Стандарты серии ИСО 9000

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 19:51, реферат

Описание

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает:
все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;
все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе все их части;

Содержание

Понятие Стандарты серии ИСО 9000.
ISO 9000, версии стандартов ISO 9000.
О природе стандартов ISO серии 9000.
Стандарты, входящие в серию.
Роль сертификации по ISO 9001.
ISO 9004 и его части.
Стандарты, входящие в серию.
Стандарты ISO серии 10000 (Технологии поддержки).
Национальные эквиваленты ISO серии 9000.
Другие вспомогательные стандарты в области качества.
Область применения стандартов ISO 9000.
Основные характеристики стандартов.

Работа состоит из  1 файл

Стандарты серии ИСО 9000.docx

— 134.70 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

  1. Понятие Стандарты серии ИСО 9000.
  2. ISO 9000, версии стандартов ISO 9000.
  3. О природе стандартов ISO серии 9000.
  4. Стандарты, входящие в серию.
  5. Роль сертификации по ISO 9001.
  6. ISO 9004 и его части.
  7. Стандарты, входящие в серию.
  8. Стандарты ISO серии 10000 (Технологии поддержки).
  9. Национальные эквиваленты ISO серии 9000.
  10. Другие вспомогательные стандарты в области качества.
  11. Область применения стандартов ISO 9000.
  12. Основные характеристики стандартов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стандарты серии ИСО 9000 - это пакет документов по обеспечению качества подготовленный членами международной делегации, известной как "ИСО/Технический Комитет 176" (ISO/TC 176). В настоящее время семейство (серия) ИСО 9000 включает:

  • все международные стандарты с номерами ИСО 9000 - 9004, в том числе все части стандарта ИСО 9000 и стандарта ИСО 9004;
  • все международные стандарты с номерами ИСО 10001 - 10020, в том числе все их части;

 ИСО 8402.

 Три стандарта из серии ИСО 9000 (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) являются основополагающими документами Системы Качества, описывающими модели обеспечения качества и представляющими три различные формы функциональных или организационных взаимоотношений в контрактной ситуации.

ИСО 9000: "Общее руководство качеством  и стандарты по обеспечению качества"

Серия стандартов ISO 9000 неоднократно пересматривалась.

1 версия была подготовлена в 1987 году.

2 версия была выпущена в 1994 году и представляла собой уточненную версию 1987.

3 версия была разработана в 2000 году. Версия 1994 года была радикально пересмотрена.

4 версия стандарта вышла разобщенно - в 2005 году был выпущен стандарт ISO 9000-2005, в 2008 и 2009 годах были опубликованы стандарты ISO 9001 и 9004.

Несмотря на ожидавшийся  полный пересмотр версии 2000 года, ТК176 решил ограничиться "косметическими" правками - исправлением неточностей  и разночтений. Причинами отказа от существенных изменений и задержки с выпуском новой версии были названы  желание продлить срок действия существующих сертификатов у организаций (т.е. сохранить  статус-кво в сертификационном бизнесе).

Выход 5 версии стандартов планируется на 2012 год.

Стандарты серии ISO 9000, принятые более чем 190 странами мира в качестве национальных, применимы к любым  предприятиям, независимо от их размера, форм собственности и сферы деятельности.

Сертификация производится по единственному стандарту из этой серии, содержащему требования: ISO 9001. Организация ISO не проводит сертификацию по ISO 9001. Действует двухуровневая  система подтверждения соответствия. Сертификацией систем менеджмента  качества отдельных организаций  занимаются специально сформированные аудиторские организации (органы по сертификации). Они, в свою очередь, аккредитуются национальными аккредитационными обществами. Так же существуют и независимые системы аккредитации.

Часть 1: "Руководящие указания по выбору и применению". Это руководство было создано для оказания помощи потенциальным пользователям в решении вопроса предпочтительности той или иной модели обеспечения качества с учётом специфических договорных взаимоотношений.

Часть 2: "Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003". Данное руководство помогает пользователю прояснить трактовку требований стандартов ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

Часть 3: "Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения". Предназначена для помощи в трактовке требований стандарта ИСО 9001 поставщикам интеллектуальной продукции.

Часть 4: Руководство по управлению программой надежности".

Из вышесказанного следует, что ни ИСО 9000, ни ИСО 9004 не являются моделями Обеспечения Качества и  не должны рассматриваться как обязательные требования. Таким образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации  по ИСО 9000 или ИСО 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ИСО 9001, 9002 или 9003.

Важно понимать, что соответствие стандарту ISO 9001 не гарантирует высокое  качество продукции. Термин «Quality management» здесь было бы правильнее переводить как «Управление добротностью». Соответствие требованиям и рекомендациям этих стандартов говорит о способности предприятия:

делать всё максимально  возможное для достижения поставленных перед собой целей;

улучшать результативность своей деятельности.

Также соответствие требованиям ISO 9001 свидетельствует о некотором  уровне надежности поставщика и добротности  его компании. С точки зрения современных  компаний, соответствие требованиям ISO 9001 — это тот минимальный уровень, который даёт возможность вхождения  в рынок. Сам сертификат соответствия ISO 9001 является внешним независимым  подтверждением достижения требований стандарта.

Цель серии стандартов ISO 9000 — стабильное функционирование документированной системы менеджмента качества продукции предприятия-поставщика. Исходная направленность стандартов серии ISO 9000 была именно на отношения между компаниями в форме потребитель/поставщик. С принятием в 2000 году 3 версии стандартов ISO серии 9000 большее внимание стало уделяться способностям организации удовлетворять требования всех заинтересованных сторон: собственников, сотрудников, общества, потребителей, поставщиков. ISO 9004 делает акцент на достижение устойчивого успеха. Указанные стандарты помогают предприятиям формализовать их систему менеджмента, вводя, такие системообразующие понятия, как внутренний аудит, процессный подход, корректирующие и предупреждающие действия.

Стандарт ISO 9000 является фундаментальным, принятые в нем  термины и определения используются во всех стандартах ISO серии 9000. Этот стандарт закладывает основу для понимания  основных элементов системы менеджмента качества продукции согласно стандартам ISO серии 9000. ISO 9000 определяют 8 Принципов менеджмента качества, а также использование процессного подхода с целью постоянного улучшения. Процессы создания продукции входят в цепь "поставщик (на рис.не показано) - организация - потребитель" и на рисунке показаны как "выпуск продукции". Только данные процессы добавляют ценность, потому что создают то, что установлено в договоре с потребителем, остальное - вспомогательные, поддерживающие процессы.

Роль сертификации по ISO 9001

Сертификат соответствия требованиям ISO 9001 необходим предприятиям:

  • работающим на таких рынках или с такими заказчиками, которые требуют наличия такого сертификата;
  • работающим в секторах экономики, государственно или корпоративно регулируемых таким образом, что наличие сертификата соответствия ISO 9001 является обязательным.

ИСО 9004: "Общее руководство качеством  и элементы системы качества".

Этот документ предоставляет  пользователю пакет руководств, с  помощью которых система качества может быть разработана, осуществлена и установлена, т.к. он предоставляет  информацию и предложения по осуществлению  Системы Всеобщего Руководства  Качеством, которая запускается  после установки и (возможно) сертификации Системы Качества.

Часть 1: "Руководящие указания".

Часть 2: "Руководящие указания по услугам".

 Часть 3: "Руководящие указания по перерабатываемым материалам".

 Часть 4: "Руководящие указания по улучшению качества".

 Часть 5: "Руководящие указания по программе качества".

 Часть 6: "Руководство качеством при управлении проектированием" (проект стандарта).

 Часть 7: "Руководящие указания по управлению конфигурацией" (проект стандарта).

Из вышесказанного следует, что  ни ИСО 9000, ни ИСО 9004 не являются моделями Обеспечения Качества и не должны рассматриваться как обязательные требования. Таким образом, бессмысленно говорить о сертификации или регистрации по ИСО 9000 или ИСО 9004. Могут быть получены только сертификаты на соответствие ИСО 9001, 9002 или 9003.

Стандарты, входящие в серию:

  • ISO 9000. Словарь терминов о системе менеджмента, свод принципов менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9000:2005. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».
  • ISO 9001. Содержит набор требований к системам менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования».
  • ISO 9004. Cодержит руководство по достижению устойчивого успеха любой организацией в сложной, требовательной и постоянно изменяющейся среде, путем использования подхода с позиции менеджмента качества. Текущая версия - «ISO 9004:2009. Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации. Подход на основе менеджмента качества».
  • ISO 19011. Стандарт, описывающий методы проведения аудита в системах менеджмента, в том числе, менеджмента качества. Текущая версия — «ISO 19011:2003 — Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента» (стандарт на стадии пересмотра ISO/FDIS 19011 "Руководящие указания по аудиту систем менеджмента").

Стандарты ISO серии 10000 (Технологии поддержки):

  • ISO 10001. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство, касающееся кодексов поведения организации.
  • ISO 10002. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по обращению с жалобами потребителей в организациях.
  • ISO 10003. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по разрешению споров вне организаций.
  • ISO/TS 10004. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководство по мониторингу и измерению. (На стадии проекта стандарт ISO/DIS 10004).
  • ISO 10005. Системы менеджмента качества. Руководство по программам качества.
  • ISO 10006. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту качества проектов.
  • ISO 10007. Системы менеджмента качества. Руководство по менеджменту конфигурации.
  • ISO 10008. Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания для бизнес-потребителей электронных торговых операций. (Стандарт на стадии проекта ISO/CD 10008).
  • ISO 10012. Управление системами измерения. Требования к процессам измерений и измерительному оборудованию.
  • ISO/TR 10013. Руководство по документированию системы менеджмента качества.
  • ISO 10014. Менеджмент качества. Руководство по реализации финансовых и экономических преимуществ.
  • ISO 10015. Менеджмент качества. Руководство по обучению.
  • ISO/TR 10017. Руководство по статистическим методам применительно к ISO 9001:2000.
  • ISO 10018. Менеджмент качества. Руководство по вовлечению и компетентности персонала. (Стандарт на стадии проекта ISO/DIS 10018).
  • ISO 10019. Руководство по выбору консультантов по системам менеджмента качества и использованию их услуг.

 

Национальные эквиваленты ISO серии 9000

Российские версии стандартов:

ГОСТ Р ISO 9000-2008 — аналог ISO 9000:2005

ГОСТ Р ISO 9001-2008 — аналог ISO 9001:2008

Украинские версии стандартов:

ДСТУ ISO 9000:2007 — аналог ISO 9000:2005

ДСТУ ISO 9001:2009 — аналог ISO 9001:2008

Белорусские версии стандартов:

СТБ ISO 9000-2006 — аналог ISO 9000:2005

СТБ ISO 9001-2009 — аналог ISO 9001:2008

СТБ ISO 9004-2010 — аналог ISO 9004:2009

ИСО 10011: "Руководящие указания по проверке системы качества".

Данная группа является нормативной базой для органов, осуществляющих проверку системы качества предприятия (в том числе и  при проведении сертификационного  аудита). Однако эти стандарты будут  весьма полезны и при построении системы качества, так как позволяют  предвидеть сценарий и процедуру  ее проверки.

Часть 1: "Проверка"

Часть 2: "Квалификационные критерии для экспертов-аудиторов по проверке систем качества"

Часть 3: "Руководство программой проверок"

ИСО 10012: "Требования, гарантирующие  качество измерительного оборудования - часть 1: Система подтверждения  метрологической пригодности измерительного оборудования". Выполнение данных требований не является обязательным для соискателей сертификата соответствия стандартам ИСО 9001, 9002 или 9003, однако трудно представить себе соблюдение требований ИСО 9001, 9002 или 9003 без выполнения требований ИСО 10012 или отсутствие у предприятия собственной метрологической базы.

ИСО 10013: "Руководящие указания по разработке руководств по качеству". Представлены основные рекомендации по составлению головного документа системы качества - Руководства по Качеству. Предприятия могут пойти и своим путем при разработке Руководства по Качеству, поскольку для сертификации системы качества необходимо выполнение всех требований только стандарта ИСО 9001, 9002 или 9003 в зависимости от выбранной модели.

ИСО 8402: "Управление качеством и  обеспечение качества - Словарь". Поскольку многие обычные слова, используемые повседневно, применяются в области качества в специфическом или ограниченном значении по сравнению с полным диапазоном определений, приводимым в словарях, то данный стандарт ставит целью пояснить и стандартизировать термины по качеству, как они применяются в области управления качеством.

Несмотря на то, что  стандарты серии ИСО 9000 создавались  как независимые от отраслей промышленности, ISO/TC 176 работает над расширением  и развитием серии ИСО 9000 , дополняя её документами (руководствами или  проектами стандартов), более чувствительными  к специфике различных секторов промышленности в таких областях как:

  • перерабатываемые материалы;
  • услуги;
  • разработка программного обеспечения, интеллектуальной продукции и т.д.

и специфических областях управленческой деятельности:

  • непрерывное совершенствование;
  • аудит;
  • обучение и образование персонала и т.д.

В целом, стандарты в  области качества могут быть сгруппированы, как это показано на рис.1 и 2.

Рис. 1. Структура семейства стандартов ИСО 9000

 

 

Рис.2. Стандарты в области  качества

 

Семейство ИСО 9000, особенно стандарты, предназначенные для  использования в договорных случаях, для оценки или сертификации (ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003) - работает во всём мире во многих отраслях промышленности и экономики. Было специально разработано  множество схем, учитывающих особенности  отдельных секторов промышленности и экономики.

Информация о работе Стандарты серии ИСО 9000