Стандарт ИСО 15489

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 08:47, доклад

Описание

Стандарт ISO 15489 «Information and documentation – Records management» («Информация и документация – Управление документами») был принят в 2001 г. Он содержит общие требования и методологию управления документами на всех видах носителей и во всех форматах. ISO 15489 был разработан на основе стандарта Австралии AS 4390 «Records management». Определяющая идея AS 4390 – управление документацией является важнейшей частью управления деловой деятельностью организации, т. к. документ по своей сути является не только входом и/или выходом деловых операций, но и юридическим свидетельством их выполнения.

Работа состоит из  1 файл

Стандарт ISO 15489.docx

— 167.23 Кб (Скачать документ)

содержание подшитых в дело документов.  В заголовке  указываются  виды

имеющихся  в деле документов,  их автор и по какому они вопросу.  Если

наименование дела не раскрывает содержание подшитых в  нем  документов

("Разная   переписка",   "Переписка   по   общим   вопросам"  и  т.п.),

составляется новое наименование, отражающее содержание подшитых в деле

документов, и обложка дела переоформляется. Если делу нельзя дать одно

общее краткое наименование,  то заголовок составляется путем обобщения

сходных документов или перечисления наиболее важных;

     дата дела - указываются   год(ы)  заведения  и  окончания  дела  в

делопроизводстве. Датой дел, содержащих распорядительную документацию,

а также для дел,  состоящих  из  нескольких  томов  (частей),  являются

крайние   даты   документов   дела,  т.е.  даты  (число,  месяц,  год)

регистрации (составления) самого раннего  и самого позднего документов,

включенных  в дело.  При этом число (двумя цифрами) и год обозначаются

арабскими цифрами,  название  месяца  пишется  словами.  Если  в  дело

включены  документы  (приложения  и  т.п.),  даты  которых  выходят  за

крайние даты дела то под датами дела, с новой строчки делается об этом

запись:  "В деле имеются документы  за ...  год(ы)". Даты дела могут не

указываться на обложке дел,  содержащих,  например,  годовые  планы  и

отчеты, так как они отражаются в заголовках дел.

     Для дел,  сформированных  из документов по номинальному  признаку,

то  есть  по  видам документов (приказы,  распоряжения,  акты и  т.п.),

датой начала дела является  дата  подписания  или  утверждения  самого

раннего  документа,  а датой  окончания - дата подписания (утверждения)

самого позднего документа.

     Датой дела,   содержащего   протоколы  заседаний,  является  дата

утверждения  (если  они  утверждаются)  или  составления   первого   и

последнего протокола.

     Крайними датами личного  дела являются даты подписания  приказов  о

приеме  и увольнении лица,  на которое оно заведено.  В случае смерти

лица,  на  которое  заведено  дело,  конечной  датой   является   дата

документа,  извещающего  о его  кончине,  или запись об этом сотрудника

кадровой службы.

     Для дел,  содержащих  переписку,  датой начала дела  является дата

поступления первого входящего  или дата первого исходящего документа, а

датой  окончания  -  дата  самого  позднего  входящего  или исходящего

документа независимо от места нахождения их в деле.

     Количество пронумерованных   в деле листов проставляется  с листа -

заверителя дела.

     Реквизит "Срок хранения  дела и номер статьи перечня"  переносится

на  обложку  дела из соответствующей  номенклатуры дел после сверки его

со сроком хранения,  указанным  в  перечне  типовых  документов  или  в

перечне документов, образующихся в  деятельности федерального органа, с

указанием сроков хранения (при  введении  в  действие  новых  перечней

документов  со сроками хранения старые записи зачеркиваются,  а  сверху

или  рядом  пишутся  новые  данные).  На  делах  постоянного  хранения

пишется: "Хранить постоянно".

     Архивный шифр дела (состоит  из  номера  фонда,  номера  описи  и

номера   дела   по   описи)   на  обложках  дел  постоянного  хранения

проставляется  в  архиве  федерального  органа  исполнительной  власти

чернилами  только  после  включения  этих дел в годовые разделы  сводных

описей,  утвержденных ЭПК  соответствующего  федерального  архива  (до

этого он проставляется карандашом).

     На обложках дел  постоянного хранения предусматривается  место  для

наименования  федерального архива,  в который будут передаваться дела,

кодов федерального архива и федерального органа исполнительной  власти

по  Общероссийскому  классификатору предприятий и организаций (ОКПО) и

Общероссийскому  классификатору  органов  государственной   власти   и

управления (ОКОГУ).

     По окончании  года  в  надписи  на  обложках  дел  постоянного  и

временного   (свыше   10   лет)   хранения   вносятся  уточнения:  при

несоответствии заголовка дел на обложке содержанию подшитых документов

в заголовок дела вносятся изменения  и дополнения.

     Наименования фондообразователя и подразделения,  год и номер дела

могут проставляться на обложке  штампом.

     Правильность оформления  обложки  дела  удостоверяется   подписью

лица, ответственного за ведение делопроизводства.

     В целях   обеспечения   сохранности   и    закрепления    порядка

расположения  документов,  включенных  в  дело,  все его листы,  кроме

чистых,  листа-заверителя и внутренней описи, нумеруются в развернутом

виде  арабскими цифрами,  валовой нумерацией.  Чистые  листы из дела

изымаются (без повреждения целостности  дела)  и  уничтожаются.  Листы

нумеруются  простым  карандашом  сверху  вниз  в  возрастающем порядке

номеров,  начиная с первого. Цифры проставляются в правом верхнем углу

листа, не задевая текста документов. Листы внутренней описи нумеруются

отдельно.

     Листы дел,  состоящих  из нескольких томов или частей,  нумеруются

по каждому тому или части  отдельно, начиная с 1-го. Приложения к делу,

поступившие в переплете,  оформляются  как самостоятельные тома и также

нумеруются отдельно.

     Документы с  собственной  нумерацией листов,  в том числе  печатные

издания,  нумеруются  в  общем  порядке  или   сохраняют   собственную

нумерацию,  если  она  соответствует  порядковому расположению листов в

деле.

     Фотографии, чертежи,   диаграммы   и   другие   иллюстративные  и

специфические документы,  представляющие самостоятельный лист в  деле,

нумеруются на оборотной стороне  в левом верхнем углу.

     Сложенный лист большого  формата (формата A3,  A2) разворачивается

и нумеруется в правой части верхнего поля листа.  При этом лист любого

формата,  подшитый за один край,  нумеруется как один  лист;  а  лист,

сложенный и подшитый за середину,  подлежит перешивке и нумеруется как

один лист.

     Лист с наглухо наклеенными документами (фотографиями,  вырезками,

выписками и др.) нумеруется как  один  лист;  в  нижней  части  или  на

обороте такого листа делается опись наклеенных на него документов.  Во

внутренней описи и в заверительной надписи в конце дела о таких листах

делается  оговорка.  Например:  "На  листе  6  наклеено  5  фотографий

согласно описи на обороте листа".

     Карты и  схемы,  склеенные  из нескольких листов,  нумеруются как

один лист.  На таких листах на обороте или свободном от  текста  месте

указывается  количество  листов  в  склейке.  Во  внутренней описи  и в

заверительной надписи в конце дела о таких листах  делается  оговорка.

Например: "Лист 7 - карта-склейка  из 10 листов".

     Если к документу  (листу) подклеены одним краем   другие  документы

(вставки текста, переводы, вырезки,  справки и др.), то каждый документ

нумеруется отдельно, очередным  порядковым номером.

     Подшитые в   дело   конверты  с  вложениями  нумеруются:  вначале

конверт,  а  затем  очередным  номером  каждое  вложение  в  конверте.

Наиболее  ценные  в  историческом и художественном отношении документы

(чертежи,  рукописи,  графика  и т.д.) не подшиваются, а вкладываются  в

конверты.

     Если в  нумерации   листов  допущено  много   ошибок,   все   дело

нумеруется   заново.   При  этом  старые  номера  зачеркиваются  одной

наклонной чертой,  и рядом ставится новый номер листа.  В  конце  дела

составляется    новая   заверительная   надпись,   при   этом   старая

заверительная надпись зачеркивается,  но сохраняется в деле;  вносятся

также исправления во внутреннюю опись, или опись составляется заново.

     При наличии отдельных  ошибок  в  нумерации  листов  в  делах  при

подготовке  их  к  сдаче  в  архив  допускается  по согласованию с ним

употребление литерных (с буквенными дополнениями) номеров листов.

     После завершения   нумерации  листов  составляется  заверительная

надпись,  которая располагается  в конце  дела.  Заверительная  надпись

составляется в деле на отдельном  листе-заверителе дела.  В ней  цифрами

и прописью указывается количество листов  в  данном  деле,  отмечаются

особенности отдельных документов (чертежи,  фотографии, рисунки и  др.)

и физического  состояния  документов  (помарки,  неразборчивый  текст,

порванные листы и др.).

     Заверительная надпись подписывается ее составителем  с указанием

расшифровки подписи, должности и  даты составления. Количество листов в

деле проставляется на обложке дела  в соответствии  с заверительной

надписью.

     Для учета  документов  определенных   категорий   постоянного   и

временного (свыше 10 лет) хранения, учет которых вызывается спецификой

данной документации (особо ценные,  личные дела,  дела  с  документами

ограниченного доступа и др.), составляется внутренняя опись документов

дела (приложение N 27).

     Внутренняя опись   документов  дела составляется  также на объемные

дела постоянного и  временного  (свыше  10  лет)  хранения,  если  они

сформированы   по  разновидностям  документов,  заголовки  которых  не

раскрывают конкретное содержание документов,  с целью  учета  и  более

быстрого  нахождения  документов  в  деле.  Во внутреннюю опись помимо

документов,  подшитых в дело,  должны быть внесены и  все  приложения,

относящиеся к нему.

     Листы внутренней  описи  подшиваются  в   начале  дела.  Если  дело

переплетено  или  подшито  без  бланка внутренней описи документов,  то

составленная по установленной  форме  опись  подклеивается  за  верхний

край к внутренней стороне лицевой  обложки дела.

     Необходимость составления   внутренней   описи   документов   дела

отдельных дел определяется Инструкцией  по делопроизводству.

     Внутренняя опись  документов дела составляется  на отдельном  листе

по установленной форме, которая  содержит сведения о порядковых номерах

документов дела, их индексах, датах, заголовках и номерах листов дела,

на  которых расположен каждый документ.  К внутренней описи документов

дела составляется итоговая запись,  в которой  указывается  цифрами  и

прописью  количество включенных в  нее документов,  приложений к  делу и

количество листов внутренней описи.

     При изменении   состава   документов   дела  (изъятии,  включении

документов,  замены их копиями  и  др.)  эти  изменения  отражаются  во

внутренней  описи  в графе "Примечание" со ссылками на соответствующие

акты и при необходимости  составляется новая итоговая запись.

     Внутренняя опись   документов  дела  подписывается   составителем с

указанием расшифровки подписи,  должности и даты составления  описи  и

при необходимости скрепляется  печатью.

     Документы в делах  постоянного,  долговременного (свыше  10 лет)  и

по  личному  составу  подшиваются  на четыре прокола прочными нитками  в

твердую обложку из картона  или  переплетаются  с  учетом  возможности

свободного чтения текста всех документов, дат, виз и резолюций на них.

Текст не должен подходить к линии  подшивки (переплета) ближе 2  см,  а

листы не должны выступать за края обложки.  В случаях,  когда  текст на

документе расположен близко к краю листа, к такому листу подклеивается

полоска  бумаги,  за  которую  документ  подшивается (переплетается) в

дело.

     Резолюции руководства,  визы,  составленные  на отдельных  листах,

размещаются перед документом,  к которому они  относятся,  и  в  таком

порядке подшиваются в дело.

     При подготовке   дел   к   подшивке    (переплету)    проверяется

правильность  их  формирования,  оформления,  металлические скрепления

(булавки, скрепки) из документов  удаляются.

     В делах   постоянного   хранения   подлежат   изъятию   дублетные

экземпляры документов,  черновики, неоформленные копии документов и не

относящиеся к вопросу документы  с временными сроками хранения.

     Дела постоянного   хранения,  состоящие   из   документов   особой

научно-исторической,  художественной  и  иной ценности или неформатных

документов  (карты,  схемы,  планы,  чертежи,  фотоснимки   и   другие

документы  большого  формата),  в  целях  их  сохранности  и  удобства

пользования не подшиваются в дела,  а хранятся сложенными  в закрытых

твердых  папках  с  тремя  клапанами  и  с  завязками  или в картонных

футлярах (коробках) в качестве приложений к делам.  На  каждую  папку

(коробку) составляется внутренняя  опись находящихся в ней документов.

     Если в дело в  ходе его  формирования  были  подшиты  документы  с

различными  сроками хранения,  то дело расшивается и формируются новые

дела,  исходя из сроков хранения  документов.  При  этом  документы  с

истекшими  сроками  хранения  уничтожаются  по  актам  в установленном

порядке.

     Обложки дел  с   документами,  исполненными на  стандартных листах,

должны иметь  размеры  229  x  324  мм.  Обложки  дел  с  документами,

Информация о работе Стандарт ИСО 15489