Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание

В центре жизни москвичей, да и всего русского народа находилась семья. Она играла очень важную роль в русском обществе. В Домострое, важнейшем русскоязычном источнике XVI века, в самом начале можно найти очень интересное высказывание: « в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и детьми и с домочадцами…».2

Работа состоит из  1 файл

Глава III.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

   Теперь  же обратим наш взгляд на женские  одеяния. Обычно женщины носили длинные рубахи с длинными рукавами, цвета белого или красного. К рукавам пристегивались запястья, вышитые золотом и украшенные жемчугом (у зажиточных) Сверх рубахи одевался летник. К нему пристегивалось шейное ожерелье. Оно состояло из тесьмы, очень часто черного цвета, вышитой золотом и унизанной жемчугом; к воротнику летника оно пристегивалось пуговицами. Из верхней одежды женщины носили опашни, телогрей, а зимой одевали шубы. На голову замужние женщины надевали волосняки или подбрусники – своеобразные шапочки. Они всегда богато украшались. Замужние женщины всегда обязаны были их носить, т.к. оставлять волосы на показ считалось стыдом. Зато незамужние девушки могли свободно заплетать косу.56 При этом вплетали в волосы красивые яркие ленты. Косу заплетали как можно слабее и пошире.  Этот обычай сохранился и до XVII века. Свидетельство тому мы можем найти у А.Олеария: «Женщины скручивают свои волосы под шапками, взрослые же девицы оставляют их сплетенными в косу на спине, привязывая при этом внизу косы красную шелковую кисть».57

   Женщины любили носить разного рода украшения. Это были разнообразные серьги, обручи или зарукавья, перстни, кольца, цепочки  с крестиками. Естественно, что у  богатых женщин они были в основном из серебра и золота с драгоценными камнями. Бедные женщины могли позволитьсебе лишь медные и редко серебряные украшения. Как отмечает Дж.Флетчер «без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины».58

   Познакомившись  с основными мужскими и женскими одеяниями, стоит сказать про особенности, связанными с ношением одежды.

   Во-первых: на первый взгляд, могло показаться, что существовало огромное разнообразие в одеждах. Однако, на самом деле, как у богатых, так и у бедных одежда была практически одинакова. Разница заключалась лишь в количестве одежд и в той материи, из которых она делалась. По этому поводу следует привести сообщение Дж.Флетчера: «платья простых дворянских жен отличается только материей, но покрой один  и тот же».59 Богатые жители столицы носили одежды, сшитые из роскошных тканей – тонких сукон, шелков, бархата и т.д. эти ткани, как правило, привозились из-за границы. На долю простого горожанина приходились ранее упомянутые лен, холст и грубошерстные ткани. М.Г.Рабинович говорит, что домотканая холщевая и шерстяная одежда была основной у беднейших горожан и окрестных крестьян.60 Шили одежду обычно дома. Отдавать на сторону не считалось даже признаком хорошего хозяйства. В «Домострое» даже есть специальная глава, посвященная тому, как кроить различную одежду и беречь остатки и обрезки.61 Лишь феодальная знать пользовалась услугами многочисленных портных.

   Во-вторых было принято украшать одежду. Делалось это при помощи пуговиц, вышивки, жемчуга. Чем богаче человек, тем наряднее были его одежды. Пуговицы делали иногда из жемчуга, золота или серебра. Они были разные по размеру. Бедняки носили оловянные пуговицы, таких же форм, как и богачи. Расшивались обычно запястья, ворот одежды, и низ. «Богатые и знатные оторачивают воротники самым лучшим, круглым и крупным жемчугом, какого только могут достать. Некоторые употребляют для того драгоценные камни, другие серебряные, золотые, шелковые и нитяные пуговки, кому какие следуют по званию и богатству».-сообщает нам П.Петрей62

   В-четвертых, многие приезжавшие иностранцы писали, что женские костюмы подобны мужским. В принципе, что-то общее было, но, несмотря на это, женщину всегда можно было отличить от мужчины без труда.  Детей же было труднее различать, т.к. и мальчики и девочки ходили в одних длинных рубашонках.

   В-пятых, одежда, пока была цела, очень ценилась. Ее завещали по наследству не только рядовые  граждане, но и князья. Рядовые горожане берегли свою простую одежду, не бросали ее до полного износа. Даже совсем износившуюся одежду не выбрасывали, а употребляли на починку другой одежды и на тряпье для различных хозяйственных нужд.63

   Стоит обратить внимание еще на то, что  москвичи, равно как и все русские  имели правило по дому ходить в простой одежде. Зато когда им необходимо было выйти «в  свет» они сильно преображались, надевая самые лучшие наряды. «Пока они сидят дома, одежда на них самая плохая и оборванная, что ни есть хуже. Когда же выходят гулять или навестить своих приятелей, в церковь, на торг или в кремль, одеваются в самое лучшее нарядное платье, какое есть у них, а пришедши домой, опять снимают его и хранят бережно в сундуках и ящиках, чтобы оно всегда было чисто и опрятно, если захотят опять надеть его, и снова берут и надевают свои старые лохмотья, которые обыкновенно носят дома. Этого обычая держатся все, как высшего, так и низшего звания лица, мужчины и женщины, старики и молодые.»,-сообщает нам П Петрей. Тому же учит и «Домострой»: «А самому государю и государыне, и детям, и слугам, какое случится делать дело, то облачиться в платье повседневное и в сапоги также; а в праздники и в ведро, или при людях, или к церкви идти, и в гости – то лучшее платье надеть с утра да бережно ходить…С праздника и из церкви, или из гостей воротясь, лучшее платье с себя снять; пересмотреть и высушить, и вымять,  и вычистить, и хорошо уложить, да упрятать».64 Таков был обычай повсеместно.

     Возвращаясь к особенностям одежды москвичей, важно  отметить тот факт, что они не заботились об изяществе формы, ни о вкусе, ни о согласии цветов, главное чтобы одежда блестела и пестрела.65 По словам М.Н. Тихомирова, Москва была законодательницей мод. Именно по московским образцам одевались щеголи того времени.66

   Познакомимся  теперь со столом москвича XVI-XVII веков. Русская кухня была вполне национальной. Стол русских всегда удивлял иностранцев. Так Дж.Флетчер говорил, что стол русского человека очень странен.  Приступая к еде они обыкновенно выпивают чарку, или небольшую чашку водки.67.А А.Олеарий говорит, что «Непривычны они к нежным кушаньям и лакомствам. Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой…». 68 Слова последнего близки к истине.

   Москвичи  всегда употребляли в пищу хлеб, который по преимуществу был ржаной. К тому же он был свойственен не только для бедных людей, но и для богатых. Пшеничный же хлеб был  менее распространен. Но все же, из кушаньев, приготовленных из теста, первое место занимали пироги. Их пекли с разнообразными начинками, то могли быть пироги с рыбой, мясом, грибами, маком, горохом, репою, капустою, с разнообразными фруктами. Маленькие пироги обычно назывались пирожками. Также обычно пекли оладьи, сырники,  блины, хворосты.

   Обычным блюдом стола были каши. Они готовились из овсяной, гречневой, пшенной крупы. Каши обычно сдабривали маслом или салом. Кроме того, готовили и различные супы. В пищу употребляли различные виды мяса. Как отмечает М.Г.Рабинович, оно  употреблялось в пищу чрезвычайно экономно69. Домострой подробно описывает, как следует в домашних условиях разделывать тушу забитого животного – барана, яловицы, свиньи, чтобы не пропало ничего.

   Но особым угощением стола была рыба. Ее употребляли в различных видах: жаренную, варенную, пареную, сушеную, вяленную, копченую. Существовали и различные способы ее приготовления. В Москву  рыбу обычно привозили с севера из Карелы.70 Даже если она испортилась ее все равно употребляли в пищу. Этому есть свидетельство у А.Олеария: «в Москве преобладает грубая соленая рыба, которая иногда, из-за экономии соли сильно пахнет».  Обычно рыбу употребляли в посты, когда запрещалось есть мясо.  Но когда считалось грехом употреблять и рыбу, то москвичи питались капустой, свеклой, пирогами с растительной начинкой.   У А.Олеария содержится еще одно интересное сообщение по поводу русских блюд. Он говорит, что «Есть у них весьма распространенное кушанье, которое они называют «икрой»: она приготовляется из икры больших рыб, особенно из осетровой и белорыбицы. …Это неплохое кушанье…»71

   Особенность русского стола заключалась в том, что русские ко всем своим кушаньям любили примешивать разные приправы, а в особенности лук, чеснок и шафран. И как результат  этого, по замечаниям иностранцев, неприятный запах. Кроме того, на стол всегда ставили перец, горчицу и уксус, шафран, имбирь. Некоторые приправы привозились из Азии  и из Западной Европы

   Питье у москвичей было не очень разнообразным. Пили в основном квас, мед, морс, пиво, из горячительных напитков водку  и вино. Квас, мед и морс были обычным  питьем для всего населения. Этому есть свидетельство и у  Адольфа Лизека: «Простой народ приготовляет квас, наливая отруби водой и бросая туда раскаленные камни и кирпичи»72. Наиболее распространенным напитком являлся хлебный квас. Его употребляли все – богатые и бедные, старики и дети, крестьяне и горожане. Квас готовили в каждом доме из сухарей, замешивая их на воде с солодом, отрубями и мукой.73

   Однако  особо славился мед. Его восхвалял  и А.Олеарий: «Великолепный и очень  вкусный мед они варят из малины, ежевики вишен и др.»,74благо эти ягоды были распространенны в Москве вследствие того, что в городе при дворах зачастую располагались сады, что не ускользает от взгляда иностранных гостей. Вообще, виды медов были разнообразны: вишневый, смородиновый, можжевельный, обарный, приварный, красный, белый, белый паточный, малиновый, черемховый, старый, вешний, мед с гвоздикой, княжий и боярский.75 Раз уж речь зашла о меде, стоит подчеркнуть, что это был практически единственный продукт, который можно было употреблять так, как мы теперь употребляем сахар.

     Нельзя  упустить из внимания тот факт, что при Михаиле Федоровиче  впервые появился чай. Он был  редкостью, и сначала ему приписывались  целебные свойства. Но так как  он был новинкой, привезенной  с востока, то в середине  XVII века его могли позволить себе лишь знатные люди.

   Среди спиртных напитков была распространена водка, которая появилась в XVI веке и получила широкое распространение. Вино же употребляли в знатных домах, и было оно в основном привозным. Спиртные напитки обычно употребляли по разным праздникам и поводам, к тому же, русский народ издавна славился любовью к попойкам.76 Но об этом чуть позже.

     Особо стоит отметить тот момент, что  пищевая культура горожан была теснейшим образом связана с религией. Это выражалось в наличии постов. У многих иностранцев можно встретить упоминания о них. Взять, к примеру, сообщение Августина Мейерберга: «Москвитянам предписано много постов, которые, впрочем, они соблюдают строго. Круглый год по середам и пятницам они изгоняют со своих столов мясо, яйца и молочные кушанья, а в остальные дни дозволяют всякую пищу…».77

     Все москвичи, независимо от их происхождения  и занимаемого ими положения  обязаны были соблюдать посты. В  результате этого русский стол того времени делился на постный и  скромный (пост и мясоед). В пост запрещалось употреблять (как непосредственно, так и для приготовления каких-либо кушаний) мясо, молоко и молочные продукты, в мясоед все это разрешалось. Главных постов было четыре. Наличие их не ускользает от взгляда гостей столицы. Петр Петрей рассказывает нам: «Первый пост продолжается 8 недель перед Пасхою, и в это время, особливо в продолжение семи недель, они не могут есть ни мяса, ни молока, ни яиц….. Другой пост начинается с понедельника после Троицы и продолжается до дня св. Петра и Павла и называется у них Петровым постом, оттого что они очень почитают этого апостола, который, по словам их, привратник и имеет у себя ключ от неба…. Третий пост бывает в честь Девы Марии, начинается 1 августа и оканчивается 14 числа того же месяца… Четвертый называется постом св. Филиппа, бывает по их месяцеслову 12 ноября и продолжается 6 недель до Рождества Христова.».78 действительно данным иностранцем посты и их время описаны достаточно верно. Весной был главный – Великий пост (семь недель перед Пасхой), летом – Петровский (через восемь недель после пасхи, до 29 июня), Успенский – с 1 по 15 августа, зимой – Рождественский, или Филипповки (перед рождеством), с 15 ноября по 24 декабря). Кроме этих постов существовали и некоторые другие, более короткие. Также на протяжении всего года два дня в неделю – среда и пятница – объявлялись постными.  В общей сложности, как отмечает М.ГРабинович,- в году более 200 дней были постными, мясоед составлял меньшую часть года. 79 

     Кроме того, во время постов необходимо было вести себя праведно и не грешить. Посты соблюдались очень строго, за нарушение их обычно наказывали. Этому есть и свидетельства: «Эти посты держат они очень строго, так что если окажется такой, который ведет нечестивую жизнь, пьет, гуляет, играет в зерна, развратничает или мошенничает либо оскверняет себя какими-нибудь непристойными делами, того монахи и священники наказывают очень строго, подвергают большой епитимье, смотря по его грехам».80

   В общих  чертах стоит сказать, что пищевая  культура москвича в полной мере зависила от церковных правил. Что есть, когда есть – разрешали и щапрещали многочисленные посты. Стол горожанина в большей степени был прост, и в пищу шли продукты, привозимые с окраин города и других городов, или выращенные самими москвичами. Лишь зажиточные граждане могли позволить употреблять в пишу продукты, привезенные из далека, т.к. они стоили много денег. Русский стол в исследуемое время можно с уверенностью назвать национальным, т.к. в нем присутствовали такие блюда, употребление которых было свойственно только московитам.  

   2.3. Публичная жизнь и досуг москвичей

     Одной из  сторон повседенвности является проблема досуга и публичной жизни. Здесь исследователь может обнаружить множество сюжетов. Если опираться  на нашу тему, то речь должна идти о религиозных и других массовых праздниках, о царских выездах, о дружеских визитах, застольях, попойках и п.т. К тому же, изучая формы досуга можно выйти на такую особую проблему как алкоголизм. Ее исследование поможет разобраться, почему пьянство занимало и занимает такое большое место в жизни россиян, превращаясь в реальную угрозу для жизни нации. Обращая внимание на разного рода питейные заведения – говорит Ю.А.Поляков, можно выйти на проблему преступности - ведь многие преступления свершались в состоянии алкогольного опьянения. 81 Познакомимся теперь поближе с досугом москвичей, а также с их публичной жизнью.

   В начале разговора о публичной жизни, необходимо отметить, что в большей  своей степени она была подчинена  религии, которая оказывала на нее существенное влияние. Москвичи, как и преобладающее число населения, находились в православной вере.

   Именно  с религией был связан ряд праздников, которые отмечались общенародно. Как  отмечает С.Герберштейн : «Именитые  мужи чтут праздничные дни тем, что по окончании богослужения устрояют пиршество и пьянство и облекаются в более нарядное одеяние, а простой народ, слуги и рабы по большей части работают, говоря, что праздничать и воздерживаться от работы – дело господское. Граждане и ремесленники присутствуют на богослужении, по окончании которого возвращаются к работе, считая, что заняться работой более богоугодно, чем попусту растрачивать достаток и время на питье, игру и тому подобные дела. Человеку простого звания запрещены напитки: пиво и мед, но все же им позволено пить в некоторые особо торжественные дни, как например, Рождество Господне, праздник Пасхи, пятидесятница и некоторые другие, в которые они воздерживаются от работы, конечно, не из набожности, а скорее для пьянства»82.  Праздничные дни по церковным правилам должны были посвящаться религиозным обрядам и «благочестивым» занятиям, но на практике эти правила могли соблюдаться только высшими слоями. Когда отмечались религиозные праздники, обычно устраивали крестный ход в центре города. Самые торжественные крестные ходы бывали 6 января, в день Богоявления, и в Вербное воскресение. В них участвовали как представители духовенства, так и члены царской фамилии. Святки были временем уличных маскарадов, сопровождавшихся самым буйным весельем. В Рождественский сочельник и затем в течение двенадцати дней, до самого Крещения, на улицах появлялись ватаги ряженых мужчин и женщин, в масках и маскарадных костюмах.

Информация о работе Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века