Взаимосвязь внешней и внутренней политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:45, реферат

Описание

сту. В качестве конкретного примера можно взять дискуссию вокруг запрета смертной казни в России, Украине и других государствах бывшего Советского Союза. С одной стороны, отмена смертной казни выдвигается как обязательное требование, предшествующей вступлению в ЕС. С другой - у разных стран и народов существует свое традиционное отношение к этой проблеме, опирающийся на историю, религию и другие факторы, которые ЕС не считается. Но ЕС предупреждает, что применит серьезные санкции к тем государствам, которые этого требования не соблюдаются.

Работа состоит из  1 файл

Реферат ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ внутренней и внешней политики страница 3.docx

— 48.78 Кб (Скачать документ)

 

шире по охвату, богаче содержанием, многограннее при демократии. Ее основой  является гражданское общество  и  его институты1.

 

В интересах анализа проблемы  взаимосвязей  мы выделим в структуре  политической жизни два основных уровня - государственный  и  негосударственный, погруженный в среду гражданского общества (который в свою очередь  делится на два подуровня - институционализированный и индивидуальный), где действуют группы интересов, средства массовой информации, общественно-политические движения, отдельные граждане. Политические партии имеют двухэтажную структуру и располагаются как в гражданском обществе, так и в государственной структуре, отличаясь друг от друга различной степенью ин-ституционализации и формализации (рис. 1.1.3.2-Приложение 1).

 

Политическая жизнь может  рассматриваться не только в статике  путем структурного анализа, но и  в динамике - через анализ последовательной смены ее состояний, т.е. политического  процесса. Динамичным и временным  измерением политической жизни является политический процесс. Политический процесс - это не какой-то особый вид  политики , а происходящий в рамках политической системы последовательный ход взаимодействий между участниками разрешения какой-либо социально-значимой проблемы, в результате которого формируется, принимается  и осуществляется политическое решение. Политический процесс начинается на "входе" в систему, где выдвигаются  требования и завершается "на выходе" с принятием и реализацией  решения2.

1 Смоляков B.A. Политология:  Словарь-справочник. Хабаровск: РИЦ  ХГАЭП, 1998. С. 96; Можно согласиться  с утверждением Е.Семенова, что  "политическая жизнь - продукт  сложно организованного, гражданского  общества". См.: Семенов С. Хронополитические аспекты кризисов культуры // Общественные науки и современность. 1993. №4. С. 153.2 Смоляков В. А. Там же. С. 100.

 

Направленность, содержание, институциональные рамки, характер протекания политического процесса зависят от следующих факторов: 1) импульсы и вызовы среды (как внутрисоциальной, так и международной); 2) интересы и требования индивидов, групп; 3) структура и характер политической системы, особенности государственно-правового механизма принятия решений; 4) уровень и формы активности политических акторов, соотношение политических

 

сил в обществе; 5) степень  открытости/закрытости политической системы. Политический процесс имеет упорядоченный, достаточно предсказуемый характер, когда он происходит в условиях политической стабильности или, наоборот, хаотический, стохастический характер при возникновении  глубокого социально-политического  кризиса и потери управляемости  обществом1.

 

Для изучения проблемы соотношения  внутренней   и   внешней   политики  представляется целесообразным выделить основные параметры политического  процесса: 1) уровень концентрации права  принятия решений в руках узкой  группы людей или, наоборот, распределения  властных полномочий между несколькими  центрами принятия решений; 2) степень  вовлеченности в процесс формирования решений широких слоев общественности, наличие правовых и политических возможней влияния граждан на выбор альтернатив; 3) интенсивность  интересов, мотивирующих участие граждан  в политике.

 

По объектам, на которые  направлены взаимодействия участников, политический процесс разделяется  на внутри- и внешнеполитическоенаправления. Внешнеполитический процесс (ВПП) есть преобразование импульсов, поступающих из международной и внутрисоциальной сред во внешнеполитические решения. Отличительные черты внешнеполитического процесса: 1) сравнительно высокая степень концентрации  и централизации процесса принятия решений, поскольку  внешняя   политика  является прерогативой государства  и  требует к тому же оперативности  и  определенной скрытности; 2) меньшая вовлеченность общественности в "делание  внешней   политики " (объясняется это сравнительно низкой мотивацией по сравнению с интересом к  внутренним  делам).

1 Там же.

 

Введение четвертой единицы  анализа - категории "политическая жизнь", позволяет нам разработать логически  непротиворечивую схему, в основу которой  положены две пары классификационных  признаков: 1) количество субъектов  действия [а) один или б) несколько)]; 2) сферы [а) внутри или б) вне государства)]. Если мы берем в качестве исходного  деятельность единственного субъекта - актора с его концепциями, планами и действиями, тогда мы в каче

 

стве аналитической единицы выделяем политическую деятельность, политический курс,  политику  какого-либо одного субъекта (партии, лидера, государства). В этом случае мы рассматриваем субъект-объектное отношение, а содержание  политики  (policy) определяется характером объекта, целями  и средствами воздействия на него. Если мы изучаем политику  главного субъекта - государства, то выделяем две формы политики :  внутреннюю   и   внешнюю , каждая из которых обладает своей спецификой, будучи направленной на разные среды - на внутриобщественные или международные отношения.

 

Поскольку есть второе измерение -  политика  как взаимодействие между субъектами, постольку мы обязаны  выделить еще две группы субъект-субъектных отношений, разделяющихся по уровневому или сферному критериям (внутристрановому  и международному): политическая жизнь общества  и международная политика . Для взаимодействия достаточно наличие двух или большего числа субъектов (партий, государств, международных организаций и т.д.).

 

Итак, выделив четыре формы  политики , мы получаем четыре базовые  категории, разделенные на две дихотомии, в совокупности составляющие четыре блока. Нам представляется, что данная классификация построена с учетом требований единого основания делений  и  непересекаемости понятий  и  в то же время позволяет установить  взаимосвязи  между ними1 (рис. 1.1.3.3 - Приложение 1).

 

 Внутренняя   и   внешняя   политика  - два взаимообусловленных  направления деятельности государства,  каждое из которых обладает  собственной спецификой.

1 Настоящая классификация  видов  политики   и  форм  взаимосвязей  между ними была  представлена автором в сообщении  на региональном научном симпозиуме  в 1999 году. См: Смоляков В.А. Россия:  взаимосвязь   внутренних   и  международных факторов  развития // Россия на пороге XXI века: Материалы научного симпозиума. Ч. I. Хабаровск, 1999. С. 20 - 23.

 

 Политика  возникла  вместе с государством на пересечении   внутренних   и   внешних   процессов формирования социума.  До сих пор спорным является  поставленный еще Платоном вопрос: какие факторы, внутренние или  внешние, привели к образованию  государства. Как бы то ни  было, вместе с государством

 

 и  особенно после  становления принципа государственного  суверенитета произошло разделение  политики  (policy) на  внутреннюю   и   внешнюю .

 

Сначала рассмотрим специфику  внутренней политики (англ. -domestic/internal policy). Как уже отмечалось, нередко данный термин используют в широком смысле, т.е. под ним понимается политическая жизнь внутри национальной политической системы, которая выстраивается вокруг борьбы за контроль над государственными институтами, политическими ресурсами, государством в целом или, как минимум, за влияние на них. Однако мы склоняемся к необходимости однозначной и узкой трактовки понятия, особенно в контексте настоящего исследования. Внутренняя политика в более специфическом смысле - это деятельность государства по регулированию основных сфер общественной жизни, направленная вовнутрь страны, т.е. осуществляемая в пределах его собственных границ и в сфере действия его суверенной власти.

 

Внутренняя политика обладает следующими особенностями: 1) она в  отличие от международной политики наделена имманентным организационным  единством и имеет центр с  легальной и монопольной принудительной властью; 2) данное направление имеет  некоторое сходство с управлением, поскольку осуществляет функции  административного контроля и регулирования, хотя в то же время отличается от управления, поскольку включает проблемы легитимизации власти, отношений между элитой и массами, а при демократии - между независимыми политическими силами; в целом она представляет собой регулирование макросоциальных отношений, носящих в некоторой степени спонтанный характер; 3) содержание  внутренней   политики  в целом сводится к распределению ценностей в обществе властным образом (Д.Истон); 4) в отличие от  внешней политики она менее централизована, т.е. разрабатывается и осуществляется при значительно более широком участии разнообразных социально-политических сил.


Информация о работе Взаимосвязь внешней и внутренней политики