Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении
Задачи исследования:
Раскрыть основы и нравственную сущность воинской дисциплины;
Исследовать основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..-1-
I. Понятие и сущность воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.……………………………………………………………………-3-
1.1 Теоретические основы и нравственная сущность воинской дисциплины - 3-
1.2 Основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении ……………………..-6-
Дисциплинарная практика и ее роль в управленческой деятельности офицеров………………………….…………….…………….……………...-17-
1.4 Пути совершенствования воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины………………………….……………-22-
II.Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.……………...……………....………..…….....…..…..….…..……...-28-
2.1 Методика оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении …………………………………………………………………..-28-
2.2 Методика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделении.……… …………………………………………………………...….-31-
Заключение…………………………………………………………………………...-35-Список литературы…………………………………………………………………....-38-

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по психологии и педагогике.docx

— 78.29 Кб (Скачать документ)

В арсенале методов укрепления воинской дисциплины у командира имеется также  метод поощрения.

Этот  метод представляет совокупность средств  и приемов морального и материального  стимулирования службы и образцового  поведения воина. Поощрение выражает положительную оценку и одобрение  успехов военнослужащего при  исполнении им воинского долга.

Поощрение если оно применяется объективно, оказывает огромное воспитательное воздействие на человека. Оно окрыляет воина, создает у него эмоциональный  подъем, повышает авторитет отличившегося  в глазах товарищей, помогает ему  правильно оценивать свои силы и  возможности. Поощрение воодушевляет военнослужащего на образцовое поведение  в дальнейшем.

Дисциплинарный  устав Вооруженных Сил Российской Федерации обязывает командиров и начальников поощрять за усердие  в службе и примерное поведение. Устав наделяет командиров и начальников правом применить следующие поощрения: снятие ранее наложенного взыскания, объявление благодарности, разрешение увольнения до суток, награждение нагрудным знаком отличника, занесение в книгу почета воинской части, увеличение продолжительности обязательного отпуска до 5 суток к др. Но каждый командир должен умело пользоваться этим методом: поощрение должно быть обоснованным и целесообразным; заместитель командира по воспитательной работе должен сочетать различные виды поощрений; оно должно быть гласным и реализоваться в короткий срок; оно должно носить как индивидуальный характер, так и применяться к воинским коллективам.

Для воспитания у военнослужащих дисциплинированного  поведения используется метод упражнения. Он предполагает такую организацию  повседневной жизни и боевой учебы, которая позволяет накапливать  и закреплять опыт правильного поведения  воинов и воинских коллективов. Привычки дисциплинированного поведения  имеет большое значение в жизни  воина. Эти привычки вырабатываются и закрепляются методом упражнения.

Задача  этого метода состоит в том, чтобы  сформировать правильное поведение, которое  становится потребностью воина. Метод  упражнения не означает простую тренировку. Для выработки у военнослужащих дисциплинированного поведения необходимо добиваться от них постоянного и строгого соблюдения уставного порядка, точного выполнения распорядка дня, многократного преодоления трудностей, боевой учебы.

Командиры и начальники в своей практической работе по укреплению воинской дисциплины используют и метод принуждения.

Этот  метод предполагает негативную оценку, осуждение военнослужащего, нарушающего  требования законов и воинских уставов, уставного порядка и правил нравственности. Это совокупность примеров и средств, которые побуждают воина выполнять  требования воинской дисциплины и порядка  вопреки его желанию. Он осуществляется применением таких мер как  требование, запрет, создание осуждающего  общественного мнения, предупреждение о привлечении к ответственности, наказание (взыскание) и др.

Метод принуждения  применяется тогда, когда все  другие методы воздействия на воина  были исчерпаны и не дали положительных  результатов. Он применяется в сочетании  с другими методами, и опытный  офицер старается как можно реже использовать метод принуждения.

Дисциплинарный  устав наделяет командира правом накладывать на военнослужащих за нарушение  воинской дисциплины различные виды взысканий: замечание, выговор, не увольнение из расположения части, назначение в  наряд вне очереди и др. Однако, принуждение сводится только к взысканию. В арсенале командира-педагога имеются  и другие средства воспитательного  воздействия: напоминание военнослужащему  о его обязанностях, осуждение  его проступков на собрании личного  состава и т.д.

Таким образом, решение всей совокупности задач  по укреплению воинской дисциплины достигается  творческим применением командиром всего арсенала средств, приемов  и способов, которые в процессе, воспитания взаимно дополняют друг друга, но в отдельности ни один из них не может считаться универсальным  и не может обеспечить достижения нужного результата. В борьбе за высокую организованность и порядок нужно слить воедино усилия отделов и служб войск, подразделений воспитательной работы, юридической и медицинской служб. Тон в этой многогранной деятельности призваны задавать штабы. За ними качество и комплексность планирования всех мероприятий, контроль за их реализацией, глубокий анализ и объективная оценка итогов работы по укреплению воинской дисциплины, выработка перспективных мер по устранению причин правонарушений.

 

1.3Дисциплинарная практика и её роль в управленческой деятельности командиров и начальников.

 

 

 

 Основным методом воспитания дисциплинированности у военнослужащих и сегодня продолжает оставаться убеждение. И это правильно, несмотря на нынешнюю обстановку политического разномыслия, духовной неопределенности, деформации многих морально-ценностных ориентиров в обществе. По-прежнему высокая сознательность и убежденность обеспечивают соблюдение военнослужащими моральных норм и правил поведения, соответствующих общероссийским национальным интересам, требованиям общества к армии в целом. Однако практика войск, особенно в последнее время, показывает, что одних лишь мер воспитательного воздействия явно недостаточно для выработки дисциплинированности и поддержания высокой дисциплины в частях и подразделениях. Именно поэтому командиры и начальники наделены властью, которая предусматривает право на принуждение. Все без исключения командиры и начальники российских Вооруженных Сил в соответствии с Дисциплинарным уставом обладают правом и, что немаловажно, обязанностью как поощрять отличившихся, так и взыскивать с нерадивых. Это право относится к правовым средствам и направлено на предупреждение проступков, правонарушений и преступлений военнослужащих.

Следует отметить несколько правил, логически  вытекающих из отношений воинской дисциплины, которые должны учитываться командирами  в целях обеспечения эффективной  управленческой деятельности:

первое  – нормы и процедуры, обычаи и  традиции, воинские ритуалы (в том  числе неформальные), нравственные требования и даже нормы этикета, принятые и сложившиеся в армии  и на флоте, не могут иметь исключений для кого бы то ни было в иерархии должностных лиц. Ничто так не разрушает отношения дисциплины, как избранность, двузначность, лицемерие;

второе  – поведение каждого вышестоящего командира и начальника с точки  зрения воинской дисциплины должно быть лучше, выше, отличаться чертами, достойными подражания. Чем выше по должности  стоит командир, тем более внимательно  он должен подходить к этому вопросу, ибо его решения и действия проходят через много инстанций, касаются большого количества военнослужащих;

третье  – требуется постоянное развитие, закрепление и поощрение ориентаций военнослужащих на дисциплинированное поведение. Безразличие здесь способно свести на нет даже сформировавшиеся установки.

Дисциплинарным  уставом определены меры поощрения, которые могут применять командиры. Предусматриваются как меры морального воздействия (объявление благодарности, награждение грамотой и т.д.), так  и меры, сочетающие моральное и  материальное вознаграждение (награждение  ценным подарком, деньгами, досрочное  присвоение очередного воинского звания и др.). Следует иметь в виду, что поощрение сыграет свою стимулирующую  роль при условии, если оно целесообразно, соответствует характеру проделанной  работы, становится известным всему  подразделению и вызывает у подчиненных  положительные эмоции.

Четко определяя  виды поощрений и полномочия начальников  по их применению в зависимости от занимаемой должности, Дисциплинарный устав предоставляет право выбора вида поощрения начальнику отличившегося  военнослужащего в пределах его компетенции. Вид и характер поощрения избирается начальником в зависимости от заслуг подчиненного.

Конечно, жизнь войск чрезвычайно многообразна, и невозможно предусмотреть все  формы ее проявления ни в одном  уставе, положении или наставлении. Иногда начальнику достаточно лишь одобрить действия подчиненного, подбодрить его  добрым словом, порою сказанным в  присутствии других военнослужащих этого подразделения (например, сказать  военнослужащему, имевшему взыскания  и не допустившему упущений по службе за квартал, что он стал на правильный путь и у него есть все данные, чтобы заслужить снятие ранее  наложенного взыскания). В других случаях можно применить и  предусмотренное Дисциплинарным уставом  поощрение с объявлением его  перед строем или на совещании  военнослужащих (ст. 46 Дисциплинарного  устава). Важно отметить, что при  всех обстоятельствах меры поощрения  должны применяться строго индивидуально  с непременным учетом всего относящегося как к положительному поступку, так  и к личности подчиненного. Хотелось бы подчеркнуть, что каждое поощрение  должно быть обоснованным и справедливым.

Отрицательно  сказывается на воспитании подчиненных, к сожалению, еще встречающаяся  в дисциплинарной практике ненужная "ворчливость" отдельных начальников, их манера быть всегда и во всем недовольными, стремление в любом, даже положительном  поступке подчиненного, прежде всего отыскать какие-то негативные стороны.

Подобная  предвзятость начальников нередко  приводит и к нарушениям дисциплинарной практики: к оставлению без поощрения  отличившихся военнослужащих и привлечению  к ответственности невиновных.

Не способствуют укреплению воинской дисциплины и легковесные  обещания того или иного начальника. В одной из воинских частей некоторые  командиры подразделений перед  проведением инспекторской проверки, призывая подчиненных добиться отличных результатов, давали обещание поощрить каждого военнослужащего, если будут  получены отличные оценки. И вот достигнуты положительные результаты, подчиненные ждут обещанных поощрений. Они объявляются, но далеко не всем, в результате среди тех военнослужащих, которые остались неотмеченными, начинается недовольство. Невыполнение командирами данных ранее обещаний подрывает их авторитет в глазах подчиненных и тем самым наносит серьезный ущерб состоянию дисциплины и порядка во вверенных подразделениях.

Для укрепления воинской дисциплины и правопорядка кроме поощрений и дисциплинарных взысканий в арсенале командира  имеются и меры пресечения, например, такие, как напоминание о служебных  обязанностях и воинском долге, предупреждение, замечание, строгое указание на упущения по службе, помещение военнослужащего, находящегося в нетрезвом состоянии, на гауптвахту или в камеру временно задержанных до его вытрезвления (ст.ст. 48, 88 Дисциплинарного устава). К указанным мерам могут также быть отнесены и крайние меры воздействия: отстранение от должности, применение оружия (ст.ст. 9, 50 Дисциплинарного устава). Следует отметить, что меры пресечения не носят характера наказания и не являются дисциплинарным взысканием, поскольку преследуют лишь цель принудительного прекращения нарушений воинской дисциплины.

Одним из способов воздействия на подчиненных  является применение командиром оружия. Применяется оружие, как самим  командиром, так и по его приказу  подчиненными в целях восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения, когда  действия неповинующегося направлены на измену Родине или срыв выполнения боевой задачи. Оружие может применяться  как в условиях боевой обстановки, так и в мирное время – в  исключительных случаях, не терпящих отлагательства (ст. 9 Дисциплинарного устава, ст. 11 Устава внутренней службы). Опыт боевых действий при выполнении войсками задач  в условиях вооруженного конфликта  в Чеченской Республике показал, что нередко достаточно эффективной  мерой оказывается угроза применения оружия.

Ведя  борьбу с нарушителями воинской дисциплины в условиях мирного времени, командирам и начальникам важно иметь  ввиду, что нарушители боятся гласности, суровой оценки их самими сослуживцами. Поэтому важно придавать широкой огласке и осуждению любые проступки, доводить до всего личного состава о принятых мерах наказания, проводить с подчиненными соответствующие совещания, передавать проступки нарушителей на рассмотрение собраний личного состава.

Таким образом, общевоинские уставы определяют, что  ответственность за состояние воинской дисциплины в части (подразделении) несет командир-единоначальник. Он обязан проявлять, как подчеркивалось выше, высокую требовательность и  принципиальность, сочетая непримиримость к недостаткам с уважением  к людям, не допускать грубости и  унижения достоинства военнослужащих. В этой связи определенные требования также предъявляются и к дисциплинарной практике. Сегодня для всех стало  очевидным, что любое искривление  дисциплинарной практики, отступление  от требований законов и уставов  наносит вред делу укрепления дисциплины и правопорядка в частях и подразделениях. К числу нарушений, чаще других допускаемых  некоторыми командирами, надо отнести  попустительство, безнаказанность  нарушителей, сокрытие правонарушений, которые в последующем часто  приводят к возникновению более  тяжких нарушений, а то и преступлений.

Особое  место в работе командиров всех степеней занимает тесно связанное с дисциплинарной практикой предупреждение правонарушений. В профилактической работе командира  в этом плане исключительно важное место занимают такие направления, как: умелое сочетание и правильное применение мер убеждения и принуждения; личная примерность командира в  соблюдении законов, воинских уставов  и приказов, а также принятии управленческих решений; правовое воспитание военнослужащих. Естественно, что эти и другие предупредительные меры должны умело  сочетаться с реализацией принципа неотвратимости наказания. А эта реализация, в свою очередь, обязывает командира своевременно выявлять все случаи правонарушений и реагировать на них, не оставлять без воздействия ни одного проступка подчиненных и строго взыскивать с нерадивых, своевременно выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению. Решению этих задач должна быть подчинена и дисциплинарная практика, осуществляемая всеми командирами и начальниками. Ее дальнейшее совершенствование позволит успешно укреплять законность, правопорядок и воинскую дисциплину, эффективно осуществлять управленческую деятельность в военной сфере.

Информация о работе Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины