Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание

В центре жизни москвичей, да и всего русского народа находилась семья. Она играла очень важную роль в русском обществе. В Домострое, важнейшем русскоязычном источнике XVI века, в самом начале можно найти очень интересное высказывание: « в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и детьми и с домочадцами…».2

Работа состоит из  1 файл

Глава III.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

   В большие  церковные праздники, а также  в воскресные дни запрещалось  судить и сидеть в приказах, торговые же люди должны были превращать  свои занятия накануне воскресного или праздничного дня за три часа до вечера.

   Праздничный вид Москва принимала, когда на ее улицах появлялся царь. В XVII веке, в отличие от предыдущего царские выезды были не частым явлением, и поэтому устраивались они с особой пышностью. Маршрут был продуман заранее и улицы всегда приводились в порядок. В шествии принимали участи стрельцы, бояре, дворяне. Народ же сторонился по сторонам, те горожане, которые попадались на пути, разгоняли батогами. Тем не менее, появление царя было именно праздником. Народ высказывал царю и его жене пожелания счастья и здоровья.83

   Также праздник в Москве был, когда столица  принимала иноземных послов. На пути послов, ехавших в Кремль, правительство  собирало огромные толпы служилых и посадских людей. Лавки в этот день закрывались, продавцов и покупателей прогоняли с рынков. Делалось это ради возвышения престижа московского царя в глазах иноземцев и населения.84

   Праздновались  и другие праздники. У А. Олеария  содержатся сведения, как москвичи праздновали Новый год, который приходился еще пока на 1 сентября. « 1 сентября русские торжественно справляли свой Новый Год...»85 По этому поводу устраивали обычно красивую и пышную процессию с присутствием огромного количества человек и духовных лиц.

   В XVI-XVII столетиях каждый уважающий себя горожанин и тем более если он к тому же зажиточный не мог обойтись без проведения праздничных пиров и застолий, так как они входили в жизненный уклад москичей. Обычно, дни праздничные считались приличнейшим временем для пиров.  Пиры проводились не только в дни Пасхи, рождества Христова, троицы и т.д, но и при торжественных семейных случаях – браках, рождении, крещении детей и т.д. Русские пиры у всех сословий сопровождались одинаковыми чертами, приемами и обрядами. Пиры были двух видов: собственно пиры и братчины. Первые обычно устраивались одним лицом, а братчины были складчины многих хозяев.86В описываемое нами время пиры устраивались преимущественно мужчинами, женщины же на них не присутствовали. И лишь иногда устраивался особый женский стол, к которому приглашались жены, в то же время когда делался пир. Готовиться к праздничному пиру начинали задолго до торжественного дня. Тщательно вычищали и прибирали весь дом и двор - к приходу гостей все должно было быть безупречным, все должно было блестеть как никогда. Из сундуков извлекались парадные скатерти, посуда, полотенца которые так бережно хранились для этого дня. На пир хозяин приглашал гостей, которые уже за столом садились сообразно своему званию и достоинству. Сама трапеза начиналась из того, что хозяин дома отрезал и подавал каждому приглашённому гостю ломоть хлеба с солью, что символизировало гостеприимство и хлебосольство этого дома.

    Особенностью пиршества было то, что они тянулись очень долго. Пир мог начаться в полдень и продолжаться до вечера, а то и до ночи. Однако, после пиров принято было дарить хозяину подарки. Как отмечает Костомаров, «нередко русский делал пир и щедро поил и кормил своих гостей для того, чтоб потом получить от них подарков гораздо на большую сумму, чем какой стоило угощение»87

   Посадские люди также устраивали свои пиры, а  лучше сказать пирушки, так как  они были совсем другого масштаба, чем у богатых. Естественно, стол обычных посадских людей был  скромнее, чем у богатого человека. На нем отсутствовали различные деликатесы, как например живая раба с Белоозера, икра белорыбицы и осетра, которые могли себе позволить лишь богатые гурманы. Кроме того, на таких пирах могли не удалять и женский пол, чего нельзя сказать о пирах богатых людей.

   Отличительной чертой русского пиршества являлось обилие кушаньев и напитков. Таким  образом, хозяин хотел показать свое достояние и обеспеченность. Кроме того, пиры были особым местом для общения. Праздничный стол с его особой атмосферой зачастую был местом задушевного разговора или принятия важных решений.

   Ну  и естественно во многие из праздничных  дней население чересчур злоупотребляло спиртным. Как замечает Дж.Флетчер: «напиваться допьяна каждый день всю неделю у них дело весьма обыкновенное».88 Некоторые люди напивались до такой степени, что продавали всю свою одежду и не только. По словам  А.Дженкинсона бывали случай, когда родители пропивали своих детей и все свое добро в царских кабаках.89 Бывало и такое, что москвичи упивались спиртными напитками до смерти. Однако, пьянство в дни непраздничные было не частым явлением, потому что не всякий в любое время мог раздобыть спиртное. Продажа водки с XVI века была монополизирована правительством, которое, не сумев удержать только в своих руках питейное дело, делило его с высшим духовенством, монастырями и боярами. В Москве продажа питей ведалась исключительно в Приказе новой четверти. Первый кабак был основан Иваном Грозным в 1552 году, после чего они стали появляться по всему городу. Распространению пьянства особо способствовал закон  Бориса о введении кабаков с целью получения дохода. О том, что горячителье напитки по закону должно было продавать правительство подтверждает сообщение П.Петрея: «Запрещается также строго, под смертною казнью, чтобы никто в стране не продавал каких бы то ни было напитков, пива, меду или водки, кроме одного великого князя, который во всех городах, местечках и больших деревнях содержит общественные кружала и кабаки и получает от того большой ежегодный доход».90

    До  распоряжения Бориса простой  народ пил не особо часто.  Человеку простого звания были  запрещены спиртные напитки: пиво, мед. Их разрешалось пить только  в некоторые особенно торжественные  дни, как например, Рождество Господне, праздник Пасхи, на свадьбах и в некоторые другие, в которые они воздерживаются, кроме того, еще и не работали.91 Горожанам необходимо было каждый день работать, поэтому позволить себе выпивать и напиваться очень часто они не могли. Но, несмотря на это, в Москве нередко можно было встретить людей лежащих без чувств в грязи или в снегу. Зачастую их обирали воры или мошенники, или зимой, они частенько замерзали. На масленице и на святках в земской приказ каждое утро привозили десятками замерзших граждан.

   Размножение кабаков продолжалось до 1652 года, когда правительство всюду закрыло их и сосредоточило продажу водки в кружечных дворах, или кружалах. В каждом городе был открыт только один такой двор. Здесь продавалось спиртное по определенным дням и в определенных количествах.

   Но, тем  не менее, такие меры к ограничению питья горожанами не давали особых результатов, т.к. были разного рода возможности приобрести спиртное в других местах. О запретительной политике правительства в отношении горячительных напитков можно найти сведения  в источниках иностранного происхождения. Так, Петр Петрей сообщает нам, что «простолюдинам великий князь строго и запретил держать какие-нибудь напитки, водку, пиво или мед, кроме только свадебных или праздничных случаев: тогда они должны иметь свидетельства наместника, какое количество напитков позволено им варить. Если кто поступит против этого свидетельства и сварит больше, чем ему приказано и позволено, того наказывают денежной пеней и розгами». Такие наказания имели место.

   Таким образом, как в XVI, так и в XVII веке пьянство среди городского населения было распространено повсеместно. Много пили русские в основном в праздничные дни, а в обычные дни выпивать было особо некогда. Правительство в разные периоды то способствовало продаже спиртного, то наоборот ограничивало его. И,  тем не менее, сообщения гостей столицы пестрят о неумеренном употреблении спиртных напитков. Естественно, что зачастую на почве алкогольно опьянения совершались разного рода разбои – пьяный разгул принимал огромные размеры. Проблема неумеренного питья актуальна и в наши дни.

   Таковы  были особенности празднеств горожан.

   В свободное  время москвичи проводили устраивая  различные увесилительные мероприятия. Так в праздные дни народ собирался  на кулачные и палочные бои. Сообщение  об этом содержится и у С.Геберштейна92, и у Я.Ретенфельса. Обратим наше внимание на замечания по этому поводу последнего автора. Якоб рейтенфельс указывает основные увеселения москвичей. Он приводит такие сведения: «они гораздо меньше, чем мы заботятся о духовных развлечениях и телесных упражнениях. Музыку они производят на трубах, бубнах, рожнах, дудках, волынках, наигрывая весьма нестройно, не любят какого бы то ни было пения в сопровождении струнных инструментов и приятного сего соединения разнородных звуков и не терпят органов даже в церквах своих. Хороводы у них водятся черезвычайно редко, почти исключительно одними крестьянами на свадьбах и крайне безобразно со сладострастными телодвижениями. Упражнениями в верховой езде и стрельбе из лука они весьма занимаются усердно…более же всего они отдыхают в благородном бездействии или за игрой в разбойники или шашки. За этой игрой проводят почти все время старики и дети на улицах и площадях Москвы… кроме того, в известные времена года молодежь из простонародья устраивает кулачные бои и борьбу или пытает счастье играя в кости. Женщины разгоняют скуку от бездействия песнями или же поочередно подбрасываются вверх бревном, положенным поперек на пень, либо же летают по воздуху взад и вперед на канатах, привязанных к поперечному бревну. Мальчики играют заостренными кусками железа, норовя попасть в лежащее на земле кольцо, или быстро бегают по снегу на лыжах или деревянных подошвах, опираясь палками».93 А вот и другое, но, в принципе, схожее сообщение о времяпровождении городских обывателей, оставленное П.Петреем. Он говорит, что москвичи много играют в шашки и в зерна, выигрывая таким образом множество денег, некоторые играли в карты. Женщины обычно качались на досках или на керевка – своеобразных качелях. «В большие праздники сговорятся двое или трое молодцов и срубят два длинные столба, около 16 аршин длиною, крепко вбивают их в землю, кладут на них перекладину, точно виселицу, к которой и привязывают две длинные веревки, спускают их до земли и ходят потом по всем дворам в городе. Желающая качаться выходит за ворота на улицу и садится на ту веревку; два молодца немного отойдут от нее, возьмутся за другую веревку, около 12 аршин длиною, привязанную к той, на которой сидит женщина: так и дергают веревку до того, что сидящая взлетает снизу вверх, и это делают до тех пор, пока угодно качальщице. Она может держаться рукой за веревку, а после качанья платит за него серебряную деньгу, и молодцы, строившие качель, добывают иногда до полутора талера у каждого дома. Ту, которая качается выше всех, хвалят и считают мастерицей.»94, – так красочно описывает развлечние москвичек иностранный автор. Зато, по словам этого же автора в Московском государстве не было таких развлечений как карусели, турниры, танцы, фехтованье и другие рыцарские упражнения.

   Простые дворянки, девушки и служанки, также  купчихи и другие женщины простого звания, забавлялись открыто на улицах; богатые и жены больших бояр с их челядью не могла позволить себе такого, и  делали это своих дворах.

   Таковы  развлечения были у населения  от мала до велика. Но стоит добавить, что карты и шахматы были запрещены в описываемое нами время и являлись самым предосудительным времяпровождением.  Действительно качели и доски были любимым занятием женщин, зимою они обычно, как ни удивительно для XVI-XVIIвв., катались на коньках и салазках. Праздничные же вечера было принято проводить в домашнем кругу или с приятелями: здесь пелись песни, рассказывались сказки, для этого случая наряжались, девушки обычно гадали. Самым распространенным увеселительным мероприятием того времени было хождение скоморохов. Они были как музыкантами, так и актерами, стихотворцами-потешниками, танцорами. «Эти музыканты странствуют из места в место, бродят везде с большими медведями и инструментальною музыкой из города в город и наживают много денег медвежьей пляской, пением, воем и игрой. Москвитяне очень дивятся тому и находят в том большое удовольствие».95 Именно им предоставлялась честь тешить православный народ. Но как бы ни развлекался народ, эти развлечения не поощрялись ни государством, ни церковью, а, кроме того, они запрещались. Для благочестивого населения единственным развлечением было церковное пение, но таковых было меньшинство. Таковы были основные развлечения населения столицы. Зачастую в них можно было наблюдать древнеязыческие обряды, которые нашли свое отражение во времяпровождении горожан. Кроме того, большинство из них запрещались церковью и государством, такие как игра в шашки или карты.    

     Естесвенно, говоря о повседневной жизни города, мы затронули лишь основные ее стороны. Как верно отмечает Ю.А.Поляков, перечисление тем и проблем можно продолжать и продолжать, ибо эта тематика безгранична как сама жизнь.96 Кроме того, раскрыть в полной мере повседневность Московских жителей XVI-XVII столетий не позволяет количество источников того периода, т.к. многие из них не дошли до наших дней. Но, тем не менее, основные аспекты жизни горожан были рассмотрены.

     В заключении стоит сказать, Москва, являясь  культурным, политическим и экономическим центром страны, существенно отличалась от городов провинции. Повседневная жизнь москвича была динамичной, и наполнена различного рода хлопотами. Существенное место в ней занимала семья и православная религия, которая сказывалась на всех сторонах жизни горожанина. Существование человека вне православной религии было проблематичным. Весь «Домострой» был пропитан тем, что во главе всей жизни стоит вера в Бога, и если человек живет, соблюдая все церковные правила: молится, ходит в церковь, подает милостыни и т.д., то он живет праведно, оправдывая свою жизнь.  Естественно, это были правила идеализированные. В повседневной динамичной жизни Москвы существовать согласно ним было не  реально. Поэтому естественно эти правила нарушались. Но основные, главные церковные наказы, такие как соблюдение постов, обязательное крещение строго соблюдались.

   Помимо  того, повседневные практики практически не менялись на протяжении изучаемого нами периода. Не было резких изменений в быте, культурных особенностях горожан. Естественно какие-то перемены были (появление каменных зданий, к примеру). Но все это происходило постепенно. И даже, несмотря на то, что начало XVII века, было не спокойным из-за смуты, это не оказало существенного влияния на повседневную жизнь москвичей, а наоборот устоявшиеся повседневные практики отличали русских от других народов. Так, москвичами был уличен в обмане Лжедмитрий, который не спал в полдень, и не ходил часто в баню. 

   Особенностью  изучаемого нами периода заключается  в том, что, несмотря на расслоение в  обществе, несмотря на наличие богатых и бедных, особенно в Москве,  обычаи, манеры были практически одинаковыми. К примеру, дома, одежды, порядок проведения пиров и т.д. Основное же различие заключалось в размахе, количестве, качестве. Богатые могли себе позволить больше, чем бедные, и это естественно.  

Информация о работе Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века