Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование внешней среды организации и возможности её воздействия на организацию, а так же возможности прогнозирования воздействия внешней среды на организацию.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «внешняя среда организации» и ее факторы, оказывающие влияние на деятельность фирмы;
Рассмотреть возможные стратегии организации с учетом влияния факторов внешней среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешняя среда организации…………………………………………………...5
1.1. Понятие внешней среды организации………………………………………5
1.2. Основные характеристики внешней среды…………………………………6
1.3. Методы изучения внешней среды организации……………………………9
2. Влияние внешней среды на организацию…………………………………...11
2.1. Среда прямого воздействия………………………………………………...12
2.2. Среда косвенного воздействия…………………………………………….14
3. Стратегии организации в отношениях с внешней средой………………...20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Теория организации - внешняя среда.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

     Содержание 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Внешняя среда организации…………………………………………………...5

1.1. Понятие внешней среды организации………………………………………5

1.2. Основные характеристики внешней среды…………………………………6

1.3. Методы изучения  внешней среды организации……………………………9

2. Влияние внешней среды на организацию…………………………………...11

2.1. Среда прямого воздействия………………………………………………...12

2.2. Среда косвенного воздействия…………………………………………….14

3. Стратегии  организации в отношениях с  внешней средой………………...20

Заключение……………………………………………………………………….25

Список  литературы……………………………………………………………..27 

 

      Введение 

     Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования предприятия в полной мере осознали необходимость изучения внешней среды и ее воздействия на развитие предприятия.

     Любая организация, начиная с момента  начала её существования и до полного  прекращения деятельности взаимодействует  с внешней средой. Способность  приспосабливаться к изменениям во внешней среде – это  основное условие в бизнесе и других сферах жизнедеятельности. Более того, во все возрастающем числе случаев – это условие выживания и развития. Организации должны, с одной стороны, постоянно осознавать новый характер изменений в окружающей среде и эффективно на них реагировать. С другой стороны, необходимо иметь в виду, что и сами организации генерируют изменения во внешней среде, выпуская, например, новые виды товаров и услуг, используя новые виды сырья, материалов, энергии, оборудования, технологий.

     Внешняя среда воздействует на организацию тем или иным образом, что может привести либо к росту и процветанию организации, либо же к её полному краху и прекращению деятельности. Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Но ресурсы внешней среды не безграничны и на них претендуют другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды, а это может привести ко многим негативным для нее последствиям.

     Первоначально внешняя среда организации рассматривалась  как заданные неподконтрольные условия  деятельности. В настоящее время  приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности.

     Несмотря  на обширную научную, учебную,  публицистическую литературу и высокую степень изученности данной темы, ее актуальность не уменьшается, так как современная внешняя среда характеризуется чрезвычайно высокой степенью сложности, динамизма и неопределенности. Поэтому руководство организации должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. Это позволяет говорить о высокой степени пригодности изучаемой темы для практического применения.

     Объектом  исследования в данной работе является непосредственно сама организация, предметом же исследования является влияние внешней среды на организацию.

     Целью курсовой работы является исследование внешней среды организации и возможности её воздействия на организацию, а так же возможности прогнозирования воздействия внешней среды на организацию.

     Задачи исследования:

  1. Рассмотреть  понятие «внешняя среда организации» и ее факторы, оказывающие влияние на деятельность фирмы;
  2. Рассмотреть возможные стратегии организации с учетом влияния факторов внешней среды.

     Методы  исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; описание; объяснение.

     Значимость  данной курсовой работы заключается в том, что будут изучены различные факторы внешней среды, влияющие на деятельность предприятия, и выделены методы и принципы их удовлетворения.

 

      1. Внешняя среда организации 

    1. Понятие внешней среды  организации
 

     Любая организация имеет внутреннюю и внешнюю среды. Внутренняя среда фирмы – это глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности.

     Внешняя среда характеризуется как совокупность переменных, которые находятся за границами организации и не являются сферой непосредственного воздействия со стороны ее менеджеров.1 Внешние факторы влияния – это условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе. Она должна оперативно отслеживать все изменения внешней среды, оценивать их и выбирать наилучшую ответную реакцию, способствующую достижению ее целей.2

     Внешняя среда, в которой приходится работать организации, находится в непрерывном  движении, подвержена изменениям. Меняются вкусы потребителей, курс национальной валюты, вводятся новые законы и налоги, изменяются рыночные структуры, новые технологии революционизируют процессы производства, действуют еще и многие другие факторы. Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости ее учета в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации. Способность организации реагировать и справляться с изменениями внешней среды является одной из наиболее важных составляющих ее успеха.

     Таким образом, под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. 

     Однако  набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. 
 

     1.2. Основные характеристики внешней среды 

     Многие  факторы внешней среды влияют на организацию. Раньше внимание организаций концентрировалось преимущественно на экономических и технических обстоятельствах, однако изменение установок людей, социальных ценностей, политических сил и сферы юридической ответственности заставили расширить спектр требующих учета внешних воздействий.

     Организация как открытая система зависит  от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также  потребителей. Организации, должны приспосабливаться  к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

     Выделяют  следующие основные характеристики внешней среды:

  • Взаимосвязанность факторов внешней среды. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.3 Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора окружения может обусловливать изменение других. Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка, поскольку мир быстро превращается в единый рынок. Внешние факторы уже нельзя рассматривать изолированно, они взаимосвязаны и быстро изменяются.
  • Сложность внешней среды определяется числом и разнообразием факторов, на которые организация обязана реагировать, а также числом связей между ними4. Организация, на которую оказывают прямое давление государственные постановления, заключение договоров с профсоюзами, заинтересованные группы влияния, многочисленные конкуренты и быстрые технологические изменения, находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями только нескольких поставщиков, нескольких конкурентов, где нет профсоюзов и замедленны изменения технологии. По показателю разнообразия факторов в более сложных условиях будет находиться организация, использующая многочисленные и разные технологии, претерпевающие более быстрое развитие, чем организация, которой все это не касается. В менее сложном окружении нужна и менее сложная организационная структура, а также таким организациям приходится иметь дело с небольшим количеством параметров, необходимых для принятия решений.
  • Подвижность среды - это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Окружение современных организации изменяется с нарастающей скоростью. Однако скорость этих изменений для организаций разных отраслей неодинакова. Так, наиболее быстрые изменения происходят в химической, фармацевтической и электронной промышленности. Достаточно быстрые изменения происходят в космической промышленности, в производстве компьютеров, в сфере телекоммуникаций. Наименьшую скорость имеют изменения в производстве товаров повседневного спроса: продуктов питания, упаковочных материалов.5

     Кроме того, подвижность внешнего окружения  может быть выше для одних подразделений  организации и ниже для других. Например, отдел исследований и разработок может сталкиваться с высокой подвижностью среды, а производственный отдел погружен в относительно медленно меняющуюся среду. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или ее подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных.

  • Неопределенность внешней среды – это соотношение между количеством информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, и уверенностью в точности этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Однако слишком большой объем информации также иногда приводит к неопределенности. Это обусловлено тем, что информация может поступать из разных источников и в самом различном виде. Сбор, обработка и анализ такой информации требуют больших затрат времени, трудовых и материальных ресурсов, что часто не под силу организации, и поэтому решения принимаются до того, как будет обработана и проанализирована вся поступившая информация.

     Руководитель  каждой организации должен хорошо понимать, что чем более неопределенной является внешняя среда, тем труднее принимать адекватные и эффективные решения. 6

     1.3. Методы изучения внешней среды организации

 

     Изучение  внешней среды организации должно с необходимостью включать в себя по меньшей мере три основных составляющих.

     1. Изучение структуры внешней среды.  Внешняя среда крайне неоднородна и сложна по своему составу, ее структурные единицы по-разному ориентированы в отношении конкретной организации и обладают различными характеристиками. Последние определяют потенциальные возможности отдельных составляющих внешней среды, что позволяет классифицировать различные структурные единицы внешней среды в зависимости от степени их значимости для данной организации.

     2. Выделение системы связей с внешней средой и системы связей внутри внешней среды. Для нормального функционирования организация должна создавать, развивать и обеспечивать систему коммуникаций с внешней средой. При этом важно учитывать все виды связей с внешним окружением: властные связи, информационные, контролирующие, культурные и т.д.

Информация о работе Внешняя среда организации