Сущность государства и его роль в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 16:00, курсовая работа

Описание

Изучение и познание государства всегда являлось актуальной и насущной темой в любой период развития общества, на любом этапе развития человечества. Это связано, в первую очередь, с происхождением и историей развития государства. Формирование государства это сложный закономерный процесс, обусловленный как внутренним развитием общества, так и различными социально-экономическими, эколого-географическими, военно-политическими, культурно-историческими, нравственно-религиозными и другими обстоятельствами.

Содержание

Введение
Государственность как достижение человеческой цивилизации. Исторические трактовки государства
Учения о сущности и назначении современного государства
Определение государства: единство и различие в подходах
Признаки современного государства и их характеристика
Проблемы международного признания государства
Основные функции современного государства
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Сущность го-ва и его роль в обществе.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)

Государственная власть является разновидностью политической власти. Признаки государственной власти: 

1. Всеобъемлющий  характер (универсальность). Означает, что государственная власть распространяется  на всю территорию и на все  население государства, на всех  лиц, находящихся на этой территории. 

2. Государственная  власть имеет возможность законно  применять принуждение. 

3. Прерогатива  государственной власти. Означает, что государственная власть может  разрешить, приостановить, запретить,  признать ничтожным проявление  любой иной власти на своей территории. 

4. Структурированность  государственной власти. Государственная  власть проявляется вовне в  виде особого аппарата, в котором  все органы связаны между собой  иерархической соподчиненностью. Это  внешняя сторона структурированности. Кроме этого, каждый орган имеет определенную жесткую структуру: состоит из органов и должностных лиц, связанных между собой иерархической соподчиненностью. Это внутренняя структура органов государства означает внутреннюю сторону структурированности государственной власти. 

5. Государственная  власть имеет особые каналы  для передачи своих велений,  которых нет у иных властей  (право, законодательство) и особые  средства воздействия на население,  которых нет у иных властей  (систему исправительных учреждений, милицию, внутренние войска и т. д.). 

6. Государственная  власть - всегда авторитет. Авторитет  определяется различными факторами,  чаще всего - это насилие, принуждение,  но может быть и подлинный  авторитет. 

7. Государственная  власть связана с правом, она обладает монополией на правотворческую деятельность, а право - самый эффективный регулятор общественных отношений. 

Структуру государственной  власти составляют: 

1. Субъект (государство  в лице его органов); 

2. Объект (подвластные,  население государства); 

3. Властеотношения  (отношения между субъектом и  объектом по поводу власти, в  которых государство проводит  в жизнь свою волю). 

Государственная власть имеет свои достоинства и  недостатки. Достоинством является, прежде всего, то, что она способна управлять обществом, вносить в него начала организованности и упорядоченности. Это достигается, прежде всего, за счет таких качеств государственной власти, как всеобъемлющий характер (универсальность) и прерогатива. Эти качества являются достоинствами государственной власти. Однако прерогатива может расцениваться как недостаток, т. к. именно благодаря ей государство может монополизировать все сферы управления обществом. Государственная власть всегда стремится к абсолютизации, централизации, что и является ее недостатком. 

В отличие от других видов социальной власти государственная  власть является: 

-аппаратной (имеет  механизм осуществления), 

-суверенной (не  зависит от иной власти), 

-легитимной (опирается  на закон). 

Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им для самоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате. Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том, что она воплощается именно в чиновниках, т.е. в профессиональном сословии (разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения (государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственная власть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию. 

2) Территориальная  организация населения – это  разделение населения по территориальному  принципу. Государство всегда связано  с определенной территорией, на  которой проживает подвластное  ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы. 

В догосударственном  обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел, строго определенной территории, перемещался с одного места на другое. В государственно-организованном обществе кровнородственный принцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принцип его территориальной организации. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт — подданство или гражданство. С территориальной организацией населения сопряжено не только возникновение государства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают. 

В условиях государства  появляется территориальное разделение жителей. Сама система государственной  власти строится на основе соответствующего политико-территориального деления, которое, в свою очередь, организуется государством, чтобы его граждане могли осуществлять свои права и обязанности по месту своего жительства. Иными словами, благодаря этому признаку государственная власть может легко найти любого подданного и потребовать от него выполнения своих общественных обязанностей. 

3) Наличие аппарата  принуждения, наряду с аппаратом  власти и управления. Это особые  отряды вооруженных людей: армия,  полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п. 

4) Государственная  казна, с существованием которой  связаны такие явления как  налоги (учрежденные публичной властью  поборы с населения, взыскиваемые  принудительно в установленных  размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование. 
 

Проблемы международного признания государства 
 

Акт признания  нового государства (в широком понимании этого термина) есть одновременно и признание его правительства, поскольку он неизбежно адресуется ему. 

Другой случай необходимости признания правительства  — приход к власти в существующем государстве нового правительства так называемым неконституционным путем. 

В обоих случаях  признание означает, что признающее государство рассматривает иностранное  правительство как орган, самостоятельно осуществляющий власть на территории данного государства и представляющий это государство в международных отношениях. В конечном счете это ведет к нормализации взаимоотношений между заинтересованными государствами в рамках международно-правовых предписаний. 

Однако смена  правительства в существующем и  признанном государстве так называемым неконституционным путем, т.е. путем внутригосударственного переворота, будучи в принципе делом внутренней компетенции данного государства, тем не менее может породить существенные трудности в деле поддержания с ним межгосударственных отношений. Поэтому история знает две формы признания таких правительств. 

Признание правительств, будучи юридическим, международно-правовым актом, может даваться как признание  де-юре, т.е. являться полным и окончательным, так и в качестве признания  де-факто, т.е. исходящего из фактической ситуации, которая, по мнению признающего государства, способна измениться в силу непрочности или недостаточной эффективности нового правительства в момент его признания де-факто. Признание де-юре означает, следовательно, готовность поддерживать с государством в лице признаваемого правительства нормальные международно-правовые отношения в полном объеме. Признание де-факто имеет, как правило, временный характер. Оно может быть либо взято обратно, либо перейти в признание де-юре. Поэтому взаимоотношения с государством в лице его правительства, признаваемого де-факто, поддерживаются лишь в ограниченных, взаимно согласованных сферах. 
 

Основные функции  современного государства 
 

Функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Функция всегда направлена на реализацию стоящих перед государством задач и связана с социальной ролью государства, его местом в политической системе общества. Само содержание функции, таким образом, непосредственно связано с реализацией задач, которые государство решает на том или ином этапе своего исторического развития. 

В зависимости  от различных критериев, функции  можно классифицировать на основные и не основные, постоянные и временные (осуществляемые в определенных условиях), внутренние и внешние, а также на функции, выделяемые в зависимости от сфер общественной жизни, на которые воздействует государство (экономика, политика, культура, экология и т.д.). 

К основным функциям относятся важнейшие, существенно значимые направления деятельности государства. Именно в них находят реализацию главные (приоритетные) цели и задачи государства, проявляется его сущность и роль в политической системе общества. Как правило, основные функции наиболее устойчивы и стабильны. 

Осуществление внутренних функций связано с  решением внутригосударственных проблем. Внешние функции государства  затрагивают его внешнеполитическую деятельность, иными словами, сферу  межгосударственных взаимоотношений. 

К внутренним функциям современного Российского государства относятся следующие. 

Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка - это деятельность государства, направленная на защиту интересов  личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, криминалом. 

Экономическая функция государства заключается  в выработке и государственной  координации основных направлений  экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д. 

Функция налогообложения  выступает самостоятельной основной функцией современного Российского  государства, ибо налог все больше становится главным методом новой  системы управления, универсальным  регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Думается, далеко не случайно создана целая система государственных органов, призванных эту функцию осуществлять (налоговые инспекции, налоговая полиция и т.п.), принимается специальное законодательство (Налоговый кодекс РФ и другие нормативные акты в сфере налогового законодательства). 

Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для  общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего, речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п. 

Экологическая функция – это развивающееся  направление деятельности современного Российского государства, связанное  с обострением экологической  ситуации в мире и в стране. Она  выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. 

Культурная функция  призвана поднять культурный и образовательный  уровень граждан, свойственный цивилизованному  обществу, создать условия их участия  в культурной жизни общества, пользования  соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня ее содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования. 

Внешние функции  государства тесно связаны с  внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. 

Информация о работе Сущность государства и его роль в обществе