Лекции по "Делопроизводству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 22:07, курс лекций

Описание

Одной из важнейших задач современного управления является рациональная организация работы служащих, деятельность которых протекает в организации. Эта деятельность базируется на таких процессах, как получение информации и ее обработка: анализ, подготовка и принятие решений; выполнение решений; учет и контроль принятых решений. Интенсивность этих процессов столь велика, а потери, связанные с несвоевременными и некачественными решениями, столь существенны, что качественная организация этих процессов становится первостепенной. При этом уровень знаний и умения руководителя в области организации документационного управления становится определяющим для всей организации и достигаемых ею результатов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ, СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ КУРСА 10
Контрольные вопросы к теме 1 20
ТЕМА 2. ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА. СВОЙСТВА ДОКУМЕНТА. КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ 21
ПОНЯТИЕ ДОКУМЕНТА 21
ФУНКЦИИ ДОКУМЕНТОВ 23
СПОСОБЫ ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ 27
МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОСИТЕЛИ ИНФОРМАЦИИ 29
СВОЙСТВА ДОКУМЕНТА 31
КЛАССИФИКАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО РАЗЛИЧНЫМ ПРИЗНАКАМ 34
Контрольные вопросы к теме 2 37
ТЕМА 3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА 38
НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НА РЕСПУБЛИКАНСКОМ УРОВНЕ 40
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ НА ДОКУМЕНТАЦИЮ 45
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ КЛАССИФИКАТОРЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ 47
ВЕДОМСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ 48
УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ 50
Контрольные вопросы к теме 3 52
ТЕМА 4. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ 53
ТРЕБОВАНИЯ К БЛАНКАМ ДОКУМЕНТОВ. ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ БЛАНКОВ 55
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ, ИЗГОТОВЛЯЕМЫМ С ПОМОЩЬЮ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ 59
РЕКВИЗИТЫ ОРГАНИЗАЦИОННО- РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ 62
ОСОБЕННОСТИ ОФОРМЛЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РЕКВИЗИТОВ 64
Контрольные вопросы к теме 4 81
ТЕМА 5. СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. ОФОРМЛЕНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ 83
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 85
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 93
ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОЛЛЕГИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ 99
СИСТЕМА ПЛАНОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 101
СИСТЕМА ОТЧЕТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 103
КАДРОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ 105
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДОКУМЕНТОВ ПО 109
СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 114
Контрольные вопросы к теме 5 116
ТЕМА 6. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ 118
ПОНЯТИЕ «ДОКУМЕНТООБОРОТ» И ЕГО РАЗВИТИЕ 118
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ДОКУМЕНТООБОРОТА В ОРГАНИЗАЦИИ (УЧРЕЖДЕНИИ) 119
СХЕМА ДВИЖЕНИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ДОКУМЕНТОВ 122
УЧЕТ ОБЪЕМА ДОКУМЕНТООБОРОТА 127
РЕГИСТРАЦИЯ ДОКУМЕНТОВ 127
КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ 133
Контрольные вопросы к теме 6 135
ТЕМА 7. НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ, МЕТОДИКА ЕЕ СОСТАВЛЕНИЯ И ПРИМЕНЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 136
НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ 136
ВИДЫ НОМЕНКЛАТУР ДЕЛ 138
ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ НОМЕНКЛАТУРЫ 139
ЗАГОЛОВКИ И ИХ СОСТАВЛЕНИЕ В НОМЕНКЛАТУРЕ ДЕЛ 140
ПОРЯДОК СОСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ 143
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАПОЛНЕНИЮ ФОРМЫ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ 145
УСТАНОВЛЕНИЕ СРОКОВ ХРАНЕНИЯ ДЕЛ 148
Контрольные вопросы к теме 7 149
ТЕМА 8. ФОРМИРОВАНИЕ И ТЕКУЩЕЕ ХРАНЕНИЕ ДЕЛ 150
ФОРМИРОВАНИЕ И ОФОРМЛЕНИЕ ДЕЛ 150
ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЕРАТИВНОГО ХРАНЕНИЯ ДЕЛ 153
Контрольные вопросы к теме 8 155
ТЕМА 9. ПОДГОТОВКА ДЕЛ К ПЕРЕДАЧЕ И ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДЕЛ В АРХИВ ДЛЯ ДАЛЬНЕЙШЕГО ХРАНЕНИЯ 156
ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ 157
ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ ЦЕННОСТИ 163
ОФОРМЛЕНИЕ ДЕЛ 165
ОФОРМЛЕНИЕ ОБЛОЖКИ ДЕЛА 168
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСЕЙ 170
ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ДОКУМЕНТОВ НА ХРАНЕНИЕ В АРХИВ 173
Контрольные вопросы к теме 9 174
ТЕМА 10. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ ОГРАНИЧЕННОГО ДОСТУПА 175
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ, КОТОРЫЕ ОТНЕСЕНЫ К ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЕКРЕТАМ 177
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ДОКУМЕНТАМИ, СОДЕРЖАЩИМИ КОНФИДЕНЦИАЛЬНУЮ ИНФОРМАЦИЮ 180
ПРАВА ДОСТУПА К КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫМ ДОКУМЕНТАМ ОРГАНИЗАЦИИ 182
ПРИЕМ РЕГИСТРАЦИЯ КОНФИДЕНЦИАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ 183
ПЕЧАТАНИЕ, РАЗМНОЖЕНИЕ И РАССЫЛКА ДОКУМЕНТОВ 184
ГРУППИРОВКА ИСПОЛНЕННЫХ ДОКУМЕНТОВ В ДЕЛА 186
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОКУМЕНТОВ, ДЕЛ И ИЗДАНИЙ, СНЯТИЕ С ДЕЛ ГРИФА ОГРАНИЧЕНИЯ ДОСТУПА 188
Контрольные вопросы к теме 10 189
ТЕМА 11. СИСТЕМЫ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 190
ЭЛЕКТРОННЫЙ И БУМАЖНЫЙ ДОКУМЕНТООБОРОТ 192
ЭЛЕКТРОННО–ЦИФРОВАЯ ПОДПИСЬ 192
ИОК (PKI) – ИНФРАСТРУКТУРА ОТКРЫТЫХ КЛЮЧЕЙ 196
ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 198
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О СИСТЕМАХ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 200
ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА СЭД 201
ОБЩАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ СЭД 208
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА 211
Контрольные вопросы к теме 11 218
ГЛОССАРИЙ 219
ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 225
ЛИТЕРАТУРА 227

Работа состоит из  1 файл

КЛ Делопроизводство Гваева.doc

— 1.15 Мб (Скачать документ)

Закон Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслуживания», введенный постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 5 февраля 1993 г. №2182–XII, устанавливает понятие «товарный знак и знак обслуживания», виды товарных знаков, порядок регистрации товарного знака, порядок использования товарного знака на официальных бланках.

Правовые основы стандартизации в  Республике Беларусь устанавливает  Закон от 5 января 2004 г. №262–3 «О техническом нормировании и стандартизации», а также технические регламенты и кодексы.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О техническом нормировании и стандартизации» к нормативным документам по стандартизации, действующим на территории Республики Беларусь, относятся:

  • технические регламенты;
  • технические кодексы установившейся практики;
  • стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций;
  • технические условия.

Государственные стандарты и общегосударственные  классификаторы технико-экономической информации принимает Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь (Госстандарт Республики Беларусь). Стандарты вводятся в действие после их государственной регистрации.

Требования, устанавливаемые техническими регламентами и кодексами, обязательны  для всех государственных органов  управления и субъектов хозяйственной деятельности. Требования же, устанавливаемые стандартами, обязательны для всех государственных органов управления и субъектов хозяйственной деятельности, если на них есть ссылки в технических регламентах или кодексах.

Госстандарт Республики Беларусь и  специально уполномоченные государственные органы управления в пределах их компетенции осуществляют госконтроль и надзор за соблюдением обязательных требований регламентов, кодексов и стандартов.

Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров  Республики Беларусь в области технического нормирования и стандартизации:

  • осуществляет реализацию единой государственной политики;
  • осуществляет общую координацию разработки технических регламентов и государственных стандартов;
  • устанавливает порядок разработки, утверждения, государственной регистрации, проверки, пересмотра, изменения, отмены, уведомления об этом, применения, опубликования технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;
  • утверждает, вводит в действие, отменяет государственные стандарты, вносит в них изменения (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);
  • осуществляет государственную регистрацию технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий (кроме технических условий, которые не проходят государственную регистрацию);
  • определяет виды продукции (услуг), технические условия на которые не проходят государственную регистрацию;
  • осуществляет официальное издание государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства);
  • опубликовывает информацию о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах, технических условиях;
  • организует и проводит систематическую проверку действующих государственных стандартов (кроме государственных стандартов в области архитектуры и строительства) в целях их изменения или отмены;
  • осуществляет государственный надзор за соблюдением требований технических регламентов (кроме технических регламентов, устанавливающих требования к зданиям, строениям и сооружениям);
  • применяет в пределах своей компетенции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, нарушившим требования технических регламентов, меры воздействия, предусмотренные настоящим Законом и иными актами законодательства;
  • участвует в работе по международной и межгосударственной (региональной) стандартизации (кроме стандартизации в области архитектуры и строительства);
  • дает официальные толкования по вопросам применения технических нормативных правовых актов, им утвержденных;
  • утверждает по предложениям субъектов технического нормирования и стандартизации состав технических комитетов по стандартизации, перечень закрепляемых за ними объектов стандартизации, а также положения об этих технических комитетах (кроме технических комитетов по стандартизации в области архитектуры и строительства);
  • предоставляет субъектам технического нормирования и стандартизации право на использование знака (знаков) соответствия государственным стандартам;
  • создает и ведет Национальный фонд технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Нормативные правовые акты, регламентирующие документационное обеспечение  на  
республиканском уровне

Государственные стандарты  на документацию

СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» распространяется на организационно-распорядительные документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов, а также вопросов управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности органов государственной власти, предприятий, организаций и их объединений независимо от формы собственности и организационно-правовой формы.

Стандарт установил состав реквизитов документов, требования к их оформлению, требования к бланкам и оформлению документов, требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков с воспроизведением Государственного герба Республики Беларусь.

ГОСТ 16487–83 «Делопроизводство и  архивное дело. Термины и определения» содержит основные термины, применяемые в процессе делопроизводства.

Термины в нем расположены по трем разделам: «Общие понятия», «Делопроизводство», «Архивное дело». В раздел «Общие понятия» включены термины, используемые как в области делопроизводства, так и в архивном деле. В раздел «Делопроизводство» вошли два подраздела: «Документирование», «Организация работы с документами». Раздел «Архивное дело» имеет три подраздела: «Организация документов Архивного фонда», «Обеспечение сохранности документов», «Научно-информационная деятельность архивов». Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Термины имеют сквозную нумерацию.

Названия терминов и их определения  в стандарте приведены в соответствии с действующими в настоящее время законодательными и нормативными актами в области информации, архивного дела.

Стандартизация распространяется не только на область управления. Не менее важной является стандартизация документов в области различных областей народного хозяйства. Для обеспечения заданного качества технической документации, например, разработаны комплексы стандартов в области конструирования – Единая система конструкторской документации (ЕСКД), Единая система программной документации (ЕСПД), Единая система технологической документации (ЕСТД) и т.д. Наличие подобных систем документации обеспечивает, во-первых, достижение заданного качества и полноты технической документации, позволяющей обеспечить документационное сопровождение изделий в течение всего их жизненного цикла, а во-вторых, позволяет снизить совокупные издержки на разработку, постановку на производство, хранение, сбыт и утилизацию изделий.

В области научных исследований стандартизацией охвачены этапы  постановки задачи исследований – СТБ 1080 определяет состав и содержание технического задания на НИР и отражения результатов научных исследований. ГОСТ 7.32 – 2001 устанавливает требования по составу и содержанию на отчет по научно-исследовательской работе.

Нормативные правовые акты, регламентирующие документационное обеспечение на  
республиканском уровне

Государственные стандарты  на документацию

Общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации

Основой для систематизации документов в справочных информационно-поисковых системах служит Общегосударственный классификатор управленческой документации – ОКРБ 010–95 «Унифицированные документы». Коды ОКУД являются идентификаторами форм документов и подлежат обязательному проставлению в бланках унифицированных форм при их типографском издании.

В него включены (межотраслевые, межведомственные) унифицированные системы документации (УСД), обязательные для применения и документационного общения юридических лиц, которые состоят из определенного систематизированного набора унифицированных форм документов.

В общегосударственном классификаторе управленческой документации представлены следующие унифицированные формы документов:

  • Унифицированная система организационно-распорядительной документации;
  • Унифицированная система первичной учетной документации;
  • Унифицированная система банковской документации;
  • Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций;
  • Унифицированная система отчетно-статистической документации;
  • Унифицированная система документации по труду;
  • Унифицированная система внешнеторговой документации;
  • Унифицированная система учетной и отчетной бухгалтерской документации предприятий и др.

Вновь разработанные унифицированные  формы документов подлежат регистрации путем включения в ОКУД.

Нормативные правовые акты, регламентирующие документационное обеспечение  на  
республиканском уровне

Государственные стандарты на документацию

Общегосударственные классификаторы технико-экономической и социальной информации

Ведомственные нормативные акты

Важную часть нормативной базы подготовки и оформления документации составляют нормативно-правовые акты межведомственного и ведомственного характера, издаваемые министерствами, государственными комитетами и другими органами исполнительной власти: Департаментом по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь Министерством финансов и др.

Наиболее  полным общеотраслевым документом, регламентирующим работу с документами, является «Государственная система документационного обеспечения управления. Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения (ГСДОУ)». Данный документ одобрен коллегией Главархива СССР 27.04.88 и утвержден приказом Главархива СССР от 25.05.88 № 33.

Примерная инструкция по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь утверждена приказом Государственного комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23 мая 1995 г.

Инструкция  устанавливает порядок подготовки и оформления, а также особенности подготовки отдельных видов документов: приказов, распоряжений, положений, правил, инструкций, протоколов. В ней расписана процедура организации документооборота и исполнения документов, построение поисковых систем для справочной работы, организация контроля исполнения документов, порядок составления и работы с номенклатурой дел, формирование дел, составление описей дел, оперативное хранение дел и передача их на архивное хранение. В приложении даны образцы бланков отдельных видов документов (постановление, приказ, распоряжение, бланк письма, протокол), формы номенклатуры дел, описей, акты о выделении документов к уничтожению.

Данная  инструкция отражает практически все вопросы организации делопроизводства. Она предназначена в первую очередь для министерств и ведомств, но ею могут пользоваться и службы документационного обеспечения управления организаций и учреждений любой формы собственности. Положения, закрепленные в инструкции, могут быть использованы при разработке инструкции по делопроизводству конкретной организации.

Правильное, документационное обеспечение работы в учреждении основывается на соответствующей нормативно-методической базе – комплексе правовых документов организационного, инструктивного, методического характера. Нормативные и методические документы по делопроизводству в каждом учреждении разрабатываются на основе соответствующих законодательных и нормативных актов.

Унификация и стандартизация

Унификация документов – установление единого комплекса видов и разновидностей документов для аналогичных управленческих ситуаций, разработка единых форм и правил их составления, оформление и создание трафаретных текстов. Правовые основы стандартизации в Республике Беларусь устанавливает закон, а также государственные стандарты.

Унификация  и стандартизация тесно связаны. Объекты унификации:

  • форма документов и состав включаемых в нее реквизитов;
  • системы документации;
  • тексты документов;
  • виды и разновидности документов.

Разрабатываемые унифицированные  формы объединяются в унифицированные  системы документации. Управление стандартизацией в стране осуществляет Госстандарт Республики Беларусь.

Унификация  документов проводится в целях сокращения количества применяемых документов, типизации их форм, снижения трудоемкости их обработки, достижения информационной совместимости различных систем документации по одноименным и смежным функциям управления, более эффективного использования оргтехники.

Стандартизация документов – это форма юридического закрепления проведенной унификации и уровня ее обязательности.

В делопроизводстве существуют единые требования и правила оформления документов управления, которые установлены государственными нормативными актами.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольные вопросы к теме 3

  1. Какой государственный орган выполняет функции управления в области делопроизводства, и каковы эти функции?
  2. Какими нормативно-методическими документами регламентируется современное делопроизводство?
  3. Каким документом регламентируется делопроизводство в органах исполнительной власти?
  4. Какой стандарт устанавливает единые требования к организационно-распорядительным документам?
  5. Какие единые системы документации Вы знаете?
  6. В каком документе закреплены требования к составлению номенклатуры дел и формированию дел?

 

ТЕМА 4. СТРУКТУРА ДОКУМЕНТА. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ

Основные  понятия:

Организационные документы; распорядительные документы; справочно-информационные документы; бланк документа; формат документа; поля документа; гербовый бланк; учет гербовых бланков; общий бланк; бланк для письма; стандартные положения табулятора; реквизиты организационно-распорядительных документов.

 

Как уже  говорилось ранее, основные требования к порядку оформления служебных документов изложены в нескольких основных нормативных документах и стандартах, в частности в:

    • Примерной инструкции по делопроизводству в министерствах, госкомитетах и других центральных органах управления, учреждениях, организациях и на предприятиях Республики Беларусь (утверждена приказом председателя Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь от 23.05.1995 г. №13) – применяется в организациях всех форм собственности, на ее основе каждая организация разрабатывает собственную локальную инструкцию по делопроизводству;
    • Инструкции по оформлению документов с использованием компьютерных технологий в республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь (утверждена Постановлением Комитета по архивам и делопроизводству при Совете Министров Республики Беларусь от 24.07.2003 г. №27);
    • СТБ 6.38-2004 «Унифицированные системы документации Республики Беларусь. Система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (стандарт введен в действие с 01.07.2005 г.).

Информация о работе Лекции по "Делопроизводству"