Сущность государства и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание

Изучение и познание государства всегда являлось актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это сложный закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

Содержание

Введение
Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства
Учения о сущности и назначении современного государства
Определение государства: единство и различие в подходах
Признаки современного государства и их характеристика
Проблемы международного признания государства
Основные функции современного государства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Сущность го-ва и его роль в обществе.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Курсовая работа 

По дисциплине 

«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА  И ПРАВА 

Сущность государства  и его роль в обществе 
 

План 
 

Введение 

Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства 

Учения о сущности и назначении современного государства 

Определение государства: единство и различие в подходах 

Признаки современного государства и их характеристика 

Проблемы международного признания государства 

Основные функции  современного государства 

Заключение 

Список литературы 
 

Введение 
 

Изучение и  познание государства всегда являлось актуальной и насущной темой в  любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с  происхождением и историей развития государства. Формирование государства это сложный закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами. 

Как известно, в  истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество государств. В настоящее время  процесс возникновения новых  государств не завершился. Одни государства  распадаются, а другие государства  создаются. 

Таким образом, проблема появления государства не решена до конца. Могут зародиться новые причины и формы такого возникновения. 

Процессы возникновения, распада и объединения государств приводят к изменению их функций  – а именно характеристик того, как и что «делает» государство. 

Государство это  сложная политическая организация  со своим социально-экономическим  укладом, традициями и культурой. Деятельность государства многогранна, она охватывает все стороны общественной жизни. 

Цель этой курсовой работы - наиболее полно раскрыть понятие государства, его сущность и назначение. 

Для достижение этой цели нужно выполнить следующие  задачи: 

- рассмотреть  государство с исторической точки  зрения, а именно его зарождение  и эволюцию. 

- выделить признаки  государства; 

- рассмотреть  основные проблемы признания государства; 

- рассмотреть  основные функции Российского  государства 
 

Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства 

Правильное понимание  любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Такой исторический подход необходим для познания и уяснения сущности государства. 

Государство существовало не извечно, а появились на определенной ступени развития человечества. Рассмотрим подробнее как оно зарождалось. 

Ранние формы  объединения предков современного человека - архантропов и палеоантропов - были связаны с неупорядоченными (временными) семейно-родовыми связями, с необходимостью защиты от внешней среды и совместного добывания пищи. Такими формами могли быть и отдельные "семьи", но наиболее известны группы, образующие первобытное стадо, возникшее уже среди охотников донеандертальской культуры. Эти формы связаны с применением примитивных орудий, которыми служили грубо обработанные палки, колья, камни. Только спустя тысячелетия первобытные люди научились делать своими руками более совершенные орудия. В это время возникают более устойчивые формы общего труда и тесных связей между людьми, появляется первобытная родовая община, т.е. совокупность родственников, ставшая основной общественной ячейкой первобытного человека. Прежние "дородовые" объединения не были устойчивыми. Они не могли обеспечить условий сохранения и развития человека как биологического вида. Преемственность поколений не могла быть осознана и закреплена без создания рода как наиболее устойчивой формы естественной связи между предками и потомками первобытного человека. 

Важнейшее значение имел род как устойчивая форма общежития и для развития первобытного производства. Экономика первобытной общины базировалась на низком уровне развития производительных сил. 

Возникший кровнородственный  принцип объединения первобытной  общины был в те времена единственно возможной, естественной формой связи людей. Происхождение ребенка от матери было наиболее очевидным признаком родовой связи, а забота о детях, домашнем очаге возвышала роль женщины в роде. Поэтому в первобытной общине роль женщины часто бывала ведущей, а род у многих предков современных народов строился на основе матриархата. 

Общая собственность  на продукты производства и социальное единство внутри родовой общины порождали  и соответственные им формы организации  общественной власти и управления делами общины. 

В осуществлении  общественной власти участвовали все  взрослые члены рода, как мужчины, так и женщины. Все важные общие  дела, касающиеся всего рода, решались общим собранием. Собрание избирало старейшину, совет старейшин, военных  вождей, предводителей охоты, которые управляли повседневной жизнью родовой общины. Власть старейшин и вождей базировалась исключительно на авторитете, на глубоком уважении членов рода к старшим, их опыту, мудрости, храбрости охотников, воинов. Споры между членами общины разрешались теми, кого они касались. Принуждение было сравнительно редким явлением. Оно состояло обычно в наложении обязанностей за провинность. Крайней формой было изгнание из общины. Род давал защиту всем своим членам от внешних врагов, как своей военной силой, так и глубоко укоренившимся обычаем кровной мести за смерть сородича. 

Все эти функции  общественной власти не требовали существования  особого аппарата управления. Они  осуществлялись самими членами рода. Не было и особого аппарата принуждения, ведения войн. Вооруженную силу составляли все мужчины, способные носить оружие. 

Все это позволяет  характеризовать общественную власть при родовом строе как первобытную  общинную демократию. 

На поздних  стадиях существования родового строя начался процесс отпочкования новых родовых общин от первоначальных, происходило деление крупных родов на мелкие роды или большие семьи. Связи между ними сохранялись в виде более крупных образований - братств (фратрий) и племен. Развитие племенных объединений совпало с началом разложения первобытнообщинного строя. Племя, как правило, имело свою территорию, свое имя, язык или диалект однородной основы с языком объединившихся племен, общие для племени религиозные и бытовые обряды. Организация племенной власти основывалась на началах родоплеменной демократии: племенной совет, состоявший из верховных вождей (старейшин) родов, входящих в состав племени, и военного вождя племени. Все они избирались соплеменниками. 

Развитие общественного  производства не могло остановиться на первобытном уровне. Следующий эволюционный этап, связанный с ухудшением климатических условий на планете, всеобщим оледенением, характеризуется переходом от присваивающего хозяйства (охота, рыболовство, собирание плодов) к производящему - скотоводству и плужному (пахотному) земледелию. Главным последствием неолитической революции явился рост богатства: земледелие и скотоводство позволяли получить избыток продукта (прибавочный продукт), которого не могло обеспечить присваивающее хозяйство. На этой основе возник регулярный обмен продуктами между племенами, дававший возможность накопления новых богатств, которые ранее при натуральном хозяйстве были недоступны. 

Одним из важнейших  общественных условий перехода от родового строя с его общественной властью  к государству становится возросшее значение войн и военной организации племен в период становления раннеземледельческих и раннефеодальных обществ. В связи с ростом общественного богатства войны между племенами велись в основном с целью грабежа и сделались средством постоянного обогащения за счет захвата скота, иного имущества и рабов, поэтому важное место занимали и воинские функции, выполнение которых приводило к делению на военных вождей, начальников дружин и простых воинов. 

Военный быт  способствовал объединению родственных племен в единый народ. Это, в свою очередь, вело к узурпации одним из военных вождей (царей) наиболее сильного племени власти вождей других племен. Так произошло становление государственности в Древнем Египте, Аккаде, у скифов, у племен майя и инков в Месоамерике. Поэтому можно говорить о том, что войны и усиление военной организации влияли на характер власти племен, превращающихся в единый народ, способствовали формированию классов или иной стратификации общества, но и инициировали эти процессы 

Одновременно происходило формирование сословия жрецов, имевших большое духовное и культурное влияние на общество. Наконец, благодаря развитию торговли и ремесел возникли сословия (страты) купцов, ремесленников и градостроителей. 

Раннеземледельческие  общества были связаны с возникновением городов-государств (полисов). При этом основное земледельческое население попадало в зависимость от городских центров, в которых сосредоточивались не только ремесло и торговля, но и управленческая, военная и духовная знать. Поэтому наиболее древним видом социальной дифференциации общества явилось не деление на рабовладельцев и рабов, а социально-функциональная стратификация на неравноправные группы и слои общества. 

Существенное  влияние на процесс возникновения  государственности, особенно у наиболее древних народов, оказывала религия. Большую роль сыграла религия в объединении отдельных родов и племен в единые народы. В первобытном обществе каждый род поклонялся своим языческим богам, имел свой тотем (своего идола). В период объединения племен религиозные нормы содействовали укреплению власти "царей", базилевсов, верховных (часто военных) вождей. Династии новых властителей стремились объединить племена общими религиозными канонами. Такое значение имели Артхашастра в Древней Индии, культ Солнца и бога Осириса в Древнем Египте. 

Таким образом, признавая первостепенное значение производственного прогресса, а  также имущественной и социальной, в том числе классовой, дифференциации как причины преобразования первобытнообщинного  строя в цивилизованные общества и родоплеменной власти в государство, современная наука не может считать, что этими факторами исчерпываются условия и причины возникновения государства. К числу последних следует также отнести преобразование родовой общины в отдельные семьи и сельские общины, переход к территориальной организации населения, а также усиление войн и военной организации племен, влияние религии на объединение племен в единый народ и на укрепление верховной царской государственной власти. 

Учения о сущности и назначении современного государства 

Определение сущности государства составляет одну из важнейших  целей теории государства и права. Сущность государства – это смысл, главное звено, то, что определяет его содержание, назначение и функционирование. Таким главным, основополагающим в государстве являются власть, ее принадлежность, назначение и функционирование в обществе. 

История анализа  философской категории "сущность" насчитывает не одну тысячу лет, В  середине ХХ в. и позднее отдельные  философы вообще отрицали научную и познавательную ценность этой категории, видя в ней некую интеллектуальную конструкцию для классификации и систематизации явлений и фактов. В соответствии с философским осмыслением сущность - это закон бытия вещи. Без сущности вещь перестает быть собою. Только познание сущности во всех внешних формах ее проявления позволит составить адекватное научное представление о вещи. 

Познание сущности государства может осуществляться по таким внешним выражениям, как  форма правления, форма государственного устройства, государственный режим, государственный аппарат, государственный орган, функции государства и др. Именно на этих ступенях познания обнаруживают себя сущностные свойства государства. На этих ступенях (формы, функции и т.д.) сущность государства не всегда проявляется точно. Данная исходная методологическая, теоретико-познавательная позиция свидетельствует о том, что сущность государства - это государственная (политическая) власть. Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией). К какому бы типу, к какой исторической эпохе государства ни обратись - всегда будет властная, властвующая организация. 

<

Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе