Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание

В центре жизни москвичей, да и всего русского народа находилась семья. Она играла очень важную роль в русском обществе. В Домострое, важнейшем русскоязычном источнике XVI века, в самом начале можно найти очень интересное высказывание: « в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и детьми и с домочадцами…».2

Работа состоит из  1 файл

Глава III.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

   Глава 2. Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века

   2.1. Приватная жизнь горожан

     Познакомившись  в предыдущей главе с внешним  и внутренним устройством города, а также с его населением, стои перейти к более пристальному  изучению повседневности горожан. Многие исследователи повседневности (к примеру, Ю.А.Поляков, А.Б.Каменский) считают важным изучение проблем брака, семьи, сексуальной жизни и т.д. Без всякого сомнения, интимные отношения, браки, разводы, взаимоотношения поколений – моральные, материальные; воспитание детей и т.д. – все это должно служить предметом исследований, т.к. является неотъемлемой составляющей нашей жизни. А.Б. Каменский отмечает, что традиционно изучают время вступления мужчин  и женщин в брак, количество детей, брачные связи, т.е. кто на ком женился, кто за кого выходил замуж.1 Изучение, так сказать, приватной жизни москвичей XVI-XVII века, особенно важно для нас, так как в средневековом обществе семья и все что с ней связанно грали важнейшую роль. Об этом мы сейчас и поговорим.

     В центре жизни москвичей, да и всего  русского народа находилась семья. Она  играла очень важную роль в русском  обществе. В Домострое, важнейшем  русскоязычном источнике XVI века, в самом начале можно найти очень интересное высказывание: « в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и детьми и с домочадцами…».2 Даже из этой фразы становится видно, что мужчине жить нужно именно с женой и детьми, иначе мужчина не является социально полноправным членом общества, он остается при отчем доме. Только совместно муж и жена составляют «дом». К тому же оставаться бобылем или засидеться в девках не приветствовалось. К таким людям относились с предубеждениями. Их положение в обществе было ниже, чем у людей, находившихся в браке. Вне семьи же жизнь человека была неполноценной.  Н.Л.Пушкарева говорит по этому поводу так: «в народе издавна считалось, что не выходят замуж лишь физические и моральные уроды».3

     Обычно  брак у русских заключался по воле родителей. Этому есть свидетельства и у иностранных  гостей. А.Лизек говорит, что брак у русских заключается по воле родителей. При этом жених и невеста не знают друг друга.4 А А.Олеарий дополняет его, говоря, что «Молодым людям и девицам не разрешается самостоятельно знакомиться, еще того менее говорить друг с другом о брачном деле  или совершать помолвку».5 Так оно и было в XVI веке, и даже в XVII. Но постепенно происходит изменения в особенностях выбора женихов и невест. В нормативных памятниках канонического происхождения содержатся косвенные свидетельства о том, что приходилось все же учитывать порою и волеизъявления молодых. Дело в том, что если происходило самоубийство одного из потенциальных супругов из-за брака поневоле, то с родственников взимались пени за это. А заключение брака между вступающими в него во второй раз могло происходить и без участия родственников.6 Для заключения брака необходимо было соблюдать ряд правил. Сначала было принято смотреть невесту - зачастую при смотре невесты могли обмануть – привести на смотр другую, более лучшую девушку. За смотром следовал сговор – первая часть брачного торжества; родители жениха, он сам и его близкие родственники ехали в дом невесты, где составлялся письменный уговор и писалась рядная запись – о сроках женитьбы, приданом и других условиях. От самого жениха ничего не требовалось. Невесты же при сговоре не было.7 И только после этого совершается свадьба. Свадьба сопровождалась множеством обрядов, как народных, так и церковных. Важно обратить внимание на то, что при заключении  браков, учитывалось родство брачующихся -  запрещались браки с родственниками. Этому есть свидетельства и у иностранных гостей. Сигизмунд Герберштейн сообщает нам, что в брак было ринято вступать таким образом, чтобы не сочетаться с родственником или свойственником четвертой степени. «Они считают ересью, если родные братья женятся на родных же сестрах. Равным образом, никто не посмеет взять в жены сестру свояка»8. Ему вторит А. Мейерберг, говоря о запрете соединяться брачными узами родственникам в 4 колене, а также крестным  и крестникам.9 Эти запреты существовали в действительности и выполнялись строго. В сообщениях иностранных гостей нет ни слова о том, что были браки между родственниками.

     У Петра Петрея есть достаточно верное описание свадебного церемониала, его сообщение весьма любопытно. Желающий жениться и посватать за себя чью-нибудь дочку, не важно беден ли он или богат, какое у него происхождение, не может свататься сам и лично переговорить с девушкой – это считалось бы позорным для него. Наоборот, отец взрослой девушки, желая выдать ее замуж, идет к знакомому ему молодцу, за которого он бы охотно выдал свою дочку, и говорит с ним в таких словах: «Твои родители, мой друг, мои хорошие приятели; ты, твой нрав и приемы мне очень понравились; имя у тебя честное; все тебя любят, потому-то мне и хочется выдать за тебя свою дочку, если только она тебе полюбится. Приданого за нею столько-то в разных вещах: в серьгах, …. и другом домашнем имуществе».

     Если сойдутся они, молодец отвечает, согласен он или нет, а уж если согласен, то все равно о заключении брака стоило спросить у родителей. Когда его родители узнают об этом сватовстве и дают на то свое согласие, речь заходит о том, сколько отец должен дать приданого за дочерью и, покончив это, назначают день свадьбы. Заранее было запрещено видеть невесты, ее могли смотреть по особому сговору только родственники жениха, да и то их могли обмануть. Именно поэтому,- объясняет автор,-женихи и берут за приданое колченогих, слепых и отвратительных женщин, меж тем как желают взять других, прекрасной наружности. И именно вследствие этого часто приходилось видеть большие ссоры и равнодушие между супругами, потому что они большею частью не знакомы между собою, никогда не видались прежде, а отданы друг другу и обвенчаны вместе. ….

     Когда наступит день свадьбы, его играли с изобилием в кушаньях и напитках. При этом многие гости сильно напивались. 10

     В первый день обычно происходило венчание молодых в храме. Однако, стоит  подчеркнуть тот факт, что первый день женитьбы начинался с обряда народного. В этом мы можем просмотреть проявление языческих верований в народе, которые, несмотря на прошедшие несколько столетий оставались живучими, да и существуют и в наши дни. Без учатсия церкви, а также соблюдения описанных правил сватания и заключения договора брак не считался действительным.

     Во  время венчания лицо у невесты обычно закрывалось фатой и открывалось только после венчания. После этого все шли из церкви в дом. Там веселились, забавлялись, ели, пили, плясали целую ночь. Свадебное празднество продолжалось, как правило, три дня, в богатых домах свадьбы гулялись по нескольку дней.11

     Женились  русские рано. Для женщин возраст  вступления в брак был таков – 13-14 лет, для мужчин – 15 лет. Но это  были лишь приблизительные рамки. Могли выдать и раньше. Поэтому в 1551 году Стоглав определил возраст заключения браков для девушек 12 лет, для мужчин – 15 лет.12 В реальной жизни возрастной ценз мог не соблюдаться. Кроме того, если ранее были запрещены браки с иноверцами, то в исследуемый нами период наличие и количество национально и религиозно смешанных браков заставило духовенство идти на уступки: нормой стали призывы обращать супругов и супруг-иноверцев в православие, но ненасильственно.

     Но  вот брак уже заключен, и теперь необходимо посмотреть, как строились внутрисемейные отношения. При этом в первую очередь нужно изучить взаимоотношения между мужем и женой. В «Домострое» главенствующая роль в семье отводится мужчине. Взять, к примеру, такое высказывание из него: «Следует тебе самому, господину, жену и детей, и домочадцев учить не красть, не блудить не лгать, не клевать, не завидовать…»13. Становится видно, что вся ответственность за благополучие семьи лежит на мужчине. В иностранных источниках, эта ситуация выражается через положение женщины. С.Герберштейн пишет, что положение женщин весьма плачевно. Москвичи не верили в честь женщины, если она не жила взаперти дома или не находилась под охраной.14  О том же говорит и Марко Фоскарино: «женщин, жен своих они держат не в таком почете, как другие народы: напротив, они обращаются с ними немного лучше, чем с рабынями»15.  Для XVI века эта ситуация была типичной в семье знатных людей. Женщины не занимались домашними делами, а отдавали распоряжения слугам. Однако совсем по-другому обстояло дело в семьях простых горожан, где женщины должны были выполнять все домашние дела и заниматься воспитанием детей. Женщины простого звания, - по словам П.Петрейя, мещанки и крестьянки выполняли по дому и на поле обычно большие и трудные работы. Работали они зачастую наравне с мужчинами, а иногда даже и больше их. В круг их обязанностей входило: варить, мыть, прясть и шить, также носить дрова и воду, изготовлять и доставать все нужное для домашнего хозяйства.16 Действительно, рядовые горожанки трудились от рассвета до заката. Вставали они рано, в трудовых семьях все успевали  лишь перекреститься на образ и приступали к привычной работе. Завтрака не было, питались остатками вчерашней пищи. 17

     Говоря  о том, что русские женщины  находятся не в почете, иностранцы были частично правы, а частично нет. Они видели лишь внешнюю сторону семейной жизни горожан, от них порой ускользал тот момент, что женщины могли влиять на мужчин, прямо или косвенно, как в общественной жизни, так и в повседневной. Не стоит упускать из внимания и тот факт, что к XVII веку происходят изменения в положении женщин. Они постепенно упрочняют свои права. Происходит некоторое отступление от принципов строгого подчинения жены главе семьи, а также начинает цениться то, что ранее было недопустимо, к примеру, стала учитываться житейская мудрость жены, ее красота, общительность, умение со всем управляться и т.д.18 Ведь не даром появилась поговорка «Бес там не сообразит, где баба доедет». В XVII  веке идеальным супругом был мужчина, который умел доверять и верить своей избраннице. По словам Пушкаревой Н.Л., в памятниках XV- XVI веков – роль женщины в семье оценивалась, как вспомогательная, а в XVII веке определена как дополняющая.19 Даже в «Домострое» содержится глава о том, как «мужу с женой советоваться об устроении домашнем»20, не жене с мужем, а наоборот, что подтверждает возросшую роль женщины в семье. Кроме того, как отмечает В.Иваницкий, в семье функции между мужским и женским разделялись не столько по роду, сколько территориально. Женщине принадлежало внутреннее пространство, мужчине – внешнее. И это делало хозяйку сильной фигурой, т.к. мужчины могли часто отсутствовать (война, служба, торговые поездки и т.п.).21

     В «Домострое» мы можем встретить  разделение жен на «добрых» и «злых». В нем рассказывается, какими должны быть добрые жены  - делающие «мужу своему жизнь благую», чтобы он не печалился о доме своем. 22От доброй жены ожидали готовность много работать, житейскую мудрость, умение вести дом, быть верной и целомудренной,  а также!!! равнодушно внимать изменам мужа во имя сохранения семьи и не держать ревности.

     В повествованиях иностранцев часто можно встретить сведения, касающиеся нравственного поведения простых горожанок. В большинстве случаев перед читателями источников рисуется плохое представление о них. Марко Фоскарини говорит, что «другие женщины совращаются за дешевую плату, чрезвычайно  расположены к иноземцам, охотно ложатся с ними и отдаются, лишь бы только попросили их».23  И таковые сообщения не являются единичными. Вне всякого сомнения, что изменяли своим женам и мужья, однако для них последствия были не столь серьезны, как для женщин. Возможно, это происходило потому, что любви между супругами зачастую просто не было, оттого, что браки заключались между женихом и невестой, которые ранее не виделись.24  Возможно, в этом и кроется одна из причин измены.

     В XVI веке выходить замуж или жениться несколько раз не приветствовалось. Но, тем не менее, такая практика имела место. Но в XVII происходят изменения по отношению к супружеству. Это подтверждают и слова  А.Олеария, который говорит, что у русских имеется правильный брак, в котором каждому разрешается иметь только одну жену. Если жена у него умирала, мужчина имел право жениться вторично и даже в третий раз, но в четвертый раз ему уже не давлали на это разрешения25. Жан Маржерет пишет о том же: «У этого Ивана Васильевича было 7 жен, что противоречит их религии, не позволяющей жениться более трех раз…»26Становится видно, что ко второму и последующим бракам стали относиться терпимее. Обычно заключали повторный браки, если один их супругов уходил в мир иной, или в случае разводов. Развод был нежелательным, это было вопреки христианской вере. Обычно разводы  происходили, если в браке долго не было детей, если один из супругов изменял. В более невыгодном положении была женщина.  Мужчины же могла разводиться, отправляя жен в монастырь, причем это могло происходить насильно. Тому свидетельство мы встречаем у Жана Маржерета, который сообщает нам, чтто муж разводился с женой под любым предлогом , при этом жена против воли уходила в монастырь.27  Мужчины же изменяли значительно чаще своих жен, но для них разврат не считался таким преступлением как для женщин. Зачастую развод был вызван, как ранее сообщил нам Петрей отсутствием любви между супругами и равнодушием.

     Говоря  о взаимоотношениях в семье между  мужчиной и женщиной, не  стоит  забывать и о детях. В исследуемый нами период во всех русских семьях обычно рожали помногу детей. Естественно, что воспитанию в таком случае не уделяли много внимания, но, тем не менее, правила воспитания существовали. В XVI-XVII веках между родителями и детьми господствовал дух рабства, прикрытый ложною святостью патриархальных отношений. Почтение к родителям считалось по нравственным понятиям ручательством здоровой, долгой и счастливой жизни.  Все воспитание детей было основано на религии, именно поэтому. Чем благочестивее был родитель, тем суровее он обращался с детьми.28 «Домострой» призывает любить и беречь детей, но вместе с тем и «страхом спасать, уча и наказуя».29

     Как только рождался ребенок его непременно крестили, так как некрещеный, с точки зрения религии, не имел никаких прав — даже права на погребение.  Здорового ребенка в XVI—XVII вв. полагалось крестить в церкви на восьмой день после рождения. Если имя ему давали иногда и в самый день рождения, то при этом называли обычно в честь одного из святых, которых поминали на восьмой день после рождения.30 Еще до крестин выбирали крестных отца и мать ребенка — кума и куму. Рассказ П.Петрея это подтверждает: «С новорожденным младенцем поступают следующим образом: только что он родится, приводят священника, который читает сперва какие-то молитвы перед домом, где находится родильница, несколько раз опускает вниз голову, велит родителям отнести в церковь и крестить младенца и потом идет своей дорогой, пожелав родильнице здоровья, с обыкновенными у них обрядами. Родители сейчас же посылают за тремя мужчинами и тремя женщинами, которые должны быть кумовьями и свидетелями, что дитя крещено»31

     По  существовавшим у всех христиан обычаям  кум и кума играли большую роль в судьбе своего крестника в течение всей его жизни. Они считались «восприемниками», покровителями новорожденного не только церковью (рассматривавшей их участие как ручательство к тому, что крещаемый ребенок верит), но и широкими кругами населения.32

     Что касается воспитания ребенка, то до семи лет было принято учить ребенка произносить хорошие и чистые слова, то есть заботиться об их моральном воспитании, а после учить ребенка делу. В «Домострое» есть этому подтверждение: «и по времени, по детям смотря и по возрасту, учить их рукоделию: отцу сыновей, а матери дочерей; кто чему достоин, каков кому смысл Бог даст;».33 Девочек обычно учили вежеству и рукоделию, для того, чтобы они к своей свадьбе готовили уже приданное. Мальчиков обучали мастерству – благо в Москве было огромное количество ремесел. Согласно тогдашним правилам, начиная уже с семи лет, ребенок должен был ходить на исповедь и причащаться Святых Тайн.  

Информация о работе Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века