Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Июля 2011 в 20:24, курсовая работа

Описание

В центре жизни москвичей, да и всего русского народа находилась семья. Она играла очень важную роль в русском обществе. В Домострое, важнейшем русскоязычном источнике XVI века, в самом начале можно найти очень интересное высказывание: « в этой книге найдешь ты некий устав о мирском строении: о том, как жить православным христианам в миру с женами и детьми и с домочадцами…».2

Работа состоит из  1 файл

Глава III.doc

— 227.50 Кб (Скачать документ)

     Примерно  с пятнадцати лет дети служилых людей  шли на службу, дети купцов – в лавки, а дети ремесленников – за верстак или наковальню. Девушек к этому времени должны были выдавать замуж.34 

     Раз уж речь зашла о воспитании ребенка, необходимо сказать и об его образовании  и обровательной системе в  целом.

   В XVI-XVII века уровень грамотных и образованных людей был не велик. Но, тем не менее, в этой сфере происходили изменения к лучшему. По сообщениям иностранцев образование как такового горожане не получали. Гости столицы, приезжая в город  ощущали существенную разницу между своим народом и горожанами.

   Джованни  Паоло Компании, побывавший в Москве в 1581 году говорит, что «В Московии нет  ни одной  гимнасии, в которой  юношество обучалось бы свободным наукам»35. Дж.Флетчер делает достаточно верное замечании по поводу того, что «они (русские) обладают хорошими умственными способностями...», однако не имеют тех средств, какие есть у других народов, для развития своих дарований воспитанием и наукой. Также автор данного источника считает, что происходит это потому, что образованные граждане не нужны в стране с таким правлением, как в Московии. 36Жан Маржерет вообще говорит, что в Москве не было ни одной школы и ни одного университета. А молодежь читать и писать учили священники, однако это привлекало немногих37. Для западных гостей столицы это было удивительно и непривычно. Обучение грамоте, в большей степени, было доступно детям высшей аристократии, духовенства и состоятельных горожан, поэтому-то грамотных было немного. Не стоит также забывать, что именно в Москве появился в 1553 году первый печатный двор, а уже в следующем году вышла  первая печатная книга «Апостол». До этого момента книги писались и переписывались от руки. Это говорит все же о наличии спроса, хоть и небольшого на литературу. Такая ситуация с образованием горожан была в XVI веке. Но уже в XVII столетии ситуация стала меняться.

   В XVII веке русская культура постепенно освобождалась из-под влияния церкви, продолжавшей претендовать на исключительную власть над умами. К знаниям начинают тянуться представители разных слоев населения. Среди торгово-промышленного люда Москвы в течение XVII века существенно возросло число грамотных, судя по собственноручным подписям под приговорами некоторых слободских сходов, а также при судебном разбирательстве. Обучение грамоты обычно проходило в домашних условиях, но уже в середине XVII века стали появляться учебные заведения.38 За вторую половину XVII века Печатный двор издал до 450 тыс. букварей и других учебных книг, не считая обширной церковной литературы. Популярен был букварь В.Бурцова, в 1648 году вышла «Грамматика» М.Старицкого, а в конце века – «Азбуковник» К. Истомина, облегчавший усвоение грамоты благодаря обилию умело подобранных иллюстраций.

   Потребность же в более систематическом образовании  привела к возникновению в 1687 году в Китай городе Славяно-греко-латинская академии. Первыми студентами были ученики типографской школы и молодые люди из знатных боярских и дворянских родов.

   Среди москвичей имели успех литературные произведения в прозе и стихах. Чтение «житий святых» не могло уже  вполне удовлетворять любознательного москвича, хорошо знакомого с жизнью родного города, с его бедами и радостями.

     Но, все-таки, в основной массе своей, население города все-таки  было необразованным.

     Говоря  о приватной жизни,  стоит затронуть  такую ее сторону как здравоохранение. Дело в том, что в исследуемое время больниц, аптек, и образованных врачей практически не было. Они стали появляться только в XVII столетии. Поэтому население обычно лечилось народными методами или пользовалось услугами знахарей и лекарей. Ну а теперь поговорим обо всем этом поподробней.

     У иностранцев в своих сочинениях находятся интересные сведения о том, как лечились горожане от болезней. Большинство стран западной Европы в XVI-XVII века находилось на более высоком уровне развития, и, естественно, что система здравоохранения была развита намного лучше, чем в Московском государстве. О чем, собственно говоря, сообщают нам источники. Так, французский капитан Жан Маржерет, описывающий Московское государство начала XVII века, говорит, что москвичи, да и весь русский народ, не знали, что такое врач. Врачи были лишь у царя и некоторых главных вельмож. Многие методы медицины, используемые для лечения больного, они даже считали нечистыми, неохотно принимали таблетки другое тому подобное. «Но если простолюдины заболевают, они берут обычно водки на хороший глоток и засыпают туда заряд аркебузного пороха или же головку толченого чеснока, размешивают это, выпивают и тотчас идут в парильню, столь жаркую, что почти невозможно вытерпеть, и остаются там, пока не попотеют час или два, и так поступают при всякой болезни».39 Такие же сведения приводит и А.Олеарий, который говорит, что лучшим лекарством среди народа в большинстве случаев были водка и чеснок.в то время как знатные господа обращались к совету немецких докторов и к настоящим лекарствам.40 Эти два автора, кроме того, отмечают, что народ вообще здоровый и болезням подвергаются только старые люди. Дело в том, как отмечает Н.И. Костомаров, что русские, лишенные удобств жизни,  с детства приучались переносить голод и стужу, юношам считалось неприличным спать на постели, а простой народ вообще не знал, что такое постель. Посты же приучали народ к простой и скудной пище. Из болезней только эпидемические наносили значительное опустошение, потому что меры против них были слабы. 41 А вообще от болезней искали средств более всего в церковных обрядах и прибегали также к травникам, составлявшим класс самоучек-лекарей. Ученые медики были иностранцы и находились они только при царском дворе, и то в небольшом количестве. То, что врачей не было  в XVI веке, подтверждает и «Домострой». В нем говорится, что если Бог пошлет на кого болезни или какую скорбь, то лечиться от этого нужно Божьей милостью, слезами, молитвой, постом да истинным покаянием42… - и ни слова о врачах или знахарях. Несмотря на это, в Москве были частнопрактикующие лекари и лекарки. Рядовые жители обычно прибегали к средствам народной медицины, но нередко призывали и всякого рода «чародеев и кудесников и волхвов».43

     Первая  больница появилась в Москве в 1654 году во время эпидемии чумы. Она была открыта на частные средства и находилась близ Красной площади. Ко второй половине XVII столетия относится и появление первой городской аптеки. В ней продавались лекарства, приготовленные из трав и растений. Открытие аптеки имело целью подорвать деятельность многочисленных знахарей и «ведунов», продававших множество «непотребных трав и зелий».44

     Так была устроена частная жизнь горожан. Несомненно то, что семья играла важнейшую роль в повседневности москвичей, да и всего русского народа. Вне семьи жизнь человека – независимо – мужчины или женщины – была неполноценной. В ней господствующее место по-прежнему занимал мужчина, но к XVII века женщины упрочняются в своих правах и играют большую роль в семейных отношениях, чем прежде. Но и семейные практики – взаимоотношения между супругами, с детьми были подчинены религиозным правилам. Детей воспитывали в строгом подчинении родителям, уже с ранних лет их обучали полезному делу, в зависимости от пола. Обучение еще не было особо распространено в среде рядовых горожан, поэтому многие были неграмотными. Что касается лечения заболевших, то здесь в большей мере господствовали методы народной медицины, к профессиональной помощи врачей в городе стали прибегать лишь в середине XVII века.  

   2.2. Условия жизни: одежда и пищевая культура горожан

   В нашей  первой главе мы частично затронули  условия жизни городан, теперь же дополним эту картину, изучив особенности одеяний горожан, а также их пищевую культуру.

   Прежде  чем говорить о том, что носили рядовые москвичи, необходимо представить себе, что представлял собой среднестатистический житель столицы. Начнем сначала с физических данных, так как о них содержится много информации в источниках иностранного происхождения, и в основном она схожа. Дж.Флетчер в своем произведении повествует нам о том, что «они(русские) чаще всего роста высокого и очень полны, почитая за красоту дородность, и вместе с тем стараются опускать и растить длинную и вместе с тем окладистую бороду». Схожее, но более полное сообщение о физических данных русского человека и его внешних особенностях можно встретить у А.Олеария, долгое время находившегося в столице. Согласно ему, русские мужчины - большей частью рослые, крепкие люди, кожею и натуральным цветом своим сходные с другими европейцами. Они носят длинные бороды и у многих есть толстые животы. Те, у кого эти качества имеются, пользуются у них большим почетом. Усы у них свисают низко надо ртом. Волосы на голове только их попы, или священники, носят длинные, свешивающиеся на плечи; у других они коротко острижены45. Также он сообщает, что, если кто погрешит перед его царским величеством, или впадет в немилость, то тот должен отпускать волосы до тех пор, пока длится немилость. Схожие данные содержатся у Дж.Турбервилля:

      Русские люди полнотелы, 
      'Большинство имеет животы, скрывающие талии,  
      С плоскими головами и лицами, ничего не выражающими,  
      Но коричневыми из-за близости очага и воздействия воздуха.  
      У них есть обычай обривать или стричь волосы на голове. Никто не носит в этой стране вьющихся локонов,  
      Кроме тех, кто имеет нерасположение от господина своего.  
      Тогда он больше не обрезает свои волосы, пока его не простят46.

   Петр  Петрей также сообщает нам, что русские обыкновенно высокие, крепкие, дородные и статные молодцы.47 Эти сообщения очень похожи, что дает нам основание принять их за действительность. Тем более, что, находясь длительное время в столице, невозможно было упустить такие повсеместные черты русского человека из внимания. 

   Что касается внешнего вида женщин, то по этому поводу А.Олеарий  говорит, что они обычно бывают «среднего роста, в общем, красиво сложены, нежны лицом и телом…»48. Однако, многие иностранцы отмечают, что русские женщины очень много красятся, что идет им не на пользу. Было это и в XVIв., и в XVIIв. Дж. Флетчер говорит, что русские женщины белятся и румянятся так много, что каждый может это заметить. Однако москвичи не обращали на это внимания, потому что таков был обычай. Мужья же сами позволяли покупать своим женам и дочерям белила и румяна для крашения лица, таким образом «из страшных женщин они превращаются в красивых кукол. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют».49 В записках француза Де ла Невилля мы читаем о том же самом: «Безрассудство женщин доходит до того, что они красят себе лицо, бреют брови, места коих раскрашивают в разнообразные цвета»50. Схожие сведения мы можем встретить и у А.Олеария51. Однако он признает, что это русский обычай, а также то, что русские женщины от природы красивые. И если женщина не будет краситься, то это будет отклонение от общепризнанных норм.

   Таковыми  по телосложению представлялись мужчины  и женщины приезжим гостям. Это были достаточно крепкие и, в общем, неплохо сложенные люди в основной своей массе.

   Кроме того, по данным археологии и из сообщений иностранных гостей можно представить, как одевались жители столицы. Особенно в данном случае будут интересны рассказы гостей столицы, так как приезжим людям с другой культурой было сложно не заметить различия и особенности одежды.

    Одежда  была не только средством защиты  от внешних воздействий среды,  но и играла в средневековом  обществе роль  социального «паспорта», отражавшего сословную принадлежность, состоятельность, семейное положение  ее владельца52.

   У Турбервилля мы можем найти такое сообщение об одеяниях горожан:

   «Одежда их невесела и неприятна для глаз.

   Шапка  возвышается над головой, она  торчит очень высоко.

   Колпак  называют они ее. Они совсем не носят  брыжи.

   Знать имеет воротники, украшенные жемчугом, рубашка называют.

   У русских  длинные рубахи, они их вышивают по низу

   И на рукавах  цветными шелками на ширину более  двух дюймов.

   Поверх  рубахи надевают они одежду жакет

   Под названием  однорядка; вокруг толстой талии  завязывают

   Свои  портки, на место славных бриджей.

   Одежда  их вся из льна, нет никаких вариантов.

   Пару  вязанных носков, чтобы сохранить  тепло,

   Вместе с башмаками носят в России: их каблуки подбиты

   Пластинками из железа, а носок заострен.

   Поверх  всего надевается шуба меховая, так  ходят русские.

   Пуговицы на шубе – по положению:

   У кого из шелка и серебра, а у беднейших

   Нет вовсе  шуб, они носят большие одеяния,

   Закрывющие  их до икр, которые зовутся армяк-

   Так одеваются  русские…»53

    В  целом стоит сказать, что данное  автором описание, верно. Содержатся  у него и названия русских одежд. Но есть и неточности: кроме льна одежду желали еще из шерстяных тканей. По этому поводу стоит сказать, что  простые горожане носили одежды преимущественно из тканей местного производства, выделанные подмосковными крестьянами в ремесленных свободах Москвы или даже вытканные на дому. Что касается цветовой гаммы, то цвета одежд не были «невеселы» для глаз. Наоборот, особенно по праздникам люди любили приодеться, и здесь в большинстве случаев господствовал красный цвет.

   А.Олеария  говорил, что одежда мужчин очень похожа на греческую. 54 Носили они сорочки, которые были длиной чуть наже пояса, у некоторых из них клинышки под мышками.У богатых вороты и места вокруг кистей рук сорочек обычно были вышиты пестрым крашеным шелком, золотом или жемчугом. Ворот был на застежке. Если это богатый и знатный человек, то вместо пуговичек использовались жемчужины или золотыми и серебряными застежками. Это была исподняя одежда, которая называлась зипуном. Штаны или портки, обычно были сверху широкими, а при помощи ленты, могли по желанию суживаться и расширяться. Поверх штанов и рубахи было принято одевать еще три одежды: одна на другую. На исподнюю одежду одевали обычно кафтан, или чугу, или ферязьи либо омяк, тегиляй, терлик. Но это было еще не все одежды, на все это одевли еще длинные одеяния, спускающиеся до ног и в таком виде выходили на улицу. Верхние или накидные одежды были: опашень, охабень, однорядка, ферезея, шуба. Они были предназначены для различных сезонов года Как пишет Н.И.Костомаров исподняя была домашняя, в которой сидели дома; если нужно было идти в гости или принимать гостей, то надевалась на нее другая; третья была накидная для выхода.55 На голове обычно носили шапки, сделанный из меха или материала подастатку своего хозяина. Простые граждане обычно летом носили шапки из белого войлока, а зимой из сукна, подбитые простым мехом. Обувь была по преимуществу кожаная. Она делалась из телячьей кожи, коровьего опойка, из конской кожи. Она была разного вида: сапоги, башмаки, ичетыги. Сапоги были чаще всего красные или желтые, но встречались и зеленые, голубые, лазоревые, белые и т.д., они могли расшиваться золотом или жемчугом. Делались они в самой Москве, т.к. сапожное мастерство к тому времени было на достаточно высоком уровне. Стоит отметить, что горожане одевались значительно скромнее, чем люди с достатком. Их повседневная одежда редко украшалась золотом, серебром и жемчугами. Если рубаха богатого человека была шелковая, то у простонародья они были холщевые, это касалось головных уборов и обуви.

Информация о работе Повседневная жизнь городского обывателя в XVI-XVII века