Японо-китайские отношения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения. Китай очень сильно повлиял на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, психологией, системой законодательства, политики и экономики. Когда в середине XIX века, западные страны вынудили Японию открыть торговые пути,

Содержание

Введение
I. Японо-китайские отношения в сфере политики
1.1. Основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики
1.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в политической сфере
II. Японо-китайские экономические отношения
2.1. Основные направления и формы японо-китайских экономических отношений
2.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в экономической сфере
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик титульный лист (регионоведение)3.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

   В отношениях Японии с Китаем 2010 году стал рубежом для полосы очередного их осложнения. Наметившаяся в период 2006-2009 года перспектива выстраивания между двумя странами «стратегических взаимовыгодных отношений» внезапно утратила актуальность. Причины этого иностранные наблюдатели усматривают в том, что Япония, испытав со стороны Китая чрезмерное давление в ходе разрешения сентябрьского инцидента в районе спорных островов Сэнкаку, начал принимать превентивные меры против повторения ситуации. К ним, очевидно, следует отнести те шаги, которые в последние месяцы были осуществлены. Это и дальнейшее укрепление военного сотрудничества с США, и начавшаяся подготовка к заключению военного пакта с Республикой Корея, и пересмотр приоритетов военной политики Японии - с задачей «сдерживания Китая».

На фоне напряженности в политической области иначе развиваются торгово-экономические связи двух стран. Между ними формируется все большая экономическая взаимозависимость. Об этом свидетельствуют, в частности, некоторые экономические показатели: в 2010 году объем двусторонней торговли составил (по уточненным данным) 297,8 миллиардов  долларов, прямые инвестиции Японии в китайскую экономику - около 70 миллиардов долларов, на территории КНР действуют более 25 тыс. компаний с японским капиталом.

К настоящему времени Китай укрепил свой статус в качестве крупнейшего экономического партнера Японии и расширяет свои с ней связи. Ослабление потребительского спроса в США и других странах Запада побуждает Японию в еще большей мере рассчитывать на китайский рынок. Китай в равной степени полагается на экономику Японии.

2 мая 2011 года состоялись переговоры между премьером КНР Вэнь Цзябао и премьером Японии Наото Каном. Китайско-японские переговоры традиционно находятся в эпицентре основного внимания восточноазиатского саммита.

Премьер Вэнь Цзябао сказал, что с начала этого года китайско-японские отношения в целом сохраняли благоприятную тенденцию развития.
Китайская сторона намерена чаще встречаться на высоком уровне с японской стороной, основываясь на принципах и духе 4-х политических документов, подписанных между Китаем и Японией, углублять взаимодоверие и содействовать стабильному и успешному развитию двусторонних отношений[56].

Вэнь Цзябао также заявил, что китайская сторона поддерживает восстановление и экономическое возрождение Японии после бедствия (недавнего взрыва и утечки радиации на японской АЭС "Фукусима-1") и намерена предоставить всю необходимую для этого помощь и содействовать сотрудничеству. Китайская сторона намерена направить несколько своих делегаций для содействия восстановлению после бедствия и торговле, восстановить и расширить туристическое взаимодействие между Китаем и Японией, а также, при условии обеспечения безопасности, рационально урегулировать меры по ограничению экспорта японских продуктов[57].

Вэнь Цзябао сказал, что в качестве близкого соседа китайская сторона уделяет большое внимание утечке радиоактивных веществ на АЭС «Фукусима-1». При этом он выразил надежду на то, что японская сторона успешно проведет работы по ликвидации последствий инцидента и будет своевременно сообщать китайской стороне всю информацию, касающуюся этого вопроса. Китайская сторона намерена также предоставить необходимое содействие и укрепить сотрудничество между двумя сторонами в области ядерной безопасности.

Наото Кан выразил свои извинения за утечку радиоактивных веществ на АЭС «Фукусима-1» и заверил, что японская сторона приложит все усилия для ликвидации ее последствий, а также пообещал своевременно сообщать китайской стороне точную информацию о событиях, которые происходят на аварийной АЭС, и укреплять сотрудничество с китайской стороной в области ядерной безопасности.

Премьер Вэнь Цзябао сказал, что Китай ослабит свой запрет на импорт японских пищевых продуктов и требования для проверки на радиоактивность[58].

Вэнь Цзябао сказал, что Китай намеревается ослабить свои импортные ограничения на продукты из префектур Яманаси и Ямагата, если нет необходимости опасаться за безопасность китайских потребителей (ранее, сразу же после аварии, Китай запретил пищевую и сельскохозяйственную продукцию из 12 японских префектур, расположенных вблизи или относительно близко от аварийной АЭС).

КНР в настоящее время предоставляет широкие возможности для успешного ведения бизнеса, а расширение японо-китайских экономических связей формирует благоприятные условия для японских фирм. Учитывая то, что компании являются важнейшими субъектами двусторонних отношений, изучение их деятельности в Китае является важной темой для понимания того, какие факторы микроуровня способствовали увеличению объемов экономического сотрудничества между Японией и Китаем. Думается, что анализ их стратегий в Китае также позволит сделать выводы о том, насколько эффективно компании могут действовать в сформировавшихся макроусловиях, каковы методы достижения успеха, а также понять, что привлекает японский капитал в экономике КНР.

На основании вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

1)     Япония все более полагается на Китай в своем стремлении преодолеть последствия мирового экономического кризиса и масштабной природно-техногенной катастрофы. Китай, со своей стороны, нуждается в рынке, капиталах и передовых технологиях Японии в целях дальнейшего развития своей экономики и обеспечения устойчивых темпов ее роста[59].

2)     2 мая 2011 года состоялись переговоры между премьером КНР Вэнь Цзябао и премьером Японии Наото Каном. Китайско-японские переговоры традиционно находятся в эпицентре основного внимания восточноазиатского саммита.

3)     Китай и Япония продолжат переговоры о разработке газа в Восточно-Китайском море.

Министры иностранных дел Японии и Китая пришли к соглашению возобновить в скорейшем возможном времени переговоры о разработке газовых месторождений в Восточно-Китайском море.

Эти переговоры были приостановлены из-за имевшего место в прошлом году столкновения между китайским траулером и японскими патрульными кораблями вблизи островов Сэнкаку, расположенных вблизи места проекта добычи газа[60].

4)     КНР в настоящее время предоставляет широкие возможности для успешного ведения бизнеса, а расширение японо-китайских экономических связей формирует благоприятные условия для японских фирм.


2.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в экономической сфере

 

Наряду с двусторонними экономическими интересами, Япония и Китай во многом связаны интересами развития регионального сотрудничества, участвуют в качестве ведущих держав в интеграционных процессах в Восточной Азии. Общие интересы существуют у них и в деле решения ряда глобальных проблем: сохранение окружающей среды, обеспечение экономической безопасности, противодействие глобальному потеплению.

Как считают иностранные эксперты, в последнее время в Японии вызревает понимание необходимости скорректировать курс дипломатии на японском направлении. «Китайское руководство осознает, что более тесные партнерские отношения с Японией будут не только гарантировать стабильный рост двух экономик, но и обеспечат мир и стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и за его пределами», говорится, например, в аналитическом докладе сингапурского Института Восточной Азии.

В сентябре 2009 года в Японии к власти пришла оппозиционная Демократическая партия во главе с Юкио Хатояма, ставшим главой кабинета министров[61] .

Китайская сторона внима­тельно следила за первыми шага­ми нового руководства Японии. В частности, Китай обратил осо­бое внимание на заявления пре­мьер-министра о намерении строить «равноправные» отно­шения с Соединенными Штата­ми и стремлении создавать Восточноазиатское сообщество (ВАС)  Но особенно важно для Китая было получить от Японии подтверждение преемственности политического курса Японии в отношении Китая.

21 сентября 2009 году в ходе 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН председатель КНР Ху Цзиньтао встретился в Нью-Йор­ке с премьер-министром Хатоямой. Лидеры двух стран подтвер­дили готовность выполнять до­стигнутые ранее договоренности, хотя полного единства взглядов по некоторым вопросам достичь им не удалось[62].

Так, Хатояма призвал начать переговоры с целью заключения двустороннего договора о совме­стном освоении газовых место­рождений в спорных секторах Восточно-Китайского моря в районе островов Дяоюйдао (Сэнкаку), заявив: «Я хочу превратить море проблем в море дружбы». Ху Цзиньтао, со своей стороны, признав важность сотрудничест­ва по решению проблемы освое­ния газовых месторождений в данном регионе, предложил на­чать в будущем переговоры на ра­бочем уровне. При этом он за­явил: «Это море должно стать мо­рем мира, дружбы и сотрудниче­ства».

Ху Цзиньтао выдвинул ряд других предложений: чаще осуществлять взаимные визиты ли­деров двух стран; активнее со­трудничать в сфере экономики и торговли; укреплять взаимные симпатии народов двух стран; продвигать сотрудничество по решению региональных и гло­бальных проблем; терпеливо пре­одолевать различия в подходах двух стран [63].

Оба руководителя деклариро­вали свою заинтересованность в сотрудничестве по созданию Восточноазиатского сообщества. Од­нако различия в подходах Китая и Японии остаются до сих пор од­ной из главных причин торможе­ния процесса формирования этой региональной структуры .

Выступая в прениях на сессии ГА ООН, Хатояма призвал к со­зданию ВАС с целью содействия сотрудничеству между азиатски­ми странами, подчеркнув, что «если Япония не будет прини­мать активного участия в делах Азиатско-Тихоокеанского регио­на, она не сможет развиваться». При этом он заявил о готовности сотрудничать в таких областях, как заключение соглашения о свободной торговле, финансы, ва­люта, энергетика, экология, лик­видация последствий стихийных бедствий[64]. 

Что же касается Китая, то он не ограничился одними заявле­ниями. Так, 7 января 2010 года в городе Наньин состоялась торжествен­ная церемония по случаю созда­ния зоны свободной торговли (ЗСТ) Китай - АСЕАН. Предпо­лагается, что она придаст мощ­ный импульс экономической ин­теграции в Восточной Азии.

Вслед за этой зоной в 2011 году планируется ввести ЗСТ Республика Корея - АСЕАН, а в 2012 году ЗСТ Япония - АСЕАН. По мне­нию китайских аналитиков, эти 3 зоны в дальнейшем могут объеди­ниться в одну большую, которая станет основой Восточноазиатского экономического сообщест­ва в формате «10+3». Пекин ви­дит Восточноазиатское сообщест­во именно в таком формате[65].

На встрече руководителей Ки­тая, Японии и Республики Корея в мае 2010 года стороны подписали заявление о начале трехсторонне­го сотрудничества по совместно­му изучению возможности созда­ния китайско-японо-южноко­рейской ЗСТ. Это изучение наме­чено завершить к встрече лидеров Китая, Японии и РК в 2012 году.

Однако такая перспектива не может не настораживать США, которые воспринимают эту ре­гиональную структуру как инстру­мент усиления позиций Китая.

Чтобы успокоить США, официальным лицам Японии пришлось выступить с рядом за­явлений, в которых они, подчер­кивая неизменную важность со­юзнических отношений с США, подтверждают приверженность принципу «открытости» при со­здании ВАС, что, теоретически, не исключает вхождения в эту ор­ганизацию и США. Однако про­тив участия Соединенных Шта­тов категорически выступает Ки­тай.

В декабре 2009 году в Японии с официальным визитом находил­ся заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, который стал первым из китайских руководи­телей, посетившим Японию по­сле сформирования нового каби­нета министров.

Японская сторона отнеслась со всей серьезностью к организа­ции программы пребывания ки­тайского гостя, рассматривая его в качестве будущего преемника Ху Цзиньтао на посту председа­теля КНР. Си Цзиньпин был принят императором Акихито. На переговорах с Хатоямой был обсужден широкий круг вопросов состояния и перспектив двусто­роннего и регионального сотруд­ничества, в полном соответствии с содержанием китайско-япон­ского Совместного японо-китай­ского заявления 2008 года.

Однако в январе 2010 года разго­релся спор по поводу о-вов Дяоюйдао (Сэнкаку), на континен­тальном шельфе которых обнаружены богатые месторождения нефти и газа[66]. Министр иност­ранных дел Японии К.Окада за­явил, что Япония примет адекват­ные меры, если КНР в односто­роннем порядке начнет их разра­батывать. Официальный предста­витель МИД КНР подчеркнул, что «китайская сторона имеет су­веренитет над месторождением Чунь Сяо ... (и) ... будет твердо от­стаивать свои законные права в Восточно-Китайском море»

Покидая пост премьер-минис­тра в начале июня 2010 года, Хатояма оставил своему преемнику Наото Кану письменное напутствие, в котором призвал сохранять курс на укрепление отношений с США, КНР и Республикой Корея. Выступая в парламенте перед де­путатами правящей Демократи­ческой партии накануне избра­ния его премьер-министром Япо­нии, Кан заявил, что будет соблю­дать соглашение о сохранении американской военной базы на Окинаве и добиваться углубле­ния доверия с США, но в «равной степени» развивать отношения с Китаем .

Появлению новых тенденций в отношениях Китай-Япония в последние годы способствовали перемены глобального масштаба.

В результате относительного ослабления позиций единствен­ной сверхдержавы - США, свя­занного с усилением экономической мощи и политического влия­ния КНР, Индии, РФ и других, зако­лебались устои миропорядка, ко­торый во многих странах расце­нивался как однополярный. При активном участии Китая вызре­вают предпосылки для перест­ройки всей системы международ­ных отношений, что приведет, в том числе, к изменению отноше­ний в геополитическом треуголь­нике Япония - Китай - США.

Информация о работе Японо-китайские отношения на современном этапе