Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 10:17, курс лекций
8 тем.
Тема 1. Сущность организации и планирования промышленного предприятия 3
      Типы юридических лиц 4
      Цели деятельности 4
      Признаки промышленного предприятия 4
      Размер предприятия 5
Тема 2. Организационные основы промышленного производства 5
2.1 Структура и принципы организации производства продукции 6
2.2 Производственная структура предприятия 7
2.3 Типы производства и их технико-экономические характеристики 9
      Массовое производство 9
      Серийное производство 9
      Единичное производство 10
Тема 3. Содержание и организация внутрифирменного планирования 10
3.1 Сущность и организационное обеспечение внутрифирменного планирования 10
      Принципы управления 10
      Процесс ВФП 12
      Уровни разработки планов по времени 12
3.2 Маркетинг как основа системного планирования 13
      План маркетинга 13
      Роль и значение маркетинга 14
      Главные направления комплексного изучения рынка 15
Тема 4. Стратегическое планирование деятельности фирмы 16
4.1 Содержание, цели и основные составляющие экономической стратегии 17
      Правила и приёмы экономической стратегии фирмы 17
      Цели экономической стратегии 17
      Направления  экономической стратегии фирмы 18
4.2 Методологические основы и этапы стратегического планирования 20
      Этапы процесса планирования стратегии 21
4.3 Выбор позиции и реализация стратегического плана 24
4.4 Реализация и оценка стратегического плана 25
Тема 5. Текущее планирование экономической и социальной деятельности 27
5.1 Содержание годового технико-экономического планирования 27
5.2 Нормативная база планирования 28
      Классификация норм и нормативов 29
5.3 Сущность и содержание социального планирования 30
      Основные направления социального развития фирмы 30
Тема 6 32
6.1 Продукция промышленного предприятия, её измерители и показатели 32
      Измерители промышленной продукции 33
      Показатели промышленной продукции 34
6.2 Формирование производственной программы предприятия 35
6.3 Планирование производства и продаж продукции и услуг 36
      Планирование продаж продукции и услуг 37
      Три категории участников оптовой торговли 37
6.4 Система отчётности о производстве и отгрузке товаров и услуг 38
6.5 Планирование использования производственной мощности 39
Тема 7. Содержание и организация оперативно-производственного планирования 40
7.1 Сущность и основы построения системы ОПП 40
7.2 Функции и организационная структура системы ОПП 43
7.3 Ритмичность и равномерность выпуска продукции 44
Тема 8. Состав и методы расчёта календарно-плановых норм 44
      Определение размера партии предметов и периодичность повторения их производства 45
      Производственный цикл, его структура 46
ТЭП занимается разработкой:
ОПП:
Этапы и организация проведения внутрифирменного планирования:
Это сложный процесс, осуществляется поэтапно.
Этап 1 – Постановка задач. Цель – построение дерева целей. Ориентировочно устанавливаются сроки решения задач и потребное количество ресурсов для их осуществления.
Этап 2 – Разработка планов. Осуществляется составление планов по достижению каждой цели в отдельности:
Этап 3 – Составление планов доходов и расходов предприятия. Это позволяет выявить и устранить возможный небаланс между потребными и располагаемыми ресурсами.
Этап 4 – Конкретизация планов. Производится выработка конкретных мероприятий по реализации планов.
Долгосрочные стратегические планы (перспектива 5-15 лет). Отражают общую стратегию фирмы:
Среднесрочные планы (перспектива 2-5 лет). Осуществляется на базе принятых долгосрочных планов и представляет собой конкретизацию и детализацию стратегических планов. Основные направления планов: развитие производственных мощностей, вопросы обновления продукция, планы производства и прибыли, кадровые вопросы и т.д.
Краткосрочные планы (перспектива – 1 год). Элементы планирования:
Маркетинг – система комплексного изучения потребности и спроса на различную продукцию и услуги в условиях рыночной экономики с целью организации производства и оказания услуг, максимально ориентированных на удовлетворение нужд конкретных потребителей на основе исследования и прогнозирования рынка, разработки стратегии и тактики поведения на рынке с помощью маркетинговых программ.
Функции маркетинга:
Смысл маркетинга – производить то, что покупается, а не продавать то, что производится.
Маркетинговые принципы управления и планирования:
Состоит из следующих разделов:
Лекция 4 (29.09.2010)
Маркетинг позволяет 
быстро переориентироваться 
Целесообразен и эффективен в определённых условиях:
Цель и задачи маркетингового подхода к управлению фирмой
Цель – обеспечение выживаемости фирмы в условиях негативных изменений на рынке.
Задачи:
Изучение спроса
Позволяет определить 
обобщающие характеристики рынка, т.е. 
настоящие и будущие 
Спрос представляет собой платёжеспособную потребность:
т.е. на определённые уровни спроса.
Основные понятия, характеризующие количественную величину спроса:
Объём рыночного спроса – количество товаров, купленных определённой группой покупателей в определённом регионе в определенный период времени на определённых торговых предприятиях. Выражается в натуральных и стоимостных измерителях.
Ёмкость рынка – потенциально максимально возможный спрос. Практически объём рыночного спроса составляет некоторую долю от ёмкости рынка. Задача маркетинга – максимально приблизить объём рыночного спроса к ёмкости рынка.
Выявление структуры рынка
Определение количественных и качественных характеристик рынка дополняется выявлением его структуры. Это достигается с помощью метода сегментации.
Сегментация рынка заключается в разделении совокупной массы потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к нему неодинаковые требования. Сегментация позволяет привести в жизнь важнейший принцип маркетинга – ориентация на потребителя, что даёт возможность выпускать продукцию, наиболее отвечающую запросам и эффективно воздействовать на потребителя.
Потребительские требования связаны с различиями между самими потребителями. Эти различия представляют собой факторы, по которым проводится сегментация:
Выбор маркетинговой стратегии
Она выбирается после определения структуры рынка. Выбор маркетинговой стратеги определяется рядом обстоятельств:
Решения в области 
предпринимательства и 
Прогноз – научно обоснованное предположение о ходе развития системы, является основой для разработки перспективных планов.
Прогнозы носят 
вероятностный характер и в отличие 
от планов не определяют путей и 
средств осуществления 
Цель прогнозирования – оценка перспективы развития внешней среды организации по различным направлениям и уровням: экономика в целом, регион, отрасль, рынки.
В маркетинге сочетаются прогнозы двух категорий – долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочный прогноз касается стратегических решений, таких как разработка новых товаров, выход на новые рынки, решения в области инвестирования и др. Краткосрочные прогнозы – сырьё и материалы, рабочая сила, планы производства и др.
Виды долгосрочного прогноза:
Экономическая стратегия – совокупность правил и приёмов реализации выбранной стратегической концепции: выбор целей и средств их достижения, партнёров и ресурсов, правил поведения на рынках, путей предотвращения несостоятельности и др.
Экономическая стратегия отвечает на вопросы:
Они предназначены для ответа на вышеприведённые вопросы.
Правила:
Лекция 5 (06.10.2010)
Для достижения глобальной 
цели экономической стратегии 
Информация о работе Лекции по организации и планированию производства