее опытом функционирования на региональном рынке, уже обладает информацией о ситуации в данном регионе, что существенно сокращает расходы на маркетинговые исследования относительно ситуации на рынке, а за франчайзером остаются только контрольные функции.

    3. Франчайзинг позволяет получить  франчайзеру дополнительные средства  для развития бизнеса, которые  складываются, как правило, из двух составляющих: первоначального взноса (паушального платежа) и регулярных ежемесячных или ежеквартальных выплат (роялти).

    4. Франчайзи, будучи собственником  предприятия, более заинтересован  в его развитии, чем наемный  работник, -- таким образом, не требуется дополнительных средств для мотивации франчайзи.9

    Преимущества  для франчайз

    1.Франчайзинг  предоставляет франчайзи возможность  получить значительные выгоды  от передачи ему франчайзером  доказавшей эффективность на  практике бизнес-технологии, что позволяет предприятию сэкономить значительные средства на своей «раскрутке». Франчайзинговая система предоставляет информацию, которая помогает франчайзи выбрать подходящее местоположение для предприятия, использовать выработанную и успешно функционирующую маркетинговую и логистическую стратегию ведения бизнеса -- таким образом, франчайзи не нужно беспокоиться о пробле-мах, возникающих на начальной стадии, потому что он располагает опытом своего франчайзера.

    2. Франчайзи получает право пользоваться  известной торговой маркой. Клиенты не видят существенной разницы между покупками в корпоративном и франшизированном фирменном магазине сети. Так, при покупке обуви в фирменных салонах «Эконика-Стиль» в разных городах невозможно понять, какой магазин принадлежит непосредственно франчайзеру, а какой-франчайзи. Кроме того, партнер получает права на продажу широко известных эксклюзивных торговых марок обуви из коллекций « Эконика-Обувь»: Alia Pugachova, Parmen, Aragona, Wind, E-Collection.

    3. Методическая и информационная поддержка франчайзи франчайзером. Являясь, как правило, крупной фирмой, франчайзер имеет большие возможности по подготовке качественного методического и информационного обеспечения, разно-образных учебных и справочных материалов. Эти материалы используются франчайзи для повышения качества обслуживания клиентов. При вступлении во франшизную систему франчайзеры, как правило, предоставляют франчайзи специальное обучение.

    4. Франчайзи, владея собственным  предприятием, обладает уникальной  возможностью работать в сети, что значительно повышает его конкурентоспособность. Так, франчайзи получают возможность закупать товары по более низким оптовым ценам, а при наличии единого распределительного центра-сокращать издержки предприятия на логистику. К примеру, при покупке франшизы винного супермаркета «Ароматный мир» франчайзи включается в единую логистическую систему; сеть универсамов «Копейка» владеет собственным распределительным центром, а для франчайзи мебельных салонов «Феликс» скидки, предоставляемые на покупку продукции, выше, чем у их дилеров.

    5. Франчайзи получает возможность  рекламировать свое предприятие  с помощью более масштабной  рекламы, чем обычные малые  предприятия. Так, франчайзи фирменного  салона обуви «Эконика-Стиль»  получают мощную рекламную поддержку за счет обшей рекламы розничной сети салонов «Эконика-Стиль» и рекламы эксклюзивных торговых марок обуви.

    6. Франчайзи получают доступ к  кредитным ресурсам. Как известно, в России коммерческие банки  неохотно работают с малыми  предприятиями. Предприятия франчайзи более привлекательны для банков, так как их кредитование коммерческими банками характеризуется более низким уровнем риска, чем при работе с малыми пред-приятиями, не входящими во франшизную систему. Это связано как с более низким уровнем банкротств предприятий-франчайзи, так и со значительной степенью планирования бизнеса франчайзинговыми компаниями, в том числе и политики заимствования. В рамках программы сотрудничества с компанией «Энтон» (производство и продажа мужской одежды) банк «РНКБ» предлагает выгодную систему кредитования для участников сети фирменных магазинов по системе франчайзинга.10

    Преимущества  для клиента

    1. Клиент имеет возможность получить  качественное предоставление товаров  и обслуживание через франчайзи,  сочетающее в себе качество технологии, характерное для крупного предприятия, и индивидуальный подход к обслуживанию, характерный для малого предприятия.

    2. Единая, известная торговая марка - это гарантия качества товаров и услуг, это чувство уверенности, что потребности клиента будут удовлетворены - причем удовлетворены должных образом.

    3. Наличие единого фирменного стиля  и единой технологии обслуживания, применяемой всеми франчайзи  одного франчайзера, гарантирует,  что клиент, обращаясь к любому  франчайзи, получит одинаковый  комплекс услуг одинаково высокого качества. Клиент при высоком уровне организации франчайзинговой сети не может отличить корпоративные предприятия франчайзера от предприятий франчайзи и предприятия одних франчайзи-от других.11

    Таким образом, можно сделать вывод, что франчайзинг для клиентов - это способ получить высококачественную продукцию и услуги у более широкого круга операторов рынка.

    Франчайзинг может быть выгоден и для экономики  России в целом:

Информация о работе Сущность франчайзинга