Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 12:45, реферат
сту. В качестве конкретного примера можно взять дискуссию вокруг запрета смертной казни в России, Украине и других государствах бывшего Советского Союза. С одной стороны, отмена смертной казни выдвигается как обязательное требование, предшествующей вступлению в ЕС. С другой - у разных стран и народов существует свое традиционное отношение к этой проблеме, опирающийся на историю, религию и другие факторы, которые ЕС не считается. Но ЕС предупреждает, что применит серьезные санкции к тем государствам, которые этого требования не соблюдаются.
Можно полностью согласиться с К.С.Гаджиевым, который обосновывает идею, что понятие политического превосходит по своему объему понятие государственного и распространяет мир политического на общественные, независимые от государства сферы и виды деятельности3.
Основываясь на вышеприведенных аргументах, сделаем выводы:
1 Буллок А. Гитлер и Сталин: Жизнь и власть: Сравнительное жизнеописание: В 2 т. Т.2. Смоленск: Русич, 1994. С. 47.2 Безансон А. Бедствие века. М.-Париж: 2000. С.45. Не случайно мексиканский диктатор Д.Диас придерживался девиза: "Мало политики, много управления" (т.е. "администрации") - цит. из статьи С.Семенова "Хронологические аспекты кризисов культуры // Общественные науки и современность. 1993. № 4. С.153.3 Гаджиев K.C. Политическая наука: Пособие для преподавателей, аспирантов и студентов гуманитарных факультетов. М., "Сорос" - Международные отношения", 1994. С. 90 - 96.4 Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юрист, 1994. С.98 - 99.5 Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. С.644.
- во-первых, политику
не следует отождествлять с
управлением (как это
- во-вторых, политика
- это не только "все виды
деятельности по
-
- в-третьих, сфера политической жизни (politics) при демократии не сужается, а расширяется, т.е. через открытый политический процесс граждане получают возможность контролировать политику государства, что означает усиление взаимосвязи внутреннего и внешнего измерений политики .
Таким образом, широкая трактовка политики и новые концепции власти позволили либеральной школе обратиться к роли индивидов и групп, чья деятельность ставит под сомнение монистическую природу государства и выходит за его пределы как во внутреннем , так и в международных измерениях.
1.3. Дифференциация, специфика
и взаимообусловленность
Разработка модели взаимосвязей
между основными сферами и
направлениями политики предполагает
выявление основных элементов - видов
политики , рассматриваемых в качестве
базовых единиц анализа. Ключевое значение
в этом отношении имеет точное
определение количества данных единиц.
В отечественной
рактером его внутренней политики "1, т.е., повторяя подвергнутый критике в статьях Э.Позднякова, и В.Ступишина тезис о решающем влиянии на внешнюю политику не политической жизни (расстановки политических сил, выборов, борьбы между партиями и т.п.), а политико-управленческой деятельности государства внутри страны. Поздняков, опровергнув устоявшуюся в российской политологии формулу об определяющей роли внутренней политики государства, вместо нее предложил "закон взаимозависимости" внутренних ("внутриполитической жизни") и внешних факторов и обосновал вывод о приоритетности как одной, так и другой группы факторов в зависимости от конкретно-исторических обстоятельств . К этой аргументации можно добавить еще одно соображение: тезис о примате внутренней политики вытекает также из неоднозначности термина, который можно понимать двояко: 1) как деятельность государства (тогда с ним действительно нельзя согласиться), или 2) как внутриполитическая жизнь (в таком случае речь может идти об определяющем влиянии на внешнюю политику политического процесса, происходящего внутри государства).
1 Мельник. Указ.соч. С. 99.2 Поздняков Э.А. Внешняя и внутренняя политика Парадоксы взаимосвязи // Международная жизнь. 1989. № 10. С. 52.
Если принять в качестве
необходимой предпосылки
крыл обратно пропорциональную зависимость между развитостью политической жизни, рождающейся в недрах гражданского общества, и ролью в государства жизни общества.
Значение понятия "политическая жизнь" заключается в том, что через него возможна систематизация и классификация других политологических категорий, образующих структурную основу модели взаимосвязей форм политики и в то же время преодолеваются двусмысленности и логические противоречия, порождаемые многозначностью термина " внутренняя политика ". В силу неразработанности и недооценки концепта "политическая жизнь" из анализа выпадает логически необходимый структурный компонент. В отличие от "политической сферы" или "политических отношений" - понятиями, согласующимися с категориями исторического материализма и отличающимися избыточной абстрактностью, категория "политическая жизнь" согласуется с трактовкой политики как деятельности групп или индивидов и соотносится с концептом "гражданское общество". Данное понятие содержит динамический аспект, конкретизированный в категории "политический процесс", и обладает качеством операциональное(tm), необходимой для политических исследований. Оно ориентирует на конкретно-исторический, онтологический подход к изучению проблемы взаимосвязей .
1 См.: Куфтырев А. И . Политическая организация социалистического общества. M., 1981. С. 38; Михальченко Н.И. Категории исторического материализма и их методологическая функция. Киев, 1986. С. 189; Краснов Б.И. Политическая жизнь общества и ее демократические параметры // Социально-политический журнал. 1995. №4. С. 90-100.
Первые попытки раскрыть категориальное значение понятия "политическая жизнь общества" были предприняты в отечественной литературе в 1970 -1990-е годы. Однако в этих работах политическая жизнь определялась в духе истматовской философской традиции предельно широко как " совокупность отношений" или "сфера общественной жизни", субъектами которых выступают классы или иные социальные субъекты1. Между тем требовалось определить пространственные рамки, специфику и структуру политической жизни, охарактеризовать ее уровни и неразрывную связь с развитостью гражданского общества и демократических институтов (многопартийностью, свободными вы
борами, независимой прессой, легальной оппозицией и т.п.). Этому мешала неразвитость политического категориального аппарата, отягощенность его догматизированными категориями. Определенный сдвиг в направлении деятельност-ной трактовки категории "политическая жизнь" и рассмотрения не абстрактных "социальных сил", а деятельности многообразных институтов, групп и индивидов, произошел в 1990-е годы. В качестве примера можно привести статью И.М.Чудиновой (1994)1, где выделены три уровня политической жизни: институциональный, представительный и индивидуальный, и отмечена особенность последнего уровня - "спонтанность и стихийность ее (политической жизни - B.C.) проявления" . На специфическое значение категории "политическая жизнь" в качестве методологического инструмента для измерения человеческой (поведенческой) составляющей современной политики обратил внимание А.И.Демидов, подчеркнув такие ее характеристики, как динамичность, непредсказуемость, незапрограммированность3.
В западной политологии интерес
к политической жизни как специфической
поведенческой стороне
1 Чудинова И.М. Политическая жизнь // Социально-политический журнал. 1994. № 11 - 12. С. 66 - 75.2 Там же. С. 72.3 Демидов А. И . Категория "политическая жизнь" как инструмент человеческого измерения политики // Полис. 2002. №3. с. 156- 162.4 Easton D.A. Framework for Political Analysis. N.Y. Prentice-Hall. 1965. P. 23,49.
Основываясь на признаках, которые были разработаны в отечественной и зарубежной литературе, попытаемся рассмотреть содержание категории "политическая жизнь", сформулировать определение и показать ее значение для изучения проблемы взаимосвязей . Прежде всего, как нам представляется, целесообразно определить пространственно-временные параметры политической жизни. В этой связи заслуживает внимания подход Н.А.Косолапова, который пишет: "Политическая жизнь осуществляется внутри некоторой социальной
системы или в отношениях между такими системами"1. Следовательно, можно говорить о двух типах политической жизни: а) внутриобщественной; б) международной. На наш взгляд, пространство политической жизни в обществе как отдельном социуме (обладающим такими признаками, как территория, собственная легитимная система управления и социокультурная идентичность, основанная на общем согласии относительно базовых ценностей ) должно пониматься как в физическом смысле, т.е. в качестве территории, на которую распространяется государственный суверенитет и которая реально контролируется государством, так и в качестве социально-политического пространства, включающего разграничения между уровнями, гражданским обществом и государством.
Прежде всего мы будем исходить из того, что границы эти подвижны и зависят от ситуации и точки зрения исследователя (эту позицию обосновали еще М.Вебер и К.Манхейм). Сущность политической жизни - взаимодействия, связанные с распределением и осуществлением власти. Еще одной сущностной чертой рассматриваемой категории является спонтанность, имеющая смысловую связь со словом "жизнь". Жизнь в данном контексте надо понимать, разумеется, не в биологическом смысле (т.е. как модус существования, основанный на метаболизме, росте, размножении и т.д.), а в социальном, т.е. как политические отношения, проявляющиеся в свободной деятельности индивидов и групп, обладающих собственными убеждениями и интересами.
1 Косолапов H.A. Политико-психологический
анализ социально-
Специфика политической жизни
может быть охарактеризована как
в аспекте ее структуры, так и
особенностей функционирования. Она
воспроизводится через
На функционирование и воспроизводство политической жизни оказывают влияния массовые коммуникации, происходящие как внутри общества, так и через его внешние границы. Наличие развитой политической жизни положительно коррелируется с открытостью политической системы, характеризует степень ее подверженности внешним влияниям (откликаемости общественности на зарубежные события, открытости для информационных воздействий, возможности сравнений образов жизни, заражаемости и готовности к подражанию чужестранным событиям или образцам). Благодаря этому в политическом процессе существенную роль играет не только прямая ("сверху вниз"), но и обратная ("снизу вверх") связь, а также имеющие внешнее происхождение им' Бжезинский 3. Большой провал. Агония коммунизма // Квинтэссенция: Филос. альманах. М.: Политиздат, 1990. С.265.
2 Пайпс Р. Россия при старом режиме. M.: Независимая газета, 1993. С. 406-407.3 Хайек Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. М.: Новости, 1992. С. 20-21.
только параметром политической
жизни, как считают некоторые
авторы, но и, по нашему мнению, ее решающим
условием. Можно согласиться с
утверждениями ряда западных политологов
о невозможности политической жизни
при жестких авторитарно-
пульсы, ставящие под давлением общественности или массовых требований в политическую повестку дня проблемы, требующие принятия государственных решений. Все это ведет к "доместификации" (по выражению Паалберга)1 внешнеполитического процесса - тенденции, которая неоднозначно оценивается теоретиками и практиками. Среди бюрократов-управленцев и профессионалов-дипломатов, например, преобладает тенденция "деполитизировать внешнюю политику", т.е. отделить политический курс (policy) от политической жизни (politics), избавив ее от вмешательства общественности и политических кампаний . Наличие политической жизни постоянно выдвигает в центр политического анализа проблему: какие соображения - внутри- или внешнеполитические -оказывают главное воздействие при формировании государственной политики?
1 Paarlberg R. The Domestification of American Foreign Policy // Public Policy. 1970. Vol. 18. № 2. P. 245 - 264.2 Стремление поставить управленцев вне "политики", которая якобы контрпродуктивно влияет на проведение политико-управленческого курса, получило название "Depoliticizing Politics". Selected American and Legal terms. 7th ed. By W. J. Raymoud-Branswick, 1978.127 p.3 См.: Keohane R., Nye G. Transnational Relations and World Politics: Harvard University Press, 1972.
Связь политической жизни со структурами гражданского общества, относительно высокая степень ее открытости в определенной мере распространяется и на государственный уровень, где помимо формальных всегда имеются также неформальные структуры и отношения - элементы гражданского общества на межличностном или даже межгрупповом уровне. В этой связи представляет интерес широко известная работа Г.Аллисона о роли "внутригосударственной игры" в правительственном аппарате при формировании внешней политики и концепция трансправительственных связей, изложенная в книге Р.Кеохейна и Д.Ная3. Итак, можно в качестве исходного предложить следующее определение внутриобщественной политической жизни: политическая жизнь - совокупность отношений и взаимодействий (в форме сотрудничества, соперничества или конфликта) между основными субъектами (акторами) политики , стремящимися использовать власть для реализации своих интересов. Ядро политической жизни составляют самостоятельная деятельность акторов и многообразная сеть взаимодействий между ними. Поэтому политическая жизнь
Информация о работе Взаимосвязь внешней и внутренней политики