Контрольная работа по "Делопроизводству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 08:46, контрольная работа

Описание

Общая характеристика основных механизмов воздействия в общении.
Американским исследователем Г. Лассуэл, предложена простейшая модель речевого коммуникативного процесса для изучения убеждающего воздействия.

Работа состоит из  1 файл

деловое общение.docx

— 39.63 Кб (Скачать документ)

предложения.

Есть еще два объяснения внутрипсихологического порядка.

Первое - наличие собственных  привычных взглядов субъекта на данный предмет. Когда партнер просто слушает информацию, то это пассивный контакт. Такой прямой способ убеждения может выглядеть как навязываемый. Дело в том, что прежде чем принять полностью чужую точку зрения, должен произойти болезненный для психики процесс смены привычки и стереотипа мышления и поведения. В этом проявляется защитная реакция мозга против лишней работы.

Второе - вопрос самолюбия  и того же феномена «охраны своей  территории». Известно, что человек  получает больше самоудовлетворения, если действует по решениям, найденным  им самим. Этот творческий акт повышает его самооценку. Принятие же чужой  идеи подсказывает, что другой умнее, осведомленнее тебя. Или демонстрируется «забраковка» твоих идей. Поэтому убедить человека легче, если применить косвенный способ убеждения. Суть его в том, чтобы дать ему возможность самому прийти к тому выводу. который, в конечном счете, предлагает убеждающий. Тогда такое решение может выглядеть как почти свое и отчасти облегчить уязвленное самолюбие.

Под манипуляцией обычно понимают один из видов психологического воздействия, используемый для достижения одностороннего выигрыша.

Главное отличие манипуляции  от влияния в том, что первое это воздействие корыстное, нечестное, неэтичное, порою грязное и преступное. А влияние - гуманистическое, в рамках моральной этики, несущее позитивные изменения для партнера.

Играя на различных потребностях и интересах адресата, его страхах, манипулятор может довольно долго  удерживать адресата в переделах своих возможностей и влиять на него.

Зачастую первым шагом  манипулятора является актуализация, «раскачивание» какого-то мотива или человеческой потребности, а поскольку в каждом человеке есть место для зависти, гордыни, сексуальности, ревности, агрессии, неудовлетворенных комплексов неполноценности, то манипуляторы часто добиваются своего. Здесь напрашивается вывод, что на дурные поступки можно толкнуть всякого, кто бессознательно готов к этому.

Всякому манипулятору присуще  стремление овладеть волей партнера. Другой отличительный признак манипулятора - обман, лицемерие: смущающее вас слащавое заискивание, стремление угодить, либо неотвязность и прилипчивость. Кроме того, он будет призывать вас не к объединению, а к отъединению.

В отношении с манипулятором  могут использоваться следующие варианты тактики:

  • активно-выжидательная позиция - чтобы выиграть время, задавайте вопросы, выясняйте ситуацию, добивайтесь полной ясности;
  • прерывайте контакт под благовидным предлогом и возвращайтесь к нему в более удобной ситуации;
  • скажите ему все, что думаете о его действиях; начинайте сами манипулировать манипулятором.

Методы манипуляции :

  • Сначала подстраивают тяжелую или даже безвыходную ситуацию, а

затем предлагают «великодушную» помощь в обмен на поставленные условия. При этом жертва манипуляции может быть поставлена в такое положение, что сама будет умолять о помощи.

  • Манипуляция может осуществляться по принципу контраста тем, что

сначала сообщают человеку плохие новости, например, связанные с убытками или упущенной выгодой. А потом «успокаивают» - мол, положение не такое безвыходное, и добиваются согласия или уступок. Приведя таким образом человека в радостное состояние, добиваются его расположения или воздействуют на него просьбами. На этом принципе основан метод «плохой следователь - хороший следователь».

  • Должник, оттягивая возвращение долга, может довести кредитора до

отчаяния. А потом, возвратив, наконец, часть долга, добивается того, что кредитор прощает ему остальное.

В свою очередь, кредитор может  оказывать давление на должника тем, что не подаст на него в суд, а  предаст гласности его непорядочность через слухи, создание общественного  мнения через молву или СМИ.

  • Метод «все хорошо, прекрасная маркиза ... » применяется, чтобы сгладить эмоциональный взрыв адресата, например, при получении негативной информации. В таком случае последнюю помещают «в середину» сообщения. Или готовят к плохой новости исподволь.

Игра на моральном долге, принятых нормах и стереотипах поведения  в обществе, на религиозных догмах морали.

Психологическое влияние  определяется как способность воздействовать на другого, изменяя при этом не только поведение человека, но и взгляды, мотивы, сознание и даже характер.

Изучение тактик влияния  и стратегий воздействия на других людей ведется в русле проблемы предсказания и управления поведением людей.

Исследовались следующие  тактики:

  • убеждение («Я прошу ее сделать это»);
  • отступление или регресс («Я буду ныть, пока она не сделает это»);
  • принуждение («Я требую, чтобы она сделала это»);
  • обаяние («Я буду говорить ей комплименты так, что она сделает это»);
  • унижение («Я буду унижаться, лишь бы она сделала это»);
  • молчание («Я буду молчать, пока она не сделает это»).

Результаты исследований показали следующее.

  • Экстраверты более склонны действовать обаянием, убеждением или унижением (себя).
  • Для побуждения к действию чаще используется тактика обаяния.
  • Для прекращения нежелательного поведения в большей степени применяются тактики молчания и принуждения.
  • На лица с повышенным нейротизмом (возбудимостью и тревожностью) чаще используют воздействие молчанием, отступлением или принуждением.
  • Влияние на группу отличается от влияния на индивида. Угрозы и

повышенный тон могут  быть эффективными один на один, но не пред группой.

Личное влияние характеризуется  тем, что оно осуществляется само по себе как бы путем излучения. В отличие от манипуляции и давления влияющий субъект оказывает воздействие и несознательно, не с целью обязательной выгоды.

Некоторые исследователи  несколько идеализируют феномен  влияния, приписывая ему исключительно  светлые тона. Если спросить любого самого «светлого» человека - хочет  ли он быть влиятельным, то честный  ответ будет наверняка утвердительным. Значит, влияние есть потребность, входящая в один ряд с потребностью в признании и уважении. Таким образом, получая огромное моральное удовольствие, оказывающий влияние получает выгоду, хотя бы и моральную. В данном контексте влияние на других людей является лишь одним из многих способов удовлетворения потребности власти, ощущать себя сильным.

Следует учитывать, что личное влияние осуществляется только тогда, когда оба субъекта взаимодействия проявляют волю к общению.

Влияние покоится на моральных  принципах, обусловленных авторитетом, и связанным с ним уважением  к субъекту влияния.

Чтобы лучше понять феномен  личного влияния, необходимо определить его сродство с такими близкими понятиями, как «власть» И «лидерство».

По С. Льюксу, субъект осуществляет власть над объектом не только когда заставляет объект делать то, чего он не хочет, но и когда формирует его желания.

Фрэнч И Райвен выдвинули классификацию оснований для власти как влияния: вознаграждение; принуждение; легитимность (признанное право); референтность (эталон) - идентификация с кумиром; власть эксперта, знатока; информационная власть - человек владеет информацией, способной заставить другого посмотреть на последствия своего поведения в другом свете; власть, основанная на способности вызывать доверие.

По мнению Р. Хогана, Г. Керфи и Д. Хогана, лидерство _ это убеждение, а не господство. Лидер - это человек, который может убедить других людей отложить на время свои собственные интересы и заняться достижением общей цели.

Д. Хоббс и Р. Пауэрс (1994) считают, что лидерство необходимо людям для достижения своих целей с минимальными потерями.

Практический интерес  представляют три феномена Внезапное лидерство обычно проявляется в ситуации. когда группа ищет лидера и выбирает его при отсутствии информации о его эффективности. При этом выделяются такие свойства: доминантность как свойство следовать страстным желаниям и целям, экстраверсия, честолюбие или выраженное желание признания, ответственность, честность, уверенность эмоциональный контроль, дипломатичность и согласованность действий.

Негласные лидеры чаще обладают интеллектом, честностью, общительностью, пониманием, агрессивностью умением хорошо говорить, решительностью и трудолюбием.

Харизматический лидер - это обаятельный человек, способный внушать благоговение подчиненным Его точку зрения считают неоспоримой, он способен собрать команду и вдохновить ее. Харизматические лидеры более эффективны, чем нехаризматические. Их отличает: большая потребность во власти, энергичность, социальная напористость, ориентация на успех, уверенность, самоконтроль, некоторые атрибуты феминности и заботливость, потребность в переменах.

Попутно отметим признаки управленческой  некомпетентности. Способные люди часто терпят крах в своей карьере потому, что их воспринимают как надменных, мстительных, не заслуживающих доверия, самолюбивых, сверхэмоциональных (невыдержанных), принуждающих, сверхконтролирующих, бесчувственных, слишком агрессивных, отчужденных от коллектива, не способных к делегированию власти или принятию решения.

Отмечается, что кратковременные  тренинги по корректировке личности малоэффективны. Особенно устойчивы  характеристики, связанные с темпераментом.

В отношении интеллекта и  морали лидера существует традиционное мнение, что интеллект имеет линейную корреляцию с лидерством, а мораль - U-образную зависимость (излишняя щепетильность  снижает авторитет).

Ш. Кирпатрик и Э. Лор (1996) определяют харизматическое лидерство как совокупность различных вариантов поведения и личностных характеристик, выделяя три основных компонента:

1. Предвидение включает ожидания хороших результатов и внушение коллегам уверенности в возможности реализации данного предвидения на практике.

2. Сообщение участникам  ключей или информации по выполнению задания состоит в четком произнесении того, что должно быть сделано и каким образом, Т.е. прояснение задания. Это подразумевает интеллектуальную стимуляцию работников.

3. Коммуникативный стиль  харизматического лидера отличается пленительным тембром голоса, интонациями, взглядом прямо в глаза, воодушевленным выражением лица во время разговора, сильными невербальными приемами.

Отмечается, что на выполнение задания в большей степени влияет общая цель. Харизматический коммуникативный стиль влияет только на восприятие харизмы. Характерно, что имидж важен в создании первого впечатления, но не гарантирует успеха в дальнейшей работе или общении.

Есть мнение, что истинный харизматический лидер вообще не стремится в лидеры. Лидерство  само приходит к нему, потому что харизму воспринимают все.

С лидерством связаны такие  характеристики, как интеллект и  настойчивость. При этом умеренно высокий  интеллект в сочетании с высокой настойчивостью достигнет лучших результатов, чем высокий интеллект с меньшей настойчивостью (Симонтон, 1995). Именно поэтому имиджмейкеры претендентов на президентство в США советуют им не выказывать слишком высокий коэффициент интеллекта, чтобы «не отрываться от народа», и больше упирать на мужественность и решительность.

Факты говорят о том, что  врожденное лидерство предполагает уверенность в себе, напористость, доминантность и аттракцию (привлекательность).

Исследования психологов (В. Погольша, 1998) установили комплекс коммуникативно-личностных свойств, необходимых для личного влияния: легкость и навыки общения, адаптивность, умение быстро приспосабливаться; активная позиция во взаимодействии; мотив достижения; аффилиация; понимание собеседника и социальный интеллект в целом. Перечисленные свойства составляют как бы «харизму» личного влияния.

 

 

 

2 СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ МОДЕЛИ ЖЕСТИКУЛЯЦИИ И ТАБУИРОВАНИЯ ЖЕСТОВ

 К такесике относятся  так называемые «жесты-регуляторы».  Они играют очень важную роль  в начале и конце беседы. Один  из таких жестов — рукопожатие.  Это жест-ритуал, показывающий отсутствие  агрессивности.

В американской и европейской  культурах короткое, вялое рукопожатие  и очень сухие руки могут свидетельствовать  о безразличии. Влажные руки говорят  о сильном волнении, хотя это может  отражать индивидуальные особенности  физиологии человека. Чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с улыбкой, взглядом демонстрирует дружелюбие, но не стоит  слишком долго задерживать руку собеседника. Это вызывает ощущение попадания в капкан.

 Рука, протянутая для  рукопожатия и повернутая тыльной  стороной вниз, подчеркивает превосходство.

Информация о работе Контрольная работа по "Делопроизводству"