Архивоведение. Главархивы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 13:51, курсовая работа

Описание

Архивы - это память общества. Ведь только опираясь на документы, видя цифры, факты, можно интерпретировать события. Именно поэтому все политические режимы - королевские, республиканские, коммунистические и другие сохраняли или уничтожали архивы, т. к. архивы или обосновывали, или уничтожали их власть. Архивы всегда были торжищем идеологической борьбы. Они существуют как объективная реальность, которая отображает через документальные источники все действия человечества, государства, общества, отдельных его слоев.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
Главархив СССР. Ликвидация систем партийных архивов и передача документов в общий государственный архивный фонд………………………..5
Образование Роскомархива………………………………………………….11
Итоги архивной реформы в 1990-х годах в России………………………..13
Заключение…………………………………………………………………...22
Список литературы…………………………………………………………..23

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 132.50 Кб (Скачать документ)

      2. Образование Роскомархива

      В период определения своего суверенитета республиками бывшего СССР, 5 ноября 1990 г. на базе Главархива РСФСР был создан административный орган управления - Комитет по делам архивов при Совете Министров РСФСР (Роскомархив), - отвечающий за государственные архивы на всей территории Российской Федерации. После провала путча в августе 1991 г. президент Б. Н. Ельцин издал указ о передаче всех документов КПСС и КГБ СССР в ведение Роскомархива.2 На основе документов ЦК КПСС было создано два новых государственных архива - РЦХИДНИ (бывший Центральный партийный архив) и ЦХСД (бывший текущий архив ЦК КПСС). Однако основная часть документации КГБ до сих пор находится в самостоятельных ведомственных архивах.

      Согласно  постановлению Совета Министров  РСФСР от 12 октября 1991 г. Роскомархив получил в свое ведение находившиеся на территории РСФСР, бывшие союзные центральные государственные архивы, ранее подчиненные Главархиву СССР, а также административные функции, подведомственные учреждения и научно-исследовательские организации последнего, его материально-техническую и финансово-экономическую базу в пределах Российской Федерации. Постановление было введено в действие только в начале 1992 г. Тогда же материалы архива бывшего Политбюро ЦК КПСС вошли составной частью в Архив Президента Российской Федерации. 
 
 
 
 
 
 

________________

2Указ Президента  РСФСР от 24.08.1991 № 83 «О партийных архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа.

      В связи с распадом СССР в конце 1991 г. с января 1992 г. происходит реорганизация сети государственных архивов России. Административные и архивные функции Роскомархива по отношению к вновь образованным архивам федерального уровня были закреплены в Постановлении Правительства от 24 июня 1992 г.3

      Оно определяло, что Комитет по делам архивов при Правительстве Российской Федерации (Роскомархив) является федеральным органом государственного управления, который осуществляет государственную политику в области архивного дела. Это Постановление также подтвердило реорганизацию сети государственных архивов федерального уровня, находящихся в прямом подчинении Роскомархива, а четыре из них получили определение «центров», хотя они функционировали как архивы.

      Президентский указ (подписанный Б. Н. Ельциным 30 сентября 1992 г.) преобразовывал Роскомархив в Государственную архивную службу России (Росархив). Права и обязанности нового органа закреплены в правительственном постановлении от 22 декабря 1992 г. и «Основах законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах», принятых в июле 1993 года. «Основы законодательства»4 стали первым в истории России архивным законом. 

 
    
 
 

  
 
 
 

________________

3Постановление от 24 июня 1992 г. № 430 «Об утверждении положения о Комитете по делам архивов при Правительстве Российской Федерации и сети федеральных государственных архивов и центров хранения документации».

4Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года // Отечественные архивы. – 1993. – № 5.

      3. Итоги архивной  реформы в 1990-х  годах в России

      Начало 90-х годов - переломный период в истории  России, перестройка государственной  системы, экономической и общественной жизни. Коренные изменения не могли  не отразиться на архивной службе, которая к этому времени заняла прочное место в системе органов исполнительной власти. Начало реформе архивного дела было положено Указом Президента Российской Федерации «О партийных архивах»5, провозглашением принципов гласности и общедоступности. В изменившихся условиях необходимо было решить главную задачу - создать современную нормативно-правовую базу деятельности архивной службы.

      Приступая к рассмотрению административного  аспекта развития отечественного архивного  дела в 90-е годы, обратим внимание на то, что архивы по своей сути в гораздо большей степени, чем другие институты социально-культурной сферы (библиотеки, музеи и др.) интегрированы в функционирование государственного механизма, являются пусть маленькой, но неотъемлемой его частью. Вследствие этого в той же самой степени в эти годы они испытали на себе всю тернистость государственного строительства новой России с присущими ему издержками и противоречиями, ошибками и конфликтами.

      Впрочем, начало было более чем впечатляющим. Крах Советского Союза, повлекший за собой ликвидацию союзных государственных структур, подъем общественного интереса к архивам, выдвинувший отечественное архивное дело в центр современной общественно-политической жизни, не только России и стран СНГ, но и всего мира, неожиданно резко повысили роль и место довольно скромно до того существовавшего в РСФСР архивного ведомства. 
 

________________

5Указ Президента  РСФСР от 24.08.1991 № 83 «О партийных архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа. 

      Изменение государственного строя России повлекло за собой изменения в жизни  страны и общества, что не могло  не сказаться и на жизнедеятельности  архивов и, прежде всего, партийных. Новая демократическая власть, ликвидировав разделение архивов страны на более привилегированные, партийные и менее обеспеченные государственные, завершила процесс централизации архивного дела.6 Однако централизация не могла быть осуществлена единовременно, на основании лишь директив «сверху». Требовался достаточно длительный процесс интеграции, в ходе которого бывшие партийные архивы превращались бы в составную часть системы государственных архивных учреждений.

      Интеграция  бывших партийных архивов в систему  государственных архивных учреждений было делом необходимым и неизбежным. Это обусловливалось несколькими причинами.

      Во-первых, КПСС не была в полном смысле общественной организацией, она выполняла и государственные функции по руководству обществом. Фактически, КПСС была частью государственного аппарата, поэтому документы КПСС, хранящиеся в партийных архивах, содержат огромный объём информации о проблемах советского государства. Следовательно, образовавшиеся в её деятельности документы подлежали государственному хранению.7

      Во-вторых, процесс интеграции партийных архивов, в которых хранится значительный объём материалов по истории советского общества, с государственными создавал единую систему архивов государства. В результате передачи центральных госархивов СССР, партийных архивов и архивов КГБ СССР Архивный фонд РСФСР увеличился на 85 млн. ед. хр.8

________________

6Козлов В.П. Работа архивной службы страны: итоги и перспективы // Отечественные архивы. – 2001. – № 2. – С.3.

7Указ Президента Российской Федерации № 83 от 24.08.91 О партийных архивах // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа.

8 Роскомархив проводит совещание // Отечественные архивы. – 1992. – № 1. – С. 9. 

      В-третьих, бывшие партийные архивы не могли  содержаться общественными или  политическими организациями, в  том числе правопреемниками или  идеологическими наследниками КПСС, поскольку в материальном, финансовом отношении сохранение таких массивов документов обходится очень дорого. Государство не могло допустить потери, порчи и уничтожения такого количества документов, поэтому было вынуждено взять на себя работу по интеграции архивов.

      В-четвёртых, документы партийных архивов содержат большой объём информации, представляющей не только исторический интерес. В них содержатся сведения, содержащие государственную, военную тайну, тайну личной жизни и др. В современных условиях очень высока степень вероятности того, что данными сведениями могут воспользоваться в корыстных, политических, коммерческих или антигосударственных целях, нанося ущерб как интересам государства, так и правам и свободам граждан. Поэтому государство было вынуждено взять на себя заботу о сохранении документов бывших партийных архивов.

      В-пятых, интеграция архивов была связана  и с тем, что существовала угроза сознательного уничтожения части  или всего массива документов по политическим или коммерческим мотивам (например, сдача бумаги на переработку). Государство взяло на себя задачу сохранения для исследователей всего комплекса документов КПСС.

      В-шестых, поскольку в течение десятилетий  система партийных архивов развивалась  независимо от государственной архивной службы, по своим собственным правилам, характерными её чертами являлись известная изолированность от общества, строгая иерархичность и функционирование по определённым для каждого уровня правилам, чёткая исполнительская дисциплина. Это содействовало формированию особой организации архивной работы, отличающейся от государственной. Данное обстоятельство создавало значительные сложности в функционировании архивного фонда РФ.

      Интеграция  бывших партийных архивов в систему  государственной архивной службы стала  сложной проблемой, решение которой  заняло почти десять лет и потребовало огромных усилий, как со стороны руководства центральных архивных учреждений, так и коллективов бывших партархивов.

      После Указа Президента РСФСР от 23 августа 1991 года «О приостановлении деятельности КП РСФСР»9 бывшие партийные архивы, начали свою интеграцию в систему государственных архивных учреждений.

      Автономное  существование партийных архивов  и АФ КПСС, функционировавших независимо от Государственной архивной службы, не способствовало созданию и развитию научно-справочного аппарата, как последней стадии труда архивистов, которая связана с сохранением и введением в общественный оборот документальных богатств.

      «Основы законодательства»10 и Положение об Архивном фонде РФ, утверждённое Указом Президента Российской Федерации11 в качестве одного из определяющих принципов провозгласили принцип публичности государственных архивов. Важным условием его реализации является разработка и совершенствование научно-справочного аппарата к документам государственных архивов, создание возможностей для его общедоступности на равных основаниях для пользователей.12

      Основными направлениями архивной реформы 90-х гг. были:

      – воссоздание Архивного фонда России

      – ограничение и лишение монопольного права на постоянное ведомственное, хранение документов бывших КГБ СССР, МИД СССР 

________________

9 Указ Президента Российской Федерации № 83 от 24.08.91 «О партийных архивах» // Ведомости Съезда народных депутатов. – 1991. – № 35. – 29 августа.

10 Основы законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 7 июля 1993 года // Отечественные архивы. – 1993. – № 5.

11 Положение об Архивном фонде Российской Федерации от 17 марта 1994 года // Отечественные архивы. – 1993. – № 5.

12 Федеральные архивы России и их научно-справочный аппарат. Москва. 1994. С. 6, 7.

      – создание на базе бывших партийных архивов центров хранения документации

      – становление и развитие негосударственной части Архивного Фонда, в связи с процессами разгосударствления, приватизации, формирования новых форм собственности

      – демократизация архивного дела

      В начале 90-х годов централизация архивного дела в России достигла своей наивысшей точки: помимо трех центральных республиканских архивов, уже действовавших в Российской Федерации с советских времен, в ведение специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти вошли согласно постановлению СМ РСФСР от 12.10.1991 г.13, подведомственные Главархиву СССР центральные государственные архивы СССР, научно-исследовательские и другие учреждения, что было закреплено подписанным в июле 1992 г. Соглашением государств-участников СНГ о правопреемственности в отношении государственных архивов бывшего СССР. Несколько ранее в соответствии с Указом Президента РСФСР от 24.08.1991 №83 «О партийных архивах» они были переданы в ведение архивных органов вместе с занимаемыми ими зданиями, сооружениями, штатной численностью и фондом оплаты труда.

      К сожалению, по ряду причин в отношении  архивов бывшего КГБ, аналогичный президентский указ в полной мере оказался не реализованным. 
 
 
 
 
 

________________

Информация о работе Архивоведение. Главархивы