Миграционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание

Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.

Работа состоит из  1 файл

Миграционная политика России.doc.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

Проблемы, связанные с трудовой миграцией, обусловливаются двумя причинами. Первая - стихийное наполнение города гражданами других государств в поисках заработка, вторая - сложность формирования регионального рынка труда и сохранения баланса трудовых ресурсов. Незаконное использование иностранной рабочей силы наносит ощутимый экономический ущерб ввиду потери доходов государства из-за недополучения средств за счет платы за использование иностранных работников, уклонения от уплаты налогов в бюджеты различных уровней и платежей в социальные внебюджетные фонды.

Определенная часть доходов трудовых мигрантов пересылается и вывозится за пределы не только города, но и России (до десятка миллиардов долларов ежегодно) и изымается из совокупного внутреннего оборота.

Однако следует отметить, что при нынешнем, предельно либеральном порядке въезда, постановки на миграционный учет и особенно получения разрешений на работу указанная квота становится просто предельной планкой для общего количества выдаваемых разрешений на работу, поскольку, по оценкам различных экспертов, количество нелегальных трудовых мигрантов на территории столицы и так колеблется от 700 тыс. до 2 млн. человек[40]. Следовательно, квота пока не является эффективным рычагом для регулирования миграционных процессов, что требует продолжения программных действий Правительства Москвы на последующие годы. Следовательно, квота пока не является эффективным рычагом для регулирования миграционных процессов, что требует продолжения программных действий Правительства Москвы на последующие годы.

Анализ существующего межрегионального сотрудничества в сфере миграции показывает, что оно практически не содержит каких-либо договорных или иных механизмов. Вместе с тем маятниковая, сезонная, учебная миграция, нерегулируемое перемещение иногородней рабочей силы и неучтенное перераспределение населения между субъектами в значительной степени влияют на социально-экономическое положение в них, на стабильность баланса трудовых ресурсов и на демографическую ситуацию.

Миграционная обстановка в городе Москве требует владения миграционной ситуацией на основе реальных оценок численности, состава миграционных потоков, занятости мигрантов, степени их давления на социальную сферу, а также влияние с их стороны на процессы формирования национальной составляющей города и вопросы безопасности.

Как показывает практика, повышение эффективности механизмов организационного и правового регулирования миграционных процессов в городе может быть обеспечено программным воздействием всех ветвей власти города Москвы на происходящие миграционные процессы и повышением их ответственности за нормализацию миграционной обстановки в городе и обеспечение социально-экономического развития Москвы.

В городе Москве с 2008 года действует городская целевая миграционная программа[41], целью которой является создание условий для решения вопросов регулирования миграционных процессов с учетом законодательства Российской Федерации, законодательства города Москвы и, целью которой является создание условий для решения вопросов регулирования миграционных процессов с учетом законодательства Российской Федерации, законодательства города Москвы и

международных обязательств Российской Федерации в сфере миграции. Оптимизация объема и структуры миграционных потоков в целях устойчивого социально-экономического и демографического развития города, а также стабилизации общественной жизни Москвы.

В целях совершенствования законодательной и нормативной базы в этой области предполагается проведение анализа миграционной правоприменительной практики в городе Москве на основе мониторинга применения федеральных законов и других нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере миграции. Так, планируется разработать нормативные правовые акты, направленные на совершенствование регистрационного учета по месту пребывания (жительства) в городе Москве в целях регулирования рынка найма, поднайма жилья, в связи с чем планируется проведение оценки миграционной ситуации в административных округах, определение показателей миграционного давления на инфраструктуру с учетом объемов и структуры миграционных потоков. В мероприятиях программы заложено формирование банка данных о потребности городского хозяйства в иностранной рабочей силе, в том числе в административных округах, что позволит оценить профессионально-квалификационную пригодность привлекаемых и работающих иностранных работников.

В целях противодействия незаконной миграции необходимо проводить мероприятия по интеграции и адаптации законных мигрантов, в связи с чем в программе определены мероприятия, направленные на предоставление мер социальной поддержки для таких категорий мигрантов в соответствии с действующим законодательством (назначение социальных выплат, предоставление социальных услуг, формирование системы учебных концепций, методик и программ в области социокультурной и языковой адаптации, а также оказание адресной социальной помощи для семей мигрантов с детьми).

Следует отметить, что для легальных мигрантов внедряется механизм, способствующий упорядочению миграции. Так, в столичном управлении Федеральной миграционной службы, в частности, создана специальная группа, которая будет оказывать правовую помощь иностранцам-нелегалам[42]. Эта группа специалистов будет оказывать помощь иностранным гражданам и в определении их правового статуса. Через принимающую сторону иностранный гражданин сможет легализовать свое пребывание в России в том случае, если он находится здесь незаконно. В данном случае речь идет не об амнистии, а о способе для иностранца получить в России легальный статус, если он находится на территории страны с нарушением миграционного законодательства., которая будет оказывать правовую помощь иностранцам-нелегалам. Эта группа специалистов будет оказывать помощь иностранным гражданам и в определении их правового статуса. Через принимающую сторону иностранный гражданин сможет легализовать свое пребывание в России в том случае, если он находится здесь незаконно. В данном случае речь идет не об амнистии, а о способе для иностранца получить в России легальный статус, если он находится на территории страны с нарушением миграционного законодательства.

Согласно этому механизму, работодатель приводит нелегального мигранта в управление ФМС по Москве, где на него налагается административное взыскание в виде штрафа за нарушение миграционного законодательства. При этом нелегальному мигранту дается месяц, в течение которого он либо легально оформляет свой статус, либо покидает территорию Российской Федерации.

По данным ФМС, число нелегальных мигрантов в стране снижается. Между тем, всего в России насчитывается от 5 до 7 млн. нелегалов. Часть из них находится в Москве.

Заключение

Совершенствование государственной миграционной политики, тесная увязка ее с насущными задачами социально-экономического развития страны, пристальное и каждодневное внимание к проблемам миграции – эти вопросы были определены Президентом Российской Федерации как чрезвычайно важные[43].

В условиях повышенного внимания к проблеме миграции со стороны Президента России, органов государственной власти, правозащитных организаций в новом правовом поле, сформировавшемся после вступления в силу нового миграционного законодательства, сложилась и полноценно функционирует централизованная система территориальных органов ФМС России. На нее возложены функции координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере миграции, переданы полномочия по нормативно-правовому регулированию миграционной политики. На основе соглашений ФМС России взаимодействует с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Среди основных задач, стоящих перед органами государственного управления в сфере миграционной политики[44], руководитель этой службы К.О. Ромодановский выделил следующие:

        формирование в стране оптимальной миграционной ситуации;

        дальнейшее совершенствование миграционного законодательства с тем, чтобы оно было ориентировано, в первую очередь, на положительные социальные результаты, а также соответствовало основным международным стандартам;

        привлечение из-за рубежа соотечественников в Россию;

        наведение порядка в сфере трудовой миграции посредством сокращения теневого использования иностранных работников и максимального обеспечения потребностей экономики в трудовых ресурсах;

        переход к цивилизованной, организованной системе использования иностранной рабочей силы путем привлечения в Россию квалифицированных трудовых мигрантов;

        обеспечение полномасштабного контроля за исполнением законодательства в сфере миграции;

        повышение эффективности учета и контроля миграции, в том числе путем создания Государственной информационной системы миграционного учета;

        оказание государственной поддержки вынужденным переселенцам, беженцам и перемещенным лицам;

        обеспечение интересов Российской Федерации в сфере миграции в области международных отношений.

Миграционная политика Российской Федерации должна совершенствоваться, с тем, чтобы миграционные процессы в стране стали фактором, способствующим позитивному развитию российского общества, исходили из потребностей экономики, интересов национальной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения при строгом соблюдении международных обязательств Российской Федерации.

Рыночные механизмы регулирования экономики предопределяют необходимость осуществления государственного управления миграционными процессами на основе обеспечения прав граждан на свободу передвижения и создания с этой целью системы экономических стимулов.

Кроме того, вопрос предоставления «социального пакета» для иностранной рабочей силы, привлеченной на законных основаниях, будет способствовать улучшению образа России за рубежом, позволит снять некоторое раздражение у коренных жителей в отношении приезжих.

Использование положительного потенциала миграционных процессов в целях решения стратегических задач социально-экономической политики России путем формирования действенных регулирующих механизмов динамично меняющейся миграционной ситуации - насущная задача современного этапа развития страны.

Одним из важных направлений в решении проблем миграции является заключение международных договоров в области трудовой миграции, обеспечивающих в том числе защиту на территории России социальных и экономических прав трудящихся - мигрантов в соответствии с основополагающими документами ООН, Международной организации труда и легализацию процессов трудоустройства российских граждан в иностранных государствах.


Список литературы:

СМИ и Интернет источники

1.       Материалы информационного юридического портала NetAdvokat.ru

2.       Официальный сайт Президента России, http://president.kremlin.ru/

3.       Портал Демоскоп Weekly (Электронная версия бюллетеня «Население и общество» Института демографии ГУ-ВШЭ, январь 2008 года), http://demoscope.ru/weekly/2008/0315/tema01.php,http://demoscope.ru/weekly/2008/0315/tema02.php

4.       Коваленко Н.Б., «Миграционная ситуация в России. Демографический и геронтологический аспекты», http://www.interethnic.org/News/230104_9.html

5.       Мезенцева А.Б., «Миграционная ситуация в Российской Федерации», правовой портал «Юрцентр», http://www.spbpravo.ru/comm.php?id=926

6.       Сборники Росстата «Численность и миграция населения в Российской Федерации » в 2005 и 2006 году, М, 2006-2007

7.       Номоконов В.А. Незаконная миграция как источник криминальной опасности: региональный аспект / материалы III Международного Форума «Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма» (Москва, сентябрь 2006 года), http://www.waaf.ru/cgi-bin/index.cgi?r=7&r_1=3&r_2=19

8.       Ромодановский К.О. Миграция как фактор криминальной и террористической опасности. Российский опыт/ материалы III Международного Форума «Мировое сообщество против глобализации преступности и терроризма» (Москва, сентябрь 2006 года), http://waaf.ru/cgi-bin/index.cgi?r=7&r_1=3&r_2=7

9.       Материалы сайта Центра миграционных исследований, http://migrocenter.ru/science/science.php

10.   Материалы конференции «Новое иммиграционное законодательство в России: правоприменительная практика» (Москва, декабрь 2007 года), http://migrocenter.ru/news/news045.php

11.   Выступление директора ФМС России Константина Ромодановского на заседании расширенной коллегии Федеральной миграционной службы 31 января 2008 года, http://fms.gov.ru/press/publications/news_detail.php?ID=9792

12.   Вступительное слово Президента Российской Федерации В.В.Путина на заседании Совета Безопасности по миграционной политике 17 марта 2005 года, http://president.kremlin.ru/text/appears/2005/03/85300.shtml

13.   Вендина О. Москва этническая: грозит ли городу геттоизация?http://demoscope.ru/weekly/2004/0177/tema04.php

14.   «Эксперт Online»/7 апреля 2008. Сколько нужно?http://www.expert.ru/news/2008/04/07/gastar_rf/

15.   «Эксперт Online»/1 апреля 2008. Рамки миграции. http://www.expert.ru/news/2008-/04/01/migr_vjs/

16.   Юрий Лужков: Две трети мигрантов занимаются преступлениями. 09 июля 2007. http://www.narodru.ru/news11276.html

17.   «Эксперт Online»/13 марта 2008, Мигрантов проконтролируют частники.http://www.expert.ru/news/2008/03/13/migr_vjs/  

18.   «Эксперт Online»/5 марта 2008. За иностранцами проследят.http://www.expert.ru/news/2008/03/05/migr_vjs/  

19.   Эксперт Online»/29 февраля 2008. http://www.expert.ru/news/2008/02/29/fms/

20.   «Эксперт Online»/19 ноября 2007. Работа плюс дом.http://www.expert.ru/news/2008/02/29/fms/

21.   «Эксперт Online»/18 сентября 2007. Плата за вход.

22.   «Эксперт Online»/13 февраля 2007. Жилплощадь по закону.http://www.expert.ru/news/2007/02/09/nelegali/

23.   Ж. Зайончковская, Н. Мкртчян «Москва в условиях новой мигра-ционной волны», http://demoscope.ru/weekly/2009/0389/tema03.php

24.   Ж. Зайончковская, Н. Мкртчян «На пути к большему этническому разнообразию», http://demoscope.ru/weekly/2009/0389/tema04.php

Специальная литература

1.       Квоты и разрешения на работу иностранных граждан в России в 2010 году. Юридическая фирма «Гольцблат БЛП», Практика трудового права. (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2010). Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 22.01.2010.

2.       Регент Т.М. Российское государство - вынужденным переселенцам и беженцам. М., 1998.

3.       Вестник Форума переселенческих организаций, 2005, № 3. С. 7.

4.       Аналитический вестник Совета Федерации ФС Российской Федерации № 22 (339) «Национальная и миграционная политика: зарубежный и отечественный опыт» (декабрь 2007 года)

5.       Орешкин В.А. Иммиграционная политика России // Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 11. С. 49.

Информация о работе Миграционная политика России