Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Предмет исследования: основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении
Задачи исследования:
Раскрыть основы и нравственную сущность воинской дисциплины;
Исследовать основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..-1-
I. Понятие и сущность воинской дисциплины и правопорядка в подразделении.……………………………………………………………………-3-
1.1 Теоретические основы и нравственная сущность воинской дисциплины - 3-
1.2 Основные направления, формы и методы деятельности должностных лиц по укреплению воинской дисциплины в подразделении ……………………..-6-
Дисциплинарная практика и ее роль в управленческой деятельности офицеров………………………….…………….…………….……………...-17-
1.4 Пути совершенствования воспитательной работы по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины………………………….……………-22-
II.Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины.……………...……………....………..…….....…..…..….…..……...-28-
2.1 Методика оценки состояния правопорядка и воинской дисциплины в подразделении …………………………………………………………………..-28-
2.2 Методика подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделении.……… …………………………………………………………...….-31-
Заключение…………………………………………………………………………...-35-Список литературы…………………………………………………………………....-38-

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по психологии и педагогике.docx

— 78.29 Кб (Скачать документ)

Важную роль в воспитании у воинов сознательной дисциплинированности играет личный пример и авторитет командиров и начальников. Авторитет проявляется в том  влиянии, которое оказывает руководитель на подчиненных лишь своим личным поведением, не прибегая к административным формам воздействия. Командиру должны быть присущи

высокие моральные  качества: доброжелательность, простота, скромность, честность, умение найти  контакт с подчиненными, дисциплинированность.

Первостепенную  роль в укреплении авторитета командира  играет его собственная деятельность, личное поведение, неукоснительное  соблюдение законов, воинских уставов, приказов, его культура и обоняние. Если он сам нарушает воинскую дисциплину, совершает аморальные поступки, пьянствует, то это не может остаться незамеченным. Недопустимы даже единичные случаи проявления зазнайства,

грубости  и оскорбления достоинства по отношению к подчиненным, сквернословия  и др. поступков, порочащих честь  и достоинство офицера.

Как показывает войсковой опыт, эффективность личного  примера старшего достигается при  соблюдении ряда условий:

во-первых, если его личный пример соответствует  нравственному идеалу;

во-вторых, если в его деятельности и личном поведении сочетается единство слова  и дела;

в-третьих, если командир сочетает положительный  пример с высокой требовательностью;

в-четвертых, если свой личный пример он сочетает с  уставной организацией службы и быта подчиненных и в совершенстве владеет другими средствами и  методами воспитательного воздействия.

Конечно, на солдат глубокое влияние оказывает  личный пример и авторитет командного состава и, прежде всего, младших  командиров. Должностные лица части  обязаны об этом всегда помнить, мобилизуя  младших командиров на укрепление воинской дисциплины и порядка в части  и подразделениях. Они обязаны  при каждом удобном случае поднимать  авторитет и престиж непосредственного  командира в глазах подчиненных. Солдаты будут следовать за своим младшим командиром если увидят в нем уверенного в себе волевого человека, старшего товарища, обладающего общей культурой, нетерпимого к недостаткам, способного твердо руководить подчиненными.

Чтобы сержант  мог выполнить свою важную роль в укреплении воинской дисциплины в подразделении, к нему должна предъявляться высокая требовательность со стороны старших командиров и начальников. Они обязаны всегда требовать от сержантов твердости, принципиальности, последовательности и тактичности своих действий. Командиры более высокого ранга не имеют права подменять сержантов и старшин. Чтобы младший командир был помощником офицера, нужно способствовать утверждению его руководящей функции в любой обстановке. Отрицательно влияет на воспитание самостоятельности сержантов привычка некоторых офицеров отдавать распоряжения солдатам в обход младших командиров.

Среди путей  укрепления воинской дисциплины важное место занимает высокая требовательность командиров и начальников.

Командир  части (подразделения) должен добиваться, чтобы его приказы, указания и  распоряжения всегда были основаны на строгом соблюдении законодательства. Требование, приказ только тогда обладают моральной и юридической силой, когда соответствуют закону.

Подлинная требовательность неразрывно связана  с заботой о человеке, с уважением  к нему, с доверием к его возможностям. Справедливая требовательность позволяет  добиваться от каждого воина высокой  исполнительности, организованности, четкого выполнения любого приказа. Отрицательно влияет на людей безнаказанность  нарушителей дисциплины, несправедливость командира, невнимание к нуждам к  запросам.

Требовательность, сочетающаяся с доброжелательностью, принимается подчиненными и создает  предпосылки здоровых, взаимно уважительных

отношений.

Строгая и справедливая требовательность предполагает, чтобы приказы отвечали ряду требований. Во-первых, это соответствие приказа  интересам нашего Отечества, укрепления боеготовности Вооруженных Сил. Во-вторых, приказ должен вытекать из служебных Обязанностей военнослужащих. В-третьих, его выполнение не должно идти вразрез с нравственными нормами. В-четвертых, приказ должен быть реально выполним данным военнослужащим или подразделением, а для этого он должен быть обеспечен организационно и материально.

Самое трудное, но и самое главное здесь –  реально оценить возможности  подчиненного. Отдавая приказ, нужно  мысленно поставить себя на место  исполнителя и решить, может ли он его выполнить. Нравственная же сторона  этого вопроса состоит в том, что требовательность должна начинаться с себя. Чтобы требовать от подчиненных  нужно научиться исполнять самому. Быть принципиальным без педантства, пользоваться как силой своих  прав, так и силой педагогического  воздействия, проявлять объективность  в оценке действий и поступков  подчиненных, не поддаваясь эмоциям, быть ровным в отношениях – значит сочетать требовательность и уважение.

В деятельности командира большое значение имеет  правильное применение мер убеждения  и принуждения.

Зависимость успешного решения задач укрепления воинской дисциплины от умелого сочетания  мер убеждения и принуждения  является определяющим фактором эффективности  воспитания воинов. Умелое сочетание  и правильное применение мер убеждения  и принуждения определено Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации в качестве одного из основных условий достижения высокой воинской дисциплины.

Диалектика  мер убеждения и принуждения  такова, что в зависимости от реальных обстоятельств основным способом может  быть избран любой из методов. Каждый командир сам, в пределах своих полномочий определяет такой вид поощрения для отличившегося воина такую меру наказания для провинившегося, которые, по его мнению, должны оказать максимальное воспитательное воздействие как на человека, к которому они применяются, так и на весь воинский коллектив в целом.

Важное  значение для укрепления воинской дисциплины в частях и подразделениях, воспитания у воинов дисциплинированности имеет правильное применение командиром дисциплинарных взысканий. Дисциплинарный устав закрепляет систему взысканий, которая обеспечивает воспитательное воздействие на военнослужащих всех категорий и это позволяет осуществлять дифференцированный подход при выборе взысканий.

По своему содержанию дисциплинарные взыскания  предусматривают меры морально-правового  порицания (замечания, выговоры и др.), которые содержат властное осуждение  действий нарушителя со стороны начальника, а также меры, предусматривающие  определенные ограничения и лишения (арест с содержанием на гауптвахте и др.), которая возлагает на нарушителя обязанность претерпеть определенные лишения и ограничения.

Кроме дисциплинарных взысканий для укрепления воинской дисциплины и правопорядка используются меры пресечения. В большинстве своем  они используются не прямыми начальниками, а должностными лицами и лицами несущими гарнизонную службу, на которых возложена  обязанность за соблюдение военнослужащими  порядка при нахождении вне расположения воинской части (военные 'коменданты, начальники патрулей и т.д.). К военнослужащим применяются такие меры как напоминание  об обязанностях службы или соблюдении формы одежды. арест нарушителя, находящегося в нетрезвом состоянии и др. К мерам пресечения относятся также такие крайние меры воздействия, как отстранение от должности и применение оружия.

Меры пресечения преследуют цель принудительного прекращения  нарушений воинской дисциплины или  общественного порядка. Они не носят  характера наказания, а предусматривают  использование принуждения к  нарушителю, это связано с определенным ограничением его прав.

Известно, что все люди наделены индивидуальными особенностями и воспитательная мера, пригодная для одного, не достигает своей цели в применении к другому. Поэтому, заместитель командира по воспитательной работе как педагог должен, прежде всего, изучить индивидуальные особенности призывника, его нравственные качества, его мировоззрение, физическое развитие, культурный уровень, его цели и запросы. Все это послужит отправной точкой для воспитания вообще и воспитания дисциплинированности воина в частности.

Изучение  подчиненного начинается с индивидуальной работы с ним. В ходе беседы офицер уясняет: национальность солдата и  его отношение к религии, что  позволит опытному командиру в общих  чертах выяснить внутренний мир подчиненного, его жилищные и бытовые запросы. Во-вторых, он изучает род занятий  воинов прибывшего подчиненного, т.к. это  играет определенную роль в определении  тех или иных нравственных привычек. В третьих, заместитель командира  по воспитательной работе учитывает  семейное положение солдата, что  позволит поставить перед воспитателем целый пласт соприкосновения  с многими интересами подчиненного. Видя внимательное и заботливое отношение командира к частной своей жизни новобранец проникается чувством уважения к начальнику. В-четвертых, офицер-воспитатель знакомится с уровнем грамотности и культурности новобранца, что позволит предварительно судить о возможностях подчиненного.

В ходе дальнейшего  внимательного изучения подчиненного офицер должен постараться выяснить умственные, эмоциональные и волевые  способности подчиненных, а также  его цели и честолюбивые замыслы. Индивидуальные социально-психологические  особенности каждого своего подчиненного, командир должен наметить методы воспитательного  воздействия', соответствующий духовному  оклику данного человека и которые  с прогрессирующим эффектом будут  достигать цели.

Метод воспитания – это совокупность средств и  приемов педагогического воздействия  на воинов и воинские коллективы с  целью формирования у них высоких  общественно необходимых качеств.

Важнейшими  методами воспитания личной состава, которые  практически используются командирами  частей и подразделений, органами воспитательной работы в настоящее время являются: убеждение, пример, поощрение, упражнение, принуждение. В практической работе с личным составом используют также: воспитание, соревнование, критика и самокритика, порицание, похвала др. Каждый командир должен помнить, что ни один из них не является универсальным и не может решить всех задач воспитания.

Основным  методом воспитания дисциплинированности является метод убеждения. Он опирается на сознание, логику опыт человека, обеспечивая добровольное принятие требований законов и приказов командиров и начальников. Поэтому этот метод является наиболее предпочтительным и в психологическом плане. Не вдаваясь в детали, скажем лишь, что в воспитательном процессе выделяются воспитание словом и. делом, практикой.

Убеждать  военнослужащего – значит, опираясь на психологические доводы, достоверные  факты, личный опыт воздействовать на сознание воина, чтобы у него сформировалась глубокая уверенность в справедливости норм и требований законов, воинских уставов, приказов командира, в истинности того, в чем его убеждали.

Убеждение не означает простую информацию и  разъяснение. Бывает недостаточно разъяснить суть понятия, требования, а необходимо доказать правильность, логичность их, чтобы в сознании воина не осталось никакого сомнения в их истинности и обязательности. Поэтому, эффективность  данного метода во многом зависит  от личной убежденности командира-педагога, его умения не уходить от острых вопросов, доходчивости и доказательности  изложения, эмоциональности речи, единства слога и дела.

В процессе убеждения заместитель командира  по воспитательной работе широко использует факты и цифры. Факты обладают рядом неопровержимых свойств, которые  оказывают сильное педагогическое воздействие: конкретностью, наглядностью и смысловым содержанием. При  оперировании фактами, командир использует такие приемы убеждения, сравнение, сознательное, противопоставление, аналогия, обобщение и др. Это говорит  о том, что метод убеждения  обладает богатейшим арсеналом средств, приемов.

Реализовать все требования метода убеждения  и практической деятельности командира  дело непростое. И это достигается  значительно легче, если сам командир доброжелательно относится к  подчиненным. Только сердечность, теплота  и искренность начальника, его  заинтересованность в том, чтобы  его правильно поняли, позволят ему  добиться желаемого результата.

В практической деятельности командиров и начальников  по воспитанию у воинов сознательной дисциплинированности и исполнительности широкое применение находит метод  примера.

Метод примера  – это воздействие на сознание воинов личным примером командира-воспитателя, а также всеми другими видами положительного примера, которые могут  служить образцом для подражания.

Педагогический  смысл воспитания примером состоит  в том, чтобы выбрать идеал  достойный подражания, создать у  военнослужащих эмоциональную увлеченность им, стремление подняться до его  уровня в жизни и практической деятельности, поведении.

Следует иметь в виду, что положительный  пример понятие конкретное. Это образцовые действия, поступки, жизненный путь конкретного человека, его качества личности, приемы и способы достижения целей, которые близки к идеалам. Воин, придя в подразделение, испытывает потребность в примере, в образце, он настойчиво его ищет.

Первостепенное  значение в воспитании у воинов сознательной дисциплинированности имеет личный пример заместителя командира по воспитательной работе. Он выступает  как пример непосредственного влияния. Но также велико влияние и примеров опосредованного воздействия, которое  реализуется через устное слово, литературу, кино, изобразительное  искусство. К ним относятся примеры  ив жизни и деятельности исторических личностей, массового и индивидуального  героизма на фронте и в мирное время.

Информация о работе Деятельность командира роты в укреплении правопорядка и воинской дисциплины