Молодежная политика муниципального образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 05:23, курсовая работа

Описание

Цель работы: исследовать молодежную политику муниципального образования.
Поставленная цель предполагает следующие задачи исследования:
изучить понятие и сущность муниципальной молодежной политики;
рассмотреть муниципальные органы молодежной политики;
дать характеристику Комитету по делам молодежи;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….………..……3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ………..6
Понятие молодежной политики, ее цели, задачи и принципы…………..6
Муниципальный уровень реализации молодежной политики в РФ……16
ХАРАКТЕРИСТИКА КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ ………32
2.1 Общая характеристика комитета……………………………………………32
2.2 Особенности молодежной политики в УГО………………………………42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..48

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ.docx

— 81.81 Кб (Скачать документ)

     Важным  направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.

     Многими специалистами отмечается эффективность  внедрения коллективных форм работы с безнадзорными подростками. Интеграция их в среду благополучных сверстников может происходить, например, в условиях детского объединения. Специалист по социальной работе в летнем оздоровительном лагере создает условия для формирования позитивных межличностных отношений в группе. Педагогическое сопровождение осуществляется через предъявление единых, четких требований ко всему коллективу. В завершение любого коллективно-творческого дела проводится совместное обсуждение, где ребята закрепляют социальные навыки, которые обозначились и были выявлены во время работы с практическими ситуациями, когда подростки находили решения и добивались результатов, участвуя в обще-лагерных мероприятиях и работе своего отряда.

     Социально-профилактическая работа организуется также с помощью  дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.

     Программа социальной реабилитации включает также  защиту жилищных прав несовершеннолетних, оформление документов для регистрации  по месту жительства, для получения  паспорта, медицинского полиса и т. Д [15, c. 48].

     В каждом конкретном случае специалисты  по социальной работе с молодежью  содействуют в обеспечении психотерапевтической и медицинской помощи, а также  в организации досуга по интересам (компьютерных, спортивных клубов и  т. д.).

     Содержание  работы специалистов по социальной работе включает посещение подростков, заключенных  под стражу до гуда в следственном изоляторе, проведение бесед с подростками  и их семьями. Специалисты учреждения также лично принимают участие в судебных процессах, где предоставляют информацию по проведенной работе с подсудимым, либо направляют отчет о проделанной работе.

     Содействует формированию духовно-нравственных ценностей  молодого человека военно-патриотическое направление, которое реализуется в подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи. В Российской Федерации действует около 1650 клубов для подростков и молодежи по месту жительства.

     Социально-клубные  учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. № 5 "О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи" [18].

     Основным  назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных  программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение  условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни  в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного  досуга молодежи [14, c. 36].

     Учреждение  организует работу с подростками  и молодежью в течение всего  года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных  объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного  сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью  с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба [19].

     Содержание  и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной  жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции  и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются  определенные особенности: разновозрастный  состав коллектива, куда помимо старших  школьников и учащейся молодежи могут  входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность  накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих  трудностей. Важно, чтобы в учреждениях  органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный  на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода  в работе с каждым человеком. Любой  желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам.

     Социальная  работа с молодежью в сфере  досуга регулируется соответствующей  частью государственной молодежной политики. В этом плане достаточно важны наиболее общие основания, определяющие позицию государства  и общества в рассматриваемой  области [19].

     Важным  методом регулирования свободного времени и досуга молодежи выступает  контроль над деятельностью субъектов  предоставляющих молодежи услуги культурно-досуговой  сферы. Главная цель такого контроля заключается в обеспечении таких  условий досуговой деятельности, которые отвечали бы потребностям самой молодежи и содействовали формированию более высокого уровня культуры ее досуга. Это окажет положительное влияние на социокультурную ситуацию в сфере досуга современной молодежи.

     Организацию молодежного досуга осуществляют четыре группы субъектов: коммерческие структуры, предоставляющие услуги в сфере  свободного времени; молодежные общественные организации и объединения; государственные  учреждения культуры; государственные  органы по делам молодежи. Интересы каждой группы организаторов сферы  молодежного досуга существенно  различаются [9, c. 69].

     Комитеты  по делам молодежи, департаменты культуры, образования и науки субъектов  Федерации осуществляют контроль деятельности функционирующих в пространстве досуга молодежи компьютерных клубов, дискотек; возрождают работу с молодежью  по месту жительства через создание единой системы социоклубного пространства (дворовая площадка - клуб по месту жительства - молодежный центр).

     Наиболее  комплексным набором функций  в организации свободного времени  молодого поколения наделены учреждения органов по делам молодежи (молодежные центры, дома и дворцы творчества молодежи, молодежные клубы). Назначение молодежных центров состоит, с одной стороны, в удовлетворении культурных интересов  и потребностей различных категорий  молодежи в сфере свободного времени, вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям, а  с другой - в социальном воспитании учащихся и молодых рабочих и  служащих [9, c.71].

     В работе с молодежью центры следуют  принципам соревновательности, взаимного  уважения, доверия и внимания участников друг к другу, индивидуального подхода  и единства интересов личности и  коллектива. Во многих населенных пунктах  молодежные центры становятся любимым  и привычным местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного  проведения своего досуга для относительно постоянного состава населения (детей, подростков, молодежи и взрослых), а  другие центры, наоборот, бывают рассчитаны на постоянно меняющийся контингент посетителей, которые приходят сюда, имея возможность свободного выбора.

     Экономическую основу деятельности молодежных цент-ров  может составлять хозяйственный  механизм, включающий использование  бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т. д. Структура молодежного  центра основана на взаимодействии профессионального  или полупрофессионального труда  организаторов в лице штатных  социальных работников, педагогов, режиссеров, с одной стороны, а с другой - развивающей, творческой, игровой, развлекательной, оздоровительной деятельности всех участников: детей, подростков, молодежи, взрослых. Молодежный центр может  включать в себя различные структуры: кафе, пункт проката, студию звукозаписи, клуб, библиотеку, парк, музей, кинотеатр  и т. д.

     В молодежных центрах могут быть реализованы  программы различного профиля: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические [7, c. 56]. Каждый молодежный центр - это своеобразная арена социально-культурной деятельности как различных молодежных групп, гак и отдельных индивидов. Возможности такой деятельности существуют в любом молодежном объединении центра: группе любителей, семейном клубе, дискотеке, игротеке и т. д. Молодежный центр предоставляет широкий выбор "технологий досуговых занятий", создает для них подходящие условия; функциональная модель данного учреждения подвижна, содержит некоторый набор вариантов. Центр, имея гибкую организационную и функциональную модель, использует в своей деятельности технологии, ориентированные на быстрые изменения в соответствии с изменением задач культурной политики [13, c. 121].

     Для реализации молодежной политики в муниципальных  образованиях создаются структурные  подразделения по делам молодежи. Их основные задачи:

  • создание социально-экономических и правовых условий и гарантий для самореализации и становления молодого человека;
  • обеспечение реального соблюдения на территории муниципального образования прав и интересов молодежи;
  • привлечение молодежи к решению социальных, экономических и общественных задач на местном уровне;
  • духовное, патриотическое и интеллектуальное развитие молодежи;
  • поддержка и реализация научно значимых инициатив в области социальной защиты молодежи и развития досуговой сферы;
  • организация научных исследований по анализу положения дел и прогнозированию молодежной среды;
  • осуществление межмуниципального, межрегионального и международного сотрудничества молодежных организаций;
  • координация деятельности муниципальных учреждений, занимающихся решением молодежных проблем.

     В целях решения перечисленных  задач муниципальные органы по вопросам работы с молодежью осуществляют следующие функции [11, c.71].

     Основные  функции муниципального органа по вопросам работы с молодежью:

  1. Финансовая поддержка общественно полезной деятельности молодежи: формирование проекта местного бюджета в области молодежной политики, разработка нормативов финансирования; формирование общественных фондов.
  2. Содействие экономической самостоятельности молодых граждан  и реализации их прав на труд: поддержка и развитие сети формирований, занимающихся трудовой деятельностью молодежи, создание МУ «Молодежная биржа труда»; содействие развитию молодежного предпринимательства; поощрение работодателей, способствующих обеспечению занятости молодежи.
  3. Разработка и реализация молодежных целевых программ на территории муниципального образования: разработка и финансирование муниципальных молодежных программ, их экспертиза, расчет экономических и ресурсных затрат, представление программ на утверждение администрации города и контроль за их реализацией [4, c.38].
  4. Обеспечение молодежи условий для воспитания, образования, формирования здорового образа жизни: организация массовых молодежных мероприятий; организация деятельности клубов, консультационных пунктов, центров, занимающихся организацией досуга, оказывающих правовую, социально-психологическую и иную помощь молодежи; взаимодействие с правоохранительными органами и участие в реализации мероприятий по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
  5. Обеспечение социального обслуживания для молодежи: социально-бытовая помощь молодым семьям; осуществление социальной работы в образовательных учреждениях; помощь молодым гражданам, вернувшимся из мест лишения свободы, безнадзорным молодым гражданам, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. ХАРАКТЕРИСТИКА  КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ  МОЛОДЕЖИ
 
 

     2.1 Общая характеристика комитета 

     Комитет по делам семьи и молодежи администрации  УГО (далее по тексту - Комитет) является функциональным органом администрации УГО и входит в систему исполнительно-распорядительных органов местного самоуправления [20].

Информация о работе Молодежная политика муниципального образования