Повышение адаптивности организации к внешней среде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание

Адаптивный механизм является составной частью системы управления, обеспечивающей целенаправленное воздействие на факторы, от состояния которых зависит результативность деятельности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИE…………………………………………………………………….…3
Глава 1. Внешняя среда организации и адаптация к ней……………………....4
1.1 Структура внешней среды организации………………………………….…4
1.2 Взаимодействие организации с внешней средой……………………….......8
Глава 2. Методы оценки и способы изменения адаптивности организации...13
2.1 Измерение и оценка адаптивности………………………………………....14
2.2 Изменение адаптивности как элемент стратегического управления организацией………………………………………………………………….….17
Глава 3. Анализ адаптивности ЗАО "Фармакор"………………...……………21
3.1 Характеристика коммерческой деятельности сети аптек ЗАО "Фармакор"……………………………………………………………………….21
3.2 Анализ среды и оценка адаптивности ЗАО "Фармакор"………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….……32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая ТО Microsoft Office Word (2).docx

— 73.33 Кб (Скачать документ)

Например, для одной организации  колебания курса доллара по отношению  к рублю создают дополнительные возможности для получения прибыли, а для другой являются серьёзным  препятствием для устойчивого развития.

Взаимодействие организации  с внешней средой определяется стратегией развития организации. Все целевые  установки взаимодействия должны вытекать из разработанной стратегии и  корректироваться исходя из корректировки  стратегии, а не наоборот.1

Часто бывает, что функции, обеспечивающие реализацию взаимодействия, не сосредоточены в каком-то одном  подразделении организации, а "разбросаны" по многим ячейкам и уровням. Следовательно, необходима их горизонтальная и вертикальная координация. На наш взгляд, наиболее важной среди них является маркетинг, и, следовательно, в организации  обязательно должна быть адекватная поставленным целям маркетинговая служба, которая смогла бы, кроме всего прочего, взять на себя координацию взаимодействия с внешней средой.

В обеспечении процесса взаимодействия очень важную роль играет контроль. Необходимо из всей совокупности возможных  параметров взаимодействия отобрать те, на которые организация может  существенно влиять (прямым или косвенным  образом), и обеспечить персональную ответственность сотрудников организации  за их реализацию.

Должна осуществляться периодическая  диагностика структуры управления. При взаимодействии организации  с деловой средой риски — обязательный атрибут. В связи с кризисным  состоянием системы взаимных платежей, изменением сроков и объёмов поставок, требований к качеству продукции, наиболее характерны следующие риски: неполного  использования технологических  возможностей, риск недопоставки поставщиком  оплаченной продукции, риск недополучения  или несвоевременного получения  платы за реализованную продукцию.

Учёт, изучение, а затем  и управление как внешними, так  и внутренними рисками должны в современных условиях стать  одной из важных задач для руководства  организаций, претендующих на успешное функционирование в условиях рынка.

Кроме отмеченных нами, общих  факторов, препятствующих эффективному взаимодействию организации с деловой  средой, взаимодействие с такими её элементами, как поставщики, потребители, конкуренты, государственные и муниципальные  органы, организации инфраструктуры, имеет свои особенности, которые  должны учитываться менеджерами  организации.

Взаимодействие с потребителями. Само выживание и оправдание существования  организации зависит от её способности  находить потребителя результатов  её деятельности и удовлетворять  его запросы.

Классическим подходом к  изучению и анализу потребителей как элемента непосредственного  окружения организации является составление его профиля. Он может  быть составлен с учётом следующих  факторов: географического месторасположения; социально-психологических характеристик (вкусы, привычки, стиль поведения  и т. п.); демографических характеристик (возраст, образование, пол, сфера деятельности и т.п.); отношения к товару (услуге), производимому (оказываемой) организацией (почему он покупает именно ваш продукт, покупает ли он его для себя, как  он его оценивает и т. п.).

Взаимодействие с поставщиками. Степень влияния поставщика на организацию  зависит главным образом от того, насколько важным для неё являются его услуги. Может возникнуть опасная  ситуация, когда организация попадает в очень сильную ресурсную  зависимость от поставщиков.

Конкурентная сила поставщиков  зависит от следующих факторов: наличия  крупных организаций-поставщиков, не связанных интенсивной конкуренцией; отсутствия заменителей поставляемых товаров; покупатели не являются важными  клиентами для поставщиков; поставщики способны присоединить организацию-покупателя путём вертикальной интеграции; затраты  на производство по тем или иным причинам играют очень важную роль для организации; организации-покупатели не проявляют склонность к обратной интеграции в сферу бизнеса поставщиков  и т.д.

Особенности взаимодействия с конкурентами. Взаимодействие с  конкурентами занимает особое и очень  важное место в системе взаимоотношений  организации с деловой средой.

Анализ конкурентных сил  весьма важен, но необходимо помнить, что  он является лишь констатацией сегодняшней  ситуации. Между тем конкурентная ситуация постоянно развивается, и  зачастую это происходит очень динамично. Всегда существуют важнейшие на данный период движущие силы конкуренции. Это  могут быть, например, инновации, изменения  в составе покупателей, в способах использования продукта и т. п.

Конкуренция является эффективным  методом взаимной координации индивидуальных действий субъектов рынка без  централизованного вмешательства  в их деятельность. Каждая конкурирующая  организация стремится сформировать свою рыночную стратегию, которая, будучи реализована, обеспечит определённое превосходство над конкурентами. Однако основная сложность состоит  в том, что успешность таких стратегий  во многом зависит от стратегий, принятых на вооружение конкурентами. Отсюда неизбежно  косвенное взаимодействие конкурентов. Суть этого косвенного взаимодействия в том, что организация, вырабатывая  свою стратегию, обязательно ориентируется  на конкретные действия конкурентов  или пытается прогнозировать их.

Соперничество между организациями-конкурентами не исключает и сотрудничества между  ними. Эта тенденция характерна для  тех сфер бизнеса, где функционируют  организации с очень высоким  конкурентным статусом.2

Взаимодействие с организациями  инфраструктуры. Как мы считаем, в  России взаимодействие с организациями  инфраструктуры наиболее специфично и, наверное, имеет мало аналогов в мире. Специфичность эта во многом объясняется особенностями протекания переходного периода. В настоящее время примерно 90% национального богатства принадлежит государству и практически не задействовано в рыночных отношениях.

Важным для многих организаций  становится изучение рынка рабочей  силы. Поэтому значимым представляется взаимодействие с организациями  инфраструктуры, которые осуществляют анализ этого рынка с точки  зрения как наличия рабочей силы необходимой специальности, квалификации, уровня образования, возраста, пола, так  и её стоимости.

Взаимодействие с государством. Эффективное взаимодействие организации  с государством возможно только в  области пересечения их целей  и интересов.

С точки зрения руководителя организации, государство должно создавать  условия, в которых он сможет эффективно достигать своих целей: максимизации результатов деятельности; эффективности  инвестиций; минимизации риска; собственного благополучия; защиты собственности  и личности: правовой определённости; разумной налоговой политики и др.

С точки зрения государства, руководитель организации призван  обеспечивать реализацию целей и  интересов более высокого порядка: рост общественного благосостояния населения; занятость населения; социально-политическую стабильность; укрепление национальной безопасности; увеличение налоговых  поступлений и другую экономическую  помощь.

Хозяйственная деятельность организаций регулируется государственными и местными органами на всех этапах жизненного цикла — от их учреждения до ликвидации.

Регистрация организаций. Юридические  лица подлежат государственной регистрации  в органах юстиции. Регистрацию  коммерческих организаций, как правило, осуществляют органы местного самоуправления и государственной власти субъектов РФ.3

Регистрация товарных знаков. Товарный знак вводится для того, чтобы  товары и услуги одних производителей можно было отличить от сходных товаров  и услуг других производителей.

Лицензирование осуществляется в целях защиты жизненно важных интересов  личности, общества и государства, а  также повышения качества обслуживания населения, соблюдения градостроительных, экологических, санитарных норм и других условий и правил.

Стандартизация устанавливает  нормы, правила и характеристики в целях защиты интересов потребителей и государства. Средствами защиты выступают  обеспечение безопасности продукции, работ, услуг; их качество в соответствии с уровнем развития науки и  техники; единство измерений; экономия ресурсов.

Сертификация. Продукция, услуги и другие объекты подлежат обязательной и добровольной сертификации в целях  подтверждения соответствия установленным  требованиям.

Для производства отдельных  видов продукции требуется получить гигиенический сертификат, выдаваемый органами и учреждениями санитарно-эпидемиологической службы РФ.

Экологический контроль. Министерством  природных ресурсов РФ утверждается Перечень видов и объектов хозяйственной  и иной деятельности, которые в обязательном порядке подлежат оценке их воздействия на окружающую среду.

Адаптация организации к  изменениям деловой среды. Для того, что бы понять, как организация  может взаимодействовать с внешним  окружением и влиять на него, рассмотрим понятие адаптации.

Адаптация — это процесс  приспособления организации к изменяющимся условиям окружающей среды.

Выделяют четыре основных аспекта адаптации как свойств  эффективного управления организацией.

Социальная адаптация - способность  в процессе исполнения и принятия решений учитывать изменения  внешней и внутренней социальной сферы и приспосабливаться к  ним.

Научно- техническая адаптация - учёт требований и использование  достижений научно-технического прогресса  в области новых технологий и  новых товаров, организации и  методов управления, подготовки кадров.

Административная адаптация - соответствие форм и методов управления потребностям процесса и системы  управления, характеризуемое стилем управления, инициативой на местах, степенью делегированности ответственности.

Рыночная адаптация - приспособляемость  системы к различным изменениям условий производства, рынка, развитию научно-технического прогресса и  т.д. Любая социально-экономическая  организация — это открытая система, осуществляющая взаимодействие с внешней  средой.

Эволюция связывается  с достижением устойчивого состояния  системы, при котором последняя  адаптируется к окружению. Возможность  адаптации обусловлена тем, что изменение внешних условий происходит медленнее приспособления к ним системы.

Глава 2. Критерии оценки и  способы изменения адаптивности организации

Рассмотрев в первой главе  макро и микроокружения организации , мы выяснили, что важность адаптации  организации к изменениям особенно возрастает в условиях роста нестабильности, неопределённости, конфликтности деловой  среды организации. Для того, чтобы  понять пути адаптации, нам необходимо раскрыть значение адаптивности.

Значение адаптивности для  устойчивого развития организации  стремительно растет с усложнением  внешней среды. Этому способствовали такие факторы как научно-технический  прогресс; глобализация; ограниченность ряда ресурсов и рост экологических  проблем, уменьшение работоспособного населения и ряд других, не менее  важных. Для устойчивого осуществления  деятельности в изменчивых условиях среды необходимо приобретать гибкость для внутренних изменений, отвечающих изменениям внешним. Эта способность  организации характеризуется через  понятие "адаптивность".

Наиболее распространённым является подход, согласно которому адаптивность понимается, как способность организации  приспосабливаться к изменениям внешней и внутренней среды, обеспечивающая устойчивый рост организации. Одновременно, нами акцентирован и другой содержательный аспект адаптивности – как результата конкретных действий организации в  ответ на изменение факторов внешней  и внутренней среды. Между этими  определениями существует взаимосвязь, поскольку результат одного этапа  развития организации – достигнутый  уровень адаптивности – способствует дальнейшему гибкому взаимодействию организации с внешней и внутренней средой, обеспечивая тем самым  её поступательное развитие.

В ходе исследования теоретических  концепций нами выделен спектр определений  адаптивности, как общесистемного свойства организации, как определённого  уровня развития, как критерия успешности функционирования, как критерия эффективных  ответных действий на изменения внешней  среды.

Предлагаемая комплексная, диалектическая трактовка адаптивности организации позволяет увидеть  взаимосвязь адаптивности организации  и организационных изменений. Повышение  адаптивности организации достигается  с помощью мероприятий по изменению  каких-либо параметров самой организации. Таким образом, организационные  изменения являются системоообразующим фактором повышения адаптивности, в  качестве которых может выступать: а) внедрение абсолютно новых  для организации элементов и  процессов; б) трансформация существующих с целью повышения их эффективности.

 

    1. Измерение и оценка адаптивности

Выяснив, что такое адаптивность организации, мы должны научиться её определять. Измерение адаптивности организации представляет определённую трудность и связано со слежением  за значительным числом специфических  параметров деятельности организации.

В научной литературе представлены разные подходы к исследованию факторов внешней и внутренней среды организации: PEST-анализ (исследование факторов внешней  среды); модель М. Портера (анализ конкурентных сил); SWOT-анализ (соотнесение возможностей организации с требованиями внешней  среды); SPASE (СОПД – Стратегическая Оценка Положений и Действий) – анализ (оценка факторов, влияющих на стратегию  фирмы); методика И. Ансоффа (оценка свойства реактивности организации); метод Дж. Харрингтона (метод опроса); метод OCAI (диагностика организационной культуры) и др. В данной работе мы подробно рассмотрим несколько видов анализа, наиболее часто использующихся в практической деятельности организаций.4

Информация о работе Повышение адаптивности организации к внешней среде