Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 16:22, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование внешней среды организации и возможности её воздействия на организацию, а так же возможности прогнозирования воздействия внешней среды на организацию.
Задачи исследования:
Рассмотреть понятие «внешняя среда организации» и ее факторы, оказывающие влияние на деятельность фирмы;
Рассмотреть возможные стратегии организации с учетом влияния факторов внешней среды.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Внешняя среда организации…………………………………………………...5
1.1. Понятие внешней среды организации………………………………………5
1.2. Основные характеристики внешней среды…………………………………6
1.3. Методы изучения внешней среды организации……………………………9
2. Влияние внешней среды на организацию…………………………………...11
2.1. Среда прямого воздействия………………………………………………...12
2.2. Среда косвенного воздействия…………………………………………….14
3. Стратегии организации в отношениях с внешней средой………………...20
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………

Работа состоит из  1 файл

Теория организации - внешняя среда.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

     3. Оценка и определение приоритетных  структурных единиц и наиболее важных связей во внешней среде. Эта составляющая изучения внешней среды позволяет вырабатывать достаточно обоснованные стратегии действий в отношении ее рыночных и институциональных компонентов. Оценка компонентов внешней среды должна основываться на выделении средств (т.е. тех компонентов, которые организация может использовать для достижения собственных целей) и условий (компонентов внешней среды, которые организация не может использовать для достижения целей). Ранжируя окружающие организацию другие организации, социальные движения, государственные учреждения, социальные институты и отдельных влиятельных лиц, руководство организации сможет ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, возникающих во внешнем окружении, находить оптимальные пути при достижении организационных целей. 7 

 

      2. Влияние внешней среды на организацию 

     Одним из способов определения окружения  и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: среду прямого воздействия (микросреду) и среду косвенного воздействия (макросреду).

     Схематическое изображение фирмы и ее среды  взаимодействия представлено на Рис. 18.

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют  такие субъекты среды, которые непосредственно  влияют на деятельность определенной организации. К ним относят следующие субъекты: поставщики, потребители, конкуренты, акционеры, кредиторы, профессиональные союзы, торговые организации, правительственные и местные органы власти, общества потребителей и пр.

     Факторы среды косвенного воздействия или  общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам  косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, политические, социально-культурные, демографические, а также международные изменения. 
 

     2.1. Среда прямого воздействия 

     Среда прямого воздействия непосредственно влияет на деятельность организации, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей.

     Рассмотрим  основные факторы этой среды:

  1. Поставщики

     Поставщики  обеспечивают поступление необходимых  для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.

     Всех  поставщиков можно разделить на 3 категории:

  • поставщики материалов: в основном все организации зависят от непрерывного притока материалов, т. е. здесь проявляется зависимость от цен, сроков, ритмичности, качества и т. д. Эта зависимость увеличивается с каждым годом, так как все больше фирм ориентируются на приобретение комплектующих элементов у партнеров для последующей их самостоятельной сборки;
  • поставщики капитала: поставщики, которые обеспечивают организацию финансовыми ресурсами: банки, программы федеральных учреждений по предоставлению займов, акционеры и частные лица, акцептующие векселя компании или покупающие ее облигации;
  • поставщики трудовых ресурсов: для достижения поставленных целей организация должна быть обеспечена рабочей силой. Без квалифицированных специалистов, способных   использовать сложную технологию, капитал и материалы, организация не будет эффективно функционировать.
  1. Законы и государственные органы

     Каждая  организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным  владением, компанией, корпорацией  или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может осуществлять свою хозяйственную деятельность и какие налоги должна платить.

     Государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты и деятельность местных органов власти.

     Организации обязаны соблюдать требования государственных  органов, которые представляют собой  комиссии по торговле, лицензированию, квотированию, ценным бумагам, управление по надзору за качеством и охраной труда, а также окружающей среды.

  1. Потребители

    Известный специалист по управлению Питер Ф. Дракер утверждает, что единственная подлинная цель бизнеса - создавать потребителя. Под этим понимается, что само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы. Значение потребителей для бизнеса очевидно.

    Влияние потребителей может принимать различные формы, среди которых наиболее распространенными являются: установление определенного уровня цен, предпочтение наиболее известным маркам товара, формулирование особых требований к качеству, техническим данным, дизайну, соответствие моде, климатическим характеристикам и т.п.

    Конкретный  состав потребителей товаров и услуг  организации зависит от области  ее деятельности, специфических особенностей продукции и услуг, масштабов  производства, рынков сбыта, цен на товары и услуги и других факторов.9

  1. Конкуренты

     Изучение  конкурентов, с которыми организации  приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место  в стратегическом управлении. Для обеспечения высокой эффективности деятельности организации необходимо постоянно изучать своих реальных и потенциальных конкурентов, их сильные и слабые стороны и, в соответствии с полученными результатами, строить свою стратегию конкурентной борьбы.10

     Данное  изучение направлено на то, чтобы выявить  слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам. 
 

     2.2. Среда косвенного воздействия 

     Среда косвенного воздействия состоит  из факторов, которые не оказывают  прямого и немедленного воздействия  на деятельность организации, но тем  не менее тоже могут сильно влиять на организацию. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но их нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение.

     Рассмотрим содержание факторов среды косвенного воздействия:

  1. Технологические факторы

     Технологические изменения включают в себя научные  и технические нововведения в  отдельной отрасли и в обществе в целом. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения (Следует учитывать весьма широкую трактовку термина technology, обозначающего и процессы, и методы, и технику осуществления любых производственных, обслуживающих и даже творческих видов деятельности). В качестве внешнего фактора, она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и т.д.  Технологические нововведения повышают производительность труда, способствуют улучшению качества продукции, а также расширяют возможные области применения товаров.

     Скорость  изменения технологий в последние  десятилетия заметно увеличилась. Уже сегодня все организации, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны идти в ногу с теми разработками, от которых зависит эффективность их деятельности.

  1. Экономические факторы

     Экономические изменения отражают  общую экономическую  ситуацию в стране или регионе, в  котором работает компания. Экономические  факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно влиять на стратегические цели организации. Такие показатели, как темп инфляции, стабильность национальной валюты, международный платежный баланс, налоговая ставка, покупательская способность населения, динамика ВНП, ВВП, уровень безработицы, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры отраслей и организационных форм хозяйствования, должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации. Но важно понимать, что то или иное конкретное изменение состояния экономики может оказать положительное воздействие на одни организации и отрицательное на другие.

     Например, если в экономике прогнозируется спад, то необходимо уменьшить запасы готовой продукции, чтобы преодолеть трудности сбыта, кроме этого следует учесть увеличение или уменьшение ставки процента на займы, возможное колебание курса национальной валюты.

     Состояние мировой экономики также влияет на стоимость ресурсов и способность покупателей приобретать товары и услуги.

    1. Политические факторы

     В основе этих факторов лежат федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля над деятельностью компании. К таким действиям относятся: налогообложение доходов, установление налоговых льгот или льготных торговых пошлин, требования в отношении практики найма рабочей силы, законодательство по защите потребителей, стандарты на безопасность, на чистоту окружающей среды, контроль цен и заработной платы и т.п.

     Политическая  составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для  того, чтобы иметь ясное представление  о намерениях органов государственной  власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение того, какие программы воплощают в жизнь различные партии, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т. д.

     Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности. Национальные конфликты, деятельность террористических организаций  или нестабильные политические режимы  - это условия, препятствующие развитию нормальной деятельности. Они увеличивают имущественные, операционные и финансовые риски.

     Руководство организации должно также учитывать  и существование разнообразных  групп влияния, представители которых  тесно связаны с законодательными и политическими кругами и  заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за социально приемлемые рамки. Наибольшую известность среди них получили  борцы с курением, за безопасность автомобилей, экологическое движение.

    1. Социально-культурные факторы

     Деятельность  предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие  устанавливает взаимоотношения  с различными элементами структуры  общества, что обуславливает влияние  на предприятие факторов социальной и культурной среды.

     К социально-культурным факторам внешней среды относят нравственные и религиозные нормы, обычаи и жизненные ценности страны, в которой оперирует организация. Социально-культурные факторы оказывают существенное влияние на выбор товаров и услуг, которые стремятся приобрести люди.11 Они влияют на также на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д.

Информация о работе Внешняя среда организации