Повышение адаптивности организации к внешней среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Адаптивный механизм является составной частью системы управления, обеспечивающей целенаправленное воздействие на факторы, от состояния которых зависит результативность деятельности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИE…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Внешняя среда организации и адаптация к ней……………………....4
1.1 Структура внешней среды организации………………………………….…4
1.2 Взаимодействие организации с внешней средой……………………….......8
Глава 2. Методы оценки и способы изменения адаптивности организации...13
2.1 Измерение и оценка адаптивности………………………………………....14
2.2 Изменение адаптивности как элемент стратегического управления организацией………………………………………………………………….….17
Глава 3. Анализ адаптивности ЗАО "Фармакор"………………...……………21
3.1 Характеристика коммерческой деятельности сети аптек ЗАО "Фармакор"……………………………………………………………………….21
3.2 Анализ среды и оценка адаптивности ЗАО "Фармакор"………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….……32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТО Microsoft Office Word (2).docx

— 73.33 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 3. Оценка адаптивности к внешней среде ЗАО "Фармакор"

 

3.1 Характеристика коммерческой  деятельности сети аптек ЗАО  "Фармакор"

 

Мы подробно рассмотрели  спектр определений адаптивности, как  общесистемного свойства организации, как определённого уровня развития, как критерия успешности функционирования, как критерия эффективных ответных действий на изменения внешней среды. Выяснив, что такое адаптивность организации, мы научились её определять.

В ходе подготовки курсовой работы нами были изучены основополагающие положения ведения коммерческой фармацевтической деятельности в условиях современной российской действительности.

Коммерческая деятельность различных торговых предприятий  имеет много общего. Однако конкретные управленческие решения, разработанные  и реализованные одними торговыми  предприятиями, не всегда могут быть использованы другими предприятиями. Это обусловлено изменениями  факторов внешней среды. Кроме того, стремительно изменяются условия функционирования самого торгового предприятия. Следовательно, процесс управления должен определяться параметрами окружающей среды и их переменными величинами в пределах торгового предприятия.

Фарморганизации представлены на рынке структурами, реализующими лекарственную помощь. Специфика  этой деятельности определяется тем, что  она ориентирована на выполнение как социальной функции - обеспечение  населения товарами аптечного ассортимента, так и экономической - повышение  дохода, обеспечивающего само существование  аптеки. Обеспечение финансовой устойчивости и повышение эффективности деятельности в современных условиях достигается  при помощи постоянного мониторинга  основных процессов, влияющих на результаты деятельности7.

На основе обобщения данных литературы и собственных исследований нами установлено, что для повышения  эффективности деятельности и, соответственно, качества управления аптечной организацией необходимы: постоянный мониторинг хозяйственно-финансовой деятельности; управление экономикой аптечной организации на основе внедрения  управленческого учёта; внедрение  системы внутреннего контроля (управленческо - финансового, налогового и др. видов  аудита).

Таким образом, разработка адаптационных  механизмов управления на современном  этапе предполагает обязательное осуществление  учёта и повседневного внутреннего  контроля всех процессов.

Для выполнения практической части поставленных задач нашей  работы, рассмотрим ЗАО "Фармакор". Это - одна из крупнейших фармацевтических компаний в России, включающая розничную  сеть и современное фармацевтическое производство "Фармакор Продакшн", осуществляющее собственное производство широкого ассортимента высококачественных лекарственных средств, биологически активных добавок, а также упаковочное производство ЛС ведущих европейских фирм.

Компания соединяет в  себе прочные традиции, мощный экономический  потенциал, активную динамику и высокий  профессионализм персонала.

Основатель и владелец компании — Александр Михайлович Афанасьев.

Единую розничную сеть компания "Фармакор" начала создавать  в 1997 году. Первая аптека была открыта  в Санкт-Петербурге на улице Тимуровской. Сегодня аптечная сеть "Фармакор" — крупнейшая в Санкт-Петербурге и Северо-Западном регионе и одна из крупнейших в России. Аптеки "Фармакор" из семи Федеральных округов России работают уже в шести. Сеть насчитывает  более 300 собственных розничных точек  в 40 городах России. Согласно рейтингу крупнейших аптечных сетей России по итогам 2007 года, опубликованному ЦМИ "Фармэксперт", "Фармакор" входит в тройку лидеров.

Компания "Фармакор" планирует  дальнейшее расширение сети в регионах, а также укрепление позиций там, где аптеки уже успешно работают.

Основными факторами, помогающими  компании выдерживать конкуренцию  на современном фармацевтическом рынке, являются:

1. Ценовая политика. "Фармакор" как одна из крупнейших аптечных сетей в России, производящая большие объёмы закупок, имеет выгодные условия и закупочные цены от всех поставщиков. Это позволяет компании удерживать достаточно низкие цены во всей аптечной сети.

2. Стопроцентная гарантия  качества. Компания работает только с самыми крупными и проверенными временем поставщиками в России, все лекарства покупаются у официальных дистрибьюторов. С рядом отечественных и иностранных производителей лекарств "Фармакор" работает по прямым контрактам, а это не только выгодная цена для потребителя, но и самый короткий путь от производителя к потребителю.

3. Широкий ассортимент  лекарств и товаров сопутствующей  группы – одно из основных конкурентных преимуществ аптечной сети "Фармакор" и важнейший показатель работы фармацевтической компании.

Общий ассортимент аптечной сети "Фармакор" превышает 16 000 наименований товаров. Ассортимент одной аптеки "Фармакор" зависит от формата  работы конкретной розничной точки. Большинство аптек компании "Фармакор" работают в традиционном формате  закрытой выкладки товаров. При такой  форме торговли ассортимент одной  аптеки, как правило, составляет 6 – 7 тысяч наименований позиций. В аптечной сети "Фармакор" представлены также  и аптеки открытого доступа товаров  – фарммаркеты. Открытая форма торговли позволяет иметь более 12 000 наименований лекарственных средств и разнообразной  сопутствующей продукции.

4. Дополнительные сервисы  для покупателей. У покупателей есть возможность заказа в аптеке "Фармакор" редких препаратов, которых нет в постоянном ассортименте. Медикаменты доставляются в кратчайшие сроки. Главное условие — это наличие регистрации данного препарата на территории России. Также в аптеке можно забронировать необходимое лекарство по телефону.

5. Высокий профессионализм  сотрудников. В аптечной сети "Фармакор" внедрены единые корпоративные стандарты для сотрудников, которые обеспечивают высокое качество обслуживания клиентов. Сейчас в аптечной сети "Фармакор" работает более 2300 высококвалифицированных специалистов. Сеть динамично развивается и число сотрудников постоянно растет.

В компании разработана специальная  программа адаптации и обучения новых сотрудников, действует система  наставничества: опытный сотрудник  помогает молодому специалисту ориентироваться  в ассортименте аптеки, работать с  покупателями, выстраивать отношения  с коллегами.

Фармацевты и руководящий  состав аптек регулярно проходят обучение под руководством ведущих  преподавателей профильных учебных  заведений — Санкт-Петербургской  фармацевтической академии и Санкт-Петербургского базового фармацевтического колледжа, и получают сертификаты в соответствии с требованиями Федерального закона "О высшем послевузовском образовании".

 

3.2 Анализ среды и оценка  адаптивности ЗАО "Фармакор"

Курский филиал сети аптек "Фармакор" основан в 2007 году. На сегодняшний  день в нём насчитывается 7 аптек, расположенных в разных районах  города. Сотни лояльных покупателей  ежедневно приобретают лекарства  и изделия медицинского назначения в аптеках "Фармакор". Слаженный  и профессиональный коллектив провизоров и фармацевтов всегда готов выслушать  и помочь тем, кто в этом нуждается. Однако в Курске работает не одна сеть аптек. Так как Курский фармацевтический рынок, по мнению профессиональных экспертов, считается недозагруженным, в отличие  от Московского и Питерского, то многие компании, имеющие сильные  позиции в различных городах  России, пытаются проникнуть и на рынок  Курска. В связи с этим необходимо чётко оценивать конкурентоспособность  и адаптивность сети аптек ЗАО "Фармакор" и выстраивать такую стратегию  развития, которая позволила бы не только сохранить уже завоёванные  позиции, но и приобрести новые преимущества.

Для выполнения задач курсовой работы было проведено множество  работ аналитического характера  по определению адаптации Курского филиала сети аптек ЗАО "Фармакор".Для  того, чтобы научиться анализировать  ситуацию внутри и вне организации, выявлять насущные проблемы организации  и находить пути их решения нами были обследованы все аптеки филиала.

В ходе обследования рассматривалось:

месторасположение аптек  по отношению к конкурентам (сильные  и слабые стороны) - близость остановочных пунктов, магазинов, учебных и лечебных учреждений, зрелищных и спортивных сооружений, мест отдыха, величина окружающего  жилого массива, категория улицы;

анализ и оценка внешнего вида (визуализация)- состояние прилегающей  территории, входных ступеней, перил, входных дверей, окон, состояние  и исправность рекламы, освещение;

анализ и оценка внутреннего  вида - состояние торгового зала, витрин, раскладка товара, чистота, порядок, освещение;

анализ трафика (проходимость)- количество посетителей в разные периоды дня;

анализ посетителей по возрастному и половому составу - количество мужчин и женщин, их возраст;

анализ цен поставщиков;

анализ предложений провайдеров  интернет и телефонной связи;

анализ взаимодействия с  государственными и муниципальными службами и организациями;

анализ предложений подрядчиков  для выполнения необходимых ремонтных  работ.

Основным же научно обоснованным методом являлись PEST и SWOT – анализы.

Сущность PEST- анализа заключается  в изучении окружающей среды предприятия  в политическом, экономическом, социальном и технологическом контексте. Мы подробно рассмотрели каждую составляющую.

Политическая среда определяется законами и нормативными актами регулирующими  работу аптечных учреждений. К таким  законам относятся и общие  положения, регулирующие работу любых  предприятий, например:

1) Федеральный закон "О  лицензировании отдельных видов  деятельности" №24-03 от 25.09.98.

2) Федеральный закон "О  защите прав потребителей" 07.02.92г.

Помимо общих положений  существуют ещё и приказы, касающиеся непосредственно работы фармацевтических учреждений. Такими приказами регулируется санитарный режим в аптеках, правила  хранения и продажи различных  лекарственных средств и изделий  медицинского назначения, наценка на медицинские препараты и т.д.8

Согласно Постановлению  РФ от 08.08.2009 г. №654 "О совершенствовании  государственного регулирования цен" цена на препараты, входящие в перечень жизненно важных будет фиксирована.

Все эти законодательные  и нормативные акты сильно ограничивают возможности аптек конкурировать  между собой. Анализируя данную ситуацию, приходится констатировать, что те неудобства, которые созданы государством для аптек и потребителей, сказываются на лояльности к конкретной аптеке и на доверии в целом к аптечному бизнесу.

Экономическая среда для  сети аптек "Фармакор" является столь  же неблагоприятной, как и политическая, и связано это в большей  степени с продолжающимся экономическим  кризисом в стране. Большинство из потенциальных и реальных потребителей аптечного ассортимента, оставшись  без работы, вынуждено экономить. В связи с этим покупательская активность значительно снизилась, предпочтение стали отдавать более  дешёвым лекарствам. Профилактические, косметические средства отошли на второй план. Резкое снижение товарооборота  аптек привело к тому, что многие аптечные учреждения оказались не в  состоянии платить по счетам, гасить задолженности по полученным ранее  кредитам, что в свою очередь привело  руководителей сетей к мысли  об объединении. Равноценные сети стали  объединяться, более крупные поглотили  более мелкие, нерентабельные аптеки закрылись. В связи с этим провизоры  и фармацевты оказались на рынке  труда, что повлекло за собой дополнительную конкуренцию среди квалифицированной  рабочей силы, и, как следствие, снижение уровня заработной платы. Сеть аптек "Фармакор" сохранила свои позиции в это  нелёгкое время, однако новые аптеки, ещё не успевшие набрать обороты  до кризиса, оказались своего рода балластом, так как необходимо было оплачивать аренду, коммунальные услуги, охрану, выплачивать  заработную плату сотрудникам. Всё  это бремя легло на плечи раскрученных, приносящих стабильно высокую прибыль  аптек.

Социальная среда сети аптек ЗАО "Фармакор". Политические и экономические события последнего времени сильно изменили отношение  людей к себе, друг к другу, к  труду. Оказавшись социально незащищёнными  в ситуации, когда необходима поддержка  государства, часть жителей нашей  страны потеряла доверие к власти. На фоне резкого снижения качества жизни у многих обострились хронические заболевания, появились признаки психических расстройств и затяжные депрессии. Всё это привело людей в аптеки, которые не всегда могли помочь, т.к. экономический кризис в стране повлёк резкое повышение цен на медикаменты. Потерявшие работу люди, пенсионеры, инвалиды оказались не в состоянии приобретать дорогие лекарства, и вынуждены были лечиться более дешёвыми. Подобного рода терапия не всегда оказывалась эффективной, что повлекло за собой усиление недоверия населения. Свою лепту в формирование неблагоприятного образа аптечных учреждений внесли и СМИ. В течение длительного времени практически все газеты и телеканалы рассказывали о том, что часть лекарств в аптеках является фальсификатами.

Технологическая среда сети аптек ЗАО "Фармакор". Технологический  прогресс не стоит на месте. Новейшие технологии используют в разработке современных лекарств, создании химически  чистых субстанций, производстве упаковок для медикаментов, сохраняющих их биодоступность. Всеми этими достижениями аптеки пользуются очень активно, предлагая  покупателям более новые, качественные, безопасные лекарства. Однако в непосредственной деятельности аптеки используют технологический  прогресс в менее глобальном проявлении. А именно, совершенствуется торговое оборудование для аптек, оргтехника нового поколения значительно снижает  нагрузку на фармацевтов, увеличивает  скорость и качество обслуживания покупателей. Более совершенное оборудование находится на базе контрольно - аналитических  лабораторий, что позволяет своевременно выявлять брак и изымать его из оборота.

Для того, чтобы наиболее точно определить влияние внешних  факторов на деятельность предприятия, а так же выявить внутренние факторы  сети аптек "Фармакор", от которых  будет зависеть дальнейшая стратегия  компании, нами были сопоставлены сильные  и слабые стороны организации  с возможностями и угрозами. Для этого мы выстроили матрицу SWOT - анализа.

Из SWOT - анализа мы выявили, что для реализации своих возможностей сеть аптек "Фармакор" уже имеет  необходимые ресурсы, а именно: высококвалифицированных  специалистов и аптеки в разных районах  города. Благодаря тому, что в  аптечном ассортименте существует много  товаров-заменителей, аптека имеет  возможность удовлетворить любую  потребность покупателя, независимо от достатка. Высококвалифицированный  специалист может легко выявить  эту потребность и предложить нужный препарат из ассортимента аптеки. Наличие аптек в разных районах  города даёт возможность сети увеличивать  проходимость покупателей, формировать  положительный образ в глазах населения. Для улучшения позиций  сети аптек "Фармакор", исходя из данных сил и возможностей, необходимо увеличивать число аптек и  активно заниматься постоянным повышением квалификации сотрудников.

Информация о работе Повышение адаптивности организации к внешней среде