Миграционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание

Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.

Работа состоит из  1 файл

Миграционная политика России.doc.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

По данным исследования, проведенного Международным фондом сельскохозяйственного развития и Межамериканским банком развития, Россия является европейским лидером по масштабам трудовой миграции: на долю РФ приходится 48 процентов общего числа мигрантов[17].

Число официально работающих в России трудовых мигрантов постоянно увеличивается. В 2006 году оно превысило 1 млн. человек (рис 2), причем эти люди представляют более чем 40 стран мира[18]. Если в начале 2000-х годов численность официально привлекаемой из-за рубежа иностранной рабочей силы не превышала нескольких сотен тысяч человек и составляла не более 5% всех трудовых мигрантов, то во второй половине десятилетия под влиянием произошедшей либерализации миграционной политики наметилась явная тенденция к увеличению легальной составляющей миграции.

Рис. 2. Число трудовых мигрантов, получивших разрешение на работу в России, (тыс.чел)

Согласно приказам Министерства здравоохранения и социального развития от о распределении по субъектам Российской Федерации утвержденной Правительством Российской Федерации квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности[19] квоты на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации в 2010 году назначены в размере 611 080 человек, что в 2 раза меньше, чем аналогичные показатели 2009 году – 1 250 769 человек. Вместе с тем, квоты по-прежнему не снизились до размеров 2006 и 2005 годов (329 300 и 214 000 человек соответственно).

Общая тенденция к снижению квот по России и по Москве в частности свидетельствует о положительных тенденциях в экономике и переходе от экстенсивной к интенсивной модели найма рабочей силы, когда рост производительности труда обуславливается не расширением имеющегося трудового ресурса, а совершенствованием технологии, привлечением квалифицированных специалистов и выстраиванием долгосрочных отношений между работником и работодателем.

Однако тот факт, что квоты по-прежнему находятся на достаточно высоком уровне по сравнению с предыдущими годами, свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования механизма привлечения на российский рынок высококвалифицированных кадров под конкретные проекты, а также недопущения разрастания рынка неспециализированной рабочей силы, зачастую находящейся вне правового поля и не поддающейся учету и контролю со стороны органов государственной власти.

В данном случае необходимо учитывать, что согласно постановлению Правительства РФ от 22.12.2006 № 738 (прилож 1) определение потребности в привлечении иностранных работников и формирование квот осуществляются в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов с учетом содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации. Также, согласно документу, потребность в привлечении иностранных работников определяется с учетом видов экономической деятельности, профессий, специальностей и квалификации, а также страны происхождения (государства гражданской принадлежности) иностранных работников. Поэтому ориентация работодателя на дешевый неквалифицированный труд иностранных граждан должна рассматриваться как нарушение предписаний Правительства РФ относительно политики занятости и квотирования рабочих мест.

В связи с развернувшимся мировым финансово-экономическим кризисом и спадом экономического развития, в 2009 году общая численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, несколько сократилась, составив 2223,6 тысячи человек. Это на 202,3 тысячи человек, или на 8,3% меньше, чем в предшествующем 2008 году. В 2010 году сокращение ускорилось. По данным Федеральной миграционной службы, общая  численность иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России в 2010 году, составила 1640,8 тысячи человек, уменьшившись по сравнению с предыдущим годом на 582,8 тысячи человек (на 26,2%).

Число иностранных работников, прибывших в Россию из стран СНГ, сокращалось в меньшей степени, чем число работников из других стран: в 2009 году оно уменьшилось, соответственно, на 7,6% и 10,5%, а в 2010 году -  на 24,2% и 32,1%.

В 2010 году в России трудилось 1246,9 тысячи человек из стран СНГ и 392 тысячи человек из других стран мира.

В первом квартале 2011 года на территории России трудовую деятельность осуществляли 730 тысяч иностранных граждан, имевших действующее разрешение на работу на конец отчетного периода, и 78,6 тысячи иностранных граждан, получивших патенты на осуществление трудовой деятельности у физических лиц за отчетный период.

Рис 3. Число иностранных работников, осуществлявших трудовую деятельность в России, тысяч человек 
(по данным ФМС России, включая лиц без гражданства)

 

Большинство трудящихся-иностранцев привлекается для работы в организациях строительства (рис. 4). В 2009 году число иностранцев, привлеченных в сферу строительства, сократилась на 14%, а их доля в общей численности иностранцев, работающих в России, снизилась до 39,4% против 42,0% в 2008 году. В 2010 году она продолжала снижаться, составив 36,6% от общей численности иностранной рабочей силы (595,2 тысячи человек).

Второй по масштабам привлечения иностранной рабочей силы является сфера оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – число занятых в ней иностранцев снизилось в 2009 году лишь на 1%, составив 408 тысяч человек, или 18,3% от общей численности иностранной рабочей силы. Сокращение в 2010 году было более существенным – до 272,1 тысячи человек, что составило 16,6% от общей численности иностранных работников.

Число иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в сфере добывающих и обрабатывающих производств, сельского и лесного хозяйства, охоты, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, на транспорте и в связи в 2009 году возрастало, но в 2010 году снизилось, за исключением числа иностранцев занятых в операциях с недвижимым имуществом, увеличившегося на 1,1%.

Доля трудящихся-мигрантов, привлекавшихся для работы на предприятиях добывающих и обрабатывающих отраслей промышленности, составила в 2010 году 15,5%; сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 9,1%; транспорта и связи - 4,3%.

Рис 4. Число иностранных граждан, осуществлявших трудовую деятельность в России, по видам экономической деятельности, тысяч человек

* оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
** операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
*** прочие коммунальные, социальные и персональные услуги

По данным социологических исследований, примерно 20% мигрантов в Россию приезжают на срок, не превышающий шести месяцев. Занятость таких мигрантов носит, как правило, сезонный характер. Более половины мигрантов рассчитывают на долгосрочное пребывание в стране, примерно треть из них рассматривают возможную перспективу постоянного жительства и натурализации в России.

Трудовая миграция в Россию продолжает оставаться в значительной степени мужским занятием. По данным социологических обследований, 70% мигрантов - мужчины. В официальной статистике доля мужчин еще выше - 82,4%. Это связано, в первую очередь, с отраслевой структурой занятости трудовых мигрантов, поскольку 39% мигрантов работают в строительной отрасли. Кроме того, есть основания предполагать, что женщины далеко не полно представлены как в официальной статистике, так и в социологических исследованиях, потому что чаще остаются «невидимыми» из-за особенностей своего труда (высокая доля работающих в домохозяйствах и других неформальных секторах занятости). Поскольку сфера услуг развивается высокими темпами и сегодня дает 2/3 рабочих мест в экономически развитых странах, можно предположить дальнейший рост женской составляющей миграции.

Средний возраст мигрантов - 32–33 года, причем более 75% из них моложе 40 лет. Несмотря на молодой возраст, более половины мигрантов имеют собственную семью и детей. Столько же - единственные кормильцы в семье; при этом многие (35–40%) имеют трех и более иждивенцев. Только четверть респондентов не имеют семьи и иждивенцев. Именно безысходность, вплоть до прямой угрозы голода, заставляет многих мигрантов соглашаться на рабские условия труда в России.

Сильные «выталкивающие» факторы, которые в основном носят экономический характер, являются характерной чертой современной миграции в Россию. Первые волны миграции в конце 1990-х и начале 2000-х охватывали наиболее социально активных людей, не самых бедных или совсем не бедных, с достаточно высоким уровнем образования, часто имевших высшее или иное профессиональное образование. С началом действительно массовой трудовой миграции (по данным социологических исследований, три четверти трудовых мигрантов начали приезжать в Россию после 2000 года) за ними последовали гораздо более бедные социальные группы населения, поведение которых в значительной степени диктуется необходимостью обеспечивать семью.

По данным обследования Международной организации миграции (МОМ) 2006 года, около половины опрошенных мигрантов не имели стабильной занятости на родине (были безработными, имели разовую или временную работу) (Рис 5).

Рис 5. Занятия мигрантов на родине перед выездом на работу в Россию

До выезда на работу в Российскую Федерацию 40–50% мигрантов можно было отнести к группе крайне бедных, их доходов не хватало даже на предметы первой необходимости.

К 2008 году появилась устойчивая тенденция к увеличению доли мигрантов, приезжающих из стран Центральной Азии, которая охватила практически все принимающие мигрантов регионы России. Если в Карелии таких мигрантов было немногим более 10%, то в московской выборке их около 40%, а в Астраханской области - около 60%. Причем если потенциал трудовой миграции из Таджикистана и Киргизии в большой степени уже использован (хотя он и будет расти, учитывая высокие темпы роста населения в этих странах), то «осваивание» потенциала узбекской миграции только начинается.

Все больше мигрантов прибывает из малых городов и сел. Если в Москве таких мигрантов около 60%, то в Астраханской области - уже более 80%.

Растет культурная дистанция между мигрантами и местным населением. Они все хуже знают русский язык. В Москве 20% мигрантов знают русский «не очень хорошо», а 3% — «плохо»; в Астрахани таких соответственно 42% и 17%.

Снижается образовательный уровень трудовых мигрантов: около 40% мигрантов в Москве и 55% в Астраханской области не имеют профессионального образования (Рис 6).

Рис 6. Уровень образования трудовых мигрантов.

Как следствие, мигранты с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов, все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Они менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами - правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т. п. Большинство социальных транзакций они осуществляют через неформальные связи, в основном через родственников и друзей, а также через сложившийся теневой институт посредничества в сфере организации миграции и трудоустройства мигрантов. Все это увеличивает «миграционные риски» и незащищенность мигрантов. С другой стороны, такие мигранты обладают неразвитым правосознанием и предпочитают либо вовсе не отстаивать свои права, либо делать это через тех же неформальных (или попросту криминальных) агентов.

За прошедшие с начала массовой трудовой миграции годы сложились разветвленные и гибкие сети, которые используются новыми поколениями мигрантов для организации поездок на заработки, а также для переезда в Россию на постоянное место жительства. В отличие от традиционных диаспор эти сети обычно носят неформальный характер. Тем не менее, они не только заполняют вакуум, возникающий из-за отсутствия официальных сервисов, но часто работают эффективнее, чем официальные структуры, и там, где последние существуют.

Более 70% мигрантов находят работу через родственников и знакомых, с помощью сложившихся неформальных мигрантских сетей. Продолжает формироваться институт профессиональных частных посредников, который обслуживает 10–15% мигрантского потока. Большинство таких посредников действуют как теневые агенты - со всеми вытекающими отсюда последствиями. Мигранты прекрасно знают, что обращение к теневым сервисам связано с различными рисками - только 10% не видят их либо считают незначительными; около 60% считают, что существует большая вероятность быть обманутым.

В целом через теневую инфраструктуру трудовой миграции проходит более 90% потока. Государственные каналы трудовой миграции и официально действующие сервисы (в том числе и негосударственные) в сумме «обслуживают» не более 5% мигрантов.

2. Соотечественники за рубежом

После денонсации союзного договора за границами России осталось множество людей, которые считают родным языком русский, а себя воспитанными в русской культуре. Не всегда эти люди являются русскими по национальности.

Согласно Федеральному закону от 24 мая 1999 года № 99-ФЗ (2) соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии. Под понятием «соотечественники за рубежом» подразумеваются: граждане России, постоянно проживающие за пределами страны; лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства; выходцы из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства; потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам, за исключением потомков лиц титульных наций иностранных государств.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (3). Целями программы являются стимулирование и организация процесса добровольного переселения в Россию соотечественников на основе повышения привлекательности ее регионов; компенсация естественной убыли населения в стране и в отдельных регионах.

Государственная программа реализуется поэтапно в 2006 – 2012 годах.

Первый этап (2006 год) предполагал принятие необходимых нормативных правовых актов; создание системы управления программой; оценку регионами потребности в трудовых ресурсах, подготовку имеющейся инфраструктуры к приему переселенцев; разработку, согласование, утверждение проектов региональных программ переселения; проведение мероприятий по информационной поддержке программы и постоянного мониторинга миграционного потенциала, анализа состава участников программы, мотивов участия.

Информация о работе Миграционная политика России