Миграционная политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:22, курсовая работа

Описание

Миграционные проблемы характерны практически для всех государств современного мира. В последние два десятилетия с ними столкнулась и Россия. Развал СССР, разрушение сложившейся в течение 70 лет государственной политической и социально-экономической системы, централизованного механизма регулирования демографических процессов привели к массовому перемещению населения.

Работа состоит из  1 файл

Миграционная политика России.doc.doc

— 1.18 Мб (Скачать документ)

В то же время, законодательные положения о миграционном учете не вполне достигают ожидаемых результатов. Причины такого положения связаны, в частности, с работой почтовых отделений по приему уведомлений о прибытии мигранта на место временного пребывания и доставке этих уведомлений в территориальные управления ФМС России.

Выявлен целый ряд недостатков, наиболее типичными из которых были следующие: низкое качество заполнения принимаемых для отправки бланков уведомлений; нарушения установленной законом процедуры приема уведомлений из-за несоответствия правил миграционного учета и требований почты; требование дополнительных документов, не упомянутых в законе; отказы принимать уведомления со стороны сотрудников, не прошедших специальное обучение; размер платы за услуги почтовой связи по приему уведомления, которую берут с доверенного лица, зачастую существенно превышает установленную законом сумму; нарушение сроков доставки уведомлений; низкое качество или отсутствие в почтовых отделениях необходимой для клиентов информации. Был выявлен также ряд сходных проблем, связанных с отправкой уведомлений из гостиниц, пансионатов и других учреждений подобного типа. Нарушений в приеме уведомлений территориальными управлениями ФМС России выявлено не было[24].

Другой комплекс причин неудовлетворительной реализации законодательных положений о миграционном учете связан с недостаточной информированностью мигрантов и принимающих сторон о соответствующих процедурах. Существенным препятствием для эффективной реализации законодательных положений о миграционном учете стали трудности с нахождением принимающей стороны, готовой зарегистрировать мигранта в указанный законом срок, а также сложная ситуация на рынке аренды жилья.

Следует отметить несовершенство системы квотирования и определения потребности в иностранной рабочей силе. В частности, установление квот на временное проживание, их распространение на прибывающих в Российскую Федерацию в безвизовом режиме граждан СНГ, а также их сокращение вдвое в 2007 году стимулировало рост масштабов незаконного получения российского гражданства и повышение расценок теневого бизнеса на эту услугу.

Весьма позитивно оценивались положения нового законодательства об оформлении разрешений на работу, предоставляющие возможность для временных трудовых  мигрантов из стран с безвизовым режимом с Россией самостоятельно получать разрешение на работу в короткий срок и по упрощенной процедуре. Это освобождает подавляющее большинство трудовых иммигрантов от прежней зависимости от работодателя, позволяет им выбирать и менять место работы и на законных основаниях защищать свои права.

Данные законодательные положения можно рассматривать как одну из мер уменьшения теневой занятости и противодействия торговле людьми, рабскому и принудительному труду. Резко увеличилось количество лиц получивших разрешение на трудовую деятельность, и возросла численность иммигрантов, легально работающих на территории России со всеми вытекающими отсюда позитивными экономическими (рост налогооблагаемой базы и т.д.) и социальными (улучшение условий жизни и труда мигрантов и возможностей для защиты их прав) последствиями.

В то же время, законодательные положения о разрешениях на работу не вполне достигали ожидаемых результатов. Прежде всего, хотя упрощение процедуры получения разрешения на работу, безусловно, стимулирует иностранных работников обращаться в ФМС России, остается неясным вопрос дальнейшей трудовой судьбы этих мигрантов, зависящей от их взаимоотношений с работодателем, регулируемых законодательством о труде.

Отмечается и проблема недостаточной осведомленности мигрантов и работодателей о новых процедурах получения разрешений на работу, чем воспользовался рынок теневых услуг. В результате, трудовые мигранты часто получают за свои деньги недействительные или поддельные документы и подпадают уже не под административную, а под уголовную ответственность.

Другой существенный блок проблем реализации законодательных положений о разрешениях на работу связан с прохождением трудовыми мигрантами медицинского обследования и получением ими соответствующих медицинских заключений. Существуют проблемы, связанные с нарушением сроков предоставления медицинских справок. Многие мигранты, получив разрешение на работу, не проходят затем медицинское обследование. Причины такого положения не только в недобросовестности самих мигрантов. Часто они не знают, где проходить эти обследования. Кроме того, медучреждений, уполномоченных проводить такие обследования, явно недостаточно, в них собираются, особенно в сезон, большие очереди, и работодатели не позволяют отлучаться с рабочего места. Поэтому нередко мигранты предпочитают обращаться на платный рынок теневых услуг, который очень быстро отреагировал на эту потребность.

В целом, по данным мониторинга практики правоприменения нового законодательства, теневой бизнес в сфере легализации трудовых мигрантов в России (по оформлению легального пребывания и легального права на трудоустройство), а также в посредничестве по их трудоустройству активно развивается после вступления в действие нового законодательства из-за большого наплыва мигрантов. При этом цены на подобные услуги существенно выросли, а уровень безопасности пребывания и работы мигрантов в России может упасть. В настоящий момент трудовые мигранты имеют права на экстренную медицинскую помощь и образование детей.


4.Миграционная политика Москвы

4.1. Этническая составляющая миграционного потока

В настоящее время Москва как и другие мегаполисы мира продолжает испытывать потребность в дополнительной квалифицированной рабочей силе во многих отраслях городского хозяйства и сохраняет высокую миграционную притягательность.

Вступление в силу с 15 января 2007 года пакета федеральных законов от 18 июля 2006 года упростило порядок привлечения в Москву иностранных работников, постановки их на миграционный учет и трудоустройства.

Общий объем прибывающих в Москву мигрантов ежегодно составляет до 2 миллионов человек. В 2008 году число зарегистрированных иностранных граждан по месту пребывания составило 1,26 млн. человек, преимущественно из стран СНГ (наибольший удельный вес, около 80%, составили граждане Украины, Казахстана, Узбекистана, Молдовы, Азербайджана и Таджикистана)[25].

Начиная с 1999 года, масштабы ежегодного миграционного прироста столицы сопоставимы с миграционным приростом всей страны (Рис 7)[26].

Рис 7. Нетто-миграция населения России и Москвы, тыс. человек.

Источники: 1990-2002 гг. – оценка Росстата на основе переписи 2002 года; 2003-2007 годы – данные текущей статистики.

Москва в начале 90-х пережила миграционный спад, но, начиная с середины 90-х, миграционный прирост столицы стал очень существенным, его уровень даже превысил прирост в предыдущие десятилетия. С начала XXI века Москва, по сути, дублирует нисходящий общероссийский тренд, при этом впитывая бóльшую часть российских мигрантов. При этом, чем меньше мигрантов приезжает в Россию, тем бoльшая их часть концентрируется в Москве.

Сокращение регистрируемого миграционного прироста и по стране, и в Москве сопряжено с ужесточением миграционной политики с начала 2000-х годов. Легитимное пространство для мигрантов вследствие ужесточения соответствующего законодательства стало столь узким, что войти в правовое поле в качестве постоянных жителей имели возможность лишь те, кто оформил российское гражданство еще до приезда в Россию. Например, в 2006 году 91,4% зарегистрированных мигрантов, прибывших в Россию, уже имели российское гражданство. Естественно, граждане других стран тоже приезжали в Россию, но они пополняли ряды незаконных мигрантов.

В 2007 году Москва получила 48,6 человека миграционного прироста на 10 тысяч своих жителей против 18,2 человека в среднем по стране.

В последние годы в Москве наблюдается тенденция по снижению миграционных квот– квота на 2010 год находится в пределах 88 836 человек, что более чем в 2 раза меньше, чем в 2009 году (181 423 человека). В 2006-м и 2005-м году данные квоты были установлены в пределах 100 000 и 40 000 соответственно. Тем не менее, с каждым годом растет влияние миграционных процессов на национальную структуру населения[27].

Наиболее конкурентоспособными в борьбе за право проживания в столице оказались мигранты из закавказских стран: их доля среди осевших в Москве в полтора раза превосходит уровень Российской Федерации и более чем в два раза – уровень Московской области (Рис 8)[28]. Относительно больше шансов переселиться в Москву у мигрантов из западных стран СНГ, особенно из Украины, тогда как приехавшие из Молдавии представлены в равной пропорции – в Москве и области их по 12%. Мигрантов из Белоруссии в московском регионе очень мало (около 4%), а Россия в целом вообще теряет население в пользу Белоруссии.. Относительно больше шансов переселиться в Москву у мигрантов из западных стран СНГ, особенно из Украины, тогда как приехавшие из Молдавии представлены в равной пропорции – в Москве и области их по 12%. Мигрантов из Белоруссии в московском регионе очень мало (около 4%), а Россия в целом вообще теряет население в пользу Белоруссии.

 


Рис 8. Нетто-миграция из стран СНГ, 2002–2006, %

Приехавшим из Средней Азии Москва, напротив, не слишком охотно открывает свои двери: их доля здесь вдвое меньше по сравнению со страной. Казалось бы, это можно объяснить большой удаленностью Средней Азии от столицы, но вот на представительность приехавших из среднеазиатских стран в Московской области эта удаленность почти не повлияла. Похожая ситуация и с Казахстаном.

За постсоветский период развития этническая составляющая миграционного потока в Москву претерпела существенные структурные изменения, коснувшиеся, прежде всего, социально-профессиональных характеристик въезжающих. Интеллектуальные, экономические и политические элиты из бывших союзных республик больше не определяют лицо этнической миграции. Главное место принадлежит экономическим мигрантам, готовым терпеть лишения и притеснения ради выживания, адаптации на новом месте или материальной поддержки оставшейся на родине семьи. Очевидно, что именно последняя категория оказывает наибольшее влияние на изменение этнического ландшафта Москвы.

При этом во временной трудовой миграции преобладают прибывшие из Средней Азии, формирующие половину этого потока, тогда как в постоянной миграции лидирует Украина (Рис 9)[29]. Мигранты из Закавказья стремятся поселиться в Москве постоянно, временная трудовая миграция их не привлекает. Дело здесь не столько в предпочтениях, сколько в их способности преодолевать барьеры на пути в Москву.


Рис 9. Сравнительная структура постоянной и временной трудовой миграции в Москву из стран СНГ в 2007 году

* Белоруссия и Казахстан

Практически все исследования жизни этнических меньшинств в городах обращают внимание на особую роль семейно-родственных отношений как каналов, облегчающих миграцию. Однако фактор родственных или дружеских связей влияет на особенности расселения граждан других стран явно меньше, чем фактор рынка жилья.   

В Москве выделяются ареалы повышенной концентрации этнических меньшинств и зоны их преимущественного проживания, связанные, не столько с национальными различиями, сколько с социально-профессиональными характеристиками индивидов. Кроме того, этническая нетерпимость и имущественное неравенство вытесняют экономических иммигрантов на окраины Москвы, где довольно быстро меняется национальный состав населения, что особенно заметно на юге и севере Москвы.

Еще нагляднее пример с предпринимателями, к которым относит себя не столько элита, сколько класс мелких коммерсантов, обслуживающих торговлю и малый бизнес. Степень успешности их предпринимательской деятельности прямо отражается на домашнем адресе, поскольку переезд в престижные районы означает подъем по социальной лестнице.

Компактное поселение выполняет множество адаптивных и компенсаторных функций, облегчая людям на первых порах решение бытовых и психологических проблем. Солидарность в совокупности с семейными и клановыми отношениями приводит к разрастанию изначально небольшой группы, в результате коренные обитатели кварталов оказываются в положении «чужаков» и вынуждены покидать привычный район проживания.

Однако даже наиболее организованные меньшинства не являются структурированными. Людей разделяют политические пристрастия, социальное положение, экономические интересы и конкуренция, наконец, имущественная поляризация. Поэтому центробежные процессы социальной дифференциации в среде мигрантов доминируют над центростремительными, обеспечивающими сплоченность группы.

Значительное число иммигрантов не желает внутренне признавать факт своей «чуждости» в бывшей столице СССР и сохраняет реликтовую советскую идентичность. Она помогает им в изменившемся контексте ощущать себя «такими же, как и все остальные». Существует и другая крайность, когда люди отбрасывают и этническую, и национальную идентичность, заявляя о себе как о европейцах. Однако каковы бы не были разновидности самоидентификации, отчетливо проявляется стремление этнических меньшинств интегрироваться в принимающее сообщество, став россиянами и москвичами.

Главная пружина, способная запустить процесс этнической сегрегации, скрыта не в стремлении этнических меньшинств к совместному проживанию, а в механизме социальной поляризации. Сценарий дальнейшего развития Москвы в значительной степени зависит от состояния принимающего сообщества, приоритетов большинства населения, и особенностей функционирования рынка жилья.

Следует также отметить, что в отличие от многих мировых столиц и крупных городов, притягивающих мигрантов со всего света, миграция в Москву этнически и культурно более комплементарна старожильческому населению. Мигранты из постсоветских стран в подавляющем большинстве если не в совершенстве, то на бытовом уровне знают русский язык, а их дети достаточно хорошо осваиваются в столичных школах. Даже не владея навыками деловой коммуникации, большинство временных трудовых мигрантов могут без особой переподготовки выполнять работы по многим специальностям, требующимся городскому хозяйству. Многие дети иноэтничных мигрантов, рожденные в Москве, утрачивают язык родителей. Дети от смешанных браков чаще всего принимают русскую этническую идентичность.

4.2. Использование иностранной рабочей силы

В мире усиливается конкуренция за квалифицированные кадры: экономически развитые страны привлекают специалистов из развивающихся, предоставляя достойную заработную плату и более комфортные условия для работы.

Информация о работе Миграционная политика России