Японо-китайские отношения на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 07:08, курсовая работа

Описание

Актуальность темы исследования. Между Японией и Китаем давно уже сложились как официальные, так и неофициальные отношения. Китай очень сильно повлиял на Японию своей системой письма, архитектурой, культурой, психологией, системой законодательства, политики и экономики. Когда в середине XIX века, западные страны вынудили Японию открыть торговые пути,

Содержание

Введение
I. Японо-китайские отношения в сфере политики
1.1. Основные направления японо-китайского сотрудничества в области политики
1.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в политической сфере
II. Японо-китайские экономические отношения
2.1. Основные направления и формы японо-китайских экономических отношений
2.2. Проблемы и перспективы японо-китайских отношений в экономической сфере
Заключение
Список использованных источников и литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовик титульный лист (регионоведение)3.doc

— 377.00 Кб (Скачать документ)

Япония, как и США, в це­лом воспринимает усиление Ки­тая как потенциальную угрозу своим национальным интересам. В то же время Япония крайне за­интересована в том, чтобы избе­гать каких-либо конфликтов со своим усиливающимся соседом.

Наметившаяся тенденция по­степенного изменения соотноше­ния сил между США и Китаем в пользу последнего ставит перед японским руководством задачу просчитывать на перспективу от­ношения с каждой из этих двух держав. Имевшиеся и в прошлом нюансы и разночтения в подходе Японии и США к КНР мо­гут приобрести более глубокий характер.

Судя по некоторым призна­кам, японская политическая эли­та уже начинает задумываться о более гибком лавировании между США и Китаем. Что ка­сается китайской стороны, то она, по-видимому, намерена восполь­зоваться этой ситуацией в инте­ресах политического сближения с Японией.

Многие авторы отмечают, что существуют возможности возник­новения в будущем конфликтов в отношениях между двумя страна­ми, поскольку между ними сохра­няются серьезные противоречия как стратегического, так и струк­турного характера[67].

В их числе выделяются следу­ющие:

-Конфликты, в основе кото­рых лежат коренные интересы. Они проявляются, прежде всего, в подходе к таким проблемам, как демаркация границы в Вос­точно-Китайском море и спор о принадлежности островов Дяоюйдао (Сэнкаку). Как подчерки­вается в работе, урегулирова­ние противоречий по этим про­блемам станет особенно труд­ным испытанием для обеих сто­рон.

- Конфликты, имеющие исто­рические корни, достаточно серь­езны, но менее значимы, посколь­ку они не связаны с современны­ми интересами Китая. Поэтому обе стороны должны проявлять по этой проблематике максимум осмотрительности, чтобы не на­нести ущерб значительно более важным текущим двусторонним отношениям.

-Конфликты на эмоциональ­ной почве. По оценке китайских исследователей, взаимопонима­ние между китайцами и японца­ми пока не изменилось к лучше­му. Главные причины такого по­ложения - националистический консерватизм японского населе­ния и повышенная чувствитель­ность китайского населения к своему историческому прошло­му[68].

В разделе доклада «Направ­ленность политики Китая в отно­шении Японии» говорится: об­щая стратегическая цель буду­щих китайско-японских отноше­ний - способствовать развитию психологической совместимости двух народов, продвижению двух стран от мирного сосуществова­ния к совместному развитию, от взаимных стратегических интере­сов к стратегическому сотрудни­честву.

Основные положения этого раздела сводятся к следующему[69]:

- для устойчивого развития китайско-японских отношений крайне важно обеспечить сбалансированное развитие отношений в политической и экономической областях;

- возникновение стратегичес­кой конфронтации между двумя странами маловероятно. Однако, если не удастся взять под кон­троль и эффективно разрешить главные проблемы в отношениях, нельзя исключить возможности стратегической конфронтации низкого уровня. По мнению ки­тайских исследователей, принци­пиально важно, чтобы две наибо­лее серьезные спорные проблемы - демаркация границы в Восточ­но-Китайском море и принадлеж­ность островов Дяоюйдао - реша­лись в одном пакете;

- хотя разрешение тайвань­ской проблемы и осуществление мирного воссоединения - внут­реннее дело Китая, Япония явля­ется одним из факторов, который невозможно игнорировать в этом процессе. Пока США не изменят своей политики на тайваньском направлении, политика Японии также не изменится;

- в связи со стремлением Япо­нии стать постоянным членом Совета Безопасности ООН ки­тайская сторона уже выразилась в поддержку более весомой роли Японии в ООН. Хотя Китай и не располагает пропуском для Япо­нии в Совбез ООН, обе страны вполне могут вести конструктив­ный диалог по вопросу реформи­рования ООН. Со временем Ки­тай, возможно, займет более по­зитивную позицию в отношении японских планов стать постоян­ным членом СБ ООН;

- Китаю и Японии недостает взаимного доверия в вопросах обеспечения безопасности в силу того, что обе стороны еще не пре­одолели сомнения относительно стратегических целей друг друга. Было бы целесообразно продви­гать сотрудничество в этой сфере, идя от отношений «не друзья и не враги» к подлинно партнерским отношениям, к созданию структур и механизмов региональной безопасности, к образованию Восточноазиатского сообщества безопасности.

По мнению китайской сторо­ны, сотрудничество между КНР и Японией в сфере безопасности не должно основываться на предпо­сылке, что Китай откажется от усилий по укреплению своей во­енной мощи и совершенствова­нию военных технологий или за­медлит их.

Одной из задач, требующих скорейшего решения, в докладе названо создание механизмов предотвращения кризисов и уп­равления кризисами с тем, чтобы избежать эскалации трений и конфликтов.

Предлагается также развивать сотрудничество азиатских стран по обеспечению безопасности ос­новных морских коммуникаций - от Суэцкого канала до Тайвань­ского пролива, а также стимули­ровать создание в регионе Сооб­щества взаимовыгодной под­держки и обеспечения стабильно­сти экономического развития, в рамках которого решались бы и проблемы обеспечения энергети­ческой безопасности.

Китай и Япония, говорится в докладе, должны прилагать уси­лия по решению проблем регио­нальной безопасности, по созда­нию системы многосторонней бе­зопасности. Обеим странам сле­дует способствовать стратегичес­кому диалогу Китай - Япония - США.

Выдвигается также идея со­здания нового и более широкого по составу участников механизма безопасности для всей Восточной Азии.

Двум странам предлагается действовать совместно по пре­одолению финансового кризиса.

Они должны стимулировать при­дание регионального характера двустороннему соглашению о взаимном обмене валют, выстро­ить региональный механизм финансового контроля, активизиро­вать тесные консультации, коор­динацию и сотрудничество по развитию региональных рынков капитала, по учреждению Фонда азиатских валют.

Подчеркивается необходи­мость объединить усилия по за­ключению Соглашения о свобод­ной торговле и Соглашения об экономическом партнерстве, чтобы координировать стратегию и политику в сфере экономики, совместно формировать прост­ранство свободной торговли Вос­точной Азии в рамках Восточноазиатского сообщества.

Признается и наличие у Китая и Японии серьезной общей про­блемы - зависимости от зарубеж­ного спроса, прежде всего спроса в США, на который негативно повлиял мировой финансово-экономический кризис. Две стра­ны должны использовать воз­можность для корректировки своей экономической структуры, расширить и задействовать внут­ренний спрос для оздоровления своих экономик.

С целью укрепления сотруд­ничества в энергетике и экологии в докладе предлагается создать Китайско-Японский фонд по энергосбережению и защите ок­ружающей среды, совместно фи­нансируемый правительствами двух стран.

Несмотря на развитие экономического сотрудничества, военные двух стран продолжают рассматривать друг друга в качестве потенциальных противников. (Особенно если конфликт возникнет вокруг Тайваня.) Причём китайские стратеги мыслят более широко, для них Япония лишь один из элементов глобального круга возможных противников, группирующихся вокруг США. Для Японии же Китай главная опасность, более грозная даже чем северокорейские ракеты[70].

Американские эксперты предсказывают, что японо-китайское соперничество в ближайшее время будет идти главным образом в регионе Юго-Восточной Азии, где китайские и японские предприниматели будут конкурировать за выгодные торговые и инвестиционные контракты. Несколько неожиданно авторы опубликованной работы предлагают США сделать всё, чтобы разногласий между Китаем и Японией было поменьше, настаивая, что их сотрудничество может способствовать укреплению стабильности и безопасности региона. По всей видимости, такой совет экспертов очередное свидетельство того, что в Америке всё больше понимают невозможность исполнения их страной роли сверхдержавы, способной решить все проблемы планеты в одиночку.

Итак, в отношениях Японии с Китаем сохраняется возникшая в 2010 году напряженность. Никаких реальных шагов по ее преодолению стороны к настоящему времени не предпринимали. Есть признаки того, что Пекин лишь начинает заблаговременную подготовку к этому. От его готовности во многом будет зависеть успех в деле нормализации двусторонних связей. Однако вряд ли следует ожидать реальных шагов китайской стороны до 2012 года, когда должна произойти смена руководства страны.

Несмотря на положительную динамику развития отношений между КНР и Японией, существуют и противоречия. Между КНР и Японией существуют проблемы архипелага Дяоюйдао и нефтегазового промысла в Восточно-Китайском море. В политической сфере КНР (как постоянный член Совета Безопасности ООН) стремится противодействовать политическому возвышению Японии. В этом контексте Китай выступает если не открыто против, то негативно-выжидательно по отношению к идее вхождения Японии в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена. Также КНР, как сторона принимающая шестисторонние встречи по КНДР, пытается не упустить своих преимуществ перед Японией в урегулировании северокорейской ядерной проблемы и в отношениях со странами Центральной Азии. Также КНР стремится к политическому и экономическому лидерству в АСЕАН, Южной Азии, Африке и Латинской Америке, противодействуя внешней политике Японии, прежде всего посредством инвестиционной интервенции. Так, например, экономическое сотрудничество КНР со странами Центральной Азии исчисляется миллиардными инвестициями, включая, в том числе, почти миллиардный торговый кредит центрально-азиатским странам - членам ШОС для стимуляции китайского импорта[71].

Президент федерации экономических организаций Японии Кэйданрэн Хиромаса Енэкура 7 сентября в Пекине отметил, что в качестве председателя исполнительного комитета японской стороны на мероприятиях в честь 40-летия нормализации японо-китайских отношений он надеется на успешное совместное проведение мемориальных мероприятий и продвижение развития двусторонних отношений.

Хиромаса Енэкура об этом заявил на приеме Кэйданрэна. По приглашению Китайского комитета содействия развитию международной торговли делегация, сформированная на 2011 год, 4-10 сентября находится в Китае с визитом.

Председатель Японо-китайской ассоциации по делам экономики и торговли Фудзил Чо в своей речи сказал, что после сильного землетрясения в Японии в марте, правительство и все общественные круги Китая оказали Японии всемерную поддержку и содействие, за что Япония сердечно благодарна. Делегация Японо-китайской ассоциации по делам экономики и торговли уже 37-й раз совершает визиты в Китай, число членов делегации достигло рекордного уровня - 183 человека. Это в полной мере отражает экономическую взаимодополняемость и тесное сотрудничество двух стран.

Он отметил, что в следующем году будет отмечаться 40-летие нормализации японо-китайских отношений. Он выразил надежду на продвижение по этому случаю обмена и сотрудничества двух стран в культурной, художественной и физкультурной сферах и стимулирование более широкого взаимопонимания и доверия в японо-китайских отношениях.

Заместитель председателя Китайского комитета содействия развитию международной торговли Юй Пин отметил, что визит делегации свидетельствует о большой влиятельной силе негосударственных экономических организаций, прочной основе и прекрасных перспективах китайско-японских отношений дружественного сотрудничества.

По его словам, за около 40 лет экономические круги Японии сыграли важную роль в продвижении дружбы и осуществлении нормализации отношений между двумя странами. Две страны непрерывно углубляют и расширяют сотрудничество в инвестиционной сфере[72].

Рост экономического потенциала Китая и его активное включение в процессы глобализации вызвали неоднозначную оценку перспектив развития японо-китайских экономических отношений среди экспертов. С точки зрения одних, Китай представляет угрозу лидерству Японии в Азии, а развитие сотрудничества с КНР отрицательно сказывается на японской экономике. Другие же полагают, что такие опасения не являются обоснованными, а Китай предоставляет новые возможности для японского бизнеса и хозяйственного комплекса страны в целом.

Экономическая мощь Китая в региональном и глобальном масштабе ощутимо возросла в последние 10 лет. Вследствие этого наблюдается ужесточение борьбы за лидерство. Тем не менее, вряд ли можно утверждать, что в ближайшем будущем КНР догонит Японию по качественным экономическим показателям. Трудно предположить также, что Япония сохранит низкие темпы роста, которые характеризовали ее экономическое развитие в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Япония и Китай активно развивают и укрепляют двусторонние экономические связи и как партнеры становятся все более зависимыми друг от друга. Можно предполагать, что расширение экономических отношений Китая и Японии и дальше будет происходить на основах как здоровой конкуренции, так и взаимовыгодного сотрудничества в рамках международного разделения труда.

В настоящее время от японских компаний требуется решение ряда стратегических вопросов, начиная от организации поставок комплектующих и заканчивая обслуживанием покупателей. Большинство компаний до сих пор действовало на этих направлениях в основном самостоятельно, что увеличивало затраты на проникновение на китайский рынок. В целях создания условий для более эффективного применения стержневых компетенций некоторые японские компании стали менять организационные стратегии, переходя к сотрудничеству с китайскими частными корпорациями. Одной из перспективных форм межфирменной кооперации японских и китайских компаний становится стратегический альянс, который позволяет получить доступ к тем областям, где партнер наиболее конкурентоспособен, предоставив в обмен то, что необходимо ему. Наиболее распространенная цель альянса японских компаний с китайскими – кооперация в области технологий, производства и сбыта.

Информация о работе Японо-китайские отношения на современном этапе