Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:45, реферат
сту. В качестве конкретного примера можно взять дискуссию вокруг запрета смертной казни в России, Украине и других государствах бывшего Советского Союза. С одной стороны, отмена смертной казни выдвигается как обязательное требование, предшествующей вступлению в ЕС. С другой - у разных стран и народов существует свое традиционное отношение к этой проблеме, опирающийся на историю, религию и другие факторы, которые ЕС не считается. Но ЕС предупреждает, что применит серьезные санкции к тем государствам, которые этого требования не соблюдаются.
шире по охвату, богаче содержанием, многограннее при демократии. Ее основой является гражданское общество и его институты1.
В интересах анализа проблемы
взаимосвязей мы выделим в структуре
политической жизни два основных
уровня - государственный и негосударственный,
погруженный в среду
Политическая жизнь может рассматриваться не только в статике путем структурного анализа, но и в динамике - через анализ последовательной смены ее состояний, т.е. политического процесса. Динамичным и временным измерением политической жизни является политический процесс. Политический процесс - это не какой-то особый вид политики , а происходящий в рамках политической системы последовательный ход взаимодействий между участниками разрешения какой-либо социально-значимой проблемы, в результате которого формируется, принимается и осуществляется политическое решение. Политический процесс начинается на "входе" в систему, где выдвигаются требования и завершается "на выходе" с принятием и реализацией решения2.
1 Смоляков B.A. Политология:
Словарь-справочник. Хабаровск: РИЦ
ХГАЭП, 1998. С. 96; Можно согласиться
с утверждением Е.Семенова, что
"политическая жизнь - продукт
сложно организованного,
Направленность, содержание, институциональные рамки, характер протекания политического процесса зависят от следующих факторов: 1) импульсы и вызовы среды (как внутрисоциальной, так и международной); 2) интересы и требования индивидов, групп; 3) структура и характер политической системы, особенности государственно-правового механизма принятия решений; 4) уровень и формы активности политических акторов, соотношение политических
сил в обществе; 5) степень
открытости/закрытости политической системы.
Политический процесс имеет упорядоченный,
достаточно предсказуемый характер,
когда он происходит в условиях политической
стабильности или, наоборот, хаотический,
стохастический характер при возникновении
глубокого социально-
Для изучения проблемы соотношения
внутренней и внешней
политики представляется целесообразным
выделить основные параметры политического
процесса: 1) уровень концентрации права
принятия решений в руках узкой
группы людей или, наоборот, распределения
властных полномочий между несколькими
центрами принятия решений; 2) степень
вовлеченности в процесс
По объектам, на которые
направлены взаимодействия участников,
политический процесс разделяется
на внутри- и
1 Там же.
Введение четвертой единицы
анализа - категории "политическая жизнь",
позволяет нам разработать
стве аналитической единицы выделяем политическую деятельность, политический курс, политику какого-либо одного субъекта (партии, лидера, государства). В этом случае мы рассматриваем субъект-объектное отношение, а содержание политики (policy) определяется характером объекта, целями и средствами воздействия на него. Если мы изучаем политику главного субъекта - государства, то выделяем две формы политики : внутреннюю и внешнюю , каждая из которых обладает своей спецификой, будучи направленной на разные среды - на внутриобщественные или международные отношения.
Поскольку есть второе измерение - политика как взаимодействие между субъектами, постольку мы обязаны выделить еще две группы субъект-субъектных отношений, разделяющихся по уровневому или сферному критериям (внутристрановому и международному): политическая жизнь общества и международная политика . Для взаимодействия достаточно наличие двух или большего числа субъектов (партий, государств, международных организаций и т.д.).
Итак, выделив четыре формы
политики , мы получаем четыре базовые
категории, разделенные на две дихотомии,
в совокупности составляющие четыре
блока. Нам представляется, что данная
классификация построена с
Внутренняя и
внешняя политика - два взаимообусловленных
направления деятельности
1 Настоящая классификация
видов политики и форм
взаимосвязей между ними была
представлена автором в
Политика возникла
вместе с государством на
и особенно после
становления принципа
Сначала рассмотрим специфику внутренней политики (англ. -domestic/internal policy). Как уже отмечалось, нередко данный термин используют в широком смысле, т.е. под ним понимается политическая жизнь внутри национальной политической системы, которая выстраивается вокруг борьбы за контроль над государственными институтами, политическими ресурсами, государством в целом или, как минимум, за влияние на них. Однако мы склоняемся к необходимости однозначной и узкой трактовки понятия, особенно в контексте настоящего исследования. Внутренняя политика в более специфическом смысле - это деятельность государства по регулированию основных сфер общественной жизни, направленная вовнутрь страны, т.е. осуществляемая в пределах его собственных границ и в сфере действия его суверенной власти.
Внутренняя политика обладает
следующими особенностями: 1) она в
отличие от международной политики
наделена имманентным организационным
единством и имеет центр с
легальной и монопольной
Информация о работе Взаимосвязь внешней и внутренней политики