Роль государства в процессе модернизации информационного общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 19:19, курсовая работа

Описание

Информационное общество отличается от общества, в котором доминируют традиционная промышленность и сфера услуг тем, что информация, знания, информационные услуги, и все отрасли, связанные с их производством (телекоммуникационная, компьютерная, телевизионная) растут более быстрыми темпами, являются источником новых рабочих мест, становятся доминирующими в экономическом развитии. Для того, чтобы оценить этот процесс количественно, необходимо иметь соответствующие статистические данные. Однако здесь имеются серьезные трудности, поскольку статистическая система инерционна, вводит новые показатели измерений с неизбежным запаздыванием.

Содержание

Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1 Глава. Теоретические аспекты исследования информационного общества
1.1 Проблемы информационного общества…………………………………….6
1.2 Защита персональных данных……………………………………………...10
1.3 Формирование моделей информационного общества в процессе модернизации и выбор пути России в эпоху глобального развития………...11
2 Глава. Роль государства в процессе модернизации информационного общества и перестройки политического пространства
2.1 Государственная стратегия развития информационного общества в России…………………………………………………………………………….14
2.2 Проблемы развития электронного правительства в России………………23
3 Глава. Предоставление электронных услуг населению как способ ухода от коррупции на Северном Кавказе
3.1 Коррупция на Северном Кавказе — угроза национальной безопасности……………………………………………………………………..27
3.2 Оптимистичная модель коррупционного поведения чиновников на Северном Кавказе………………………………………………………………..32
3.3 Системность коррупции……………………………………………………..34
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы……………………

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа по конфликтологии (3)(2).doc

— 183.50 Кб (Скачать документ)

     Роль  государства в процессе модернизации состоит в гарантировании решения  социально-экономических проблем, ради которого она и предпринимается. При этом государство имеет конечный ресурс воздействия на различные  сферы общественной жизни, то есть не может управлять всем и вся. Конечность государственных ресурсов – первый фактор, определяющий место государства в процессе модернизации. Вторым является ответственность. Государство призвано быть организатором процесса модернизации, решать, каким образом могут и должны быть модернизированы отдельные сферы общественной жизни. Его основной задачей следует считать установление справедливых правил и заключение соответствующего общественного договора. Иначе говоря, речь идет об обеспечении адекватной законодательной и нормативной базы для всего комплекса социально-экономических отношений. «С законами государства, – писал Т. Гоббс, – дело обстоит точно так же, как с законами игры. Все, о чем договорились все игроки, не является несправедливостью по отношению к кому бы то ни было из них».[10]

     Сегодняшние государственные программы, направленные на модернизацию, предполагают создание оазиса «информационной демократии», что послужит демократизации доступа  к информации, росту креативного  потенциала страны и укреплению позиций в мировом общественном мнении.

     Решение другой часто обсуждаемой дилеммы  модернизации состоит в создании монопольных факторов в мировом  масштабе, т.е. в таком использовании  особенностей экономики, территории, общества, которое позволит занять эксклюзивные ниши в системе глобального спроса.

     В числе таких ниш могут быть новая энергетика, трансконтинентальный скоростной транзит, экологически ориентированное  сельское хозяйство, информационные технологии (построение общества информационной демократии), гуманитарные технологии. Одна из предпосылок формирования монопольных факторов в мировом масштабе – преимущественная ориентация на элементы будущего технологического уклада, т.е. на новые (не исчерпавшие себя) точки роста: продление активной жизни человека (live technologies), альтернативная энергетика, альтернативная урбанизация и многие другие. [11]

     Одной из составляющих модернизационного  процесса является и создание информационного  общества. Повсеместное развитие информационно-коммуникационных технологий отразилось на современных правоотношениях путем их модификации и появления новых правовых институтов.

     На  современном этапе развития осуществляется перестройка политического пространства, связанная с переходом к информационному  обществу и изменением места коммуникации в политической сфере. СМИ являются не просто фактором распространения и обмена информации, а формой организации массовых информационно-коммуникативных процессов, что в свою очередь задает соответствующий характер протекающим в обществе политическим процессам. Массовая коммуникация все больше превращается из подчиненного элемента в системе политики в создателя политической реальности. Сегодня информация превратилась в инструмент власти, который используется как товар, а последние достижения в области информационных технологий делают его структурным элементом стратегии государства. Если использовать мысль Джона Дьюи, то можно сказать, что коммуникация в политике становится не просто условием информационных обменов власти и общества, а превращается в саму политику. [12]

     Современное информационное государство должно быть организовано по модели живого организма, где знания и информация становятся ведущим фактором развития. Общественное богатство все чаще ассоциируется  сегодня с обладанием информацией, и уже сейчас «знаниеемкие» отрасли управления (образование, здравоохранение, исследовательские разработки, финансы, страхование и пр.) обнаруживают самые высокие темпы роста занятости и валового продукта.

     Информационное  государство не сможет выполнять  свою регулирующую функцию без помощи гражданского общества. Полностью справиться с проблемами управления в информационном обществе смогут только объединенные усилия государства, гражданского общества и бизнеса (корпораций). Лидирующая роль информационного государства в организации этих трех управленческих факторов должна обеспечить ему будущее развитие в условиях информационной революции.

     Другими словами, информационное государство  должно взять на себя инициативу в  объединении и консолидации гражданского общества и корпораций… Само информационное государство как центр принятия решений должно представлять собой систему консолидации политической власти, функционального представительства и общественных организаций.[13]

     Развитие  информационных и телекоммуникационных технологий, их внедрение во все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства, помимо бесспорных положительных моментов для перехода к информационному обществу, поднимают проблемы обеспечения информационной безопасности.

     Возникла  очевидная необходимость правового регулирования целого ряда вопросов, касающихся использования Интернета в противоправных целях, особенно в террористических и экстремистских, что является проблемой международного масштаба. Формирующееся информационное общество выдвигает новые требования к обеспечению национальной безопасности, которая определяется в значительной мере защитой интересов личности, общества и государства в информационной сфере.[14] Составляющими обеспечения государственной безопасности являются государственная система защиты информации, система защиты государственной тайны и системы сертификации средств защиты информации.

     Крайне  актуальной в таких условиях становится разработка современного, учитывающего мировой опыт документа об информационной безопасности в условиях формирования информационного общества. [15]

     Формирование  информационного общества должно сопровождаться мерами по интеграции страны в международное  информационное сообщество, в частности  гармонизацией законодательства с  международными правовыми системами, обеспечением взаимодействия информационных систем с их зарубежными аналогами. Следует создать благоприятные условия для формирования единого инновационного и информационного пространства на международном уровне на базе общего рынка информации, товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. [16]

     Сотрудничество  на международном уровне должно быть направлено на повышение уровня защиты интеллектуальной собственности, совершенствование  технических и юридических средств  контроля за ее использованием в компьютерных сетях.

     «Информационный взрыв» и расцвет связей с общественностью  в последние годы не могли обойти стороной сферу международных отношений. Более того, именно здесь особенно проявляются глобальные аспекты  и последствия этого феномена – начало становления единого Всемирного информационного общества и массового внедрения информационных технологий в международное общение. [17]

     Таким образом, создание информационного  общества, общества-модерна является одной из важнейших, первичных задач  современного государства. Это необходимо не только для развития государственных институтов, социализации человека и создания гражданского общества, но и для укрепления позиций государства на международной арене, интеграции в мировое сообщество.

     Россия  находится в самом начале формирования информационного общества, однако жизнь уже очень серьёзно изменилась по сравнению с тем, что было 20 или даже 10 лет тому назад. Причём, речь здесь идёт в данном случае не об изменениях социально-политического характера. Резко возросло количество людей, занятых в секторе информации (производство, хранение, передача данных). Производство материальных благ становится всё более информационно ёмким. В себе стоимости продукции всё большую долю составляют информационные и маркетинговые затраты .

    Стратегия развития информационного общества в России на период до 2015 г. утверждена Президентом страны еще в феврале 2008 г. [18] Однако план реализации этой Стратегии до сих пор не согласован и не введен в действие. В соответствии с указанной стратегией Д.А. Медведев в своём Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в ноябре 2009 г. вновь подтвердил, а также развил и конкретизировал цели развития информационного общества в Российской Федерации, определённые в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на период до 2015 г. Он заявил о необходимости «всесторонней модернизации» России: «Вместо примитивного сырьевого хозяйства мы создадим умную экономику, производящую уникальные знания, новые вещи и технологии, полезные людям».

     Экспертная  оценка содержания проекта этого  плана, выполненная специалистами  РАН в апреле2008 г., показала, что  он представляет собой набор фрагментарных  мероприятий, слабо между собою связанных и не нацеленных на достижение заданных в Стратегии контрольных значений показателей развития информационного общества к 2015 г. Механизмы и этапы достижения этих значений в плане не показаны. Это особенно тревожно, поскольку многие показатели Стратегии достижимы лишь при очень интенсивной их реализации. Сроки выполнения ряда мероприятий плана неоправданно затянуты и содержат лишь подготовку докладов в Правительство по отдельным вопросам, а не проведение самих мероприятий.

Практически полностью отсутствует в плане  кадровая составляющая. Кроме переподготовки учителей информатики и модернизации программ обучения информатике в школах, никаких других мероприятий в нем не предусмотрено. В тоже время страна испытывает острый недостаток специалистов в области информатизации общества и развития информационного сектора экономики. Отсутствует в плане и раздел, направленный на создание экономических стимулов развития информационного общества в России. Не предусмотрена корректировка действующих региональных и ведомственных программ информатизации с целью их согласования с основными положениями Стратегии развития информационного общества и заданными в ней контрольными значениями показателей. В то же время план содержит целый ряд мероприятий ведомственного характера, напрямую несвязанных с реализацией Стратегии развития информационного общества в России.

     В сфере науки и образования. Несмотря на принимаемые государством меры по повышению уровня оплаты труда научных работников и преподавателей, все еще остается острой проблема преемственности поколений в науке и образовании, сфере высоких технологий. Необходимо также остановить дальнейшее снижение уровня общей образованности российского общества. По данным Минобрнауки РФ, четверть выпускников общеобразовательных школ в 2008 г. Показали неудовлетворительную подготовку по математике. Качество государственных образовательных стандартов и учебников в школах во многом не отвечает современным требованиям, особенно в области базовых дисциплин (математики, физики, русского языка и литературы, истории, информатики).

     Содержание  российского образования в целом  еще не ориентировано на новые условия существования человека в информационном обществе, а социальные аспекты информатизации общества, в том числе проблемы информационной безопасности, в системе образования практически не изучаются. Не развернуты работы по формированию новой информационной культуры личности и общества, адекватной современным требованиям. Отсутствует ясное понимание закономерностей влияния ИКТ на качество образования, подкрепленное соответствующими индикаторами и системой мониторинга.

1) В социальной сфере общества. Сохраняется значительное неравенство в доступе к информации и современным ИКТ различных групп населения и регионов, которое является важным фактором, тормозящим социально-экономическое развитие российского общества и повышение качества жизни населения. Формирование единого информационного пространства страны происходит медленно и не компенсирует «цифрового неравенства», существующего сегодня между отдельными социальными и региональными группами населения. Это усиливает социальное расслоение общества и является одной из угроз для национальной безопасности.

2) В области государственной политики обеспечения информационной безопасности. Для координации совместных действий государства, бизнеса и гражданского общества в области информационной безопасности представляется необходимым разработать Стратегию обеспечения информационной безопасности России на период до 2020 г., в которой должны быть определены приоритетные цели, задачи и контрольные показатели мер противодействия информационным угрозам. Стратегия должна предусматривать организацию системного мониторинга ситуации в сфере информационной безопасности и подготовку ежегодного Национального доклада правительства России по этой проблеме Президенту России Совету безопасности РФ.

Информация о работе Роль государства в процессе модернизации информационного общества