Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении
Задачи исследования:
Раскрыть основы и нравственную сущность воинской дисциплины;
Исследовать основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..-1-
I. Понятие и сущность воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.……………………………………………………………………-3-
1.1 Теоретические основы и нравственная сущность воинской дисциплины - 3-
1.2 Основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении ……………………..-6-
Дисциплинарная практика и ее роль в управленческой деятельности офицеров………………………….…………….…………….……………...-17-
1.4 Пути совершенствования воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины………………………….……………-22-
II.Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.……………...……………....………..…….....…..…..….…..……...-28-
2.1 Методика оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении …………………………………………………………………..-28-
2.2 Методика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделении.……… …………………………………………………………...….-31-
Заключение…………………………………………………………………………...-35-Список литературы…………………………………………………………………....-38-

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по психологии и педагогике.docx

— 78.29 Кб (Скачать документ)

Анализируя  состояние дисциплины в подразделении, командиру и воспитателю следует  уяснить непосредственные причины  имеющихся нарушений. Среди них могут быть те, которые связаны с недостатками в собственном стиле работы, в организации учебно-воспитательного процесса, службы войск, а именно:

♦ недостаточная  эффективность воспитательной работы в интересах укрепления воинской дисциплины;

♦ низкая требовательность офицеров, сержантов и старшин к подчиненным;

♦ отсутствие в подразделении твёрдого уставного  порядка;

♦ равнодушное  отношение к нуждам и запросам подчиненных;

♦ недостаточная  военно-педагогическая подготовленность офицеров;

♦ беспринципность, сокрытие нарушений дисциплины;

♦ искривления  дисциплинарной практики.

Под искривлением дисциплинарной практики понимается непринятие мер к виновным в нарушении дисциплины, превышение меры наказания, привлечение к ответственности невиновного или лиц, не имеющих прямого отношения к совершенному проступку, наложение взысканий, не предусмотренных Дисциплинарным уставом, неприведение в исполнение объявленного взыскания.

В повседневной практике следует учитывать также  те причины нарушений, которые связаны  с индивидуальными особенностями  подчиненных:

♦ низкая сознательность, отрицательные черты  характера, темперамента, вредные привычки;

♦ слабое знание уставных требований, касающихся порядка и правил поведения военнослужащих (чаще всего это относится к  молодым воинам);

♦ недостаточное  или искажённое понимание своего долга;

♦ нервные  расстройства, семейные неурядицы, нарушения  психики;

♦ физические недостатки, болезненное состояние  и т.п.

В многообразной  жизни воинских коллективов могут  быть и другие факторы недисциплинированности. Только на основе изучения причинно-следственных связей командиры и воспитатели  должны сделать выводы о том, как  устранить или ограничить факторы, которые приводят к происшествиям, грубым нарушениям воинской дисциплины. Поэтому чёткая квалификация причин проступков в ходе анализа, их глубокое и всестороннее рассмотрение являются важным условием определения верных путей поддержания дисциплины и  уставного порядка на уровне современных  требований.

 

2.2 Методика подведения  итогов состояния воинской дисциплины  в подразделении.

 

В соответствии с требованиями приказов Министра обороны  Российской Федерации в войсках  сложилась практика подведения итогов состояния воинской дисциплины в  подразделениях. Как правило, в расчетах, отделениях, взводах дисциплина воинов анализируется ежедневно при подведении итогов боевой и общественно-государственной подготовки. Наблюдая в течение дня за поведением подчиненных, их отношением к службе, учебе, командиры расчетов, отделений, взводов могут конкретно разобрать каждый поступок, дать ему соответствующую оценку, отметить примеры ревностного отношения к исполнению воинского долга, служебных обязанностей, поощрить наиболее достойных, дисциплинированных за разумную инициативу, усердие и отличия по службе.

Особое  внимание уделяется обеспечению  дисциплины в ходе боевой подготовки, при несении внутренней и караульной служб. Отмечается усердие воинов при  исполнении приказов, распоряжений, поддержании  уставного порядка, соблюдении правил техники безопасности, воинской вежливости и отдания воинского приветствия. По результатам анализа каждому  воину может выставляться индивидуальная оценка. При этом следует руководствоваться  тем, чтобы она была объективной, обоснованной, учитывала все стороны поведения и выполнения основных задач в течение дня. Во взводе может быть выделено лучшее отделение, а с сержантами – раскрыта практика работы командира этого отделения.

Состояние воинской дисциплины в роте, батальоне, им равных подразделениях принято анализировать  по категориям военнослужащих (со всем личным составом, с сержантами, старшинами, офицерами).

С личным составом роты подводятся итоги в  конце каждой недели (в батальоне  ежемесячно). В докладах "О состоянии воинской дисциплины и итогах работы по её укреплению", с которыми выступают, как правило, командир или его заместитель по воспитательной работе, отражаются обычно такие вопросы:

♦ общее  состояние воинской дисциплины, степень  её соответствия требованиям руководящих  документов, общевоинских уставов, общая  тенденция (хуже, лучше);

♦ влияние  воинской дисциплины на боевую готовность подразделений, на решение учебно-боевых задач;

♦ состояние  дисциплины караульной и внутренней служб, обеспечение уставного порядка;

♦ разбор происшествий, преступлений, предпосылок  к ним со вскрытием причин, указанием  конкретных виновников и мер, принятых командованием по этим случаям;

♦ количественный и качественный анализ дисциплинарных проступков, особенно грубых, принятых мер по ним;

♦ сравнительный  анализ и оценка состояния дисциплины во взводах, отделениях, расчетах с  выделением лучших, худших; сообщением положительного опыта работы командиров;

♦ выполнение требований по обеспечению режима секретности, вопросам эксплуатации и сбережения военной техники и оружия;

♦ поддержание  уставных взаимоотношений между  военнослужащими;

♦ оценка деятельности общественности по сплочению  коллективов.

♦ планируемые  и принимаемые меры улучшения  воспитательной работы по предупреждению нарушений дисциплины, повышению  роли дисциплинарной практики.

В ходе подведения итогов командиры подразделений  могут поощрять отличившихся воинов за примерную дисциплину и успехи в боевой и общественно-государственной  подготовке. Исходя из конкретных условий, внимание следует сосредоточить  на тех вопросах, которые будут  рассмотрены более обстоятельно и детально. Для большей наглядности  и убедительности могут быть заготовлены  схемы, где раскрывается динамика состояния  воинской дисциплины.

С младшими командирами подведение итогов проводится на совещаниях, специальных занятиях с участием офицеров. В ходе разбора  командир подразделения анализирует  и раскрывает их роль в поддержании  уставного порядка, личную дисциплинированность, вклад каждого из них в укрепление дисциплины, соблюдение формы одежды, распорядка дня. Пристальное внимание уделяется анализу участия сержантов  в дисциплинарной практике, соблюдению уставных требований во взаимоотношениях с подчиненными.

Особое  значение следует предавать анализу  состояния воинской дисциплины с  офицерским составом. Обычно итоги  подводятся на офицерских собраниях, совещаниях, разборах. При анализе итогов командир роты может заслушать доклады  командиров взводов о состоянии  дисциплины, проделанной работе по её укреплению. Он оценивает положение  дел во взводах и определяет их места, дает персональную оценку вклада каждого офицера в воспитательную деятельность по укреплению дисциплины с учетом его личной дисциплинированности и исполнительности, указывает на упущения и недостатки. Проводится тщательный анализ дисциплинарной практики офицеров, соблюдения при этом ими  уставных требований, участия в воспитательных мероприятиях, организации индивидуальной работы с подчиненными.

Анализ  должен помогать закреплению положительного в поступках, поведении и действиях офицеров соответствующей оценкой, вооружать уверенностью в своих силах и способностях и в то же время откровенно оценить негативные факты, раскрыть их причины. Такой подход убеждает офицеров в том, что каждый успех или ошибка, любое проявление ответственного отношения и безответственности не остается без внимания.

Следует избегать того, что на итоговых разборах иногда негативно оценивается  деятельность офицеров (а также сержантов  и старшин) только в связи с  тем, что в подчиненных им подразделениях совершены проступки. Подобный подход возможен и оправдан лишь в том  случае, если эти проступки явились  следствием бездеятельности, безответственного  отношения к выполнению своих  обязанностей со стороны офицера. Если же конкретной вины офицера в проступке  подчиненного нет, и он предпринимает  все от него зависящее, чтобы навести  порядок, организовать службу, то отрицательная  оценка его работы может сыграть  негативную роль в воспитании офицера.

Анализ  состояния дисциплины – процесс творческий. Многое зависит от опыта, методического мастерства командира, воспитателя, от справедливости оценок. Большую пользу анализ приносит тогда, когда носит дидактический характер, сочетается с разъяснением, убеждением, доказательностью, когда умело реализуется принцип опоры на положительное.

Подобный  подход поможет решить важную задачу – вооружить офицеров единой методикой  анализа и оценки состояния воинской дисциплины в своих подразделениях, а также выработать систему мер (организационных, воспитательных и  др.), которые способствовали бы дальнейшему  укреплению порядка и дисциплины.

 

                                                          Заключение

В современных  условиях, когда идут активные процессы реформирования Российской Армии, на практике проходят проверку различные теоретические  идеи, взгляды и предложения о  путях повышения боеспособности и боеготовности войск. Реалии развития нашего государства, исторический опыт совершенствования Вооруженных  Сил не оставляют никаких сомнений в том, что одной из важнейших  слагаемых боеготовности частей и подразделений является крепкая  воинская дисциплина.

Сегодня вряд ли кто рискнет утверждать, что провозглашенное Указом Президента от 7 мая 1992 г. создание Вооруженных  Сил Российской Федерации автоматически  избавило нас от исторической материальной и духовной связи с Советскими Вооруженными Силами. Очевидно, что новая Российская Армия создается на их базе, со всей их инфраструктурой, боевой техникой и вооружением, а главное – с личным составом и, следовательно, присущими ему сознанием, традициями, морально-психологическим состоянием, уровнем боевой выучки, организованности, дисциплины, системой обучения и воспитания.

Задача  состоит в том, чтобы извлечь  из естественной, исторически сложившейся  связи новой Российской Армии  с Советскими Вооруженными Силами максимум пользы: взять из героической истории  Советской Армии, советского военного строительства, системы обучения и  воспитания свое лучшее, что было им присуще. И в то же время приложить  максимум усилий для скорейшего преодоления  всего негативного, особенно в вопросах укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в войсках.

Особое  значение в связи с этим приобретает  проблема поиска путей совершенствования  воспитательной работы, которую сегодня  даже самые ретивые критики готовы признать одним из важных факторов укрепления морально-психологического состояния военнослужащих, повышения  боевой готовности Вооруженных Сил.

Представляется, что эту проблему можно успешно  разрешить путем внедрения в  повседневную жизнь войск ясной  и понятной всему личному составу  идеи, на базе которой должен строиться весь воспитательный процесс, законность и порядок в частях и подразделениях.

Как показывает войсковая практика, задача укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в частях и подразделениях решается успешно лишь тогда, когда  воспитательный процесс осуществляется комплексно, когда при его реализации учитывается все обстоятельства, условия и каналы воздействия  на сознание, поведение, чувства военнослужащих. Прежде всего, следует иметь в  виду, что моральный облик защитника  Отечества формирует вся наша действительность со всеми ее достоинствами  и недостатками, отношение общества к армии, к воинскому долгу, весь уклад армейской жизни, взаимоотношения  в воинских коллективах и многое другое.

Вместе  с тем не следует забывать, что  уровень дисциплинированности воинов, состояние дисциплины в воинских коллективах, в огромной степени  зависит как от командиров-единоначальников, так и от наличия в войсках  хорошо организованной, слаженной и  четко действующей системы воспитания, практического опыта и грамотности офицеров-воспитателей, умело использующих в работе с личным составом разнообразные формы, методы и средства воспитания: общественно-государственную подготовку, информационно-воспитательную, социально-правовую и культурно-досуговую работы и др.

Войсковая практика показывает, что подавляющее  большинство нарушений воинской дисциплины военнослужащими носят  субъективный характер: низкий уровень  сознания у отдельных воинов, отсутствие твердого уставного порядка в  части, недостатки в воспитательной работе и формализм в работе должностных  лиц, отсутствие личной примерности  офицеров и принижение роли младших  командиров, нездоровая нравственно-психологическая  атмосфера в коллективе, искривление  дисциплинарной практики, неблагоприятные  бытовые условия в части и  другие.

Поэтому в центре внимания должностных лиц  части должны быть вопросы обучения офицеров и сержантов практике индивидуальной работы с подчиненными, работе по предотвращению происшествий и преступлений, наведению  и поддержанию твердого уставного  порядка в подразделениях.

Реализация  всех этих и других мер позволит создать нравственные предпосылки и материальные условия для повышения престижа воинской службы, укрепить воинскую дисциплину в войсках, повысить личную дисциплинированность воинов и вместе с этим боеготовность и боеспособность частей и подразделений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

  1. Абдурахманов Р.А.  «Военная психология: методология, теория, практика», Военный университет, М. 1996.
  2. Авдеев В.В. Методика анализа и оценки состояния правопорядка, воинской дисциплины и дисциплинарной практики: учебно-методическое пособие, 2008.
  3. Арзамаскин Ю.Н., Петров В.Д. Воинская дисциплина в части (подразделении): пути, формы и методы её укрепления в условиях реформирования Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: ГАВС, 1995.
  4. Буранов С. Дисциплинированность – важнейшее качество личности воина Ориентир. – 2004. – №5.
  5. Маклаков А.Т.  «Военная психология», СПб ВАС 2009.
  6. Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: Воениздат. –2008.
  7. Офицеру подразделения о воинской дисциплине. – М.: Институт военной истории МО РФ, 1988.
  8. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика - СПб., 2000. 
  9. Резник Н.И. Воспитательная работа в Вооружённых Силах Российской Федерации. – М.: ГУВР ВС РФ, 2005.
  10. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. – М.: ГУВР, 1993.

Информация о работе Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины