Сущность правосознания и его роль в жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 22:58, курсовая работа

Описание

Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

Содержание

Введение 3
Основная часть 5
1 Сущность правосознания 5
2 Правосознание и общество 13
Заключение 20
Глоссарий 22
Список использованных источников 25

Работа состоит из  1 файл

тгп курсовая работа.docx

— 64.78 Кб (Скачать документ)

     Основные данные о работе

Версия  шаблона 2.1
Филиал Чудовский
Вид работы Курсовая работа
Название  дисциплины Теория государства  и права
Тема Сущность правосознания  и его роль в жизни общества.
Фамилия студента Митрофанова
Имя студента Татьяна
Отчество  студента Владимировна
№ контракта 02206080109533

 

     Содержание

     Основные  данные о работе 1

     Содержание 2

     Введение 3

     Основная  часть 5

     1 Сущность правосознания 5

     2 Правосознание и общество 13

     Заключение 20

     Глоссарий 22

     Список  использованных источников 25

     Приложения 26

     Введение

     Для современной жизни характерно переплетение разнообразных интересов, потребностей отдельных людей и социальных групп, соответственно и различное  отношение людей к общественным явлениям, в том числе и к  юридической действительности. Одни сознательно выполняют предписания  правовых норм и законов, другие - так  или иначе (умышленно или неумышленно) - допускают отступление от них. Иными  словами, у людей, социальных групп  неодинаковое понимание и отношение  к юридической действительности (правовым нормам, юридически значимым действиям и так далее), то есть у них разное правосознание.

     Формирование  правосознания становится в XIX - XXI вв. процессом, продвигающим эволюцию общественного  сознания к новому уровню коллективного  разума. Ибо если вообще эволюция Homo sapiens (человека разумного) имеет своим  предназначением развитие духовного  начала в природе или самоорганизуется для этого, то нынешний всплеск правосознания  в общественном сознании - один из этапов этого развития.

     От  мифологического сознания к логическому, а от него к логико-правовому - так  можно определить основной вектор в  продвижении общественного сознания к дальнейшим рубежам и высотам.

     Правосознание, имея длительную историю становления  и развития, на определенных этапах знает свои взлеты и падения, эволюционные и революционные периоды. Оно  было отличительной чертой общественного  сознания древних римлян, когда торжествовало  римское право. Юридическое мировоззрение, которое при этом становилось  господствующим, охватывало не только бытовую сторону жизни римлян, но и сферу духовную. Языческие  боги римлян - это герои многих произведений искусства: они судятся, спорят, помогают или вредят людям. Они символы  тех или иных правовых течений, процессов, оценок, идеалов.

     Принципы  свободы, равенства, справедливости, гуманизма  обретали все более многообразные  и совершенные формы выражения  в правосознании, праве разных народов  и государств. Для буржуазного  общества характерной чертой является юридическое мировоззрение, которое  рассматривает право как первооснову, фундамент общественной жизни. Юридическому мировоззрению присущ формальный подход к анализу жизненных отношений  и институтов.

     В развитых государствах реализуются  принципы концепции "правового государства", "верховенства права", осуществляются права человека, получившие выражение  и закрепление в ряде актов  международного сообщества, и прежде всего во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте  об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международном пакте  о гражданских и политических правах (1966 г.).

     Чем дальше забирается человечество в неисповедимые  глубины прогресса, тем ярче проявляет  себя юридическая природа сознания, тем важнее становится этапная задача - следовать многим положениям, раскрытым  теорией права в правосознательной  сфере человеческого общежития.

     Правосознание - это совокупность идей, представлений, чувств, переживаний, выражающих отношение  людей к правовым явлениям общественной жизни (законам, законности, правомерному и неправомерному поведению, правам, обязанностям, правосудию).

     Основная  часть

     1 Сущность правосознания

     1.1 Понятие и функции правосознания

     Правосознание - это одна из форм, видов общественного  сознания. Специфика правосознания  по сравнению с другими видами общественного сознания (политическим, религиозным, нравственным) в том, что  в нем выражается отношение к  юридической действительности, и, что  характерно для правосознания, это  отношение передается через термины "права" и "обязанности". Прежде всего, какой должна быть мера правовой свободы, хорошо ли защищены субъективные права, какими они должны быть, какими должны быть юридические обязанности, т.е. в правовом долженствовании  с акцентом на меру юридических прав и обязанностей. Поэтому правосознание  можно определить как одну из форм, видов общественного сознания, в  котором выражается отношение людей  к юридической действительности, к правовой материи.

     В отечественной юридической литературе часто правосознание определяют как "отражение юридической действительности"1 , а в некоторых учебниках по юриспруденции даже просто как "отражение  норм права, законодательства". Правосознание  характеризуется отношением людей  не только к праву как совокупности официальных правил поведения, закрепленных государством, но и отношением к  реальному состоянию правопорядка, ко всем юридически значимым действиям, к тому, что происходит в правоприменительной  и правоохранительной деятельности: как правоохранительные органы и  судебная власть реагируют на правонарушения и преступность, т.е. отношением ко всей юридической материи права, не только к какому-то одному ее компоненту, но и ко всем юридическим явлениям.

     Отношение к юридической действительности выражается и в других формах общественного  сознания, так как все они взаимосвязаны  и взаимодействуют. Взаимодействуя друг с другом, формы общественного  сознания определяют цели и стандарты  поведения, в соответствии с которыми субъекты отношений должны соизмерять свои поступки. Особенно тесно взаимодействуют  правосознание и нравственное сознание. Нравственные ориентиры, представления  о добре, зле и справедливости пронизывают содержание правовых взглядов и во многих случаях лежат в  основе их формирования. Правосознание  также связано с политическим и религиозным сознанием. Те, кто  настроен статически, особо подчеркивают взаимосвязь правосознания с  политическим сознанием, рассматривая право как результат политической воли, другие - с религиозным сознанием. Например, известный русский религиозный  философ и юрист И. Ильин считал, что правосознание больше всего  связано с религиозным сознанием. Он писал, что "эстетический вкус сам  по себе не может претендовать на верховенство в вопросах правосознания; научное  мышление само по себе не в состоянии  направлять государственного деятеля; и даже совесть может оставить в некоторой беспомощности того, кто ведет борьбу за право. Одна религия  оказывается здесь в исключительном положении" 2.

     Из  вышесказанного можно сделать вывод, что правосознание теснейшим  образом связано с самой идеей  права. Правовые идеи о свободе личности, о социальном равенстве и справедливости всегда служили мерилом человеческого  поведения, и потом они получали законодательное признание цивилизованных государств. Правовое сознание генетически  и исторически предшествует всякому  позитивному праву, законотворческому  процессу. Осознание социальной ценности личности, его индивидуальных прав, их естественного характера - уже  говорит о том, что законодательство каждого государства, считающего себя демократическим, обязано признавать, соблюдать и гарантировать всеобщие основные права и свободы человека и гражданина.

     Правосознание характеризуется преемственностью. Из поколения в поколение могут  передаваться идеи, взгляды, представления  о праве. Возможно восприятие правовых идей, взглядов, выработанных другими  народами. Примером этого служит рецепция (заимствование) римского права в  Западной Европе, которая сыграла  здесь чрезвычайно важную роль в  развитии правовых систем. Римское  частное право с его развитыми  институтами и высокой школой юридического мышления стало многовековым ориентиром для правовых систем западных государств, которые стремились обеспечить индивидуальную свободу каждого  гражданина. Широкое распространение  оно получило благодаря тем естественно-правовым принципам, которые были заложены в  основу данной системы права. На новейшие законодательные акты многих европейских  государств наложили отпечаток романские  правовые традиции. Они имеют черты, которые были свойственны римскому частному праву: индивидуализм, светский характер, высокий уровень юридической  техники. Римскому частному праву посвящено  огромное количество научных трудов. Оно преподается в качестве обязательной дисциплины в юридических вузах.

     Правосознание оказывает обратное воздействие  на общественные отношения, выступает  как активная сила, способная влиять на процессы социальных изменений, ускорять или тормозить их. Например, в  первые годы советской власти революционеры  считали, что с прошлым покончено  навсегда. Значит, всякие юридические  традиции и все прошлое в области  юриспруденции было перечеркнуто, в  том числе и старые законы. Была выдвинута теория, что революционное  правосознание масс способно понять социальные потребности гораздо  лучше, чем кто-либо другой. А жизнь  показала, что это не так: долгие годы в нашей стране царили произвол и беззаконие. И наоборот, те страны, в которых есть богатые правовые традиции, высокий уровень правосознания  и правовой культуры, могут служит примером развитого механизма правового  регулирования, стабильности общества, уважения человека и его достоинства.

     Правосознание играет очень важную роль в механизме  правового регулирования общественных отношений, в обеспечении законности и правопорядка. Различные авторы по-разному выделяют и анализируют  функции правосознания в механизме  действия права3. Можно указать на следующие основные функции правосознания - познавательная (гносеологическая), оценочная  и регулятивная.

     Познавательная  функция правосознания выражается в совокупности правовых знаний относительно места и роли права в жизни  общества и каждой личности. Сумма  теоретических и практических знаний, выработанных человечеством в области  юриспруденции, дает основание глубже понять сущность и социальную природу  права, более основательно изучить  правовую действительность. Познавая юридическую действительность, граждане проявляют определенное отношение  к ней (оценочная функция правосознания).

     Важным  показателем или критерием оценочного характера правосознания является тот факт, что права и свободы  личности находятся в центре правовой идеологии государства. В первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления  прав человека и гражданина. Идея уважения прав и свобод человека и гражданина является конституционным принципом  и получает всеобщую поддержку со стороны населения.

     Содержание  правосознания обусловлено его  оценочным характером. Оно определяет прежде всего, какими должны быть действующие  нормы права, и с этой целью  соотносит их с реально существующими  общественными отношениями, интересами личности, ее нравственными представлениями. Далее правосознание устанавливает, являются ли действующие нормы права  должными нормами, то есть отвечают ли они тем или иным требованиям. И наконец, оно вырабатывает определенное отношение к соблюдению или несоблюдению действующих норм права. Результат  оценки субъектом своих действий в дальнейшем выступает как мотив  его поведения. Правосознание воплощает  взгляды, представления, убеждения  относительно сущности и характера  правовых институтов в обществе.

     Регулятивная  роль правосознания осуществляется и в процессе правотворческой  деятельности, и в процессе реализации права. При правотворческой деятельности компетентных органов правосознание, будучи непосредственным источником права, находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты этой деятельности. В процессе реализации права значительная часть людей  добросовестно и сознательно, в  силу своего внутреннего убеждения, исполняют предписания правовых норм, что как раз и свидетельствует  о регулирующей роли правосознания. Чем выше уровень правосознания, тем больше обеспеченность законности и правопорядка.

Информация о работе Сущность правосознания и его роль в жизни общества