Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 23:23, контрольная работа

Описание

труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти.

Содержание

Содержание, понятие, сущность экономической категории труда.
Роль труда в развитии человека и общества.
Понятие содержания характера труда и функций.
Понятие и структура трудовых ресурсов.
Понятие персонала и трудового потенциала.

Работа состоит из  1 файл

Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы.docx

— 170.84 Кб (Скачать документ)

    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Контролируемая самостоятельная работа 
на тему:  "Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы." 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 

   МИНСК, 2010 г. 

 

   Содержание

   Сущность  и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы.

  1. Содержание, понятие, сущность экономической категории труда.
  2. Роль труда в развитии человека и общества.
  3. Понятие содержания характера труда и функций.
  4. Понятие и структура трудовых ресурсов.
  5. Понятие персонала и трудового потенциала.

 

Сущность  и роль труда в  обществе. Трудовые ресурсы.

 
  1. Содержание, понятие, сущность экономической  категории труда.

   ПОНЯТИЕ 

   По  Марксу:

   «труд есть прежде всего процесс, совершающейся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Для того, чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силе и подчиняет игру этих сил своей собственной власти» 

   Экономикс Макконелла и Брю:

   «труд - физические и умственные способности (усилия) людей, которые могут быть употреблены на производство товаров  и услуг» 

   Википедия:

   «труд - целесообразная, формально материальная (прямо-фиксируемый - физический труд) и нематериальная (косвенно-фиксируемый - умственный труд), орудийная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества» 

   СОДЕРЖАНИЕ  И СУЩНОСТЬ 

   Содержание  – это то, что отличает изучаемый  предмет от остальных.

   Сущность  – это всё то, что остается в изучаемом предмете неизменным не смотря на внешние перемены, условия, отношения и т.д.

   Содержание  и сущность экономической категории  «труд» взаимосвязаны, переплетаются  и поэтому их тяжело раскрыть в  отдельности друг от друга.

   В производстве необходимых средств  существования люди воздействуют на природу. Производство поэтому есть отношение людей к природе. Однако воздействуя на природу, они оказывают соответствующее воздействие друг на друга, вступая в определенное отношения. Те отношения, которые обусловлены требованиями хозяйственной практики принято называть производственными, то есть экономическими отношениями, именно эти отношения изучает экономическая теория. В центре любого производственного процесса стоит труд. Само производство можно характеризовать как систему трудовых процессов, необходимых для изготовления данного рода материальных благ или услуг, предоставленных отдельными лицами или организациям.

   Кроме того, даже самый примитивный труд первобытного человека всегда протекал при поддержке, взаимодействии с  другими людьми. Поэтому уже в  этом скрывалось общественное содержание трудовой деятельности. Все это говорит  о том, что процесс труда и  сам труд является экономической  категорией, т.е. в нем всегда присутствует элемент экономических, производственных отношений. Человек является социальным существом благодаря тому, что  труд делает его органически спаянным в отношении с другими людьми не только настоящего, но и прошлого (когда опыт предшественников взят на вооружение) и будущего, когда  его результаты труда будут служить  в будущем и т.д. и т.п.

   В процессе целенаправленной трудовой деятельности человек (субъект труда) с помощью  созданных им орудий труда преобразует  предмет труда в необходимый  ему продукт. Продукт труда обусловлен спецификой предмета (материала), уровнем  развития орудий, целью и способом его осуществления. В цели продукт  труда существует до его создания в голове человека идеально. Хотя цель организует процесс труда, подчиняя волю действующего субъекта, однако главным  критерием развитости труда являются орудия труда. В них опредмечен (выражен в предметной вещественной форме) уровень развития материального производства, тип общественного разделения труда.

   При анализе содержания труда учитывается, что в процессе труда осуществляются следующие функции:

       -     логическая, связанная с определением цели и подготовкой системы необходимых трудовых операций;

       -      исполнительская — приведение средств труда в действие различными способами в зависимости от состояния производительных сил и непосредственное воздействие на предметы труда;

       -      регистрации и контроля — наблюдение за технологическим процессом, ходом выполнения намеченной программы;

       -      регулирования — корректировка, уточнение заданной программы.           

     Факторами, изменяющими содержание труда, служат развитие средств производства, научно-технический прогресс, преобразование техники и технологии производства.

 

  1. Роль  труда в развитии человека и общества.

   Труд  - это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую природную среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества.

   Любой процесс труда предполагает наличие  предмета труда, средства труда и  самого труда как деятельности по приданию предмету труда необходимых  человеку свойств.

   Предметы  труда - это все то, на что направлен труд, что претерпевает изменения для приобретения полезных свойств и удовлетворения тем самым человеческих потребностей.

   Средства  труда - это то, при помощи чего человек воздействует на предметы труда. К ним относятся машины, механизмы, инструменты, приспособления и другие орудия труда, а также здания и сооружения, создающие необходимые условия для эффективного использования этих орудий.

   Характер  труда отражает в основном его социальную сущность, по которой труд всегда является общественным. Однако общественный труд состоит из труда индивидов, а в различных общественно экономических формациях связь между индивидуальным и общественным трудом различна, что и определяет характер труда. Он выражает социально-экономический способ соединения работников со средствами труда, т.е. процесс взаимодействия человека с обществом и зависит от того, на кого человек работает. Характер труда определяется особенностями производственных отношений, при которых труд совершается, и выражает степень их развитости. Он отражает социально-экономическое положение трудящихся в общественном производстве, отношение между трудом всего обществ и трудом каждого отдельного работника.

   К показателям характера труда относится форма собственности, отношение работников к средствам производства и своему труду, распределительные отношения, степень социальных различий в процессе труда и др.

   Содержание  труда выражает распределение функций (исполнительских, регистрации и контроля, наблюдения, наладки и др.) на рабочем месте и определяется совокупностью выполняемых операций. Оно отражает производственно-техническую сторону труда, показывает уровень развития производительных сил, технических способов соединения личного и вещественного элементов производства, т.е. раскрывает труд прежде всего как процесс взаимодействия человека с природой, средствами труда в процессе трудовой деятельности.

   Разный  по содержанию труд требует от работников неодинакового уровня профессиональных знаний, разной степени участия в  управлении производственным процессом, различного уровня общей культуры, отражается на структуре его потребностей. В зависимости от различий в содержании труд классифицируется на:

  • творческий и репродуктивный (стереотипный),
  • физический и умственный,
  • простой и сложный,
  • исполнительный и организаторский (управленческий),
  • самоорганизованный и регламентированный.

   Отношение к труду характеризуется стремлением (или отсутствием стремления) человека максимально проявлять свои физические и духовные силы, использовать свой опыт и знание, способности достижения определенных количественных и качественных результатов труда.

   Объективные факторы выступают стимулами, внешними побудителями к трудовой деятельности, равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности; субъективные - мотивами, внутренними побудителями конкретной личности.

   Объективные факторы бывают общие и специфические.

   К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Например, характер производительных сил.

   Специфические факторы - это обстоятельства и условия конкретной трудовой деятельности: содержание труда, его производственные условия, организация и оплата, социально-психологический климат коллектива, система семейного и школьного воспитания, средства массовой информации и пропаганды, самостоятельность деятельности и степень участия в управлении.

   Оценка  труда - внутреннее состояние работника, вызванное его трудовой деятельностью, его удовлетворенностью окружающей производственной обстановкой (условиями, оплатой и нормированием труда, его содержанием).

   Роль  труда в развитии человека и общества проявляется в том, что в процессе труда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные  для удовлетворения потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают новые навыки, раскрывают свои способности, пополняют  и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение  в рождении новых идей, появлении  прогрессивных технологий, более  совершенных и высокопроизводительных орудий труда, новых видов продукции, материалов, энергии, которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей.

   Таким образом, следствием трудовой деятельности становится, с одной стороны, насыщение  рынка товарами, услугами, культурными  ценностями, с другой - процесс производства, появление новых потребностей и  их последующее удовлетворение.

   Развитие  и совершенствование производства благотворно сказывается на воспроизводстве  населения, повышении его материального  и культурного уровня.

   Трудовое  поведение - внешнее, мотивация и оценка - внутреннее проявление отношения к труду. Трудовое поведение работника характеризуется его социальной активностью.

   Социальная  активность - мера социальной преобразующей деятельности работников, основанной на осознании внутренней необходимости действий, цели которых определяются общественными потребностями. Она появляется в социальной деятельности, и соответственно трем ее формам различаются три основных вида социальной активности: трудовая, общественно-политическая и познавательно-творческая.

   Трудовая  активность - основной, определяющий вид социальной активности. Она выражается в вовлечении работника в общественное производство и постоянном росте производительности труда, степени реализации им своих физических и умственных возможностей, знаний, умений, способностей при выполнении конкретного вида трудовой деятельности.

   Познавательно - творческая активность проявляется в повышении общеобразовательного и квалификационного уровня, формировании личности пытливой, ищущей, утверждающей творческое начало во всех сферах жизни общества.

Информация о работе Сущность и роль труда в обществе. Трудовые ресурсы